✔ Минские «игры» новопосаженных князей киевских - «Общество»
Forster 18-10-2019, 20:07 193 Новости дня / Политика / Общество
ПОХОЖИЕ
19:37Министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко заявил, что если не удастся договориться по вопросу Донбасса, то Украина может применить кипрскую модель. Это означает, что Украина де-факто, но не де-юре готова отказаться от территорий ЛДНР. А пресс-секретарь представителя Украины в Минске Леонида Кучмы Дарка Олифер написала у себя в социальной сети, что на переговорах в столице Белоруссии Украина выдвинула ряд требований, среди которых роспуск ЛДНР, установление контроля над неподконтрольным Украине участком украинско-российской границы. Только после осуществления этих условий Киев готов приступить к выполнению политического блока вопросов Минских соглашений.
Понятно, что такие требования, как роспуск донбасских республик, передача российско-лднровской границы Украине, априори невыполнимы, потому что они полностью противоречат и духу, и букве Минских соглашений. Чтобы получить границу, сначала Украина должна закрепить особый статус Донбасса в Конституции. А под 1 и 2 Минскими соглашениями стоят подписи тогдашних глав республик как участников переговорного процесса. К тому же Москва постоянно повторяет тезис о том, что Киев должен начать прямой диалог с Донецком и Луганском. Конечно, политическое руководство «нэзалэжной» прекрасно понимает, что их ультиматум не будет выполнен. На это не пойдет ни Россия, ни республики Донбасса. Тогда для чего выдвинуты парадоксальные условия, почему господин Пристайко вспомнил о кипрском сценарии? Есть несколько версий.
Первая версия гласит, что Украина сейчас повышает ставки до максимума, чтобы потом добиться пересмотра тех пунктов Минских соглашений, которые Киеву не нравятся. Прежде всего, речь идет о таких обязательствах Украины, как внесение норм об особом статусе Донбасса в Конституцию. Также Киев не хочет проводить всеобщую амнистию на донецкой и луганской земле и предоставлять право жителям Донбасса самим формировать правоохранительные и судебные органы. Также в Киеве хотят иметь контроль на границе ЛДНР с Россией. Расчет украинской власти следующий: поставить Париж и Берлин перед фактом, что есть ряд норм Минска-2, которые украинская власть выполнить не может, не породив серьезный внутренний конфликт на Украине. А он неминуемо приведет к дестабилизации в стране. Президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер Германии Ангела Меркель испугаются, что у восточных границ Евросоюза может возникнуть хаос и надавят на президента России Владимира Путина. Тот пойдет на уступки, и будет заключен новый Минск-3, в основу которого лягут требования Украины. Также, видимо, расчет делается на то, что на Путина надавят и российские олигархи, которым нужно снятие санкций.
О том, что Зеленский намерен торговаться, говорят ряд его заявлений. Так, на своей большой пресс-конференции 10 ноября он заявил:
«Если на Нормандском формате не будет диалога, дела не будет. Если я почувствую, что все готовы что-то делать для остановки войны, мы будем это делать и говорить о формате выведения войск и так далее. Если мы не сможем никак контролировать ни выборы, ни нашу границу, если я это почувствую, мы отойдем от этого плана и будем искать другой вариант».
А 16 ноября господин Зеленский сказал, что закрепление формулы Штайнмайера в украинском законе возможно только после переговоров в Нормандском формате. В то же время господин Пристайко делает заявления, которые противоречат друг другу. То он говорит о кипрском сценарии для Донбасса, то рассказывает о том, что если Украина откажется выполнять «формулу Штайнмайера», то расходы на оборону придется увеличить настолько, что пенсии и зарплаты в «нэзалэжной» будут сокращены на треть. Да, и стоит вспомнить, что 18 сентября, когда Кучма в Минске отказался подписывать «формулу», украинская сторона также требовала контроля над границей как условия принятия Киевом плана Штайнмайера. Однако через неделю Кучма подписал письмо на имя Сайдика, где подтвердил приверженность Украины данной формуле. В свете этого можно сказать, что слова украинских политиков недорого стоят.
Но насколько реальны надежды Зеленского и его соратников на то, что Берлин и Париж могут испугаться хаоса на Украине и надавить на Россию? Вера украинских политиков в неимоверное могущество Запада и его возможности решить любую мировую проблему существует еще 2014 года. За пять лет они так и не поняли, что сегодня мир устроен куда сложней, чем любимая украинскими и прибалтийскими националистами, равно как и российскими либералами, модель западного мирового доминирования. Думается, если бы у ЕС были реальные методы давления на Россию, они бы их применили еще в 2014—2015 годах. Да, конечно, в теории страны Европейского союза могут ввести новые санкции против России, вплоть до отключения банков РФ от системы СВИФТ. Однако ЕС также зависим от России, европейские компании заинтересованы работать на российском рынке, они также несут потери от контрсанкций.
Но главное, страны ЕС зависимы от поставок энергоносителей из России, и ситуация с газопроводом «Северный поток-2» это подтвердила. Несмотря на давление США и либеральных СМИ, правительство Германии, как Цербер стало на стражу реализации проекта, потому что относительно дешевые энергоносители из России как воздух нужны экспортноориентированной экономике Германии и ряду других стран ЕС.
Кроме того, есть и важная геополитическая составляющая. Запад сейчас боится усиливающегося Китая. А еще больше в Европе боятся союза Китая и России, в чем признался сам Макрон. Поэтому очень сомнительно, что Париж и Берлин поддадутся на шантаж Киева и действительно начнут давить на Москву. А в свете последних событий в Каталонии Берлину и Парижу скоро может стать не до Украины. Ведь серьезный гражданский конфликт разгорается в границах самого ЕС. Также в европейских столицах побоятся перегнуть палку, ведь одним из важнейших стимулов, который в феврале 2015 года заставил тогдашнего французского президента Франсуа Олланда и фрау Меркель прилететь в Москву (после чего в Минске были подписаны вторые соглашения), был страх начала российско-украинской войны. И сейчас в Европе понимают: если будут потворствовать Украине и давить на Россию, то могут поставить государства на грань полномасштабной войны. Ведь если на Украине решат, что Запад их поддержит, они могут решиться на крупномасштабную военную операцию против республик Донбасса, это заставит Москву вмешаться в ситуацию, как в 2008 году в Южной Осетии.
Что до российских олигархов, то несмотря на все их могущество из-за выстроенной Путиным системы координат они не могут тотально влиять на геополитическую стратегию государства. Кроме того, крупные российские бизнесмены, глядя на опыт США, не могут не понимать, что чем могущественнее государство на международной арене, тем больше возможностей у ее корпораций зарабатывать деньги в зависимых странах. Собственно говоря, это не ново. Например, экономическое могущество Британской империи полностью зависело от ее политического влияния.
Так что ситуация складывается не в пользу Киева.
Согласно же второй версии, на Украине поняли, что вернуть Донбасс на своих условиях не получится, и решили просто отказаться от региона в надежде, что Россия ослабнет и потом удастся завоевать ЛДНР. А пока в Киеве действительно за образец готовы взять политическую ситуацию на Кипре. На острове существует две Республики Кипр. Греческое государство, признанное мировым сообществом, и Северный Кипр — турецкая республика признанная только Турцией. В 1960 году после получения Кипром независимости греческая и турецкая община получили равные права, однако постепенно греки вытеснили турок из органов власти. В результате между общинами начали происходить конфликты. В 1974 году, после государственного переворота, правительство острова попыталось присоединить Кипр к Греции. Этому воспротивились представители турецкой общины. На остров ввели свои войска как Греция, так и Турция. Армия Анкары оказалась сильней. В результате военных столкновений остров был разделен на две части. Долго турецкие киприоты требовали создания федерации (скорее, речь шла даже о конфедерации, но греческая община с этим не согласилась). В 1983 году Северный Кипр объявил о независимости. Фактически он сейчас является частью Турции, хотя де-юре Турция признает его независимым государством, о чем писалось выше. На территории Северного Кипра находятся турецкие войска. Турецкий военный контингент на Севере, британские военные на юге, и миротворцы ООН на линии разграничения являются предохраняющими механизмами, не позволяющими вот уже более 40 лет возобновиться военным действиям.
Но насколько подобный сценарий реалистичен для Донбасса и Украины? С одной стороны, ситуация вроде бы похожа, к тому же линия фронта на Донбассе уже с 2015 года относительно стабильна, если не считать захвата серых зон украинской армией. Единственное, что отделяет Донбасс от фактической «заморозки», это перестрелки на линии фронта и артобстрелы ВСУ населенных пунктов ЛДНР. Тут может показаться, что если бои прекратятся, то в целом «кипрский сценарий» возможен. Однако возникает еще вопрос, как Украина это все попытается оформить де-юре? Будет ли Киев официально выходить из Минских соглашений или попытается оформить «развод» де-факто, но не де-юре. Скорей всего, «киевские князья» опять захотят быть хитрее всех, и попытаются, не отказываясь официально от Минских соглашений, полностью выйти из них де-факто. То есть не отказываться от Донбасса, но ничего не делать для того, чтобы нормализовать отношения с его жителями, а просто ждать, когда край, как спелое яблоко, упадет к ним в руки. Однако сомнительно, что такая позиция действительно сможет принести мир с учетом наличия фактора радикальных националистов .
Если исходить из того, что на своих протестных акциях, названых штайнмайер-майданами, они требуют борьбы (читай, войны) до победы, то «кипрский вариант» их не устроит. Отказ от Донбасса пусть и по факту, прекращение боевых действий националисты, среди которых много откровенных неонацистов, воспримут как акт предательства. В этом их могут поддержать и многие «ветераны» так называемого АТО, которые воспримут отделение Донбасса от Украины, как личное поражение. В свете этого протесты могут набрать новые «обороты» и даже привести к свержению Зеленского с поста президента. Правда, есть один важный нюанс. Националисты безусловно сегодня являются одним из важнейших факторов в политических реалиях Украины, но важный вопрос — насколько они являются независимой силой. Неформальными шефами некоторых националистических организаций украинские СМИ называют олигарха Игоря Коломойского и экс-президента Украины Петра Порошенко. А самые мощные структуры «Азов», «Национальный корпус», подчиненные Андрею Билецкому, аффилированы с главой МВД Арсеном Аваковым. Существует теория, что Аваков и Коломойский (которые сейчас в политическом союзе) специально, используя Билецкого, раздули штайнмайер-майданы, чтобы наглядно продемонстрировать Парижу и Берлину, что Киев при всем желании не может выполнить Минск-2. Если это предположение верно, то фактор националистов не так уж страшен для власти. Как только «дирижеры» прикажут свернуть протесты, акции сойдут на нет так же внезапно, как и возникли. Но думается, все не так просто.
Безусловно, нацистские группировки набрали силу на Украине благодаря поддержке и «крышеванию» олигархов и чиновников. Да и сейчас понятно, что тот же Билецкий связан с Аваковым, потому что к его молодчикам подозрительно лояльна полиция. Но это не значит, что Билецкий и Ко полностью зависимы от Авакова или Коломойского. Просто и те, и другие используют друг друга, пока это выгодно обеим сторонам. Однако, учитывая, что Билецкий и его сторонники — неонацисты в чистом виде, они давно «точат» ножи на представителей не титульной нации Авакова и Коломойского, а теперь еще и на Зеленского. И даже если за акцией «Нет капитуляции» стоят Аваков, Коломойский и отчасти Порошенко, далеко не факт, что они смогут прекратить майданы, даже если захотят. Радикалы могут начать свою игру. Поэтому «кипрский вариант» является опасным для киевской власти.
Третья версия говорит о том, что ни у Зеленского, ни у людей из его окружения нет никакой долгосрочной стратегии относительно Донбасса. То есть ЗЕкоманда «мечется», ища выход из сложившейся ситуации, пытаясь маневрировать между странами ЕС, которые требуют выполнять Минск-2, и между внутренними силами и представителями США, заинтересованными в продолжении войны. В частности, не случайно уже второй раз за последнее время именно Леонид Кучма выдвигает в ходе Минского процесса условия, априори неприемлемые ни для ЛДНР, ни для России. В чем же причина? СМИ полагают, что Кучма через своего зятя Виктора Пинчука связан с представителями демократической партии США и Джорджем Соросом, которые желают геополитической победы над Россией и демонстрации того, что Запад и, прежде всего, США до сих являются доминантной мировой силой. Для этого им нужна война, которая будет держать в напряжении Россию. Ведь фактор Донбасса за последние 5 лет стал в РФ уже аспектом не только внешней, но и внутренней политики.
Поэтому если Москва решится пойти на «слив» республик в любой форме, патриотическая часть российского общества воспримет это как однозначное предательство. А если на Донбассе украинские власти устроят геноцид русскоязычных жителей, то даже многие аполитичные граждане РФ, насытившиеся разговорами о ЛДНР, начнут негативно относится к представителям власти за то, что те не смогли защитить граждан Донбасса. А это то, что нужно Соросу и его соратникам, — выставить Кремль в неприглядном свете, чтобы максимально раскачать ситуацию в стране. Тогда в оппозицию к власти перейдут и патриотически настроенные граждане. Так, например, в свое время сдача Сербской Краины очень подорвала авторитет Слободана Милошевича в глазах сербов. И если Москва проявит слабость в донбасском вопросе, то тут же на Западе актуализируют крымский вопрос.
Думается, третья версия наиболее реальная, ведь ни Зеленский, ни его команда не знают, как действовать, они будут реагировать на меняющуюся ситуацию, пока сами не попадут в порочный круг и не заведут Украину в полный тупик.
Сергей Миркин, Донецк, ДНР
Дезинтеграция Украины
18.10 «Заслушаем клоунов»: депутат Рады Гончаренко возглавил «поход на Кубань»
18.10 Les Echos: Мирная инициатива Макрона поможет России и Украине
15.10 Мнение: Радикальные националисты — хозяева Украины
15.10 «Коломыя — це Европа»: почему галичане против федерализации Украины
14.10 «Зрада!»: МИД Украины возмущен тем, что Эрдоган пожал руку Поклонской
Все новости сюжета
18 октября 2019 19:37 Министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко заявил, что если не удастся договориться по вопросу Донбасса, то Украина может применить кипрскую модель. Это означает, что Украина де-факто, но не де-юре готова отказаться от территорий ЛДНР. А пресс-секретарь представителя Украины в Минске Леонида Кучмы Дарка Олифер написала у себя в социальной сети, что на переговорах в столице Белоруссии Украина выдвинула ряд требований, среди которых роспуск ЛДНР, установление контроля над неподконтрольным Украине участком украинско-российской границы. Только после осуществления этих условий Киев готов приступить к выполнению политического блока вопросов Минских соглашений. Понятно, что такие требования, как роспуск донбасских республик, передача российско-лднровской границы Украине, априори невыполнимы, потому что они полностью противоречат и духу, и букве Минских соглашений. Чтобы получить границу, сначала Украина должна закрепить особый статус Донбасса в Конституции. А под 1 и 2 Минскими соглашениями стоят подписи тогдашних глав республик как участников переговорного процесса. К тому же Москва постоянно повторяет тезис о том, что Киев должен начать прямой диалог с Донецком и Луганском. Конечно, политическое руководство «нэзалэжной» прекрасно понимает, что их ультиматум не будет выполнен. На это не пойдет ни Россия, ни республики Донбасса. Тогда для чего выдвинуты парадоксальные условия, почему господин Пристайко вспомнил о кипрском сценарии? Есть несколько версий. Первая версия гласит, что Украина сейчас повышает ставки до максимума, чтобы потом добиться пересмотра тех пунктов Минских соглашений, которые Киеву не нравятся. Прежде всего, речь идет о таких обязательствах Украины, как внесение норм об особом статусе Донбасса в Конституцию. Также Киев не хочет проводить всеобщую амнистию на донецкой и луганской земле и предоставлять право жителям Донбасса самим формировать правоохранительные и судебные органы. Также в Киеве хотят иметь контроль на границе ЛДНР с Россией. Расчет украинской власти следующий: поставить Париж и Берлин перед фактом, что есть ряд норм Минска-2, которые украинская власть выполнить не может, не породив серьезный внутренний конфликт на Украине. А он неминуемо приведет к дестабилизации в стране. Президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер Германии Ангела Меркель испугаются, что у восточных границ Евросоюза может возникнуть хаос и надавят на президента России Владимира Путина. Тот пойдет на уступки, и будет заключен новый Минск-3, в основу которого лягут требования Украины. Также, видимо, расчет делается на то, что на Путина надавят и российские олигархи, которым нужно снятие санкций. О том, что Зеленский намерен торговаться, говорят ряд его заявлений. Так, на своей большой пресс-конференции 10 ноября он заявил: «Если на Нормандском формате не будет диалога, дела не будет. Если я почувствую, что все готовы что-то делать для остановки войны, мы будем это делать и говорить о формате выведения войск и так далее. Если мы не сможем никак контролировать ни выборы, ни нашу границу, если я это почувствую, мы отойдем от этого плана и будем искать другой вариант». А 16 ноября господин Зеленский сказал, что закрепление формулы Штайнмайера в украинском законе возможно только после переговоров в Нормандском формате. В то же время господин Пристайко делает заявления, которые противоречат друг другу. То он говорит о кипрском сценарии для Донбасса, то рассказывает о том, что если Украина откажется выполнять «формулу Штайнмайера», то расходы на оборону придется увеличить настолько, что пенсии и зарплаты в «нэзалэжной» будут сокращены на треть. Да, и стоит вспомнить, что 18 сентября, когда Кучма в Минске отказался подписывать «формулу», украинская сторона также требовала контроля над границей как условия принятия Киевом плана Штайнмайера. Однако через неделю Кучма подписал письмо на имя Сайдика, где подтвердил приверженность Украины данной формуле. В свете этого можно сказать, что слова украинских политиков недорого стоят. Но насколько реальны надежды Зеленского и его соратников на то, что Берлин и Париж могут испугаться хаоса на Украине и надавить на Россию? Вера украинских политиков в неимоверное могущество Запада и его возможности решить любую мировую проблему существует еще 2014 года. За пять лет они так и не поняли, что сегодня мир устроен куда сложней, чем любимая украинскими и прибалтийскими националистами, равно как и российскими либералами, модель западного мирового доминирования. Думается, если бы у ЕС были реальные методы давления на Россию, они бы их применили еще в 2014—2015 годах. Да, конечно, в теории страны Европейского союза могут ввести новые санкции против России, вплоть до отключения банков РФ от системы СВИФТ. Однако ЕС также зависим от России, европейские компании заинтересованы работать на российском рынке, они также несут потери от контрсанкций. Но главное, страны ЕС зависимы от поставок энергоносителей из России, и ситуация с газопроводом «Северный поток-2» это подтвердила. Несмотря на давление США и либеральных СМИ, правительство Германии, как Цербер стало на стражу реализации проекта, потому что относительно дешевые энергоносители из России как воздух нужны экспортноориентированной экономике Германии и ряду других стран ЕС. Кроме того, есть и важная геополитическая составляющая. Запад сейчас боится усиливающегося Китая. А еще больше в Европе боятся союза Китая и России, в чем признался сам Макрон. Поэтому очень сомнительно, что Париж и Берлин поддадутся на шантаж Киева и действительно начнут давить на Москву. А в свете последних событий в Каталонии Берлину и Парижу скоро может стать не до Украины. Ведь серьезный гражданский конфликт разгорается в границах самого ЕС. Также в европейских столицах побоятся перегнуть палку, ведь одним из важнейших стимулов, который в феврале 2015 года заставил тогдашнего французского президента Франсуа Олланда и фрау Меркель прилететь в Москву (после чего в Минске были подписаны вторые соглашения), был страх начала российско-украинской войны. И сейчас в Европе понимают: если будут потворствовать Украине и давить на Россию, то могут поставить государства на грань полномасштабной войны. Ведь если на Украине решат, что Запад их поддержит, они могут решиться на крупномасштабную военную операцию против республик Донбасса, это заставит Москву вмешаться в ситуацию, как в 2008 году в Южной Осетии. Что до российских олигархов, то несмотря на все их могущество из-за выстроенной Путиным системы координат они не могут тотально влиять на геополитическую стратегию государства. Кроме того, крупные российские бизнесмены, глядя на опыт США, не могут не понимать, что чем могущественнее государство на международной арене, тем больше возможностей у ее корпораций зарабатывать деньги в зависимых странах. Собственно говоря, это не ново. Например, экономическое могущество Британской империи полностью зависело от ее политического влияния. Так что ситуация складывается не в пользу Киева. Согласно же второй версии, на Украине поняли, что вернуть Донбасс на своих условиях не получится, и решили просто отказаться от региона в надежде, что Россия ослабнет и потом удастся завоевать ЛДНР. А пока в Киеве действительно за образец готовы взять политическую ситуацию на Кипре. На острове существует две Республики Кипр. Греческое государство, признанное мировым сообществом, и Северный Кипр — турецкая республика признанная только Турцией. В 1960 году после получения Кипром независимости греческая и турецкая община получили равные права, однако постепенно греки вытеснили турок из органов власти. В результате между общинами начали происходить конфликты. В 1974 году, после государственного переворота, правительство острова попыталось присоединить Кипр к Греции. Этому воспротивились представители турецкой общины. На остров ввели свои войска как Греция, так и Турция. Армия Анкары оказалась сильней. В результате военных столкновений остров был разделен на две части. Долго турецкие киприоты требовали создания федерации (скорее, речь шла даже о конфедерации, но греческая община с этим не согласилась). В 1983 году Северный Кипр объявил о независимости. Фактически он сейчас является частью Турции, хотя де-юре Турция признает его независимым государством, о чем писалось выше. На территории Северного Кипра находятся турецкие войска. Турецкий военный контингент на Севере, британские военные на юге, и миротворцы ООН на линии разграничения являются предохраняющими механизмами, не позволяющими вот уже более 40 лет возобновиться военным действиям. Но насколько подобный сценарий реалистичен для Донбасса и Украины? С одной стороны, ситуация вроде бы похожа, к тому же линия фронта на Донбассе уже с 2015 года относительно стабильна, если не считать захвата серых зон украинской армией. Единственное, что отделяет Донбасс от фактической «заморозки», это перестрелки на линии фронта и артобстрелы ВСУ населенных пунктов ЛДНР. Тут может показаться, что если бои прекратятся, то в целом «кипрский сценарий» возможен. Однако возникает еще вопрос, как Украина это все попытается оформить де-юре? Будет ли Киев официально выходить из Минских соглашений или попытается оформить «развод» де-факто, но не де-юре. Скорей всего, «киевские князья» опять захотят быть хитрее всех, и попытаются, не отказываясь официально от Минских соглашений, полностью выйти из них де-факто. То есть не отказываться от Донбасса, но ничего не делать для того, чтобы нормализовать отношения с его жителями, а просто ждать, когда край, как спелое яблоко, упадет к ним в руки. Однако сомнительно, что такая позиция действительно сможет принести мир с учетом наличия фактора радикальных националистов . Если исходить из того, что на своих протестных акциях, названых штайнмайер-майданами, они требуют борьбы (читай, войны) до победы, то «кипрский вариант» их не устроит. Отказ от Донбасса пусть и по факту, прекращение боевых действий националисты, среди которых много откровенных неонацистов, воспримут как акт предательства. В этом их могут поддержать и