✔ "Окончательно урегулировали вопросы, возникшие в результате распада Польского государства" - «Общество»
Горислава 29-09-2019, 00:16 193 Новости дня / Политика / ОбществоСегодня, 28 сентября 2019 года, исполнилось 80 лет со дня подписания документа, который опровергает тезис МИД РФ о том, что «СССР никогда не был союзником гитлеровской Германии». Речь о так называемой «второй части» пакта Молотова — Риббентропа, договоре «О дружбе и границе», который был подписан 28 сентября 1939 года между нацистской Германией и Советским Союзом. Само слово «дружба» было вписано в заглавие этого документа по требованию советской стороны. Настоял Иосиф Сталин.
Решится ли МИД РФ вспомнить об этом документе? Специально утром заглянул на страничку МИД РФ во «ВКонтакте», где в прошлый раз публиковалось наделавшее шуму заявление о пакте Молотова-Риббентропа. Пока не решились. И на том, как говорится, спасибо. Даже вводная часть этого документа указывает на то, что в начале Второй мировой войны Германия и СССР фактически выступали как союзники. Это есть факт, причем неопровержимый.
«Надежный фундамент» дружбы Гитлера и Сталина
«После того как Германское правительство и правительство СССР подписанным сегодня договором окончательно урегулировали вопросы, возникшие в результате распада Польского государства, и тем самым создали прочный фундамент для длительного мира в Восточной Европе, они в обоюдном согласии выражают мнение, что ликвидация настоящей войны между Германией, с одной стороны, и Англией и Францией, с другой стороны, отвечала бы интересам всех народов», — говорится в преамбуле к договору.
Напомню, его подписали после того, как независимая Польша перестала существовать. Вермахт пришел в Польшу 1 сентября 1939 года с запада, части РККА — 17 сентября 1939 года с востока. Между этими датами 7 сентября состоялась встреча Сталина с главой Коминтерна Георгием Димитровым. «Уничтожение этого государства [Польши] означало бы одним буржуазным фашистским государством меньше! Что плохого было бы, если в результате разгрома Польши мы распространили социалистическую систему на новые территории и население», — записал после этого Димитров в своем дневнике.
При этом текст договора «О дружбе и границе», узаконивший очередной раздел Польши, внешне абсолютно мирный. Польское государство «распалось» будто бы само. Что касается самих делителей, Германии и СССР, то они преподнесены составителями документа не иначе как миротворческие силы Европы, «санитары леса». Подписывали бумагу, напомню, все те же главы МИД СССР и Германии — Вячеслав Молотов и Иоахим фон Риббентроп.
«Если, однако, усилия обоих правительств останутся безуспешными, то таким образом будет установлен факт, что Англия и Франция несут ответственность за продолжение войны, причем в случае продолжения войны правительства Германии и СССР будут консультироваться друг с другом о необходимых мерах», — так заканчивается вводная часть самого «травоядного» договора.
К нему прилагалась карта, где наглядно показывалась новая граница Германии и СССР, составленная с учетом польских приобретений. В самом договоре указывалось, что к западу от новой границы «необходимое государственное переустройство» производит правительство Германии, к востоку — правительство СССР. В главе IV подчеркивалось: «Правительство СССР и Германское правительство рассматривает вышеприведенное переустройство как надежный фундамент для дальнейшего развития дружественных отношений между своими народами».
К договору прилагались три протокола. Конфиденциальный протокол определял порядок обмена советскими и германскими гражданами между обеими частями разделенной Польши. Двумя секретными протоколами регулировались сферы интересов СССР и Германии, включая вопросы по Прибалтике.
К августу 1940 года Эстония, Латвия и Литва были присоединены к СССР. В 1941 году Советский Союз начал массовую депортацию населения Прибалтики «в связи с наличием значительного количества бывших членов различных контрреволюционных националистических партий, бывших полицейских, жандармов, помещиков, фабрикантов, крупных чиновников и других лиц, ведущих подрывную антисоветскую работу».
Жуков: «У Сталина не хватило чувства реальности»
Теперь вернемся к оправдательным тезисам пакта Молотова — Риббентропа, изложенным на страничке МИД РФ в соцсети «ВКонтакте». Тезис первый: «Подписание 23 августа 1939 года договора о ненападении с Германией было вынужденным шагом, который позволил Советскому Союзу отсрочить начало войны почти на два года и укрепить обороноспособность страны для борьбы с агрессором». Тезис второй: «Благодаря советско-германскому договору о ненападении война началась на стратегически более выгодных для СССР рубежах, и население этих территорий подверглось нацистскому террору на два года позже. Тем самым были спасены сотни тысяч жизней».
Историками давно уже все проанализировано и посчитано. В соответствии с хозяйственным соглашением от 11 февраля 1940 года (были и такие) СССР поставил Германии товаров на 310 млн немецких марок. Да, поставки не достигли уровня, зафиксированного в этом соглашении. Однако первую часть войны вермахт воевал на советском топливе. С декабря 1939 по май 1941 года СССР поставил в Германию 1 млн тонн нефтепродуктов (на 95 млн марок). Кроме того, Союз поставил союзнику 1,6 млн тонн зерна, 111 тыс. тонн хлопка, 10 тыс. тонн льна, 214 тыс. тонн фосфатов, 185 тыс. тонн марганцевой руды, 23 тыс. тонн хромитов, 1,8 тыс. тонн никеля.
Поставки Германии СССР были примерно на аналогичную сумму. На 81,57 млн марок Советский Союз получил вооружения. Значительная часть стоимости этих поставок пришлась на недостроенный крейсер «Лютцов» (участвовал в обороне Ленинграда под названием «Петропавловск»). Также от Германии были получены 35 образцов самолетов (численность ВВС СССР на начало войны составляла 24,5 тыс. самолетов), винты, комплектующие для авиамоторов и различные приборы к самолетам. Также получены два комплекта тяжелых полевых гаубиц калибра 211-мм, батарея 105-мм зенитных пушек с боекомплектом, противотанковые орудия (на начало войны у РККА насчитывалось 117,6 тыс. орудий и минометов). Поставлен образец среднего танка Т-III (на вооружении РККА стояло 25,8 тыс. танков), полугусеничные тягачи, дизель-моторы. Поставки Германией продукции невоенного назначения пришлись в основном на оборудование для заводов и добывающей, в том числе нефтедобывающей промышленности.
В этом плане стороны, как кажется, сохранили паритет. Важнее другое. Подчинив себе экономику захваченных и союзных стран, Германия сумела существенно нарастить собственную военно-экономическую мощь. Так, за 1940 год Германией с учетом подконтрольных территорий было выработано 43,6 млн стали, 348 млн тонн угля. Для сравнения, в СССР за тот же отрезок времени выработали лишь 18,3 млн тонн стали и 166 млн тонн угля.
Отодвинувшуюся на 300 километров государственную границу Советского Союза вермахт прошил примерно за неделю. В первый месяц войны скорость продвижения вглубь СССР немецких войск группы армий «Север» составляла порядка 28 километров в день. Группа армий «Центр» двигалась еще быстрее — по 30 километров в день. Группа армий «Юг» продвигалась со скоростью порядка 22 километров. Для сравнения, во время блицкрига во Франции в мае 1940 года вермахт продвигался вперед со скоростью около 16 километров в сутки. Важно понимать также, что потери РККА убитыми и ранеными в 1941 году составили около 5,3 млн человек. К осени 1941 года противник подошел к Москве, миновав новую границу Советского Союза и разукомплектованные укрепрайоны на старой границе образца 1939 года.
Из воспоминаний маршала Георгия Жукова: «Желая во что бы то ни стало избежать войны с Германией, Сталин строил свои расчеты на сомнительной основе… К сожалению, у Сталина не хватило чувства реальности. Расчеты на то, что Германия выйдет из войны на Западе ослабленной, оказались неверными. Быстро разгромив Францию и сковав Англию, немцы получили богатейшие военно-экономические ресурсы и вскоре, перегруппировав свои основные силы с запада на восток, развернули их против Советского Союза». Таков вывод маршала Победы о союзнических заигрываниях СССР и Германии с августа 1939 года по июнь 1941 года.
Добавим к этому Катынь, где в марте 1940 года были расстреляны 22 тыс. пленных поляков и Холокост в Польше, жертвами которого стали порядка 500 тыс. евреев. Надо признать, что первоначально СССР не препятствовал польским евреям, бежавшим из западной, германской части страны на территорию Союза. Затем закрыл границу. Не успевшие ее перейти евреи практически поголовно сгинули в немецких концлагерях. Но и тем евреям, кто оказался в СССР, пришлось нелегко. С 1940 года евреев из западных территорий страны стали депортировать вглубь, в основном используя на северных лесозаготовках.
80 лет пакту Молотова—Риббентропа. Невыученные уроки истории
На самом деле позиция МИД РФ по поводу пакта Молотова — Риббентропа образца 2019 года не сильно отличается от той, которую дипломатическое ведомство постулировало десятью годами ранее. «Западная граница СССР была отодвинута в среднем на 300 километров, а заключение пакта Молотова-Риббентропа позволило отсрочить почти на два года неизбежное начало войны СССР с Германией», — говорилось в официальном сообщении на сайте МИД РФ, опубликованном к 70-летию договора между СССР и Германией. Разница лишь в том, что десять лет тому назад МИД РФ еще признавал, что пакт «остается предметом острых дискуссий» и «должен оцениваться неоднозначно». Сегодня эти фрагменты вымарали.
«Историю надо оставить историкам. Убрать все политиканство, всю спекулятивную составляющую, и дать возможность объективно изучать документы, факты. И тогда все будет в порядке», — заявил двумя неделями ранее глава попечительского совета РВИО, спецпредставитель президента РФ Сергей Иванов. Адресовал он этот тезис, правда, Болгарии и Чехии, где происходят «попытки поставить с ног на голову причины и итоги Второй мировой войны». Кажется, к этому списку адресатов стоит добавить еще один.
Сегодня, 28 сентября 2019 года, исполнилось 80 лет со дня подписания документа, который опровергает тезис МИД РФ о том, что «СССР никогда не был союзником гитлеровской Германии». Речь о так называемой «второй части» пакта Молотова — Риббентропа, договоре «О дружбе и границе», который был подписан 28 сентября 1939 года между нацистской Германией и Советским Союзом. Само слово «дружба» было вписано в заглавие этого документа по требованию советской стороны. Настоял Иосиф Сталин. Решится ли МИД РФ вспомнить об этом документе? Специально утром заглянул на страничку МИД РФ во «ВКонтакте», где в прошлый раз публиковалось наделавшее шуму заявление о пакте Молотова-Риббентропа. Пока не решились. И на том, как говорится, спасибо. Даже вводная часть этого документа указывает на то, что в начале Второй мировой войны Германия и СССР фактически выступали как союзники. Это есть факт, причем неопровержимый. «Надежный фундамент» дружбы Гитлера и Сталина «После того как Германское правительство и правительство СССР подписанным сегодня договором окончательно урегулировали вопросы, возникшие в результате распада Польского государства, и тем самым создали прочный фундамент для длительного мира в Восточной Европе, они в обоюдном согласии выражают мнение, что ликвидация настоящей войны между Германией, с одной стороны, и Англией и Францией, с другой стороны, отвечала бы интересам всех народов», — говорится в преамбуле к договору. Напомню, его подписали после того, как независимая Польша перестала существовать. Вермахт пришел в Польшу 1 сентября 1939 года с запада, части РККА — 17 сентября 1939 года с востока. Между этими датами 7 сентября состоялась встреча Сталина с главой Коминтерна Георгием Димитровым. «Уничтожение этого государства _