✔ «Яблоко» предложило ввести заявительную регистрацию избирателей - «Общество»
Александра 17-04-2019, 16:17 193 Новости дня / Политика / ОбществоЦентр законодательных инициатив демократической партии «Яблоко» представил проект внесения изменений в Конституцию РФ и реформы избирательного законодательства. Предложения «яблочников» могут радикально изменить выборный процесс в России и дать больше прав непарламентским партиям. Еще проект предполагает введение заявительной регистрации избирателей — такая реформа должна мотивировать избирателей, исключить манипуляции и сократить фальсификации, считают в партии.
Партия «Яблоко» презентовала концепцию реформирования избирательной системы, которая практически полностью меняет электоральный процесс в России. «Яблочники» предложили ни больше ни меньше, как внесение изменений в Конституцию, хотя признались сами, что боятся даже говорить о правках или дополнении Основного закона страны — как бы власть не подхватила это знамя в своих интересах.
На протяжении 17 лет работавшая в Центризбиркоме руководитель партийного центра законодательных инициатив Елена Дубровина при презентации проекта особо упирала на свой практический опыт, отбиваясь этим аргументом от оппонентов-теоретиков. Разработанная ею программа предусматривает внесение в Конституцию новой главы «Избирательная система», разделение функций между избирательными комиссиями, новообразованными комиссиями (по нарезке округов, контролю за финансами, избирательным спорам) и наблюдательным советом по обеспечению равных возможностей на выборах, а также введение должности уполномоченного по избирательным правам и заявительного характера регистрации избирателей.
Согласно проекту конституционных изменений, «выборы обеспечивают сменяемость власти, справедливое представительство и ответственное управление», а выборными лицами являются президент, парламентарии — члены Совета Федерации и депутаты Госдумы, главы регионов, депутаты региональных законодательных собраний, мэры и члены представительного органа муниципалитета (городской думы, собрания депутатов и так далее). И хотя Елена Дубровина сетовала на многоступенчатую систему выборов (горожане избирают райсоветы, депутаты райсоветов делегируют своих коллег в гордуму, которая из своего числа избирает мэра), в тексте не указано, что все эти представители власти должны быть избраны напрямую. Зато отдельным пунктом значится запрет на отказ избранного лица от мандата: как пояснила Дубровина, это касается так называемых «паровозов» в партийных списках. По ее предложению, партия должна лишаться этого мандата, а отказнику грозят штраф и поражение в правах — недопуск к выдвижению кандидатом на любых выборах в течение десяти лет.
При этом не предусмотрен отзыв избранного лица — по словам Дубровиной, из-за связанных с этим трудностей: «Это не настолько актуально, да и громоздкая процедура, требующая больших затрат, — они отзываются по той же схеме, что и избираются (снова участки, комиссии, голосование)». Зато предполагаются два варианта возврата к выборам сенаторов: по схеме прямых выборов (как в 1993 году) или сложной системе голосования в регионах между выдвинутыми главой субъекта Федерации кандидатами в сенаторы.
Также «Яблоко» предложило разделить полномочия избирательных комиссий между несколькими органами. Елена Дубровина говорит, что такое разграничение функций свойственно демократическим государствам и странам, стремящимся стать таковыми, и приводит в пример Великобританию, США, Австралию, Германию и Францию. Проблем с финансированием новых структур не будет, считает Дубровина. «Если в системе избиркомов останутся усеченные полномочия, то их огромные аппараты (в ЦИКе 200 человек, при нем еще два центра на 100 человек каждый — уже 400 минимум) им уже будут не нужны, останется человек 50, вот вам и бюджетная экономия, которую можно предоставить другим органам. В основном, там будут работать специалисты от партий, и без всякой оплаты — это общественная нагрузка государственной важности, [так работают] большинство членов избирательных комиссий — два-три человека на ставках, а остальные на общественных началах. Нужно ли будет такое количество членов избиркомов? Возможно, стоит подумать и об этом», — говорит она. В итоге должны появиться федеральные, региональные и муниципальные комиссии: по образованию избирательных округов, избирательные (ЦИК, региональный избирком, окружные комиссии, ТИКи и УИКи), по контролю за финансами, наблюдательные советы по обеспечению равных возможностей на выборах, а также федеральные и региональные комиссии по избирательным спорам. Кроме того, должна появиться фигура уполномоченного по избирательным правам граждан, назначаемый конференцией лидеров непарламентских партий (эта должность вызвала самые серьезные возражения присутствующих — они говорили, что институт уполномоченных себя не оправдывает).
Согласно «яблочной» концепции, ЦИК должен формироваться наполовину от парламентских партий, наполовину от непарламентских, набравших не менее 1% голосов, а региональные избиркомы кроме этих партий включать представителей тех объединений, что представлены в местном заксобрании. Объявлять составы комиссий должны председатели Верховного суда РФ и суда субъекта Федерации соответственно. Срок полномочий членов избиркомов предполагается установить в пять лет, а также законодательно закрепить ограничение на членство в избирательной комиссии двумя сроками. «Некоторые сидят там по 17 лет, я думаю, что это лишнее», — отметила Елена Дубровина, как будто намекая на себя.
Кроме того, «Яблоко» предложило ввести ежегодную ротацию руководства избиркомов, вернуть возможность создания избирательных блоков, а также снизить проходной барьер с 5% до 2%. «Если столько лет в парламенте только четыре фракции, неладно что-то в королевстве», — говорят в «Яблоке», с 2003 года не представленном в Госдуме. Но если бы такая система была принята перед предыдущими парламентскими выборами, это не сильно помогло бы «Яблоку» — в 2016 году партия набрала 1,99% голосов, а пятой фракцией в Думе могли бы стать «Коммунисты России» (2,27%).
Изменив проходной барьер, «яблочники» не собираются возвращать порог явки, считая, что всеобщее избирательное право не предполагает всеобщего участия. «Если человек не хочет — это его право, если приходит 20-30% избирателей — ну, вот такое отношение избирателей к выборам, — считает Дубровина. — Если есть барьер явки, начинают всех заставлять по разнарядке сверху (сейчас тоже такое есть, но не настолько жестко). Кто не хочет голосовать — останется дома».
Так плавно подошли к едва ли не главному из изменений, предложенных партией, — заменой действующего сейчас пассивного порядка регистрации избирателей (список совершеннолетних и дееспособных граждан РФ) активным, заявительного характера. Согласно предложениям «Яблока», гражданин России, желающий голосовать, должен уведомить об этом уполномоченный орган (вероятно, избирательную комиссию) в установленный срок — за шесть месяцев до выборов либо, по другому сценарию, до 1 июня или 31 декабря. В уведомлении избиратель попросит внести его в списки для голосования. «Яблочники» полагают, что такое изменение повысит ответственность электората, сократит число фальсификаций, минимизирует давление админресурса и исключит манипуляции со стороны избиркомов для искусственного повышения явки. В партии вновь ссылаются на опыт США и Великобритании, а также Франции, где регистрация избирателем требуется при наступлении совершеннолетия.
Любопытно, но подобные революционные изменения не вызвали большого ажиотажа со стороны участников мероприятия. На презентацию позвали политологов, юристов и политиков: присутствовали четыре президента (разных ассоциаций), руководители незарегистрированной «Партии перемен» и ПАРНАСа, был заявлен член совета «Партии Роста», но не было других демократов — сторонников Алексея Навального из незарегистрированной партии «Россия будущего». В пресс-службе «Яблока» затруднились уточнить, звали ли на презентацию проекта реформ представителей «России будущего».
На резонный вопрос Дмитрия Гудкова, кому адресован этот проект, Елена Дубровина и председатель «Яблока» Эмилия Слабунова ответили, что понимают — нынешний парламент такую реформу не утвердит, а делается эта концепция на будущее: «Нужно подготовить проект, чтобы когда новая власть сказала „дайте закон“ — а вот он». В ответ Гудков кратко изложил свою программу и добавил к предложениям «яблочников» требование обязательных дебатов между кандидатами, быстро перейдя от теоретических вопросов к практическим.
«Они почти отменили выборы и дальше будет только хуже. Наш единственный выход — победить на этих кастрированных выборах в Москве и Санкт-Петербурге. Такая победа повлияет на ситуацию в стране. Мы можем организовать коалиции и ввалить в округа все ресурсы, в том числе финансовые, — заявил Гудков. — В Петербурге мы можем провести даже больше кандидатов, чем в Москве. Это вдохновит миллионы людей по всей стране, которые увидят победу демократов в столицах. Предлагаю объединиться всем и идти единым блоком».
Прямого ответа от руководителя «Яблока» не предложение де-факто первого лица «Партии перемен» не последовало, и вскоре Дмитрий Гудков ушел, а с ним и некоторые муниципальные депутаты — на собственную встречу со сторонниками и соратниками. Единственным отреагировавшим на слова Гудкова стал экс-депутат Госдумы от «Яблока» Вячеслав Игрунов — сказав, что партии нужно начать консультации о формировании такого блока, он перешел к теме собрания. «Оппозиция может считаться нормальной, а не игрушечной, — заявил шедший в 2003 году на думские выборы во главе партии-спойлера „СЛОН“ Игрунов, — если она создает документы, которые могут быть в любой момент использованы действующей властью». «В нашей стране большинство населения не станет тратить времени на регистрацию в качестве избирателей, но я не вижу в этом проблемы, — добавил он. — Заявительный характер мне кажется продуктивной идеей».
Не обошлось и без упоминания Украины в критическом ключе: президент Российской ассоциации политических юристов Роман Смирнов раскритиковал идею разделения полномочий избирательных комиссий между несколькими органами, приведя в пример украинские выборы.
В Псковской области против «Яблока» возбудили уголовное дело за призыв голосовать против всех
Не всем оказалось по душе и внесение изменений в Конституцию — так, президент Российской ассоциации политконсультантов Алексей Куртов предсказал пагубные последствия такого шага в духе «посеешь ветер, пожнешь бурю».
Оказалось, что по проекту реформ законодательства о выборах нет единого мнения и в самом «Яблоке». Координатор федерального политического комитета партии (считается органом-разработчиком стратегии, возглавляется Григорием Явлинским) Борис Мисник заявил, что идеи Дубровиной и ее центра — «не окончательное решение партии, так как эти предложения продолжают обсуждаться». Было видно, что ему они не очень нравятся.
Несмотря на прохладную реакцию приглашенных экспертов, равнодушие коллег по оппозиционному лагерю и внутрипартийную фронду, проект изменений избирательного законодательства от Елены Дубровиной имеет все шансы стать официальным проектом «Яблока» — по ее словам, концепция одобрена лидерами партии Григорием Явлинским и Эмилией Слабуновой. Остальные, вероятно, подтянутся.
Центр законодательных инициатив демократической партии «Яблоко» представил проект внесения изменений в Конституцию РФ и реформы избирательного законодательства. Предложения «яблочников» могут радикально изменить выборный процесс в России и дать больше прав непарламентским партиям. Еще проект предполагает введение заявительной регистрации избирателей — такая реформа должна мотивировать избирателей, исключить манипуляции и сократить фальсификации, считают в партии. Партия «Яблоко» презентовала концепцию реформирования избирательной системы, которая практически полностью меняет электоральный процесс в России. «Яблочники» предложили ни больше ни меньше, как внесение изменений в Конституцию, хотя признались сами, что боятся даже говорить о правках или дополнении Основного закона страны — как бы власть не подхватила это знамя в своих интересах. На протяжении 17 лет работавшая в Центризбиркоме руководитель партийного центра законодательных инициатив Елена Дубровина при презентации проекта особо упирала на свой практический опыт, отбиваясь этим аргументом от оппонентов-теоретиков. Разработанная ею программа предусматривает внесение в Конституцию новой главы «Избирательная система», разделение функций между избирательными комиссиями, новообразованными комиссиями (по нарезке округов, контролю за финансами, избирательным спорам) и наблюдательным советом по обеспечению равных возможностей на выборах, а также введение должности уполномоченного по избирательным правам и заявительного характера регистрации избирателей. Согласно проекту конституционных изменений, «выборы обеспечивают сменяемость власти, справедливое представительство и ответственное управление», а выборными лицами являются президент, парламентарии — члены Совета Федерации и депутаты Госдумы, главы регионов, депутаты региональных законодательных собраний, мэры и члены представительного органа муниципалитета (городской думы, собрания депутатов и так далее). И хотя Елена Дубровина сетовала на многоступенчатую систему выборов (горожане избирают райсоветы, депутаты райсоветов делегируют своих коллег в гордуму, которая из своего числа избирает мэра), в тексте не указано, что все эти представители власти должны быть избраны напрямую. Зато отдельным пунктом значится запрет на отказ избранного лица от мандата: как пояснила Дубровина, это касается так называемых «паровозов» в партийных списках. По ее предложению, партия должна лишаться этого мандата, а отказнику грозят штраф и поражение в правах — недопуск к выдвижению кандидатом на любых выборах в течение десяти лет. При этом не предусмотрен отзыв избранного лица — по словам Дубровиной, из-за связанных с этим трудностей: «Это не настолько актуально, да и громоздкая процедура, требующая больших затрат, — они отзываются по той же схеме, что и избираются (снова участки, комиссии, голосование)». Зато предполагаются два варианта возврата к выборам сенаторов: по схеме прямых выборов (как в 1993 году) или сложной системе голосования в регионах между выдвинутыми главой субъекта Федерации кандидатами в сенаторы. Также «Яблоко» предложило разделить полномочия избирательных комиссий между несколькими органами. Елена Дубровина говорит, что такое разграничение функций свойственно демократическим государствам и странам, стремящимся стать таковыми, и приводит в пример Великобританию, США, Австралию, Германию и Францию. Проблем с финансированием новых структур не будет, считает Дубровина. «Если в системе избиркомов останутся усеченные полномочия, то их огромные аппараты (в ЦИКе 200 человек, при нем еще два центра на 100 человек каждый — уже 400 минимум) им уже будут не нужны, останется человек 50, вот вам и бюджетная экономия, которую можно предоставить другим органам. В основном, там будут работать специалисты от партий, и без всякой оплаты — это общественная нагрузка государственной важности, _