«Томосизаторская» деятельность Константинополя: кто будет следующим? - «Общество» » «Новости Дня»

✔ «Томосизаторская» деятельность Константинополя: кто будет следующим? - «Общество»


С момента создания из раскольничьих УПЦ КП и УАПЦ единой Православной церкви Украины (ПЦУ) под началом Костантинопольского патриархата, аналогичные надежды на признание появились как у десятилетия добивающихся оного Македонской и Чероногорской церквей, так и у совсем уж маргинальных групп.
То, что решение о создании ПЦУ было политическим, и Фанар пошел на него, чтобы угодить своим западным покровителям, неясно только совсем уж непонимающим сути происходящего. Хотя, безусловно Константинополь не упустил и собственной выгоды, существенно расширив подведомственную ему территорию, которая после геноцида греков на территории Турции в 20-х годах прошлого века съежилась словно шагреневая кожа. Зато трагедия Русской церкви, попавшей в жернова репрессивной машины большевистских властей, дала Фанару сомнительного свойства шанс расшириться, чем тот не преминул воспользоваться, забрав русские приходы в Польше, Финляндии, Западной Европе, Северной Америке и частично в Прибалтике. И, загоревшись идеей стать православным аналогом Ватикана, выпустил томос о «непосредственном надзоре и управлении всеми без исключения православными приходами, находящимися вне пределов поместных православных церквей в Европе, Америке и других местах». После чего сблизился с Лондоном на почве аферы по слиянию православной и англиканской церквей, из которой, правда, ничего не вышло, хотя ради этого Вселенский патриархат даже перешел на новоюлианский календарь, что спровоцировало дополнительную смуту и брожение во всем греческом православии.
Интригуя против и без того ослабленного атаками красных властей Русского православия, Фанар попытался сблизиться с Кремлем, стремясь убить двух зайцев: заручиться поддержкой покровительствовавших младотуркам большевиков и окончательно добить едва восстановившийся спустя два столетия Московский патриархат. Для чего пообещал признать поддерживаемую Кремлем секту обновленцев, которых константинопольский патриарх Григорий VII хотел пригласить на Вселенский собор в Иерусалиме, чтобы выдать томос, признав их каноничность. Но Григорий умер, собор не состоялся, а обновленчество исчезло само собой.
И вот теперь — Украина. И разрыв канонического общения с Москвой. Обосновывая заход на территорию Русской Православной церкви, патриарх Варфоломей заявил следующее: «Украинцы имеют право на автокефалию, как и все балканские народы, которые некоторое время находились в прямой юрисдикции Вселенского патриархата, но пришло время, когда они стали самостоятельными. Почему все остальные имеют право на автокефалию, а 45–50 млн украинцев нет? Это несправедливо».
И, казалось бы, кто тянул Вселенского предстоятеля за язык, зачем ему понадобилось вспоминать Средневековье, в частности, учреждение византийцами автокефальной Охридской архиепископии на месте упраздненной Болгарской патриархии, располагавшейся на территории нынешней Македонии, тем самым открывая ящик Пандоры. Потому как на тех же Балканах ждут своего часа находящиеся в аналогичном положении непризнанные раскольничьи Черногорская и Македонская православные церкви, причём центр последней находится во всем том же Охриде. И украинский томос вселил в них надежду на то, что процесс «томосизации» одной только Украиной не исчерпается.
«Решение Вселенского Патриархата провозгласить автокефалию без согласия других поместных православных церквей открывает путь для признания Македонской православной церкви, — заявил в эфире радио „Свободная Европа“ представитель МПЦ митрополит Дебарско-Кичевский Тимофей.- Согласится ли с этим Сербская православная церковь (чьей канонической территорией признана Македония — прим.авт.) или какая-либо другая церковь — теперь неважно, не им решать подобные вопросы, окончательное слово за Вселенским Патриархатом, который является первым среди равных».
В 2017 году, когда еще не началась вся эта история с украинским томосом, синод МПЦ уже попытался решить свой вопрос, зайдя с другой стороны — признав Болгарскую православную церковь «матерью-церковью», что исторически верно, взамен предложив Софии поспособствовать в вопросе получения автокефалии. БПЦ, имеющую виды на македонскую территорию, долго упрашивать не пришлось, но к ожидаемому осуждению со стороны СПЦ присоединились критические голоса двух греческих церквей (что и понятно, у греков на Македонию существуют собственные притязания) — Элладской и, собственно, Константинопольского патриархата, после чего болгары отступили. Но не македонцы. После того, как ситуация с учреждением ПЦУ стала приближаться к своему логическому завершению, клир МПЦ обратился непосредственно в Фанар. И ответ Варфоломея был получен в сентябре: он дал понять, что в принципе не против, но при условии, что в названии МПЦ нигде не будет звучать слово «Македония». И в свете того, что политическое руководство бывшей югославской республики вопреки воле народа и ради перспективы вступления в ЕС и НАТО, дабы больше не нервировать греческих партнеров, решило сменить название страны на «Северная Македония», вполне можно ожидать чего-то подобного и от руководства церковного. Благо македонский синод предусмотрительно в 2009 году вернул себе еще и историческое название «Охридская архиепископия» (официально с тех пор церковь носит двойное название «Македонская православная церковь — Охридская архиепископия»).? читать продолжение новости ?
«Наш церковный вопрос зависит от нашего спора о названии страны, который мы вели с Греческой Республикой, — прокомментировал ситуацию сербскому изданию Telegraf македонский религиовед Бранко Джорджевски. — Великий Патриарх — грек по национальности и, безусловно, заботится о национальных интересах Греции. Если спор между странами будет решен окончательно, я думаю, что у Вселенского Патриархата хватит смелости признать автокефалию МПЦ».
Учитывая тот момент, что вопрос переименования Македонии можно считать практически решённым, имеет смысл предположить, что тема томоса для Охрида может быть принята к рассмотрению Фанаром — если на то будут резоны у западных кураторов Вселенского патриархата. В случае с РПЦ такие резоны были — окончательно вырвать Украину из русского цивилизационного пространства. В случае с СПЦ подобные шаги могут понадобиться для того, чтобы сделать Белград посговорчивей в косовском вопросе. И первый звоночек уже прозвучал:
«Сербская православная церковь очень настойчиво подрывает черногорскую независимость, — заявил на днях президент Черногории Мило Джуканович. — Я считаю, что необходимо продолжить работу по восстановлению автокефальной Черногорской православной церкви, и государство будет заниматься этим и нести за это ответственность».
Напомним, что ЧПЦ — это еще одно раскольничье образование на Балканах, выделенное из СПЦ элитой Подгорицы дабы оправдать разрыв с Сербией и сербством. Подобно так называемому черногорскому языку, эта церковь была создана практически на пустом месте с использованием авантюристов в рясах всех мастей. Одновременно с этим началось давление на каноническую Черногорско-Приморскую митрополию СПЦ. В новейшей истории «восстановления» черногорского православия хватало всего — и захвата церквей, и агрессивных заявлений, и манифестаций «активистов», и действий властей, препятствовавших восстановлению древних и строительству новых храмов СПЦ. Не хватало только одного — признания.
И вот соответствующее заявление звучит из уст первого лица страны, причем в дни, когда на Украине создается ПЦУ. И когда со стороны Косово и западных партнеров албанских сепаратистов наблюдается мощный накат на Белград.
Помимо двух основных балканских претендентов, похожие сигналы поступают от совсем уж экзотических компаний. Так, признания для Белорусской церкви у Фанара через украинские СМИ попросил некий архиепископ Новогрудский Святослав, представляющий Белорусскую автокефальную православную церковь (БАПЦ), само собой, не признанную мировым православием. В годы Великой Отечественной войны БАПЦ была создана немецкими оккупантами с целью отделения белорусов от русских, а после победы незначительное число ее представителей бежало на Запад, в частности, в США, где сейчас и живет вышеупомянутый архиепископ, чья епархия, по сути, представлена одной церковью в Бруклине.
Аналогичное заявление было сделано и от имени Казачьей православной апостольской церкви, которая была учреждена, а в трактовке учредителей «восстановлена» на днях в Москве. В сторожке Битцевского парка, где о ее создании заявили представители нереестрового Всеказачьего общественного центра, возглавляемого, что интересно, этническим поляком и большим любителем современной Украины. Участники сходки уже высказались в поддержку константинопольского патриарха Варфоломея и выразили надежду на получения экзархата от Фанара, назвали Мазепу «героем казачьего народа», рассказали, что своя церковь у казаков была, но ее уничтожили коварные Петр I и Екатерина II, а также потребовали реабилитации гитлеровских коллаборационистов Краснова, Шкуро и фон Паннвица. И пообещали к Рождеству поставить собственную часовню в Подольске, в непосредственной близости от скандально известного «Музея антибольшевистского сопротивления», половина экспозиции которого прославляет этих самых коллаборационистов.
Можно, конечно, поиронизировать над всем вышеизложенным, но хочется напомнить о том, что во время последней всероссийской переписи населения 2010 года люди вовсю смеялись над активистами, запустившими акцию «национальность — казак». Но с тех пор этот вброшенный в русское общество вирус не только не исчез, но и приобрел многочисленных сторонников. В том числе и у представителей вышеупомянутого ВОЦа. Можно также вспомнить и про то, что в XIX веке просвещенная российская публика благожелательно смотрела на малоросских чудаков, пропагандировавших занесенные из империи Габсбургов идеи украинства. Сегодня же русским на Донбассе приходится отбиваться от многочисленных и весьма агрессивных носителей этой идеи.
Константинополь и его кураторы затеяли большую игру, ставки в которой сделаны довольно серьёзные. Поэтому недооценивать происходящее, даже в самых причудливых его проявлениях, не стоит.
Алексей Топоров

С момента создания из раскольничьих УПЦ КП и УАПЦ единой Православной церкви Украины (ПЦУ) под началом Костантинопольского патриархата, аналогичные надежды на признание появились как у десятилетия добивающихся оного Македонской и Чероногорской церквей, так и у совсем уж маргинальных групп. То, что решение о создании ПЦУ было политическим, и Фанар пошел на него, чтобы угодить своим западным покровителям, неясно только совсем уж непонимающим сути происходящего. Хотя, безусловно Константинополь не упустил и собственной выгоды, существенно расширив подведомственную ему территорию, которая после геноцида греков на территории Турции в 20-х годах прошлого века съежилась словно шагреневая кожа. Зато трагедия Русской церкви, попавшей в жернова репрессивной машины большевистских властей, дала Фанару сомнительного свойства шанс расшириться, чем тот не преминул воспользоваться, забрав русские приходы в Польше, Финляндии, Западной Европе, Северной Америке и частично в Прибалтике. И, загоревшись идеей стать православным аналогом Ватикана, выпустил томос о «непосредственном надзоре и управлении всеми без исключения православными приходами, находящимися вне пределов поместных православных церквей в Европе, Америке и других местах». После чего сблизился с Лондоном на почве аферы по слиянию православной и англиканской церквей, из которой, правда, ничего не вышло, хотя ради этого Вселенский патриархат даже перешел на новоюлианский календарь, что спровоцировало дополнительную смуту и брожение во всем греческом православии. Интригуя против и без того ослабленного атаками красных властей Русского православия, Фанар попытался сблизиться с Кремлем, стремясь убить двух зайцев: заручиться поддержкой покровительствовавших младотуркам большевиков и окончательно добить едва восстановившийся спустя два столетия Московский патриархат. Для чего пообещал признать поддерживаемую Кремлем секту обновленцев, которых константинопольский патриарх Григорий VII хотел пригласить на Вселенский собор в Иерусалиме, чтобы выдать томос, признав их каноничность. Но Григорий умер, собор не состоялся, а обновленчество исчезло само собой. И вот теперь — Украина. И разрыв канонического общения с Москвой. Обосновывая заход на территорию Русской Православной церкви, патриарх Варфоломей заявил следующее: «Украинцы имеют право на автокефалию, как и все балканские народы, которые некоторое время находились в прямой юрисдикции Вселенского патриархата, но пришло время, когда они стали самостоятельными. Почему все остальные имеют право на автокефалию, а 45–50 млн украинцев нет? Это несправедливо». И, казалось бы, кто тянул Вселенского предстоятеля за язык, зачем ему понадобилось вспоминать Средневековье, в частности, учреждение византийцами автокефальной Охридской архиепископии на месте упраздненной Болгарской патриархии, располагавшейся на территории нынешней Македонии, тем самым открывая ящик Пандоры. Потому как на тех же Балканах ждут своего часа находящиеся в аналогичном положении непризнанные раскольничьи Черногорская и Македонская православные церкви, причём центр последней находится во всем том же Охриде. И украинский томос вселил в них надежду на то, что процесс «томосизации» одной только Украиной не исчерпается. «Решение Вселенского Патриархата провозгласить автокефалию без согласия других поместных православных церквей открывает путь для признания Македонской православной церкви, — заявил в эфире радио „Свободная Европа“ представитель МПЦ митрополит Дебарско-Кичевский Тимофей.- Согласится ли с этим Сербская православная церковь (чьей канонической территорией признана Македония — прим.авт.) или какая-либо другая церковь — теперь неважно, не им решать подобные вопросы, окончательное слово за Вселенским Патриархатом, который является первым среди равных». В 2017 году, когда еще не началась вся эта история с украинским томосом, синод МПЦ уже попытался решить свой вопрос, зайдя с другой стороны — признав Болгарскую православную церковь «матерью-церковью», что исторически верно, взамен предложив Софии поспособствовать в вопросе получения автокефалии. БПЦ, имеющую виды на македонскую территорию, долго упрашивать не пришлось, но к ожидаемому осуждению со стороны СПЦ присоединились критические голоса двух греческих церквей (что и понятно, у греков на Македонию существуют собственные притязания) — Элладской и, собственно, Константинопольского патриархата, после чего болгары отступили. Но не македонцы. После того, как ситуация с учреждением ПЦУ стала приближаться к своему логическому завершению, клир МПЦ обратился непосредственно в Фанар. И ответ Варфоломея был получен в сентябре: он дал понять, что в принципе не против, но при условии, что в названии МПЦ нигде не будет звучать слово «Македония». И в свете того, что политическое руководство бывшей югославской республики вопреки воле народа и ради перспективы вступления в ЕС и НАТО, дабы больше не нервировать греческих партнеров, решило сменить название страны на «Северная Македония», вполне можно ожидать чего-то подобного и от руководства церковного. Благо македонский синод предусмотрительно в 2009 году вернул себе еще и историческое название «Охридская архиепископия» (официально с тех пор церковь носит двойное название «Македонская православная церковь — Охридская архиепископия»).? читать продолжение новости ? «Наш церковный вопрос зависит от нашего спора о названии страны, который мы вели с Греческой Республикой, — прокомментировал ситуацию сербскому изданию Telegraf македонский религиовед Бранко Джорджевски. — Великий Патриарх — грек по национальности и, безусловно, заботится о национальных интересах Греции. Если спор между странами будет решен окончательно, я думаю, что у Вселенского Патриархата хватит смелости признать автокефалию МПЦ». Учитывая тот момент, что вопрос переименования Македонии можно считать практически решённым, имеет смысл предположить, что тема томоса для Охрида может быть принята к рассмотрению Фанаром — если на то будут резоны у западных кураторов Вселенского патриархата. В случае с РПЦ такие резоны были — окончательно вырвать Украину из русского цивилизационного пространства. В случае с СПЦ подобные шаги могут понадобиться для того, чтобы сделать Белград посговорчивей в косовском вопросе. И первый звоночек уже прозвучал: «Сербская православная церковь очень настойчиво подрывает черногорскую независимость, — заявил на днях президент Черногории Мило Джуканович. — Я считаю, что необходимо продолжить работу по восстановлению автокефальной Черногорской православной церкви, и государство будет заниматься этим и нести за это ответственность». Напомним, что ЧПЦ — это еще одно раскольничье образование на Балканах, выделенное из СПЦ элитой Подгорицы дабы оправдать разрыв с Сербией и сербством. Подобно так называемому черногорскому языку, эта церковь была создана практически на пустом месте с использованием авантюристов в рясах всех мастей. Одновременно с этим началось давление на каноническую Черногорско-Приморскую митрополию СПЦ. В новейшей истории «восстановления» черногорского православия хватало всего — и захвата церквей, и агрессивных заявлений, и манифестаций «активистов», и действий властей, препятствовавших восстановлению древних и строительству новых храмов СПЦ. Не хватало только одного — признания. И вот соответствующее заявление звучит из уст первого лица страны, причем в дни, когда на Украине создается ПЦУ. И когда со стороны Косово и западных партнеров албанских сепаратистов наблюдается мощный накат на Белград. Помимо двух основных балканских претендентов, похожие сигналы поступают от совсем уж экзотических компаний. Так, признания для Белорусской церкви у Фанара через украинские СМИ попросил некий архиепископ Новогрудский Святослав, представляющий Белорусскую автокефальную православную церковь (БАПЦ), само собой, не признанную мировым православием. В годы Великой Отечественной войны БАПЦ была создана немецкими оккупантами с целью отделения белорусов от русских, а после победы незначительное число ее представителей бежало на Запад, в частности, в США, где сейчас и живет вышеупомянутый архиепископ, чья епархия, по сути, представлена одной церковью в Бруклине. Аналогичное заявление было сделано и от имени Казачьей православной апостольской церкви, которая была учреждена, а в трактовке учредителей «восстановлена» на днях в Москве. В сторожке Битцевского парка, где о ее создании заявили представители нереестрового Всеказачьего общественного центра, возглавляемого, что интересно, этническим поляком и большим любителем современной Украины. Участники сходки уже высказались в поддержку константинопольского патриарха Варфоломея и выразили надежду на получения экзархата от Фанара, назвали Мазепу «героем казачьего народа», рассказали, что своя церковь у казаков была, но ее уничтожили коварные Петр I и Екатерина II, а также потребовали реабилитации гитлеровских коллаборационистов Краснова, Шкуро и фон Паннвица. И пообещали к Рождеству поставить собственную часовню в Подольске, в непосредственной близости от скандально известного «Музея антибольшевистского сопротивления», половина экспозиции которого прославляет этих самых коллаборационистов. Можно, конечно, поиронизировать над всем вышеизложенным, но хочется напомнить о том, что во время последней всероссийской переписи населения 2010 года люди вовсю смеялись над активистами, запустившими акцию «национальность — казак». Но с тех пор этот вброшенный в русское общество вирус не только не исчез, но и приобрел многочисленных сторонников. В том числе и у представителей вышеупомянутого ВОЦа. Можно также вспомнить и про то, что в XIX веке просвещенная российская публика благожелательно смотрела на малоросских чудаков, пропагандировавших занесенные из империи Габсбургов идеи украинства. Сегодня же русским на Донбассе приходится отбиваться от многочисленных и весьма агрессивных носителей этой идеи. Константинополь и его кураторы затеяли большую игру, ставки в которой сделаны довольно серьёзные. Поэтому недооценивать происходящее, даже в самых причудливых его


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
→ 
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика