✔ Путин не нашел у вертикали власти нижнего звена... - «Политика»
Roberts 28-10-2019, 04:15 193 Новости дня / ПолитикаНа прошедшей неделе президент РФ обратил внимание на серьезный изъян в конституционной конструкции страны. Владимир Путин считает, что вертикаль власти не доходит до самого низу – так называемой земли, или муниципального уровня управления. Данная тема всплыла по ходу отчета вице-премьера Ольги Голодец о ситуации в курируемых ею сферах – спорте и культуре.
Голодец пояснила Путину, что «координация власти федеральной, субъектов и муниципальной – это очень серьезный вопрос во всех сферах деятельности, не только по спорту». Это был ее ответ на замечание президента о том, что «на муниципальном уровне часто принимаются решения, которые потом не подтверждены ресурсами, и происходит сбой на этом уровне».
На этой встрече, конечно, речь шла именно о единой социальной политике государства. Однако местная власть действительно везде стоит особняком – и это норма Конституции, которая намеренно отделила уровень самоуправления от административной вертикали. Судя по всему, слова Путина о продлении этой вертикали до самого конца следует считать общим указанием о наведении какого-то окончательного порядка. Правда, президент уточнил: «Нужно, чтобы все-таки хоть в чем-то была какая-то вертикаль, чтобы все это эффективно функционировало и в то же время не противоречило Конституции. Надо подумать над этим вопросом». «Да, это тонкая тема», – дипломатично отреагировала Голодец.
На самом же деле проблема вовсе не с вертикалью – она как раз выстроена уже достаточно жесткая, а с тем объемом ресурсов, которыми сейчас располагает каждый уровень власти. Напомним, что по закону субъекты РФ имеют право сами выбирать формат муниципального устройства. И практически все регионы – без сомнения, по собственному разумению и без какого-либо давления Кремля – пришли к назначаемым сверху мэрам. Это происходит в рамках специальных конкурсных комиссий, где доминируют представители губернаторов. Однако распределение денег всегда оказывается более сложным вопросом, чем формальная подчиненность.
Кстати, на минувшей неделе в стране появился один субъект РФ, где всех муниципальных руководителей решено избирать непосредственным голосованием граждан. Это Хабаровский край, который является ныне монопартийным регионом, причем вся власть здесь принадлежит не «Единой России», а ЛДПР. Губернатору Сергею Фургалу, товарищи которого после 8 сентября заняли подавляющее большинство мест в краевой Законодательной думе, достаточно было сказать лишь несколько фраз в напутственной речи, обращенной к депутатам нового созыва. После чего закон о прямых выборах и был принят сразу во всех чтениях.
Между тем в результате этого решения сложилась ситуация фактического неравенства граждан в осуществлении ими своих избирательных прав, что в принципе нарушает соответствующую конституционную норму. Однако в Хабаровском крае, судя по всему, по согласованию с федеральным Центром вообще проходит некий политический эксперимент. Его цель, видимо, состоит как минимум в том, чтобы посмотреть, способны ли парламентские партии полностью брать на себя ответственность за ситуацию хотя бы в части страны.
При этом на прошлой неделе стабилизацией своей вертикали занялись и в ЕР. Лидер партии Дмитрий Медведев на президиуме генсовета постановил прекратить практику выдвигать на выборах якобы самостоятельных кандидатов, которые на самом деле пользуются поддержкой всех партийных структур. Премьер назвал такую тактику не очень правильной, явно непоследовательной и даже неразумной. Дело в том, что это создает риск сокращения ядерного электората ЕР, рассудил Медведев. Судя по всему, его расширению должно способствовать возвращение губернаторов к руководству региональными отделениями.
Пока это позволено не всем, а только более или менее высокорейтинговым главам регионов. Однако можно предположить, что на съезде ЕР в конце ноября будет принято решение о повсеместном слиянии административной и партийной вертикалей. И в связи с этим возникнет вопрос, как в этих условиях станет проходить пресловутый губернаторопад, который по уже сложившейся традиции становится пиком осеннего и весеннего политических сезонов. Можно ли будет по тем руководителям, которые не допущены к реготделениям ЕР, строить уверенный прогноз об отставке? Или же в конце концов все сведется к тому, что пост местного партийного лидера будет прилагаться к указу о назначении врио? Кстати, в этом году, несмотря на то что уже наступил конец октября, никаких предвыборных зачисток в губернаторском корпусе так и не произошло.
На прошедшей неделе президент РФ обратил внимание на серьезный изъян в конституционной конструкции страны. Владимир Путин считает, что вертикаль власти не доходит до самого низу – так называемой земли, или муниципального уровня управления. Данная тема всплыла по ходу отчета вице-премьера Ольги Голодец о ситуации в курируемых ею сферах – спорте и культуре. Голодец пояснила Путину, что «координация власти федеральной, субъектов и муниципальной – это очень серьезный вопрос во всех сферах деятельности, не только по спорту». Это был ее ответ на замечание президента о том, что «на муниципальном уровне часто принимаются решения, которые потом не подтверждены ресурсами, и происходит сбой на этом уровне». На этой встрече, конечно, речь шла именно о единой социальной политике государства. Однако местная власть действительно везде стоит особняком – и это норма Конституции, которая намеренно отделила уровень самоуправления от административной вертикали. Судя по всему, слова Путина о продлении этой вертикали до самого конца следует считать общим указанием о наведении какого-то окончательного порядка. Правда, президент уточнил: «Нужно, чтобы все-таки хоть в чем-то была какая-то вертикаль, чтобы все это эффективно функционировало и в то же время не противоречило Конституции. Надо подумать над этим вопросом». «Да, это тонкая тема», – дипломатично отреагировала Голодец. На самом же деле проблема вовсе не с вертикалью – она как раз выстроена уже достаточно жесткая, а с тем объемом ресурсов, которыми сейчас располагает каждый уровень власти. Напомним, что по закону субъекты РФ имеют право сами выбирать формат муниципального устройства. И практически все регионы – без сомнения, по собственному разумению и без какого-либо давления Кремля – пришли к назначаемым сверху мэрам. Это происходит в рамках специальных конкурсных комиссий, где доминируют представители губернаторов. Однако распределение денег всегда оказывается более сложным вопросом, чем формальная подчиненность. Кстати, на минувшей неделе в стране появился один субъект РФ, где всех муниципальных руководителей решено избирать непосредственным голосованием граждан. Это Хабаровский край, который является ныне монопартийным регионом, причем вся власть здесь принадлежит не «Единой России», а ЛДПР. Губернатору Сергею Фургалу, товарищи которого после 8 сентября заняли подавляющее большинство мест в краевой Законодательной думе, достаточно было сказать лишь несколько фраз в напутственной речи, обращенной к депутатам нового созыва. После чего закон о прямых выборах и был принят сразу во всех чтениях. Между тем в результате этого решения сложилась ситуация фактического неравенства граждан в осуществлении ими своих избирательных прав, что в принципе нарушает соответствующую конституционную норму. Однако в Хабаровском крае, судя по всему, по согласованию с федеральным Центром вообще проходит некий политический эксперимент. Его цель, видимо, состоит как минимум в том, чтобы посмотреть, способны ли парламентские партии полностью брать на себя ответственность за ситуацию хотя бы в части страны. При этом на прошлой неделе стабилизацией своей вертикали занялись и в ЕР. Лидер партии Дмитрий Медведев на президиуме генсовета постановил прекратить практику выдвигать на выборах якобы самостоятельных кандидатов, которые на самом деле пользуются поддержкой всех партийных структур. Премьер назвал такую тактику не очень правильной, явно непоследовательной и даже неразумной. Дело в том, что это создает риск сокращения ядерного электората ЕР, рассудил Медведев. Судя по всему, его расширению должно способствовать возвращение губернаторов к руководству региональными отделениями. Пока это позволено не всем, а только более или менее высокорейтинговым главам регионов. Однако можно предположить, что на съезде ЕР в конце ноября будет принято решение о повсеместном слиянии административной и партийной вертикалей. И в связи с этим возникнет вопрос, как в этих условиях станет проходить пресловутый губернаторопад, который по уже сложившейся традиции становится пиком осеннего и весеннего политических сезонов. Можно ли будет по тем руководителям, которые не допущены к реготделениям ЕР, строить уверенный прогноз об отставке? Или же в конце концов все сведется к тому, что пост местного партийного лидера будет прилагаться к указу о назначении врио? Кстати, в этом году, несмотря на то что уже наступил конец октября, никаких предвыборных зачисток в губернаторском корпусе так и не произошло.