✔ Ленин бежал, военных захватывают индейцы Эквадор охвачен протестами. Что там происходит? - «Политика»
Doyle 9-10-2019, 20:15 193 Новости дня / ПолитикаМенее суток назад власти Эквадора — небольшого государства в Южной Америке — объявили о введении в стране комендантского часа в вечернее и ночное время. Он продлится минимум до конца недели и будет действовать в районах, где расположены государственные и стратегические объекты. Так руководство страны пытается купировать рост массовых протестов, вызванных непопулярными экономическими реформами, начатыми правительством президента Ленина Морено. Расскажем главное.
Десятки столкновений с полицией
Ранее, в конце прошлой недели, президент Морено уже объявил в стране чрезвычайное положение. По решению главы государство оно должно было продлиться 60 дней. Правда, Верховный суд страны сократил его действие вдвое — до 30 дней. На момент подписания указа 3 октября только в столице Эквадора городе Кито проходило 13 акций протеста. Манифестанты блокировали улицы, затрудняя передвижение по городу. В некоторых городах это переросло в массовые беспорядки.
Минувшей ночью антиправительственные силы подобрались к зданию Национальной ассамблеи (парламенту) Эквадора. Манифестация сопровождалась столкновениями с полицией. После того, как протестующие прорвали первое кольцо оцепления, полицейские применяют слезоточивый газ.
Сообщается о локальных стычках в других районах Кито и городах страны. В пригороде столицы сожжен армейский броневик. Впрочем, самым ощутимым ударом может стать ситуация с захватом и выводом из строя нескольких (по последним данным, уже пяти) месторождений нефти, которые принадлежат госкомпании Petroamazonas. Из-за этого суточная добыча нефти в объемах всей страны рискует упасть чуть меньше чем на половину. На этом фоне начались перебои с поставками топлива, вызванные параличом транспортной системы.
В стране на неопределенный срок приостановлена работа школ и других учебных заведений, что, возможно, только поспособствует вовлечению в уличные акции студентов и старшеклассников.
Сам Ленин Морено вместе с правительством временно перебрался из Кито в город Гуаякиль в 400 километрах от столицы. Это дало наблюдателям повод усомниться в способности руководства страны контролировать ситуацию.
Из-за чего протесты и кто в них участвует?
Как раз 3 октября, когда Эквадор накрыла протестная волна, вступил в действие президентский указ о либерализации цен на автомоторное топливо и об отмене государственных субсидий на него. Субсидии действовали в Эквадоре с 70-х годов и обходились бюджету страны в $1,3 млрд ежегодно. После их отмены цены на дизель и бензин выросли более чем вдвое.
Первыми отреагировали работники транспортной сферы, которые, провозгласив начало бессрочной забастовки, вышли и выехали на улицы и магистрали, парализовав дорожное движение. К протестам присоединились таксисты и фермеры. От их лица действуют национальные профсоюзы.
От благополучия этих отраслей зависит жизнь коренной части населения, поэтому индейцы тоже выступили против реформ Ленина Морено. Конфедерация коренных народов Эквадора (CONAIE), созданная в 1986 году, имеет опыт более чем успешной борьбы с президентской властью в этой стране. Марши, организованные CONAIE, привели к свержению сначала 51-го президента Эквадора Хамиля Мауада (2000 год), а затем, через пять лет, и 52-го — Лусио Гутьерреса. В ответ на указ Морено о введении чрезвычайного положения CONAIE объявила об аналогичной мере на подконтрольных ей территориях индейских резерваций. Есть данные, что в обеспечение этой меры активистам CONAIE удалось захватить порядка 50 военных. Поэтому не исключено, что армейским частям придется планировать еще и операции по их освобождению.
Чем отвечает власть?
Пытаясь удержать ситуацию под контролем, власти стремятся обезглавить протест. Например, полиция задержала главу Национальной федерации таксистов Хорхе Кальдерона. Ему предъявлено обвинение в препятствовании работе общественного транспорта. Под стражу также взяты генеральный секретарь регионального профсоюза водителей Месиас Викунья и председатель Транспортной палаты города Куэнка Маноло Солис. Они также были признаны зачинщиками забастовочных акций, парализовавшей транспортную систему страны. В целом полиция и армейские силы за неполную неделю протестов арестовали более 500 их участников.
4 октября транспортные профсоюзы заявили о приостановке своего участия в протестном движении. После этого Ленин Морено заявил, что правительство не откажется от реформ, цель которых — добиться «финансовой устойчивости» Эквадора.
Одновременно Морено указал на возможных закулисных организаторов протестных акций. По его мнению, за событиями в Эквадоре стоят бывший президент страны Рафаэль Корреа и глава Венесуэлы Николас Мадуро. Оба уже отреагировали на это обвинение. Первый иронично заметил, что не настольно силен, чтобы из Брюсселя при помощи айфона руководить протестами у себя на родине, но при необходимости готов вернуться в Эквадор, чтобы помочь вернуть стабильность в стране.
Интересно, что Рафаэль Корреа, который возглавлял Эквадор с 2007 по 2017 годы, отказался выдвигаться на президентский пост в третий раз и фактически передал бразды правления Ленину Морено, баллотировавшемуся вместо него от правящей партии.
Что касается Мадуро, то тот ответил в свойственном себе революционном духе. Он призвал отменить непопулярный экономический пакет и начать переговоры «с народом Эквадора, с крестьянами и рабочими». Лидер Венесуэлы считает, что эквадорцы устроили манифестации в знак протеста против политики Международного валютного фонда, под давлением которой правительство страны и начало болезненные экономические реформы.
Как реагируют соседи и каковы прогнозы на развитие ситуации?
Сразу семь стран Латинской Америки выразили поддержку президенту Эквадора. «Попытки дестабилизировать конституционный, законный, демократический режим» решительно осудили правительства Аргентины, Бразилии, Гватемалы, Колумбии, Парагвая, Перу и Сальвадора.
Еще ранее с осуждением актов насилия, совершенных в последние дни в Кито, выступила Организация американских государств, объединяющая 35 стран Северной и Южной Америк и Карибского бассейна. В заявлении, которое опубликовано на сайте организации, содержится призыв к диалогу и отказу от похищения полицейских и военнослужащих, нападений на машины скорой помощи и пожарных служб, а также от уничтожения и разграбления частной и государственной собственности.
Россия в лице министерства иностранных дел пока никак не высказалась относительно эквадорских событий.
Эксперты пока затрудняются давать прогнозы по поводу возможного исхода противостояния в Эквадоре. И та, и другая стороны не отказываются от возможности переговоров, полагаясь на посредничество представителей ООН в этой стране. Первыми на этот счет выступили власти, которые объявили о готовности «принять посредничество со стороны ООН, церкви и представителей университетов». Однако протестующие выдвигают базовое условие для начала переговоров — вернуть субсидии на горючее.
По материалам ТАСС и РИА «Новости».
Менее суток назад власти Эквадора — небольшого государства в Южной Америке — объявили о введении в стране комендантского часа в вечернее и ночное время. Он продлится минимум до конца недели и будет действовать в районах, где расположены государственные и стратегические объекты. Так руководство страны пытается купировать рост массовых протестов, вызванных непопулярными экономическими реформами, начатыми правительством президента Ленина Морено. Расскажем главное. Десятки столкновений с полицией Ранее, в конце прошлой недели, президент Морено уже объявил в стране чрезвычайное положение. По решению главы государство оно должно было продлиться 60 дней. Правда, Верховный суд страны сократил его действие вдвое — до 30 дней. На момент подписания указа 3 октября только в столице Эквадора городе Кито проходило 13 акций протеста. Манифестанты блокировали улицы, затрудняя передвижение по городу. В некоторых городах это переросло в массовые беспорядки. Минувшей ночью антиправительственные силы подобрались к зданию Национальной ассамблеи (парламенту) Эквадора. Манифестация сопровождалась столкновениями с полицией. После того, как протестующие прорвали первое кольцо оцепления, полицейские применяют слезоточивый газ. Сообщается о локальных стычках в других районах Кито и городах страны. В пригороде столицы сожжен армейский броневик. Впрочем, самым ощутимым ударом может стать ситуация с захватом и выводом из строя нескольких (по последним данным, уже пяти) месторождений нефти, которые принадлежат госкомпании Petroamazonas. Из-за этого суточная добыча нефти в объемах всей страны рискует упасть чуть меньше чем на половину. На этом фоне начались перебои с поставками топлива, вызванные параличом транспортной системы. В стране на неопределенный срок приостановлена работа школ и других учебных заведений, что, возможно, только поспособствует вовлечению в уличные акции студентов и старшеклассников. Сам Ленин Морено вместе с правительством временно перебрался из Кито в город Гуаякиль в 400 километрах от столицы. Это дало наблюдателям повод усомниться в способности руководства страны контролировать ситуацию. Из-за чего протесты и кто в них участвует? Как раз 3 октября, когда Эквадор накрыла протестная волна, вступил в действие президентский указ о либерализации цен на автомоторное топливо и об отмене государственных субсидий на него. Субсидии действовали в Эквадоре с 70-х годов и обходились бюджету страны в $1,3 млрд ежегодно. После их отмены цены на дизель и бензин выросли более чем вдвое. Первыми отреагировали работники транспортной сферы, которые, провозгласив начало бессрочной забастовки, вышли и выехали на улицы и магистрали, парализовав дорожное движение. К протестам присоединились таксисты и фермеры. От их лица действуют национальные профсоюзы. От благополучия этих отраслей зависит жизнь коренной части населения, поэтому индейцы тоже выступили против реформ Ленина Морено. Конфедерация коренных народов Эквадора (CONAIE), созданная в 1986 году, имеет опыт более чем успешной борьбы с президентской властью в этой стране. Марши, организованные CONAIE, привели к свержению сначала 51-го президента Эквадора Хамиля Мауада (2000 год), а затем, через пять лет, и 52-го — Лусио Гутьерреса. В ответ на указ Морено о введении чрезвычайного положения CONAIE объявила об аналогичной мере на подконтрольных ей территориях индейских резерваций. Есть данные, что в обеспечение этой меры активистам CONAIE удалось захватить порядка 50 военных. Поэтому не исключено, что армейским частям придется планировать еще и операции по их освобождению. Чем отвечает власть? Пытаясь удержать ситуацию под контролем, власти стремятся обезглавить протест. Например, полиция задержала главу Национальной федерации таксистов Хорхе Кальдерона. Ему предъявлено обвинение в препятствовании работе общественного транспорта. Под стражу также взяты генеральный секретарь регионального профсоюза водителей Месиас Викунья и председатель Транспортной палаты города Куэнка Маноло Солис. Они также были признаны зачинщиками забастовочных акций, парализовавшей транспортную систему страны. В целом полиция и армейские силы за неполную неделю протестов арестовали более 500 их участников. 4 октября транспортные профсоюзы заявили о приостановке своего участия в протестном движении. После этого Ленин Морено заявил, что правительство не откажется от реформ, цель которых — добиться «финансовой устойчивости» Эквадора. Одновременно Морено указал на возможных закулисных организаторов протестных акций. По его мнению, за событиями в Эквадоре стоят бывший президент страны Рафаэль Корреа и глава Венесуэлы Николас Мадуро. Оба уже отреагировали на это обвинение. Первый иронично заметил, что не настольно силен, чтобы из Брюсселя при помощи айфона руководить протестами у себя на родине, но при необходимости готов вернуться в Эквадор, чтобы помочь вернуть стабильность в стране. Интересно, что Рафаэль Корреа, который возглавлял Эквадор с 2007 по 2017 годы, отказался выдвигаться на президентский пост в третий раз и фактически передал бразды правления Ленину Морено, баллотировавшемуся вместо него от правящей партии. Что касается Мадуро, то тот ответил в свойственном себе революционном духе. Он призвал отменить непопулярный экономический пакет и начать переговоры «с народом Эквадора, с крестьянами и рабочими». Лидер Венесуэлы считает, что эквадорцы устроили манифестации в знак протеста против политики Международного валютного фонда, под давлением которой правительство страны и начало болезненные экономические реформы. Как реагируют соседи и каковы прогнозы на развитие ситуации? Сразу семь стран Латинской Америки выразили поддержку президенту Эквадора. «Попытки дестабилизировать конституционный, законный, демократический режим» решительно осудили правительства Аргентины, Бразилии, Гватемалы, Колумбии, Парагвая, Перу и Сальвадора. Еще ранее с осуждением актов насилия, совершенных в последние дни в Кито, выступила Организация американских государств, объединяющая 35 стран Северной и Южной Америк и Карибского бассейна. В заявлении, которое опубликовано на сайте организации, содержится призыв к диалогу и отказу от похищения полицейских и военнослужащих, нападений на машины скорой помощи и пожарных служб, а также от уничтожения и разграбления частной и государственной собственности. Россия в лице министерства иностранных дел пока никак не высказалась относительно эквадорских событий. Эксперты пока затрудняются давать прогнозы по поводу возможного исхода противостояния в Эквадоре. И та, и другая стороны не отказываются от возможности переговоров, полагаясь на посредничество представителей ООН в этой стране. Первыми на этот счет выступили власти, которые объявили о готовности «принять посредничество со стороны ООН, церкви и представителей университетов». Однако протестующие выдвигают базовое условие для начала переговоров — вернуть субсидии на горючее. По материалам ТАСС и РИА «Новости».