✔ Евросоюз в новом рамочном соглашении требует закрыть Армянскую АЭС - «Политика»
Василий 14-10-2017, 14:00 193 Новости дня / Политика
ПОХОЖИЕ
Новое соглашение включает некоторые элементы проекта Договора об ассоциации с ЕС, от которого Армения отказалась в пользу Евразийского экономического союза. Из-за этого в новом документе нет положений о зоне свободной торговли.
В целом, в тексте, состоящем из 357 страниц, говорится о необходимости укрепления политического и экономического партнерства между Арменией и Евросоюзом, «основанного на общих ценностях и прочных связях». В Брюсселе также считают важным участие Армении в политике и проектах ЕС.
Помимо обтекаемых формулировок, есть в соглашении одно весьма любопытное положение, а именно — фактическое требование ЕС закрыть атомную станцию в Мецаморе. Представители МАГАТЭ неоднократно отмечали, что Армянская АЭС отвечает требованиям безопасности. Эти оценки, видимо, евробюрократов не интересуют — либо закрытие, либо строительство новой АЭС, которая, по их мнению, отвечала бы современным нормам. В стремлении добиться закрытия АЭС естественными союзниками Брюсселя выступают Турция и Азербайджан, активно лоббирующие на международных площадках «денуклеаризацию» Армении.
В тексте соглашения по части АЭС говорится следующее: «Сотрудничество в этой сфере (энергетики — прим. ред.) будет включать закрытие и безопасную консервацию Мецаморской АЭС, скорейшее принятие „дорожной карты“ или плана действий с учетом необходимости обеспечения альтернативных возможностей для стабильного развития Армении».
Под «альтернативными возможностями» имеется в виду развитие возобновляемых источников энергии. «Зеленую» энергетику в Армении продолжительное время «продвигают» американцы и европейцы, обещая многомиллиардные инвестиции и помощь в проведении необходимых инфраструктурных реформ. Взамен западные бюрократы рассчитывают на «действенные шаги» со стороны армянского правительства по борьбе с коррупцией, обеспечению прозрачности управления, созданию условий здоровой экономической конкуренции и т. д. Что касается АЭС, то Брюссель ранее обещал выделить 200 млн евро с целью ее консервации. Подобная «щедрость», безусловно, имеет свое объяснение.
Армянская АЭС — одна из важнейших площадок армяно-российского сотрудничества. На средства российского кредита в $ 270 млн и гранта в $ 30 млн в настоящее время осуществляются работы по продлению сроков эксплуатации АЭС на 10 лет. К тому же на долю АЭС приходится порядка 40% вырабатываемой в Армении электроэнергии.
Как представляется, попытки консервации АЭС в Мецаморе в числе иных задач могут преследовать чисто геополитические цели, направленные на ослабление позиций РФ в такой ключевой сфере, каковой является энергетика. Соображения же экологической безопасности в данном случае служат европейцам некой ширмой для продвижения собственной политической повестки.
Что касается властей Армении, то их позиция сводится к следующему: у Мецаморской АЭС пока нет альтернативы для обеспечения энергетической безопасности страны. Единственным долгосрочным решением могла бы стать новая станция. Однако достать необходимые 5 млрд долларов, необходимых для строительства нового энергоблока — задача не из легких. Особого интереса инвестировать в строительство пока никто не проявлял. А в бюджете республики этих денег и подавно нет. Однако даже при наличии средств встал бы вопрос рынка сбыта электроэнергии. Граница с Турцией закрыта, Анкара сама строит атомную станцию и дополнительных объемах электроэнергии из Армении не нуждается.
Иран, куда Армения сейчас на бартерной основе поставляет электричество в обмен на газ, также взял курс на развитие собственных энергетических мощностей. Аналогичная ситуация с Грузией. В этих условиях единственно оптимальным вариантом остается сохранение действующей АЭС, что называется, до лучших времен.
Совет Евросоюза опубликовал текст Соглашения о расширенном и всеобъемлющем партнёрстве между Арменией и ЕС. Как ранее отмечали чиновники в Ереване и Брюсселе, подписание договора, который станет основой для двусторонних отношений на ближайшие годы, состоится в ноябре этого года, на саммите Восточного партнерства в Брюсселе. Новое соглашение включает некоторые элементы проекта Договора об ассоциации с ЕС, от которого Армения отказалась в пользу Евразийского экономического союза. Из-за этого в новом документе нет положений о зоне свободной торговли. В целом, в тексте, состоящем из 357 страниц, говорится о необходимости укрепления политического и экономического партнерства между Арменией и Евросоюзом, «основанного на общих ценностях и прочных связях». В Брюсселе также считают важным участие Армении в политике и проектах ЕС. Помимо обтекаемых формулировок, есть в соглашении одно весьма любопытное положение, а именно — фактическое требование ЕС закрыть атомную станцию в Мецаморе. Представители МАГАТЭ неоднократно отмечали, что Армянская АЭС отвечает требованиям безопасности. Эти оценки, видимо, евробюрократов не интересуют — либо закрытие, либо строительство новой АЭС, которая, по их мнению, отвечала бы современным нормам. В стремлении добиться закрытия АЭС естественными союзниками Брюсселя выступают Турция и Азербайджан, активно лоббирующие на международных площадках «денуклеаризацию» Армении. В тексте соглашения по части АЭС говорится следующее: «Сотрудничество в этой сфере (энергетики — прим. ред.) будет включать закрытие и безопасную консервацию Мецаморской АЭС, скорейшее принятие „дорожной карты“ или плана действий с учетом необходимости обеспечения альтернативных возможностей для стабильного развития Армении». Под «альтернативными возможностями» имеется в виду развитие возобновляемых источников энергии. «Зеленую» энергетику в Армении продолжительное время «продвигают» американцы и европейцы, обещая многомиллиардные инвестиции и помощь в проведении необходимых инфраструктурных реформ. Взамен западные бюрократы рассчитывают на «действенные шаги» со стороны армянского правительства по борьбе с коррупцией, обеспечению прозрачности управления, созданию условий здоровой экономической конкуренции и т. д. Что касается АЭС, то Брюссель ранее обещал выделить 200 млн евро с целью ее консервации. Подобная «щедрость», безусловно, имеет свое объяснение. Армянская АЭС — одна из важнейших площадок армяно-российского сотрудничества. На средства российского кредита в $ 270 млн и гранта в $ 30 млн в настоящее время осуществляются работы по продлению сроков эксплуатации АЭС на 10 лет. К тому же на долю АЭС приходится порядка 40% вырабатываемой в Армении электроэнергии. Как представляется, попытки консервации АЭС в Мецаморе в числе иных задач могут преследовать чисто геополитические цели, направленные на ослабление позиций РФ в такой ключевой сфере, каковой является энергетика. Соображения же экологической безопасности в данном случае служат европейцам некой ширмой для продвижения собственной политической повестки. Что касается властей Армении, то их позиция сводится к следующему: у Мецаморской АЭС пока нет альтернативы для обеспечения энергетической безопасности страны. Единственным долгосрочным решением могла бы стать новая станция. Однако достать необходимые 5 млрд долларов, необходимых для строительства нового энергоблока — задача не из легких. Особого интереса инвестировать в строительство пока никто не проявлял. А в бюджете республики этих денег и подавно нет. Однако даже при наличии средств встал бы вопрос рынка сбыта электроэнергии. Граница с Турцией закрыта, Анкара сама строит атомную станцию и дополнительных объемах электроэнергии из Армении не нуждается. Иран, куда Армения сейчас на бартерной основе поставляет электричество в обмен на газ, также взял курс на развитие собственных энергетических мощностей. Аналогичная ситуация с Грузией. В этих условиях единственно оптимальным вариантом остается сохранение действующей АЭС, что называется, до лучших времен.