✔ Порошенко толкает Донбасс в новую бойню - «Политика»
Софья 6-10-2017, 00:03 193 Новости дня / ПолитикаЗаконы о «реинтеграции» приведут к новому обострению ситуации
В среду, 4 октября президент Украины Петр Прошенко внес на рассмотрение в Верховную Раду законопроект № 7163 о реинтеграции Донбасса под названием «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях». Как заявил председатель фракции «Блок Петра Порошенко» Артур Герасимов, законопроект будет принят парламентом не позднее 18 октября. Сам Порошенко определил документ, как «неотложный». Текст законопроекта был опубликован на сайте Рады спустя несколько часов, и депутаты только начали с ним знакомиться, так как окончательный вариант был представлен им впервые.
О том, что по его указанию был разработан план реинтеграции Донбасса, Порошенко сообщил еще 14 июня. С тех велось согласование документа с международными партнерами Киева и, как сообщили украинские СМИ, в начале октября этот процесс был завершен.
Первый вариант текста документа был опубликован в прессе 12 июля. Примечательно, что в нем о самой реинтеграции говорилось только в общих чертах, а самым принципиальным моментом документа стало то, что Донецкая и Луганская народные республики впервые официально признаны «территорией, оккупированной Российской Федерацией», Россия же названа страной-агрессором.
«Временно оккупированной признается сухопутная территория, в пределах которой формирования вооруженных сил Российской Федерации, незаконные вооруженные формирования, созданные при содействии Российской Федерации, подотчетные, контролируемые и финансируемые ею, а также оккупационная администрация Российской Федерации установили и реализуют свою власть», — говорилось в документе. Соответственно, Киев не признает какие-либо органы власти ДНР и ЛНР и не будет вести с ними диалог.
Что касается Минских соглашений, документ обеспечивает только «приоритетность исполнения положений безопасности Минского протокола от 5 сентября 2014 года, Минского меморандума от 19 сентября 2014 года и „Комплекса мер“ от 12 февраля 2015 года с целью создания необходимых условий для политического урегулирования». О политическом урегулировании в законе ничего сказано. Этот пункт остался неизменным и в окончательной версии документа.
Несмотря на то, что по заверениям администрации президента документ претерпел трансформацию, неизменным осталось и определение РФ как страны, которая «осуществляет агрессию и временно оккупировала» часть украинской территории. В проекте говорится, что «Российская Федерация инициировала, организовывала и поддерживала террористическую деятельность на Украине, осуществляет вооруженную агрессию против Украины и временную оккупацию частей ее территории, применяя регулярные соединения и подразделения вооруженных сил и других воинских формирований Российской Федерации».
Таким образом, отличия от первоначальной версии документа минимальны. В тексте указано, что целью государственной политики по обеспечению суверенитета над оккупированными территориями является их освобождение и возобновление конституционного порядка на них.
Как заявил ранее пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, определение украинской стороной России как «страны-агрессора» противоречит реальному положению дел на юго-востоке Украины, где РФ не является стороной конфликта.
Стоит отметить, что признание территорий «оккупированными» позволяет Украине снять с себя какую-либо ответственность за граждан на ней. В тексте закона написано, что «государство Украина не несет ответственности за противоправные действия Российской Федерации как государства-агрессора, ее вооруженных сил, других военных формирований и оккупационной администрации на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях». Как объясняли «СП» эксперты ранее, это позволит Киеву не признавать любые иски от граждан с этой территории в суды по правам человека.
В то же время, закон усиливает и без того широкие полномочия президента страны. В частности, предусматривает возможность введения военного положения на отдельных территориях юго-востока Украины актом президента. Также законопроект разрешает использовать вооруженные силы Украины и другие формирования (СБУ, разведка, Нацполиция) в Донбассе для обеспечения национальной безопасности и обороны. Непосредственное руководство военными силами и средствами в Донбассе возлагается на Объединенный оперативный штаб ВС Украины.
Изначально некоторые украинские эксперты предполагали, что основная цель законопроекта — это пролонгация действия закона об особом статусе Донбасса, который был принят 16 сентября 2014 года Верховной Радой, вступил в силу 18 октября того же года. Он принимался на три года, и вскоре его действие истечет. Западные партнеры заинтересованы именно в этом пункте, так как прекращение действия закона об особом статусе даст повод обвинить Киев в невыполнении Минских соглашений. Это подтверждает тот факт, что вскоре после регистрации документа в Раде, посольство США на Украине опубликовало «твит», в котором поддержало усилия «продлить действие особого статуса, что позволит мирно урегулировать конфликт на востоке Украины».
Но политологов ждал сюрприз. Как оказалось, теперь эти проекты разнесены в два разных документа. На сайте Верховной Рады днем 4 октября появилась информация о регистрации еще одного законопроекта от Петра Порошенко под номером 7164 «о создании необходимых условий для мирного урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Именно он предусматривает продление особого статуса Донбасса еще на один год.
Парламентарии и так жаловались на то, что разработка законопроекта велась в строгой секретности, а времени на его изучение осталось крайне мало — документ должен быть принят до 18 октября. Теперь им нужно изучить два документа. Представители партии «Оппозиционный блок» уже пообещали, что не поддержат законопроект о реинтеграции Донбасса. Об этом заявил сопредседатель фракции Юрий Бойко. По мнению оппозиционеров, документ противоречит Минским соглашениям и разделяет страну.
«Проталкивание такого закона о реинтеграции Донбасса, а точнее сказать об отделении этой части страны, — это преступление против государства, это прямое нарушение минских соглашений, которые всем миром признаны единственным вариантом дипломатического урегулирования конфликта на востоке Украины. Поэтому мы категорически против законопроекта в таком виде. Мы будем голосовать против», — цитирует Бойко пресс-служба.
Депутаты от партии «Самопомощь» тоже остались недовольны законопроектом и зарегистрировали его альтернативу под номером 7163–1, правда, ее текст пока отсутствует.
Полномочный представитель ДНР на переговорах в Минске Денис Пушилин, в свою очередь, выразил мнение, что законопроект еще больше отдаляет от мирного решения конфликта в регионе.
«Зачастую [президент Украины] Петр Порошенко вынужден оправдываться перед западными партнерами, по крайней мере, имитировать какую-то деятельность и, по всей вероятности, демонстрируя данный закон о реинтеграции, он будет пытаться представить его как выполнение минских соглашений. Если проанализировать весь комплекс мер [по реализации минских соглашений], то мы видим что ничего не выполнено, абсолютно ничего», — цитируют СМИ Пушилина.
Директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии Денис Денисов также считает, что закон о реинтеграции Донбасса создает опасное положение. Напрямую противоречит Минским соглашениям и может привести к обострению сиуации.
— Особых сомнений в том, что этот законопроект будет принят, несмотря на то, что говорят некоторые депутаты, у меня нет. И это не может не беспокоить, потому что он полностью противоречит Минским соглашениям и делает невозможным дальнейший переговорный процесс. Украинская сторона совершенно сознательно идет на дальнейший срыв Минска. Такая позиция вызывает сильную озабоченность.
— Могут ли парламентарии все же не принять этот закон или хотя бы изменить его?
— Не принят он может быть только в одном случае: если на этом будут настаивать западные партнеры. Совершенно очевидно, что такой законопроект приведет не к разрешению конфликта, а только к его усугублению. Целый ряд пунктов противоречит Минским соглашениям, которые были подписаны, в том числе, украинской стороной, Францией и Германией.
Если этот закон будет принят это, по факту, приведет к заморозке любого переговорного процесса. Он еще сильнее разделит Донбасс и Украину. Более того, может привести к обострению ситуацию в регионе.
— А для чего продление особого статуса было вынесено в отдельный законопроект?
— Вопросы, связанные с особым статусом Донбасса, не очень просто провести через Верховную Раду. Таким образом, команда Порошенко подстраховалась, понимая, что если все это будет в одном документе, закон о реинтеграции будет не проголосован.
— А если парламентарии примут закон о реинтеграции, но не продлят особый статус Донбасса?
— Это грозит дальнейшим нагнетанием ситуации и войной в Донбассе.
Только вмешательство западных партнеров, точнее, будем называть вещи своими именами, вмешательство США может привести к корректировке этой ситуации. Других рычагов влияния на Киев лично я не вижу.
Законы о «реинтеграции» приведут к новому обострению ситуации В среду, 4 октября президент Украины Петр Прошенко внес на рассмотрение в Верховную Раду законопроект № 7163 о реинтеграции Донбасса под названием «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях». Как заявил председатель фракции «Блок Петра Порошенко» Артур Герасимов, законопроект будет принят парламентом не позднее 18 октября. Сам Порошенко определил документ, как «неотложный». Текст законопроекта был опубликован на сайте Рады спустя несколько часов, и депутаты только начали с ним знакомиться, так как окончательный вариант был представлен им впервые. О том, что по его указанию был разработан план реинтеграции Донбасса, Порошенко сообщил еще 14 июня. С тех велось согласование документа с международными партнерами Киева и, как сообщили украинские СМИ, в начале октября этот процесс был завершен. Первый вариант текста документа был опубликован в прессе 12 июля. Примечательно, что в нем о самой реинтеграции говорилось только в общих чертах, а самым принципиальным моментом документа стало то, что Донецкая и Луганская народные республики впервые официально признаны «территорией, оккупированной Российской Федерацией», Россия же названа страной-агрессором. «Временно оккупированной признается сухопутная территория, в пределах которой формирования вооруженных сил Российской Федерации, незаконные вооруженные формирования, созданные при содействии Российской Федерации, подотчетные, контролируемые и финансируемые ею, а также оккупационная администрация Российской Федерации установили и реализуют свою власть», — говорилось в документе. Соответственно, Киев не признает какие-либо органы власти ДНР и ЛНР и не будет вести с ними диалог. Что касается Минских соглашений, документ обеспечивает только «приоритетность исполнения положений безопасности Минского протокола от 5 сентября 2014 года, Минского меморандума от 19 сентября 2014 года и „Комплекса мер“ от 12 февраля 2015 года с целью создания необходимых условий для политического урегулирования». О политическом урегулировании в законе ничего сказано. Этот пункт остался неизменным и в окончательной версии документа. Несмотря на то, что по заверениям администрации президента документ претерпел трансформацию, неизменным осталось и определение РФ как страны, которая «осуществляет агрессию и временно оккупировала» часть украинской территории. В проекте говорится, что «Российская Федерация инициировала, организовывала и поддерживала террористическую деятельность на Украине, осуществляет вооруженную агрессию против Украины и временную оккупацию частей ее территории, применяя регулярные соединения и подразделения вооруженных сил и других воинских формирований Российской Федерации». Таким образом, отличия от первоначальной версии документа минимальны. В тексте указано, что целью государственной политики по обеспечению суверенитета над оккупированными территориями является их освобождение и возобновление конституционного порядка на них. Как заявил ранее пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, определение украинской стороной России как «страны-агрессора» противоречит реальному положению дел на юго-востоке Украины, где РФ не является стороной конфликта. Стоит отметить, что признание территорий «оккупированными» позволяет Украине снять с себя какую-либо ответственность за граждан на ней. В тексте закона написано, что «государство Украина не несет ответственности за противоправные действия Российской Федерации как государства-агрессора, ее вооруженных сил, других военных формирований и оккупационной администрации на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях». Как объясняли «СП» эксперты ранее, это позволит Киеву не признавать любые иски от граждан с этой территории в суды по правам человека. В то же время, закон усиливает и без того широкие полномочия президента страны. В частности, предусматривает возможность введения военного положения на отдельных территориях юго-востока Украины актом президента. Также законопроект разрешает использовать вооруженные силы Украины и другие формирования (СБУ, разведка, Нацполиция) в Донбассе для обеспечения национальной безопасности и обороны. Непосредственное руководство военными силами и средствами в Донбассе возлагается на Объединенный оперативный штаб ВС Украины. Изначально некоторые украинские эксперты предполагали, что основная цель законопроекта — это пролонгация действия закона об особом статусе Донбасса, который был принят 16 сентября 2014 года Верховной Радой, вступил в силу 18 октября того же года. Он принимался на три года, и вскоре его действие истечет. Западные партнеры заинтересованы именно в этом пункте, так как прекращение действия закона об особом статусе даст повод обвинить Киев в невыполнении Минских соглашений. Это подтверждает тот факт, что вскоре после регистрации документа в Раде, посольство США на Украине опубликовало «твит», в котором поддержало усилия «продлить действие особого статуса, что позволит мирно урегулировать конфликт на востоке Украины». Но политологов ждал сюрприз. Как оказалось, теперь эти проекты разнесены в два разных документа. На сайте Верховной Рады днем 4 октября появилась информация о регистрации еще одного законопроекта от Петра Порошенко под номером 7164 «о создании необходимых условий для мирного урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Именно он предусматривает продление особого статуса Донбасса еще на один год. Парламентарии и так жаловались на то, что разработка законопроекта велась в строгой секретности, а времени на его изучение осталось крайне мало — документ должен быть принят до 18 октября. Теперь им нужно изучить два документа. Представители партии «Оппозиционный блок» уже пообещали, что не поддержат законопроект о реинтеграции Донбасса. Об этом заявил сопредседатель фракции Юрий Бойко. По мнению оппозиционеров, документ противоречит Минским соглашениям и разделяет страну. «Проталкивание такого закона о реинтеграции Донбасса, а точнее сказать об отделении этой части страны, — это преступление против государства, это прямое нарушение минских соглашений, которые всем миром признаны единственным вариантом дипломатического урегулирования конфликта на востоке Украины. Поэтому мы категорически против законопроекта в таком виде. Мы будем голосовать против», — цитирует Бойко пресс-служба. Депутаты от партии «Самопомощь» тоже остались недовольны законопроектом и зарегистрировали его альтернативу под номером 7163–1, правда, ее текст пока отсутствует. Полномочный представитель ДНР на переговорах в Минске Денис Пушилин, в свою очередь, выразил мнение, что законопроект еще больше отдаляет от мирного решения конфликта в регионе. «Зачастую _