У триумвирата Россия-Турция-Иран нет стратегических перспектив: интервью - «Политика» » «Новости Дня»

✔ У триумвирата Россия-Турция-Иран нет стратегических перспектив: интервью - «Политика»


У триумвирата Россия-Турция-Иран нет стратегических перспектив: интервью - «Политика»
Рубен Сафрастян. Иллюстрация: artsakhpress.am
В интервью корреспонденту «NOVOSTI-DNY.Ru» ведущий армянский тюрколог, директор Института востоковедения Национальной Академии наук Армении Рубен Сафрастян рассказал об актуальных внутриполитических и внешних проблемах Турецкой Республики.
Г-н Сафрастян, как Вы оцениваете итоги деятельности триумвирата Россия-Иран-Турция в Сирии? Насколько вообще жизнеспособен и долговечен этот формат?
Тот факт, что в этом формате странам уже удалось в какой-то степени сделать шаг на пути к мирному урегулированию в Сирии, уже само по себе достижение. Это во-первых. Что же касается перспектив этого процесса, то я весьма осторожно их оцениваю. Пока рано говорить, что он увенчается успехом. Тем не менее, на данном этапе необходимо констатировать положительные сдвиги в процессе мирного урегулирования такой сложной проблемы, как сирийская.
Относительно же состава этого триумвирата, на мой взгляд, основную роль в нем играет Россия. Фактически Россия ворвалась в число стран, которые на текущий момент играют значительную роль на Ближнем Востоке. Несколько лет назад трудно было представить, что Россия сможет хотя бы в какой-то степени восстановить позиции СССР на Ближнем Востоке. Но тем не менее, Москве это удалось, и она сегодня играет роль локомотива в этом триумвирате — в политическом, дипломатическом и военном плане.
Что касается других участников — Ирана и Турции, то я бы отметил следующе обстоятельства. Если серьезно подходить к действиям Турции в Сирии, то она фактически является агрессором. Она оккупировала часть территории страны, и я уверен, что, рано ли поздно, этот вопрос будет поднят в дипломатической повестке дня. Иран же находится в Сирии по просьбе сирийских властей. То есть действует вполне легально, как и Россия.
Я бы отметил вполне определенную геополитическую составляющую этого процесса. Фактически Россия, инициируя процесс мирного урегулирования, не решает собственные геополитические вопросы. Она просто пытается помогать легитимным властям Сирии в урегулировании конфликта на ее территории. Между тем, как Турция решает собственные геополитические проблемы…
Но ведь Россия тоже пытается укрепить свои позиции в регионе. Разве это нельзя считать геополитическим интересом?
Тут надо учитывать следующий фактор — Россия, укрепляя свои политические позиции в Сирии, вместе с тем не пытается играть роль в решении внутрисирийских проблем. А Турция, участвуя в процессе, пытается решить вопрос курдской автономии в Сирии, воспрепятствовать курдскому движению, которое она считает реальной опасностью для себя. А у России таких проблем нет. В этом коренное отличие.
Когда формировался этот триумвират, складывалось впечатление, что, образно говоря, Россия играет роль «доброго полицейского» в отношении Турции, а Иран «злого». Но сейчас такое впечатление, что подходы России и Турции стали намного более ближе, чем подходы России и Ирана. Насколько обоснована такая оценка?
Я бы этот вопрос поставил иначе. Моя постановка заключается в следующем: объективно между тремя сторонами, которые инициировали этот мирный процесс, существуют реальные противоречия. Противоречия геополитического характера, а в случае с Ираном и Турцией и межконфессиональные. У России и Ирана таких ярко выраженных противоречий нет. То есть, этот союз, сформировавшийся между тремя странами, я считаю, носит тактический характер. Стратегических перспектив для российско-турецкого союза на Ближнем Востоке нет. В отличие от российско-иранских перспектив. А турецко-иранские противоречия известны — они носят геополитический, экономический, межконфессиональный характер. И я думаю они пошли на временное тактическое сближение своих позиций для того, чтобы инициировать мирный процесс. Так что, если в целом оценивать, повторюсь, я не вижу стратегических перспектив сохранения этого «тройственного» союза.
Учитывая сближение между Россией и Турцией, может ли Армения воспользоваться этим в своих целях, например добиться открытия армяно-турецкой границы?
Я даже не думаю об этом, потому что реальных перспектив в этом отношении нет. Турция, насколько я понимаю ее политику, совершенно отдельно рассматривает свои отношения с Арменией от своих общих геополитических позиций. Позиция Турции в отношении Армении сформировалась еще в 1991-м году, когда Анкара признала независимость Армении, но отказалась установить с ней дипломатические отношения. Я думаю именно в декабре 1991 года Турция заложила основы всей своей политики в отношении Армении, которая основывается на том, что Ереван намного больше заинтересован в нормализации отношений с Анкарой, чем наоборот. Поэтому Турция и впредь будет использовать то обстоятельство, что Армения не имеет выхода к морю, что из четырех ее соседей двое заблокировани границы с ней. Турция будет это всячески использовать и оказывать давление на Армению, чтобы та изменила свою политику в отношении Турции.
Только в отношении Турции или Азербайджана также?
И Турции, и Азербайджана. Три основные проблемы, которые Турция пытается решить, оказывая давление на Армению — это проблема признания Геноцида армян, это проблема Нагорного Карабаха, напрямую связанная с Азербайджаном, и в третьих это вопрос Карского договора.
Как смена президентской администрации в США повлияет на американо-турецкие отношения? Ведь в конце президентского срока Барака Обамы было очевидно их заметное охлаждение.
На этот момент я воздержусь делать какие-то далеко идущие выводы. Но можно констатировать желание, определённым образом выраженное и со стороны администрации Дональда Трампа, и со стороны Турции, урегулировать отношения. Которые, как вы правильно заметили, были на довольно низком уровне при Бараке Обаме. Желание обоюдное есть, но вместе с тем сохраняются и проблемы, противоречия, наличествовавшие и при Обаме. Например, Турция требует выдачи проповедника Фетхуллаха Гюлена. Администрация Обамы всячески препятствовала этому. Я не знаю, администрация Трампа пойдет на выдачу Гюлена? Потому что Турция вновь, уже при Трампе, обратилась за его выдачей.
Вторая проблема заключается в том, что Турция и Соединенные Штаты объявили о том, что являются сторонниками зон безопасности на территории Сирии. Турция выступала долгое время за это, но в последнее время начала отходить от этой программы и своих требований, так как убедилась, что несет большие потери в живой силе (около ста человек). Есть и другие проблемы. То, что администрация Эрдогана поддерживает политический ислам, имеет связи с радикальными исламистскими организациями, ведет курс на исламизацию Турции, я не думаю, что это понравится администрации Трампа.
А могут ли произойти какие-то изменения в вопросе поддержки курдов со стороны США? Ведь этот вопрос также вызывает нервную реакцию турецких властей, требующих от США определиться со своим союзником в регионе.
Пока рано делать выводы о том, как новая американская администрация поступит с курдами. Это один из сложнейших вопросов в регионе. Я думаю, что пока у новой администрации нет определенных предпочтений в этом вопросе, они пока изучают эту проблему. На данном этапе я не вижу новых проявлений, которые бы свидетельствовали о том, что есть вполне определенная позиция по этому вопросу.
В начале правления Эрдогана Турция рассматривалась как сателлит США, проводила четкую прозападную, проамериканскую политику. Насколько Турции удалось выйти из-под влияния США и стать самостоятельным игроком за годы нахождения у власти Эрдогана?
Очень хороший и сложный вопрос. Конечно, можно давать разные оценки, но очень важно дать сбалансированную оценку всему этому. С одной стороны, Турция является членом НАТО, союзником США, получает военную помощь от Соединенных Штатов и т. д. То есть, ничего в этом практически не изменилось, и все так, как было всегда. Но с другой стороны, Турция пытается в какой-то степени играть в свою игру. И определенные действия Турции свидетельствуют о том, что на каких-то небольших в стратегическом отношении отрезках она действует самостоятельно, не согласовывая свои действия с Соединенными Штатами.
И во-вторых, внутриполитические процессы, которые происходят в Турции, в частности усиление позиций политического ислама. Я не думаю, что этот процесс исламизации Турции нравится США. А ведь на этом строит свою внутреннюю политику Эрдоган. То есть делает во внутренней политике то, что не нравится США и Западной Европе. И во внешней политике он пытается в какой-то степени играть самостоятельную роль. В частности, вполне осознанное ухудшение Эрдоганом отношений с Израилем было направлено на то, чтобы усилить авторитет Турции в исламском мире. Что, конечно, вызвало резко негативную оценку в США.
Так что, можно сказать, что Турция при Эрдогане во внешней политике способна на действия, и вполне сознательные, которые будут вызывать недовольство США. Но в стратегическом отношении, пока что вопрос об отказе Турции от членства в НАТО, тесных союзнических отношений с США не стоит.
Уже известна дата конституционного референдума в Турции. Учитывая сложившуюся там внутриполитическую ситуацию, можно ли считать его результат предопределенным?
Думаю да. Дело идет к тому, что в Турции устанавливается новый политический режим — режим единоличной власти Эрдогана. Фактически, он пытается создать новую Турцию, которая была бы Турцией не Ататюрка, а Эрдогана. Идет процесс смены бессменного лидера страны. И, думаю, вполне сознательно он ставит цель к 2023 году — к столетию Турецкой республики, стать вторым Ататюрком. Если конечно доживет.
Беседовал Айк Халатян, специально для «NOVOSTI-DNY.Ru»

Рубен Сафрастян. Иллюстрация: artsakhpress.amВ интервью корреспонденту «NOVOSTI-DNY.Ru» ведущий армянский тюрколог, директор Института востоковедения Национальной Академии наук Армении Рубен Сафрастян рассказал об актуальных внутриполитических и внешних проблемах Турецкой Республики. Г-н Сафрастян, как Вы оцениваете итоги деятельности триумвирата Россия-Иран-Турция в Сирии? Насколько вообще жизнеспособен и долговечен этот формат? Тот факт, что в этом формате странам уже удалось в какой-то степени сделать шаг на пути к мирному урегулированию в Сирии, уже само по себе достижение. Это во-первых. Что же касается перспектив этого процесса, то я весьма осторожно их оцениваю. Пока рано говорить, что он увенчается успехом. Тем не менее, на данном этапе необходимо констатировать положительные сдвиги в процессе мирного урегулирования такой сложной проблемы, как сирийская. Относительно же состава этого триумвирата, на мой взгляд, основную роль в нем играет Россия. Фактически Россия ворвалась в число стран, которые на текущий момент играют значительную роль на Ближнем Востоке. Несколько лет назад трудно было представить, что Россия сможет хотя бы в какой-то степени восстановить позиции СССР на Ближнем Востоке. Но тем не менее, Москве это удалось, и она сегодня играет роль локомотива в этом триумвирате — в политическом, дипломатическом и военном плане. Что касается других участников — Ирана и Турции, то я бы отметил следующе обстоятельства. Если серьезно подходить к действиям Турции в Сирии, то она фактически является агрессором. Она оккупировала часть территории страны, и я уверен, что, рано ли поздно, этот вопрос будет поднят в дипломатической повестке дня. Иран же находится в Сирии по просьбе сирийских властей. То есть действует вполне легально, как и Россия. Я бы отметил вполне определенную геополитическую составляющую этого процесса. Фактически Россия, инициируя процесс мирного урегулирования, не решает собственные геополитические вопросы. Она просто пытается помогать легитимным властям Сирии в урегулировании конфликта на ее территории. Между тем, как Турция решает собственные геополитические проблемы… Но ведь Россия тоже пытается укрепить свои позиции в регионе. Разве это нельзя считать геополитическим интересом? Тут надо учитывать следующий фактор — Россия, укрепляя свои политические позиции в Сирии, вместе с тем не пытается играть роль в решении внутрисирийских проблем. А Турция, участвуя в процессе, пытается решить вопрос курдской автономии в Сирии, воспрепятствовать курдскому движению, которое она считает реальной опасностью для себя. А у России таких проблем нет. В этом коренное отличие. Когда формировался этот триумвират, складывалось впечатление, что, образно говоря, Россия играет роль «доброго полицейского» в отношении Турции, а Иран «злого». Но сейчас такое впечатление, что подходы России и Турции стали намного более ближе, чем подходы России и Ирана. Насколько обоснована такая оценка? Я бы этот вопрос поставил иначе. Моя постановка заключается в следующем: объективно между тремя сторонами, которые инициировали этот мирный процесс, существуют реальные противоречия. Противоречия геополитического характера, а в случае с Ираном и Турцией и межконфессиональные. У России и Ирана таких ярко выраженных противоречий нет. То есть, этот союз, сформировавшийся между тремя странами, я считаю, носит тактический характер. Стратегических перспектив для российско-турецкого союза на Ближнем Востоке нет. В отличие от российско-иранских перспектив. А турецко-иранские противоречия известны — они носят геополитический, экономический, межконфессиональный характер. И я думаю они пошли на временное тактическое сближение своих позиций для того, чтобы инициировать мирный процесс. Так что, если в целом оценивать, повторюсь, я не вижу стратегических перспектив сохранения этого «тройственного» союза. Учитывая сближение между Россией и Турцией, может ли Армения воспользоваться этим в своих целях, например добиться открытия армяно-турецкой границы? Я даже не думаю об этом, потому что реальных перспектив в этом отношении нет. Турция, насколько я понимаю ее политику, совершенно отдельно рассматривает свои отношения с Арменией от своих общих геополитических позиций. Позиция Турции в отношении Армении сформировалась еще в 1991-м году, когда Анкара признала независимость Армении, но отказалась установить с ней дипломатические отношения. Я думаю именно в декабре 1991 года Турция заложила основы всей своей политики в отношении Армении, которая основывается на том, что Ереван намного больше заинтересован в нормализации отношений с Анкарой, чем наоборот. Поэтому Турция и впредь будет использовать то обстоятельство, что Армения не имеет выхода к морю, что из четырех ее соседей двое заблокировани границы с ней. Турция будет это всячески использовать и оказывать давление на Армению, чтобы та изменила свою политику в отношении Турции. Только в отношении Турции или Азербайджана также? И Турции, и Азербайджана. Три основные проблемы, которые Турция пытается решить, оказывая давление на Армению — это проблема признания Геноцида армян, это проблема Нагорного Карабаха, напрямую связанная с Азербайджаном, и в третьих это вопрос Карского договора. Как смена президентской администрации в США повлияет на американо-турецкие отношения? Ведь в конце президентского срока Барака Обамы было очевидно их заметное охлаждение. На этот момент я воздержусь делать какие-то далеко идущие выводы. Но можно констатировать желание, определённым образом выраженное и со стороны администрации Дональда Трампа, и со стороны Турции, урегулировать отношения. Которые, как вы правильно заметили, были на довольно низком уровне при Бараке Обаме. Желание обоюдное есть, но вместе с тем сохраняются и проблемы, противоречия, наличествовавшие и при Обаме. Например, Турция требует выдачи проповедника Фетхуллаха Гюлена. Администрация Обамы всячески препятствовала этому. Я не знаю, администрация Трампа пойдет на выдачу Гюлена? Потому что Турция вновь, уже при Трампе, обратилась за его выдачей. Вторая проблема заключается в том, что Турция и Соединенные Штаты объявили о том, что являются сторонниками зон безопасности на территории Сирии. Турция выступала долгое время за это, но в последнее время начала отходить от этой программы и своих требований, так как убедилась, что несет большие потери в живой силе (около ста человек). Есть и другие проблемы. То, что администрация Эрдогана поддерживает политический ислам, имеет связи с радикальными исламистскими организациями, ведет курс на исламизацию Турции, я не думаю, что это понравится администрации Трампа. А могут ли произойти какие-то изменения в вопросе поддержки курдов со стороны США? Ведь этот вопрос также вызывает нервную реакцию турецких властей, требующих от США определиться со своим союзником в регионе. Пока рано делать выводы о том, как новая американская администрация поступит с курдами. Это один из сложнейших вопросов в регионе. Я думаю, что пока у новой администрации нет определенных предпочтений в этом вопросе, они пока изучают эту проблему. На данном этапе я не вижу новых проявлений, которые бы свидетельствовали о том, что есть вполне определенная позиция по этому вопросу. В начале правления Эрдогана Турция рассматривалась как сателлит США, проводила четкую прозападную, проамериканскую политику. Насколько Турции удалось выйти из-под влияния США и стать самостоятельным игроком за годы нахождения у власти Эрдогана? Очень хороший и сложный вопрос. Конечно, можно давать разные оценки, но очень важно дать сбалансированную оценку всему этому. С одной стороны, Турция является членом НАТО, союзником США, получает военную помощь от Соединенных Штатов и т. д. То есть, ничего в этом практически не изменилось, и все так, как было всегда. Но с другой стороны, Турция пытается в какой-то степени играть в свою игру. И определенные действия Турции свидетельствуют о том, что на каких-то небольших в стратегическом отношении отрезках она действует самостоятельно, не согласовывая свои действия с Соединенными Штатами. И во-вторых, внутриполитические процессы, которые происходят в Турции, в частности усиление позиций политического ислама. Я не думаю, что этот процесс исламизации Турции нравится США. А ведь на этом строит свою внутреннюю политику Эрдоган. То есть делает во внутренней политике то, что не нравится США и Западной Европе. И во внешней политике он пытается в какой-то степени играть самостоятельную роль. В частности, вполне осознанное ухудшение Эрдоганом отношений с Израилем было направлено на то, чтобы усилить авторитет Турции в исламском мире. Что, конечно, вызвало резко негативную оценку в США. Так что, можно сказать, что Турция при Эрдогане во внешней политике способна на действия, и вполне сознательные, которые будут вызывать недовольство США. Но в стратегическом отношении, пока что вопрос об отказе Турции от членства в НАТО, тесных союзнических отношений с США не стоит. Уже известна дата конституционного референдума в Турции. Учитывая сложившуюся там внутриполитическую ситуацию, можно ли считать его результат предопределенным? Думаю да. Дело идет к тому, что в Турции устанавливается новый политический режим — режим единоличной власти Эрдогана. Фактически, он пытается создать новую Турцию, которая была бы Турцией не Ататюрка, а Эрдогана. Идет процесс смены бессменного лидера страны. И, думаю, вполне сознательно он ставит цель к 2023 году — к столетию Турецкой республики, стать вторым Ататюрком. Если конечно доживет. Беседовал Айк Халатян, специально для «NOVOSTI-DNY.Ru»


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
→ 
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика