Армения может экспортировать дешевую карабахскую электроэнергию: интервью - «Энергетика» » «Новости Дня»

✔ Армения может экспортировать дешевую карабахскую электроэнергию: интервью - «Энергетика»


11 июля 2019
22:38
Армения может экспортировать дешевую карабахскую электроэнергию: интервью - «Энергетика»
Почему Армения уже второй раз сталкивается с блэкаутом и риском полного обсточения, какие проблемы существуют в армянской энергосистеме, как их решить и, наконец, насколько готова страна к новым энергетическим форс-мажорам? С соответствующими вопросами корреспондент «NOVOSTI-DNY.Ru» обратился к президенту Института энергетической безопасности Ваге Давтяну.
— Г-н Давтян, как Вы прокомментируете вчерашний блэкаут в Армении. Это второй случай за поселение 6 лет. Первое массовое обесточение страны произошло в 2013 году. Почему так происходит, в чем причина?
— Несмотря на то, что многие окрестили аварию в энергосистеме Армении «блэкаутом», я с таким определением не согласен. Нет веских оснований считать, что произошедшее действительно является следствием глубокого энергетического кризиса в армянской энергосистеме. По той простой причине, что, имея избыток электроэнергетических мощностей, армянская энергосистема продемонстрировала достаточно высокую прочность. Благодаря избыточным мощностям, в частности в гидроэнергетике, в короткий срок удалось нормализовать ситуацию, создав подушки безопасности, не позволившие ситуации перерасти в кризис. Свою роль сыграла и синхронная работа энергосистем Ирана и Армении. Особенно в период осуществления взаимных энергетических перетоков любая авария в иранской энергосистеме или армянской отражается на энергосистемах двух стран. Как известно, мы имеем определенный прецедент в 2013 году, когда в аналогичных условиях армянская энергосистема вышла из режима синхронной работы с иранской, оказавшись в изолированном состоянии. Если обращаться к концепции Обеспечения энергетической безопасности Армении, утверждённой в 2011 году, то этот момент зафиксирован в качестве ключевой угрозы энергосистеме страны. По всей вероятности, тепловые электростанции, обеспечивающие традиционно порядка 40% внутренней генерации, особенно в нынешний пиковый период энергопотребления, не были в состоянии обеспечить необходимый объём электроэнергии.
— Насколько адекватно и оперативно действовало правительство Армении для ликвидации проблем в сфере энергетики и восстановления полноценного энергоснабжения республики?
— Думаю, правительство Армении сработало достаточно оперативно и профессионально. Не случайно, что уже к 7–8 вечера последствия аварии были полностью устранены. А уже сегодня вся энергосистема работает в штатном режиме. Однако ради справедливости необходимо сказать, что у этой оперативной и профессиональной работы имеется определенный ресурс. Как я уже сказал, есть избыточные мощности для генерации электроэнергии. То есть из установленной мощности в 3,5 тыс. мегаватт мы используем около 2,3 тыс. мегаватт. Это говорит о достаточно серьезной подушке безопасности, которая есть в наличии у армянской энергосистемы. Но при всем этом важно понимать, что порядка 40% армянской электроэнергетической инфраструктуры не проходило модернизации на протяжении последних 40 лет. Это достаточно серьезный технический риск, что необходимо принимать во внимание.
С подключением гидроэнергетических мощностей удалось избежать серьезных последствий. Другой стратегический ресурс, позволивший правительству сработать профессионально и оперативно, конечно же, это электроэнергетический мост между Арменией и Грузией. Как известно, Тавушская и Лорийская области Армении (северные регионы страны), которые отдалены от основных энергетических узлов, были обеспечены электроэнергией благодаря росту поставок электроэнергии из Грузии. В этом контексте я крайне негативно отношусь к тем заявлениям, озвученным в армянских СМИ, о том, что Армения должна в корне пересмотреть формирование электроэнергетического коридора Иран — Армения — Грузия, поскольку, как оказалось, это становится причиной для определенных рисков энергетической безопасности страны. Как раз наоборот, нам необходимо подойти к этому вопросу с обратной стороны, потому что обеспечение взаимных перетоков, а в дальнейшем — с учетом формирования энергетического коридора Север — Юг с участием Ирана, Армении, Грузии и России формируется действительно система, которую условно можно назвать коллективная система энергетической безопасности. Ни одна изолированная энергетическая система не может быть надежной, поэтому я призываю не тиражировать подобные некомпетентные и содержащие в себе, на мой взгляд, риски заявления.
— Какие шаги необходимо предпринять для повышения устойчивости энергосистемы и энергетической безопасности Армении?
— Для повышения уровня энергетической безопасности страны прежде всего необходима диверсификация. Это предполагает два основных компонента. Первое, это формирование новых генерационных мощностей. В этом контексте можно только приветствовать проект строительства нового блока Ереванской ТЭС. Она будет в состоянии в дальнейшем обеспечивать устойчивую генерацию, повышая уровень энергетической безопасности страны в целом. Также можно приветствовать модернизационные работы на армянской АЭС (в рамках российского кредита. — «NOVOSTI-DNY.Ru»), при этом не совсем понятно, в каком формате мы видим в дальнейшем развитие армянской ядерной энергетики. Несмотря на то, что в программе правительства ядерная энергетика зафиксирована в качестве абсолютного приоритета для безопасности страны, тем не менее у армянских властей как нынешних, так и предыдущих — нет конкретного видения относительно того, какой мощности должна быть новая АЭС (нынешняя после модернизации будет действовать еще 10–15 лет), какие средства для этого необходимы и с какими потенциальными донорами необходимо работать. На протяжении последних 10 лет мы наблюдали за отсутствием такого видения. Изначально речь шла о строительстве АЭС мощностью 1200 мегаватт, потом понизили до 600 мегаватт, сегодня иногда говорится о формировании так называемых модульных ядерных мощностей в 150–200 мегаватт. Одним словом, здесь необходим широкий консенсус, поскольку мы имеем дело с объектом национального значения. Армянская АЭС должна рассматриваться в качестве базовой компоненты энергетической безопасности страны.
Вторая компонента диверсификации это реализация интеграционных процессов в регионе. Речь идет прежде всего о формировании электроэнергетического коридора Север — Юг, связывающего Иран, Армению, Грузию и Россию, увеличивающего взаимные перетоки между этими странами и позволяя Армении фактически прорвать ту транспортно-энергетическую блокаду (со стороны Азербайджана и Турции из-за карабахского конфликта. — «NOVOSTI-DNY.Ru»), в котором она пребывает. Однако при всем этом важно также наладить синхронизацию с энергетической системой Арцаха (Нагорного Карабаха. — «NOVOSTI-DNY.Ru»). Это важно, поскольку в Арцахе прогнозируется избыток дешёвой электроэнергии. Более 90% электроэнергии там генерируется на гидромощностях, что создает серьезный задел для экспортного потенциала. Принимая во внимание статус Арцаха в качестве непризнанной республики, она не может самостоятельно экспортировать электроэнергию, как и любые другие товары, в третьи страны. В связи с этим важно придать большое значение модернизационным работам, которые должны проводиться на линии Арачадзор — Карвачар — Зод (коридор между Арменией и Арцахом. — «NOVOSTI-DNY.Ru»), что позволит увеличить поставки электроэнергии из Арцаха в Армению в случае аварии. А также увеличить эти поставки с перспективой экспорта на внешний рынок через армянскую электроэнергетическую систему, в том числе через формирующийся коридор Север — Юг. Думаю, этот проект может иметь как экономическое, так и подчеркнуто геополитическое значение.
Беседовал Аршалуйс Мгдесян

11 июля 2019 22:38 Почему Армения уже второй раз сталкивается с блэкаутом и риском полного обсточения, какие проблемы существуют в армянской энергосистеме, как их решить и, наконец, насколько готова страна к новым энергетическим форс-мажорам? С соответствующими вопросами корреспондент «NOVOSTI-DNY.Ru» обратился к президенту Института энергетической безопасности Ваге Давтяну. — Г-н Давтян, как Вы прокомментируете вчерашний блэкаут в Армении. Это второй случай за поселение 6 лет. Первое массовое обесточение страны произошло в 2013 году. Почему так происходит, в чем причина? — Несмотря на то, что многие окрестили аварию в энергосистеме Армении «блэкаутом», я с таким определением не согласен. Нет веских оснований считать, что произошедшее действительно является следствием глубокого энергетического кризиса в армянской энергосистеме. По той простой причине, что, имея избыток электроэнергетических мощностей, армянская энергосистема продемонстрировала достаточно высокую прочность. Благодаря избыточным мощностям, в частности в гидроэнергетике, в короткий срок удалось нормализовать ситуацию, создав подушки безопасности, не позволившие ситуации перерасти в кризис. Свою роль сыграла и синхронная работа энергосистем Ирана и Армении. Особенно в период осуществления взаимных энергетических перетоков любая авария в иранской энергосистеме или армянской отражается на энергосистемах двух стран. Как известно, мы имеем определенный прецедент в 2013 году, когда в аналогичных условиях армянская энергосистема вышла из режима синхронной работы с иранской, оказавшись в изолированном состоянии. Если обращаться к концепции Обеспечения энергетической безопасности Армении, утверждённой в 2011 году, то этот момент зафиксирован в качестве ключевой угрозы энергосистеме страны. По всей вероятности, тепловые электростанции, обеспечивающие традиционно порядка 40% внутренней генерации, особенно в нынешний пиковый период энергопотребления, не были в состоянии обеспечить необходимый объём электроэнергии. — Насколько адекватно и оперативно действовало правительство Армении для ликвидации проблем в сфере энергетики и восстановления полноценного энергоснабжения республики? — Думаю, правительство Армении сработало достаточно оперативно и профессионально. Не случайно, что уже к 7–8 вечера последствия аварии были полностью устранены. А уже сегодня вся энергосистема работает в штатном режиме. Однако ради справедливости необходимо сказать, что у этой оперативной и профессиональной работы имеется определенный ресурс. Как я уже сказал, есть избыточные мощности для генерации электроэнергии. То есть из установленной мощности в 3,5 тыс. мегаватт мы используем около 2,3 тыс. мегаватт. Это говорит о достаточно серьезной подушке безопасности, которая есть в наличии у армянской энергосистемы. Но при всем этом важно понимать, что порядка 40% армянской электроэнергетической инфраструктуры не проходило модернизации на протяжении последних 40 лет. Это достаточно серьезный технический риск, что необходимо принимать во внимание. С подключением гидроэнергетических мощностей удалось избежать серьезных последствий. Другой стратегический ресурс, позволивший правительству сработать профессионально и оперативно, конечно же, это электроэнергетический мост между Арменией и Грузией. Как известно, Тавушская и Лорийская области Армении (северные регионы страны), которые отдалены от основных энергетических узлов, были обеспечены электроэнергией благодаря росту поставок электроэнергии из Грузии. В этом контексте я крайне негативно отношусь к тем заявлениям, озвученным в армянских СМИ, о том, что Армения должна в корне пересмотреть формирование электроэнергетического коридора Иран — Армения — Грузия, поскольку, как оказалось, это становится причиной для определенных рисков энергетической безопасности страны. Как раз наоборот, нам необходимо подойти к этому вопросу с обратной стороны, потому что обеспечение взаимных перетоков, а в дальнейшем — с учетом формирования энергетического коридора Север — Юг с участием Ирана, Армении, Грузии и России — формируется действительно система, которую условно можно назвать коллективная система энергетической безопасности. Ни одна изолированная энергетическая система не может быть надежной, поэтому я призываю не тиражировать подобные некомпетентные и содержащие в себе, на мой взгляд, риски заявления. — Какие шаги необходимо предпринять для повышения устойчивости энергосистемы и энергетической безопасности Армении? — Для повышения уровня энергетической безопасности страны прежде всего необходима диверсификация. Это предполагает два основных компонента. Первое, это формирование новых генерационных мощностей. В этом контексте можно только приветствовать проект строительства нового блока Ереванской ТЭС. Она будет в состоянии в дальнейшем обеспечивать устойчивую генерацию, повышая уровень энергетической безопасности страны в целом. Также можно приветствовать модернизационные работы на армянской АЭС (в рамках российского кредита. — «NOVOSTI-DNY.Ru»), при этом не совсем понятно, в каком формате мы видим в дальнейшем развитие армянской ядерной энергетики. Несмотря на то, что в программе правительства ядерная энергетика зафиксирована в качестве абсолютного приоритета для безопасности страны, тем не менее у армянских властей — как нынешних, так и предыдущих — нет конкретного видения относительно того, какой мощности должна быть новая АЭС (нынешняя после модернизации будет действовать еще 10–15 лет), какие средства для этого необходимы и с какими потенциальными донорами необходимо работать. На протяжении последних 10 лет мы наблюдали за отсутствием такого видения. Изначально речь шла о строительстве АЭС мощностью 1200 мегаватт, потом понизили до 600 мегаватт, сегодня иногда говорится о формировании так называемых модульных ядерных мощностей в 150–200 мегаватт. Одним словом, здесь необходим широкий консенсус, поскольку мы имеем дело с объектом национального значения. Армянская АЭС должна рассматриваться в качестве базовой компоненты энергетической безопасности страны. Вторая компонента диверсификации — это реализация интеграционных процессов в регионе. Речь идет прежде всего о формировании электроэнергетического коридора Север — Юг, связывающего Иран, Армению, Грузию и Россию, увеличивающего взаимные перетоки между этими странами и позволяя Армении фактически прорвать ту транспортно-энергетическую блокаду (со стороны Азербайджана и Турции из-за карабахского конфликта. — «NOVOSTI-DNY.Ru»), в котором она пребывает. Однако при всем этом важно также наладить синхронизацию с энергетической системой Арцаха (Нагорного Карабаха. — «NOVOSTI-DNY.Ru»). Это важно, поскольку в Арцахе прогнозируется избыток дешёвой электроэнергии. Более 90% электроэнергии там генерируется на гидромощностях, что создает серьезный задел для экспортного потенциала. Принимая во внимание статус Арцаха в качестве непризнанной республики, она не может самостоятельно экспортировать электроэнергию, как и любые другие товары, в третьи страны. В связи с этим важно придать большое значение модернизационным работам, которые должны проводиться на линии Арачадзор — Карвачар — Зод (коридор между Арменией и Арцахом. — «NOVOSTI-DNY.Ru»), что позволит увеличить поставки электроэнергии из Арцаха в Армению в случае аварии. А также увеличить эти поставки с перспективой экспорта на внешний рынок через армянскую электроэнергетическую систему, в том числе через формирующийся коридор Север — Юг. Думаю, этот проект может иметь как экономическое, так и подчеркнуто геополитическое значение. Беседовал Аршалуйс Мгдесян


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
→ 
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика