✔ Жажда нефти Китая и стратегическое противоборство с США за коммуникации - «Энергетика»
Артемий 4-07-2019, 08:19 193 Новости дня / Энергетика
ПОХОЖИЕ
08:122 июля 2019 года информационное агентство Reuters сообщило, что уполномоченные государственные органы в Китайской Народной Республике предоставили дополнительные квоты на импорт еще 56,85 млн тонн сырой нефти до конца этого года своим самым крупнейшим нефтепереработчикам, среди которых 33 частных и 10 государственных или провинциальных нефтеперерабатывающих заводов. В результате общий объем разрешенных импортных квот на 2019 год в КНР составит 151 млн тонн, что эквивалентно 3,02 млн баррелей в сутки. В последние четыре года китайские нефтепереработчки продолжают воздействовать на внутренний нефтяной спрос в Китае, что способствует сохранению стабильных мировых цен на этот энергоноситель.
Таким образом, негативные ожидания, связанные с пониженной на 20% первой партией квот в Китае в январе этого года, не оправдались. Потребление нефти в Китае продолжает расти и в 2019 году. Жажда нефти внутри китайской экономики увеличивается, несмотря на влияние тарифной торговой войны с США.
Китай не в состоянии удовлетворить свои нефтяные потребности из собственных источников, поэтому для поддержания экономического развития за последние годы китайцы участвуют в проектах по добыче нефти и природного газа в более чем 40 странах. Китайские компании заинтересованы в получении доступа к передовым технологиям для повышения эффективности добычи и увеличения прибыли на своих китайских и зарубежных добывающих предприятиях.
В 2018 году Китай импортировал нефти для удовлетворения примерно 71% своих потребностей. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), к 2035 году эта цифра возрастет примерно до 80%. Подрастут и общие объемы потребности. Китай из года в год становится все более импортозависимым по нефти, менее — по природному газу. В 2018 году Китай обеспечил 44% своего спроса на природный газ за счет импорта. К 2035 году, согласно прогнозам МЭА, эта цифра вырастет до 46%.
Свой растущий спрос на нефть и газ Китай удовлетворяет в первую очередь за счет ресурсов Персидского залива. Потом идет Африка, Россия и страны Средней Азии. При имеющихся источниках импорта Китаю для доставки нефти приходится рассчитывать на линии морских коммуникаций. В 2018 году около 78% импорта нефти и 16% импорта природного газа шли в Китай через Малаккский пролив и Южно-Китайское море. Несмотря на усилия Китая по диверсификации путей и поставщиков энергоносителей, и дальше на протяжении большого обозримого периода времени большая часть импортируемых Китаем нефти и сжиженного природного газа будет поступать к нему по морю. Это придает морским энергетическим перевозкам Китая стратегический характер.
Потенциальный локальный конфликт между США и КНР в Южно-Китайском море может поставить под угрозу не только китайские морские коммуникации, но и коммуникации союзников США на Дальнем Востоке. Морские перевозки энергоносителей с юга через Южно-Китайское море имеют стратегическое значение для Японии, Южной Кореи и Тайваня. По этому морскому маршруту эти страны получают примерно 80% импортируемых энергоносителей.
Если для КНР слабым местом в его морских коммуникациях здесь является Малаккский пролив с Сингапуром на входе в него, который уже в передовом развертывании сейчас контролируется двумя новейшими литторальными кораблями 7-го Флота ВМС США (Сингапуру предлагался и авианосец с группой), то для союзников США на Дальнем Востоке слабыми местами являются: Южно-Китайское море, которое китайские ВМФ и ВВС пытаются превратить сейчас в свое внутреннее китайское море, и дальше — Восточно-Китайское и Желтое моря.
Строительство новых или модернизация старых нефтепроводов из России и Казахстана в Китай демонстрируют заинтересованность Китая в увеличении сухопутных поставок энергоносителей, как альтернативы подверженных стратегическому риску морских перевозок. В начале 2018 года пропускная способность трубопровода из России в Китай была удвоена с 300 тыс до 600 тыс баррелей в сутки. В апреле 2017 года был введен в эксплуатацию нефтепровод из Бирмы в Китай. Этот трубопровод, протянувшийся от бирманского порта Кяокпю к южному китайскому городу Куньмин, с пропускной способностью 440 тыс баррелей в день позволяет доставлять нефть в Китай по суше в обход контролируемого США Малаккского пролива. Особенностью схемы является то, что Саудовская Аравия, другие страны Ближнего Востока и Африки поставляют сырую нефть для этого трубопровода по морю в бирманский порт Кяокпю. Дальше нефть по нефтепроводу транспортируется в Китай. Трубопровод Кяокпю-Куньмин уже завершен, но пока из-за ограниченных мощностей принимающего Куньминского НПЗ он будет работать на неполной мощности в течение ближайших двух лет.
Ключевыми поставщиками газа в Китай являются: Туркменистан, Узбекистан и Бирма. В 2018 году примерно 28% импорта природного газа в Китай (46,7 млрд кубометров) поступило из Туркменистана по газопроводу через Казахстан и Узбекистан. Этот газопровод рассчитан на пропуск 55 млрд кубометров природного газа в год. Но Туркменистан и Китай планируют расширить его до 80 млрд кубометров в год в 2020 году.
Газопровод, соединяющий Китай с Бирмой, может поставлять 12 млрд кубометров природного газа в год, но в 2018 году в Китай по нему было отгружено только 3,04 млрд кубометров газа.
По состоянию на июнь 2019 года Россия завершила строительство газопровода «Сила Сибири». На нем ведутся пусконаладочные работы, завершается строительство приграничной компрессорной станции, которая будет обеспечивать требуемое давление при поставках газа в КНР. Поставки газа по «Силе Сибири» из России в Китай начнутся в декабре 2019 года и составят объем в 38 млрд кубометров в год.
***
По предварительным данным Главного таможенного управления Китая, импорт сырой нефти в Китай увеличился в 2019 году в годовом исчислении на 15,7% до рекордного уровня в 10,48 млн баррелей в сутки. В отчете поставщика статистики по сырьевым товарам S&P Global Platts утверждается, что впервые ежемесячный импорт сырой нефти в Китай составил более 10 млн баррелей в сутки. Предыдущий рекордный уровень был достигнут в апреле 2018 года и составил 9,64 млн баррелей.
Для сравнения, чтобы понять: 10,48 млн баррелей нефти в сутки китайского импорта лишь немного уступает рекордно высокой добыче нефти в Саудовской Аравии — 10,72 млн в ноябре 2016 года, т. е. незадолго до того, как ОПЕК и ее союзники, не входящие в ОПЕК, начали сокращение добычи по соглашению января 2017 года. Китайский импорт вышел на уровень добычи крупнейшего производителя нефти. Китайская жажда нефти почти равна добыче Саудовской Аравии!
Стоимость сырой нефти, импортированной в Китайскую Народную Республику в течение 2018 года, составила $ 239,2 млрд, увеличившись на 46% в сравнении с 2017 году.
В 2018 году Китай поставлял на свои НПЗ сырую нефть из 46 стран мира. Примерно половина (44,1%) китайского импорта сырой нефти приходится на девять стран Ближнего Востока — с оплатой от $ 748,8 млн из Катара до $ 29,7 млрд из Саудовской Аравии.
Лучшие поставщики сырой нефти в Китай — первые пятнадцать стран в 2018 году поставили 90,6% от всего объема импорта сырой нефти в Китай. В совокупности пять ведущих китайских поставщиков сырой нефти — Россия, Саудовская Аравия, Ангола, Ирак и Оман поставили более половины (55,2%) общего китайского импорта сырой нефти в 2018 году. А первая десятка поставляет почти четыре пятых (79%) от объема импортируемой сырой нефти.
2018 год китайский импорт:
1. Россия: $ 37,9 млрд (15,8% от общего объема импортируемой сырой нефти в Китай);
2. Саудовская Аравия: $ 29,7 млрд (12,4%);
3. Ангола: $ 24,9 млрд (10,4%);
4. Ирак: $ 22,4 млрд (9,4%);
5. Оман: $ 17,3 млрд (7,2%);
6. Бразилия: $ 16,2 млрд (6,8%);
7. Иран: $ 15 млрд (6,3%);
8. Кувейт: $ 11,9 млрд (5%);
9. Венесуэла: $ 7 млрд (2,9%);
11. США: $ 6,8 млрд (2,8%);
12. ОАЭ: $ 6,7 млрд (2,8%);
13. Конго: 6,4 млрд (2,7%);
14. Колумбия: $ 5 млрд (2,1%);
15. Малайзия: 4,8 млрд (2%);
16. Ливия: 4,7 млрд (2%);
Стоимость китайских закупок сырой нефти у ее 15 крупнейших поставщиков в 2018 году составила в общей сумме около $ 216,7 млрд, что в среднем на 50,7% больше по сравнению с $ 143,8 млрд за импорт нефти у тех же 15 поставщиков в 2017 году.
Новацией китайского нефтяного и СПГ импорта в 2018 года стало наращивание закупок из США. Среди самых быстрорастущих поставщиков сырой нефти в Китай:
1. Ливия: рост на 248,1% с 2017 года;
2. США: рост на 112,8%;
3. Малайзия: рост на 79,9%;
4. Конго: рост на 76,7%;
5. Бразилия: рост на 76,6%;
6. Кувейт: рост на 67,8%;
7. Ирак: рост на 62,3%;
8. ОАЭ: рост на 60,8%;
9. Россия: рост на 58,6%;
10. Колумбия: рост на 50,6%;
11. Саудовская Аравия: рост на 44,6%;
12. Оман: рост на 40%;
13. Иран: рост на 25,8%;
14. Ангола: рост на 23,6%;
15. Венесуэла: рост на 6,2%.
Аналитическая редакция «NOVOSTI-DNY.Ru»
4 июля 2019 08:12 2 июля 2019 года информационное агентство Reuters сообщило, что уполномоченные государственные органы в Китайской Народной Республике предоставили дополнительные квоты на импорт еще 56,85 млн тонн сырой нефти до конца этого года своим самым крупнейшим нефтепереработчикам, среди которых 33 частных и 10 государственных или провинциальных нефтеперерабатывающих заводов. В результате общий объем разрешенных импортных квот на 2019 год в КНР составит 151 млн тонн, что эквивалентно 3,02 млн баррелей в сутки. В последние четыре года китайские нефтепереработчки продолжают воздействовать на внутренний нефтяной спрос в Китае, что способствует сохранению стабильных мировых цен на этот энергоноситель. Таким образом, негативные ожидания, связанные с пониженной на 20% первой партией квот в Китае в январе этого года, не оправдались. Потребление нефти в Китае продолжает расти и в 2019 году. Жажда нефти внутри китайской экономики увеличивается, несмотря на влияние тарифной торговой войны с США. Китай не в состоянии удовлетворить свои нефтяные потребности из собственных источников, поэтому для поддержания экономического развития за последние годы китайцы участвуют в проектах по добыче нефти и природного газа в более чем 40 странах. Китайские компании заинтересованы в получении доступа к передовым технологиям для повышения эффективности добычи и увеличения прибыли на своих китайских и зарубежных добывающих предприятиях. В 2018 году Китай импортировал нефти для удовлетворения примерно 71% своих потребностей. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), к 2035 году эта цифра возрастет примерно до 80%. Подрастут и общие объемы потребности. Китай из года в год становится все более импортозависимым по нефти, менее — по природному газу. В 2018 году Китай обеспечил 44% своего спроса на природный газ за счет импорта. К 2035 году, согласно прогнозам МЭА, эта цифра вырастет до 46%. Свой растущий спрос на нефть и газ Китай удовлетворяет в первую очередь за счет ресурсов Персидского залива. Потом идет Африка, Россия и страны Средней Азии. При имеющихся источниках импорта Китаю для доставки нефти приходится рассчитывать на линии морских коммуникаций. В 2018 году около 78% импорта нефти и 16% импорта природного газа шли в Китай через Малаккский пролив и Южно-Китайское море. Несмотря на усилия Китая по диверсификации путей и поставщиков энергоносителей, и дальше на протяжении большого обозримого периода времени большая часть импортируемых Китаем нефти и сжиженного природного газа будет поступать к нему по морю. Это придает морским энергетическим перевозкам Китая стратегический характер. Потенциальный локальный конфликт между США и КНР в Южно-Китайском море может поставить под угрозу не только китайские морские коммуникации, но и коммуникации союзников США на Дальнем Востоке. Морские перевозки энергоносителей с юга через Южно-Китайское море имеют стратегическое значение для Японии, Южной Кореи и Тайваня. По этому морскому маршруту эти страны получают примерно 80% импортируемых энергоносителей. Если для КНР слабым местом в его морских коммуникациях здесь является Малаккский пролив с Сингапуром на входе в него, который уже в передовом развертывании сейчас контролируется двумя новейшими литторальными кораблями 7-го Флота ВМС США (Сингапуру предлагался и авианосец с группой), то для союзников США на Дальнем Востоке слабыми местами являются: Южно-Китайское море, которое китайские ВМФ и ВВС пытаются превратить сейчас в свое внутреннее китайское море, и дальше — Восточно-Китайское и Желтое моря. Строительство новых или модернизация старых нефтепроводов из России и Казахстана в Китай демонстрируют заинтересованность Китая в увеличении сухопутных поставок энергоносителей, как альтернативы подверженных стратегическому риску морских перевозок. В начале 2018 года пропускная способность трубопровода из России в Китай была удвоена с 300 тыс до 600 тыс баррелей в сутки. В апреле 2017 года был введен в эксплуатацию нефтепровод из Бирмы в Китай. Этот трубопровод, протянувшийся от бирманского порта Кяокпю к южному китайскому городу Куньмин, с пропускной способностью 440 тыс баррелей в день позволяет доставлять нефть в Китай по суше в обход контролируемого США Малаккского пролива. Особенностью схемы является то, что Саудовская Аравия, другие страны Ближнего Востока и Африки поставляют сырую нефть для этого трубопровода по морю в бирманский порт Кяокпю. Дальше нефть по нефтепроводу транспортируется в Китай. Трубопровод Кяокпю-Куньмин уже завершен, но пока из-за ограниченных мощностей принимающего Куньминского НПЗ он будет работать на неполной мощности в течение ближайших двух лет. Ключевыми поставщиками газа в Китай являются: Туркменистан, Узбекистан и Бирма. В 2018 году примерно 28% импорта природного газа в Китай (46,7 млрд кубометров) поступило из Туркменистана по газопроводу через Казахстан и Узбекистан. Этот газопровод рассчитан на пропуск 55 млрд кубометров природного газа в год. Но Туркменистан и Китай планируют расширить его до 80 млрд кубометров в год в 2020 году. Газопровод, соединяющий Китай с Бирмой, может поставлять 12 млрд кубометров природного газа в год, но в 2018 году в Китай по нему было отгружено только 3,04 млрд кубометров газа. По состоянию на июнь 2019 года Россия завершила строительство газопровода «Сила Сибири». На нем ведутся пусконаладочные работы, завершается строительство приграничной компрессорной станции, которая будет обеспечивать требуемое давление при поставках газа в КНР. Поставки газа по «Силе Сибири» из России в Китай начнутся в декабре 2019 года и составят объем в 38 млрд кубометров в год. *** По предварительным данным Главного таможенного управления Китая, импорт сырой нефти в Китай увеличился в 2019 году в годовом исчислении на 15,7% до рекордного уровня в 10,48 млн баррелей в сутки. В отчете поставщика статистики по сырьевым товарам S