Нефтяная война России и Украины: иллюзорная выгода Белоруссии - «Экономика» » «Новости Дня»

✔ Нефтяная война России и Украины: иллюзорная выгода Белоруссии - «Экономика»


19 августа 2019
07:10
На протяжении всего периода российско-украинского кризиса Белоруссия всегда была формально нейтральна к происходящему. В Минске неоднократно подчеркивали, что не хотят ссориться ни с Москвой, являющейся главным и единственным спонсором, ни с Киевом, который остается одним из основных торговых партнеров республики. Не оспаривали такую «нейтральность» и сами конфликтующие стороны, де-юре признавая за Минском право не становиться и на чью-то сторону.
Украинские и российские политики лишь изредка высказывали свое недовольство теми или иными действиями Белоруссии, однако никогда не шли на открытую конфронтацию. При этом чем глубже становилась пропасть между Россией и Украиной, тем больше Белоруссия получала от этого выгод, постепенно превращаясь в главного торгово-экономического посредника между двумя конфликтующими сторонами. И такая роль Минска только усилилась после введённых Киевом и Москвой обоюдных санкций, касающихся поставок нефтепродуктов.
Известно, что с 1 июня 2019 года в силу вступил объявленный еще в апреле российским премьер-министром Дмитрием Медведевым запрет на экспорт ряда российских товаров на Украину. В первую очередь речь шла о прекращении поставок нефти и нефтепродуктов, каменного угля, кокса и других видов топлива. Уже тогда большинство экспертов заявили, что подобные санкции со стороны Москвы вряд ли дадут какой-либо ощутимый эффект из-за открытых границ между Россией и Белоруссией. Подобным образом аналитики отреагировали и на ответные меры Киева, который с 1 августа ввел специальную пошлину на дизельное топливо из РФ, поставляемое трубопроводным транспортом.
Правда, в отличие от России, на Украине введение спецпошлин решили разделить на два этапа. Сначала она была установлена на уровне 3,75% для дизтоплива и 1,75% для сжиженного газа. С 1 октября пошлины будут увеличены до 4% и 3% соответственно. При этом, по словам представителя президента Украины в правительстве Андрея Геруса, в Киеве «не планируют вводить запрет на все нефтепродукты с российским паспортом». «Но мы понимаем, что Россия может принять такое решение», — сказал он. По его мнению, Киев должен будет сделать все, чтобы сократить зависимость украинского рынка от РФ, в том числе за счет помощи Белоруссии и Прибалтики. При этом, планируя подобную диверсификацию, в украинском руководстве предпочитают не рассказывать о реальном положении дел, которое серьезно отличается от того, что принято говорить простым гражданам.
Действительно, украинский рынок для белорусской нефтепереработки является премиальным — в общем объеме экспорта нефтепродуктов он составляет около трети. Например, в 2018 году на Украину было отправлено 26,5% белорусских нефтепродуктов, а выручка, несмотря на физическое сокращение экспорта на 11,9%, выросла и составила $ 2,09 млрд (плюс 15% по отношению к 2017 году). При этом, как показывает статистика, за последние полтора года Белоруссия теряла свои позиции на украинском рынке дизтоплива — с 43% до примерно 30%. Это было связано с ростом поставок российского топлива (рост с 28% до 39%) и введенным в октябре 2018 года запретом на беспошлинные поставки из России в Белоруссию светлых и темных нефтепродуктов. В результате в первом полугодии 2019 года республика экспортировала только 1,03 млн тонн нефтепродуктов, а поставки бензина по сравнению с прошлогодним периодом упали на 140 тысяч тонн.
Примечательно, что вплоть до введения Киевом спецпошлины ситуация для Белоруссии существенно не менялась. Более того, июль и вовсе стал рекордным месяцем по количеству закаченных на Украину объемов дизельного топлива из России. Согласно отчету «Консалтинговой группы А-95», за прошлый месяц импорт дизтоплива увеличился на 20,5% — до 663 тысяч тонн, из которых 315,4 тысячи пришлись на Россию. При этом основным поставщиком стала государственная компания «Роснефть» (290 тысяч тонн), а оставшийся объем пришелся на «Лукойл». По официальной версии, такой скачок импорта был связан с тем, что украинские и российские компании запасались топливом на несколько месяцев вперед. При этом на официальном уровне заявлялось, что в дальнейшем ситуация будет кардинальным образом меняться, в первую очередь за счет белорусских партнёров. По словам все того же Геруса, украинские власти приняли меры по компенсации выпадающих объемов импорта из РФ за счет Белоруссии и стран ЕС.
«Мы получили информацию, что Мозырский нефтеперерабатывающий завод переносит свой ремонт с сентября на октябрь и увеличивает примерно на 25% поставки дизеля украинским покупателям в августе и сентябре. Если раньше они были где-то 180 тысяч тонн в месяц, то сейчас они будут 250–260 тысяч тонн в месяц», — прояснил ситуацию представитель президента Украины.

Формально слова Геруса были подтверждены и статистикой. Так, за первую декаду августа импорт российского дизельного топлива на Украину сократился на 33% — с 193 тысяч тонн в начале июля до 129 тысяч тонн. Поставки полностью прекратились по трубопроводу «ПрикарпатЗападтранс» и по железной дороге. Именно эти два направления являлись основными путями российского экспорта. Например, по трубопроводу «ПрикарпатЗападтранс» поставки в 2018 году составили 1,984 млн тонн, или 30% объема украинского рынка, а в первом полугодии 2019 года — 985,5 тысячи тонн (31%). Теперь же у России фактически осталось два пути экспорта нефтепродуктов, один из которых тесно связан с Белоруссией. С одной стороны, это железнодорожные поставки через российско-украинскую границу, а с другой — перевалка трубопроводного дизтоплива в железнодорожные цистерны в Гомеле с дальнейшей отправкой его на Украину. Учитывая тот факт, что в условиях продолжающегося конфликта между Москвой и Киевом ситуация с прямой торговлей между двумя странами может в любой момент измениться в худшую сторону, именно белорусский транзит стал рассматриваться как наиболее приемлемый вариант продолжения торговли.
При этом, как считают аналитики, сама по себе белорусская нефтеперерабатывающая отрасль не получит от сложившейся ситуации ничего сверх того, что уже имеет сегодня, так как мощности местных НПЗ ограничены поставками российской нефти, а нефтепродукты из РФ, которые можно было бы перепродать, в Белоруссию не поступают. Поэтому и выгоды от разворачивающейся «торговой войны» между Россией и Украиной для Минска будут не столько экономическими, сколько политическими, а конечным бенефициаром ситуации останется Москва.
С точки зрения экономики ухудшение условий работы на Украине российских компаний формально открывает перед Белоруссией определенные возможности. Украинский рынок автомобильного топлива из-за логистики и возможности беспошлинно поставлять нефтепродукты по-прежнему остается для республики одним из самых высокодоходных. В связи с тем, что доля российского дизтоплива на Украине, где его не производят, в ближайшее время может начать сокращаться, у белорусских НПЗ появляется возможность нарастить свое присутствие в данном сегменте. Однако, как уже указывалось выше, увеличить поставки без наращивания импорта российской нефти Белоруссия не сможет. При этом из-за проведения в России налогового манёвра в нефтяной отрасли маржинальность экспорта белорусских нефтепродуктов будет только сокращаться, что станет дополнительной проблемой на пути захвата Белоруссией украинского топливного рынка.
Кроме того, нельзя забывать и том, что, формально объявив друг другу «санкционную войну», Россия и Украина по-прежнему не планируют отказываться от торговли, так как это сулит серьезные финансовые потери для обеих сторон. По всей видимости, в белорусской столице поняли всю сложность нынешней ситуации и уже стали искать альтернативные источники получения доходов. Например, весной стало известно, что антимонопольный комитет Украины разрешил белорусскому предприятию «Нефтебитумный завод» купить 50% в уставном капитале украинской компании «ПрикарпатЗападтранс», эксплуатирующей участок нефтепродуктопровода Самара — Западное направление. Сам по себе «Нефтебитумный завод» принадлежит белорусскому нефтетрейдеру «Интерсервис», который работает с Мозырским НПЗ и косвенно контролируется государством. В данном случае Минск получает возможность не только контролировать трубопроводные поставки топлива на Украину, но и иметь доход от предоставления магистрали российским поставщикам, которые по-прежнему заинтересованы в продаже нефтепродуктов на украинский рынок, пускай и за счет «серых» схем.
С политической точки зрения сложившаяся ситуация предоставляет возможность повышения уровня отношений между Александром Лукашенко и новым президентом Украины Владимиром Зеленским. Неслучайно ряд источников отмечал, что увеличение поставок топлива из Белоруссии на украинский рынок было достигнуто только благодаря договоренностям президентов двух стран. Таким образом, как и в случае с белорусско-российскими отношениями, решение любых сложных вопросов экономического характера между Минском и Киевом стало переходить на уровень глав государств. При этом в данном случае белорусский лидер чувствует себя более уверенно, так как выступает не в качестве просителя, а в качестве «дающего». Подобные отношения между руководством двух стран только повышают политический статус Лукашенко как в белорусско-украинских связях, так и в глазах западных партнеров. Последнее особенно важно для официального Минска, уже не первый год пытающегося нормализовать свои отношения с контролирующими Украину ЕС и США.
Несмотря на все перечисленное, стоит отметить, что все планы белорусского руководства относительно увеличения поставок на Украину нефтепродуктов могут быть реализованы только при условии того, что в них будут заинтересованы и в России. Не случайно ряд аналитиков считает, что нефтегазовые отношения Минска и Москвы 2018–2019 годов напрямую связаны с украинско-российской торговлей. Например, высказываются предположения, что запрет на поставку в Белоруссию нефтепродуктов из РФ был не результатом недовольства их реэкспортом, а подготовкой к масштабной «санкционной» войне с Украиной. Формально декларируя ответные меры на ограничения со стороны Киева, Москва оставила за собой возможность продолжить поставки на украинский рынок собственных, а не белорусских нефтепродуктов.

В данном случае ситуация напоминает ту, что уже сложилась с поставками каменного угля — в 2018 году его экспорт из Белоруссии на Украину увеличился, а за первое полугодие нынешнего года южному соседу отгрузили уже 870 тыс. тонн. При этом и в Москве, и в Киеве продолжают публично говорить о разрастании конфликта, грозя друг другу все большими санкциями.
Таким образом, сложившаяся ситуация с поставками нефтепродуктов с территории Белоруссии на Украину наглядно демонстрирует, что, несмотря на официальные заявления, предназначенные для простых граждан, Москва и Киев не намерены терять выгоду от двусторонней торговли. При этом роль Белоруссии в этом сегодня многими сильно преувеличена. По сути, республика становится лишь местом для перевалки российских и украинских товаров в обоих направлениях. Однако сверхприбылей от этого Белоруссия получить не сможет, так как правила данной «игры» разрабатываются не в белорусской столице.
Западная редакция «NOVOSTI-DNY.Ru»
Белоруссия: закат эпохи Лукашенко
Нефтяная война России и Украины: иллюзорная выгода Белоруссии - «Экономика»

14.08 Лукашенко уверенно ступает на старые грабли
12.08 Белоруссия и Британия — сёстры навек?
12.08 Россия всегда должна: почему Москва вновь уступает Лукашенко
05.08 Белорусская экономика приближается к критической точке. Виновата Россия?
02.08 Каминг-аут Алексиевич как симптом краха «незалежнай беларускай культуры»
Все новости сюжета

19 августа 2019 07:10 На протяжении всего периода российско-украинского кризиса Белоруссия всегда была формально нейтральна к происходящему. В Минске неоднократно подчеркивали, что не хотят ссориться ни с Москвой, являющейся главным и единственным спонсором, ни с Киевом, который остается одним из основных торговых партнеров республики. Не оспаривали такую «нейтральность» и сами конфликтующие стороны, де-юре признавая за Минском право не становиться и на чью-то сторону. Украинские и российские политики лишь изредка высказывали свое недовольство теми или иными действиями Белоруссии, однако никогда не шли на открытую конфронтацию. При этом чем глубже становилась пропасть между Россией и Украиной, тем больше Белоруссия получала от этого выгод, постепенно превращаясь в главного торгово-экономического посредника между двумя конфликтующими сторонами. И такая роль Минска только усилилась после введённых Киевом и Москвой обоюдных санкций, касающихся поставок нефтепродуктов. Известно, что с 1 июня 2019 года в силу вступил объявленный еще в апреле российским премьер-министром Дмитрием Медведевым запрет на экспорт ряда российских товаров на Украину. В первую очередь речь шла о прекращении поставок нефти и нефтепродуктов, каменного угля, кокса и других видов топлива. Уже тогда большинство экспертов заявили, что подобные санкции со стороны Москвы вряд ли дадут какой-либо ощутимый эффект из-за открытых границ между Россией и Белоруссией. Подобным образом аналитики отреагировали и на ответные меры Киева, который с 1 августа ввел специальную пошлину на дизельное топливо из РФ, поставляемое трубопроводным транспортом. Правда, в отличие от России, на Украине введение спецпошлин решили разделить на два этапа. Сначала она была установлена на уровне 3,75% для дизтоплива и 1,75% для сжиженного газа. С 1 октября пошлины будут увеличены до 4% и 3% соответственно. При этом, по словам представителя президента Украины в правительстве Андрея Геруса, в Киеве «не планируют вводить запрет на все нефтепродукты с российским паспортом». «Но мы понимаем, что Россия может принять такое решение», — сказал он. По его мнению, Киев должен будет сделать все, чтобы сократить зависимость украинского рынка от РФ, в том числе за счет помощи Белоруссии и Прибалтики. При этом, планируя подобную диверсификацию, в украинском руководстве предпочитают не рассказывать о реальном положении дел, которое серьезно отличается от того, что принято говорить простым гражданам. Действительно, украинский рынок для белорусской нефтепереработки является премиальным — в общем объеме экспорта нефтепродуктов он составляет около трети. Например, в 2018 году на Украину было отправлено 26,5% белорусских нефтепродуктов, а выручка, несмотря на физическое сокращение экспорта на 11,9%, выросла и составила $ 2,09 млрд (плюс 15% по отношению к 2017 году). При этом, как показывает статистика, за последние полтора года Белоруссия теряла свои позиции на украинском рынке дизтоплива — с 43% до примерно 30%. Это было связано с ростом поставок российского топлива (рост с 28% до 39%) и введенным в октябре 2018 года запретом на беспошлинные поставки из России в Белоруссию светлых и темных нефтепродуктов. В результате в первом полугодии 2019 года республика экспортировала только 1,03 млн тонн нефтепродуктов, а поставки бензина по сравнению с прошлогодним периодом упали на 140 тысяч тонн. Примечательно, что вплоть до введения Киевом спецпошлины ситуация для Белоруссии существенно не менялась. Более того, июль и вовсе стал рекордным месяцем по количеству закаченных на Украину объемов дизельного топлива из России. Согласно отчету «Консалтинговой группы А-95», за прошлый месяц импорт дизтоплива увеличился на 20,5% — до 663 тысяч тонн, из которых 315,4 тысячи пришлись на Россию. При этом основным поставщиком стала государственная компания «Роснефть» (290 тысяч тонн), а оставшийся объем пришелся на «Лукойл». По официальной версии, такой скачок импорта был связан с тем, что украинские и российские компании запасались топливом на несколько месяцев вперед. При этом на официальном уровне заявлялось, что в дальнейшем ситуация будет кардинальным образом меняться, в первую очередь за счет белорусских партнёров. По словам все того же Геруса, украинские власти приняли меры по компенсации выпадающих объемов импорта из РФ за счет Белоруссии и стран ЕС. «Мы получили информацию, что Мозырский нефтеперерабатывающий завод переносит свой ремонт с сентября на октябрь и увеличивает примерно на 25% поставки дизеля украинским покупателям в августе и сентябре. Если раньше они были где-то 180 тысяч тонн в месяц, то сейчас они будут 250–260 тысяч тонн в месяц», — прояснил ситуацию представитель президента Украины. Формально слова Геруса были подтверждены и статистикой. Так, за первую декаду августа импорт российского дизельного топлива на Украину сократился на 33% — с 193 тысяч тонн в начале июля до 129 тысяч тонн. Поставки полностью прекратились по трубопроводу «ПрикарпатЗападтранс» и по железной дороге. Именно эти два направления являлись основными путями российского экспорта. Например, по трубопроводу «ПрикарпатЗападтранс» поставки в 2018 году составили 1,984 млн тонн, или 30% объема украинского рынка, а в первом полугодии 2019 года — 985,5 тысячи тонн (31%). Теперь же у России фактически осталось два пути экспорта нефтепродуктов, один из которых тесно связан с Белоруссией. С одной стороны, это железнодорожные поставки через российско-украинскую границу, а с другой — перевалка трубопроводного дизтоплива в железнодорожные цистерны в Гомеле с дальнейшей отправкой его на Украину. Учитывая тот факт, что в условиях продолжающегося конфликта между Москвой и Киевом ситуация с прямой торговлей между двумя странами может в любой момент измениться в худшую сторону, именно белорусский транзит стал рассматриваться как наиболее приемлемый вариант продолжения торговли. При этом, как считают аналитики, сама по себе белорусская нефтеперерабатывающая отрасль не получит от сложившейся ситуации ничего сверх того, что уже имеет сегодня, так как мощности местных НПЗ ограничены поставками российской нефти, а нефтепродукты из РФ, которые можно было бы перепродать, в Белоруссию не поступают. Поэтому и выгоды от разворачивающейся «торговой войны» между Россией и Украиной для Минска будут не столько экономическими, сколько политическими, а конечным бенефициаром ситуации останется Москва. С точки зрения экономики ухудшение условий работы на Украине российских компаний формально открывает перед Белоруссией определенные возможности. Украинский рынок автомобильного топлива из-за логистики и возможности беспошлинно поставлять нефтепродукты по-прежнему остается для республики одним из самых высокодоходных. В связи с тем, что доля российского дизтоплива на Украине, где его не производят, в ближайшее время может начать сокращаться, у белорусских НПЗ появляется возможность нарастить свое присутствие в данном сегменте. Однако, как уже указывалось выше, увеличить поставки без наращивания импорта российской нефти Белоруссия не сможет. При этом из-за проведения в России налогового манёвра в нефтяной отрасли маржинальность экспорта белорусских нефтепродуктов будет только сокращаться, что станет дополнительной проблемой на пути захвата Белоруссией украинского топливного рынка. Кроме того, нельзя забывать и том, что, формально объявив друг другу «санкционную войну», Россия и Украина по-прежнему не планируют отказываться от торговли, так как это сулит серьезные финансовые потери для обеих сторон. По всей видимости, в белорусской столице поняли всю сложность нынешней ситуации и уже стали искать альтернативные источники получения доходов. Например, весной стало известно, что антимонопольный комитет Украины разрешил белорусскому предприятию «Нефтебитумный завод» купить 50% в уставном капитале украинской компании «ПрикарпатЗападтранс», эксплуатирующей участок нефтепродуктопровода Самара — Западное направление. Сам по себе «Нефтебитумный завод» принадлежит белорусскому нефтетрейдеру «Интерсервис», который работает с Мозырским НПЗ и косвенно контролируется государством. В данном случае Минск получает возможность не только контролировать трубопроводные поставки топлива на Украину, но и иметь доход от предоставления магистрали российским поставщикам, которые по-прежнему заинтересованы в продаже нефтепродуктов на украинский рынок, пускай и за счет «серых» схем. С политической точки зрения сложившаяся ситуация предоставляет возможность повышения уровня отношений между Александром Лукашенко и новым президентом Украины Владимиром Зеленским. Неслучайно ряд источников отмечал, что увеличение поставок топлива из Белоруссии на украинский рынок было достигнуто только благодаря договоренностям президентов двух стран. Таким образом, как и в случае с белорусско-российскими отношениями, решение любых сложных вопросов экономического характера между Минском и Киевом стало переходить на уровень глав государств. При этом в данном случае белорусский лидер чувствует себя более уверенно, так как выступает не в качестве просителя, а в качестве «дающего». Подобные отношения между руководством двух стран только повышают политический статус Лукашенко как в белорусско-украинских связях, так и в глазах западных партнеров. Последнее особенно важно для официального Минска, уже не первый год пытающегося нормализовать свои отношения с контролирующими Украину ЕС и США. Несмотря на все перечисленное, стоит отметить, что все планы белорусского руководства относительно увеличения поставок на Украину нефтепродуктов могут быть реализованы только при условии того, что в них будут заинтересованы и в России. Не случайно ряд аналитиков считает, что нефтегазовые отношения Минска и Москвы 2018–2019 годов напрямую связаны с украинско-российской торговлей. Например, высказываются предположения, что запрет на поставку в Белоруссию нефтепродуктов из РФ был не результатом недовольства их реэкспортом, а подготовкой к масштабной «санкционной» войне с Украиной. Формально декларируя ответные меры на ограничения со


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
→