Как спасти маленькие банки от нехватки капитала - «Финансы» » «Новости Дня»

✔ Как спасти маленькие банки от нехватки капитала - «Финансы»


Законодательство стопорит консолидацию небольших банков.

Инициативу группы народных депутатов, подавших 1 февраля законопроект №6010 "Об упрощении процедур капитализации и реорганизации банков" можно только приветствовать. Присоединение банков остается одним из немногих способов эффективной капитализации и повышения надежности банков в Украине. Это особенно важно в условиях дефицита и дороговизны акционерного капитала. Упрощение процесса присоединения банков позволит вернуть доверие вкладчиков и возродит интерес инвесторов.

Предложенный способ, тем не менее, выглядит странным и непродуманным. По сути, законопроект №6010 - это всего лишь продление чрезвычайных мер, предусмотренных законом "О мерах направленных на стимулирование капитализации и реструктуризации банков" (№ 78-VIII) до 1 августа 2020 года. Иными словами, вместо того, чтобы полностью заменить "основу и покрытие на магистральной дороге" и забыть о проблемах на 5-10 лет, предлагается "ямочный" ремонт.

Упомянутый Закон №78 был направлен на решение чрезвычайной ситуации в связи с резкой девальвацией гривны и другими негативными событиями в банковском секторе. Но, обязав банки обеспечить необходимую докапитализацию по итогам стресс-теста, документ так и не решил ключевые юридические проблемы, связанные с процедурой присоединения банков.

Что это за проблемы?

Во-первых, вопрос коэффициента конвертации акций в ходе присоединения одного банка к другому: закрепленный в действующем законодательстве принцип конвертации акций по номинальной стоимости не позволяет учесть разницу в рыночной стоимости акций банков и провести обмен на экономически обоснованных принципах.

Во-вторых, вопрос удовлетворения требований кредиторов и налоговых проверок: процесс присоединения банков существенно затягивается несовершенными положениями законодательства по защите прав кредиторов присоединяемого банка, а также длительными налоговыми проверками, которые обычно задерживают процесс ликвидации присоединяемого банка на многие месяцы.

В-третьих, вопрос раскрытия информации в процессе реорганизации: действующее законодательство Украины о защите банковской тайны не содержит исключений, которые бы предоставляли банкам право осуществлять такое раскрытие.

В-четвертых, вопрос процедурных противоречий между банковским законодательством и законодательством об акционерных обществах в части порядка осуществления присоединения банков. Противоречия возникают уже на этапе, на котором утверждается договор о присоединении.

В-пятых, вопрос повторного обязательного выкупа акций банка-правопреемника: выполнение общих норм действующего законодательства об АО о порядке увеличения уставного капитала и обязательного выкупа акций приводит в процессе присоединения к тому, что банк-правопреемник вынужден дважды осуществлять выкуп акций у миноритарных акционеров, не согласных с присоединением.

Наконец, вопрос определения момента правопреемства: отсутствует четкое указание на то, в какой момент банк становится правопреемником в отношении имущества, прав и обязанностей, активов, обязательств и капитала, переданных ему по передаточному акту.

Инициативы НБУ по консолидации украинских банков путем присоединения не могут быть эффективно реализованы уже в течение многих лет из-за сложности и чрезмерного регулирования процесса присоединения акционерных обществ.

Более простым и правильным подходом могло бы стать преобразование банков в общества с ограниченной ответственностью или в любые иные формы обществ, которые содержат более простые процедуры капитализации или реорганизации банков. В случае преобразования банков из ПАО в ООО слияние будет осуществляться на основании соглашения между участниками - договорного инструмента, позволяющего владельцам быть очень гибкими в согласовании условий сделки.

Игорь Олехов, партнер международной юридической фирмы Baker McKenzie.


Законодательство стопорит консолидацию небольших банков. Инициативу группы народных депутатов, подавших 1 февраля законопроект №6010 "Об упрощении процедур капитализации и реорганизации банков" можно только приветствовать. Присоединение банков остается одним из немногих способов эффективной капитализации и повышения надежности банков в Украине. Это особенно важно в условиях дефицита и дороговизны акционерного капитала. Упрощение процесса присоединения банков позволит вернуть доверие вкладчиков и возродит интерес инвесторов. Предложенный способ, тем не менее, выглядит странным и непродуманным. По сути, законопроект №6010 - это всего лишь продление чрезвычайных мер, предусмотренных законом "О мерах направленных на стимулирование капитализации и реструктуризации банков" (№ 78-VIII) до 1 августа 2020 года. Иными словами, вместо того, чтобы полностью заменить "основу и покрытие на магистральной дороге" и забыть о проблемах на 5-10 лет, предлагается "ямочный" ремонт. Упомянутый Закон №78 был направлен на решение чрезвычайной ситуации в связи с резкой девальвацией гривны и другими негативными событиями в банковском секторе. Но, обязав банки обеспечить необходимую докапитализацию по итогам стресс-теста, документ так и не решил ключевые юридические проблемы, связанные с процедурой присоединения банков. Что это за проблемы? Во-первых, вопрос коэффициента конвертации акций в ходе присоединения одного банка к другому: закрепленный в действующем законодательстве принцип конвертации акций по номинальной стоимости не позволяет учесть разницу в рыночной стоимости акций банков и провести обмен на экономически обоснованных принципах. Во-вторых, вопрос удовлетворения требований кредиторов и налоговых проверок: процесс присоединения банков существенно затягивается несовершенными положениями законодательства по защите прав кредиторов присоединяемого банка, а также длительными налоговыми проверками, которые обычно задерживают процесс ликвидации присоединяемого банка на многие месяцы. В-третьих, вопрос раскрытия информации в процессе реорганизации: действующее законодательство Украины о защите банковской тайны не содержит исключений, которые бы предоставляли банкам право осуществлять такое раскрытие. В-четвертых, вопрос процедурных противоречий между банковским законодательством и законодательством об акционерных обществах в части порядка осуществления присоединения банков. Противоречия возникают уже на этапе, на котором утверждается договор о присоединении. В-пятых, вопрос повторного обязательного выкупа акций банка-правопреемника: выполнение общих норм действующего законодательства об АО о порядке увеличения уставного капитала и обязательного выкупа акций приводит в процессе присоединения к тому, что банк-правопреемник вынужден дважды осуществлять выкуп акций у миноритарных акционеров, не согласных с присоединением. Наконец, вопрос определения момента правопреемства: отсутствует четкое указание на то, в какой момент банк становится правопреемником в отношении имущества, прав и обязанностей, активов, обязательств и капитала, переданных ему по передаточному акту. Инициативы НБУ по консолидации украинских банков путем присоединения не могут быть эффективно реализованы уже в течение многих лет из-за сложности и чрезмерного регулирования процесса присоединения акционерных обществ. Более простым и правильным подходом могло бы стать преобразование банков в общества с ограниченной ответственностью или в любые иные формы обществ, которые содержат более простые процедуры капитализации или реорганизации банков. В случае преобразования банков из ПАО в ООО слияние будет осуществляться на основании соглашения между участниками - договорного инструмента, позволяющего владельцам быть очень гибкими в согласовании условий сделки. Игорь Олехов, партнер международной юридической фирмы Baker McKenzie.


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
→ 
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика