Россия — Белоруссия: интеграция снова переносится - «Аналитика» » «Новости Дня»

✔ Россия — Белоруссия: интеграция снова переносится - «Аналитика»


14 июля 2019
22:42
Дальнейшая интеграция Белоруссии и России является одним из самых злободневных на повестке дня взаимоотношений двух государств. За последний год данная тема фактически стала стержневой в процессе обсуждения любых вопросов двухстороннего сотрудничества. Еще в конце 2018 года были созданы двухсторонние рабочие группы под руководством министров экономики двух стран Максима Орешикна и Дмитрия Крутого, которые должны были разработать и представить президентам России и Белоруссии предложения по интеграции стран в рамках Союзного государства (СГ). Однако, как показывают последние события, процесс работы над данным вопросом не просто идет медленно, но и демонстрирует сохраняющуюся неспособность сторон договариваться.
Известно, что тема интеграции Белоруссии и России была актуализирована в конце прошлого года Дмитрием Медведевым, когда между двумя странами на фоне нерешенных вопросов нефтегазового сотрудничества наметилась серьёзная напряженность. Премьер-министр России предложил тогда два сценария: базовый, в котором все остается как прежде, и продвинутый, предполагающий дальнейшую реализацию договора о Союзном государстве 1999 года. Примечательно то, что после этого в Белоруссии как государственные, так и оппозиционные политики и общественные деятели заговорили о желании России инкорпорировать республику в свой состав. Уже тогда Александр Лукашенко заявил, что не «сдаст» страну «за бочку с нефтью». И такая риторика продолжается и в настоящее время, даже несмотря на то, что официально президенты двух стран заявляют, что никакой речи о включении Белоруссии в состав РФ не велось и вестись не может, а на белорусскую независимость никто не покушается.
В последний раз в Минскн подобные разговоры можно было слышать во время празднования Дня независимости страны 3 июля. Накануне Александр Лукашенко, комментируя критику поправок к закону о службе в армии, заявил, что у белорусов есть только один вариант защищать свою независимость — делать это самим, так как в ином случае придется либо просить помощи у НАТО, либо входить в состав России. «Вы хотите в состав России, чтобы она нас защитила? Нет. И я не хочу», — сказал тогда белорусский лидер. При этом стоит отметить, что такая позиция Лукашенко полностью поддерживается и его оппонентами. Белорусская оппозиция, практически полностью состоящая из русофобов, в настоящее время продолжает заявлять о том, что процесс пересмотра интеграции в рамках Союзного государства — это не что иное, как попытка России поглотить республику и решить проблему сохранения у власти Владимира Путина после 2024 года. Правда, никаких внятных объяснений, зачем Кремлю нужна настолько сложная и практически невыполнимая комбинация, местные националисты не приводят, продолжая по возможности нагнетать обстановку. При этом происходит это даже несмотря на то, что процесс обсуждения будущего Союзного государства по-прежнему идет крайне медленно, а его результатов все еще не видно.

Стоит напомнить, что созданные рабочие группы по интеграции не могли начать свою полноценную работу несколько месяцев, так как они ожидали каких-то решений от президентов двух стран. Лишь в начале весны дело сдвинулось с мертвой точки, хотя работа групп была организована более чем странно. Например, в апреле глава МИД Белоруссии Владимир Макей, отвечая на слова Медведева о том, что Москва ждет ответных действий от Минска на отправленные предложения по интеграции, в довольно раздраженной форме отметил, «что Дмитрий Анатольевич, возможно, не в курсе, что мы уже давно направили наши ответные предложения». Дальнейшие же события только подтвердили, что процесс работы будет крайне тяжелым. Так, 24 мая после встречи премьеров двух стран Дмитрия Медведева и Сергея Румаса было заявлено, что «мы договорились и дали поручение руководителям нашей совместной группы Орешкину и Крутому, что они возглавят работу со всеми госорганами по сближению позиций там, где мы не договариваемся, чтобы к 21 июня сводный документ, желательно с меньшим количеством разногласий, был внесен на рассмотрение главам правительств». Через несколько дней пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков сообщил, что президенты двух стран поручили «правительствам проработать и сверить встречные планы действий по пути углубления интеграции в рамках Союзного государства до 21 июня». В это же время из Минска и Москвы прозвучала информация о том, что стороны практически согласовали все проблемные вопросы. По словам Румаса, прозвучавшим в конце мая, «на 70% наши позиции сходятся». В середине июня Максим Орешкин и вовсе заявил, что «подходы России и Белоруссии в вопросах интеграции сблизились на 90%».
В то же время осталось непонятно, почему при такой высокой степени «сближения позиций» стороны так и не смогли представить к 21 июня никакого общего документа. Более того, сначала спикер нижней палаты белорусского парламента Владимир Андрейченко заявил, что Александр Лукашенко и Владимир Путин получат пакет предложений по дальнейшему углублению интеграции до 25 июня. Затем оказалось, что срок и вовсе переносится на ноябрь. По словам министра экономики Белоруссии Дмитрия Крутого, произнесённым 2 июля, сегодня «заканчивается отработка мероприятий самой программы и той пояснительной записки, которая будет обозначать контуры тех дорожных карт, которые должны быть готовы примерно к 1 ноября текущего года». При этом и эта дата, по всей видимости, будет пересмотрена, так как «на уровне президентов первое предметное обсуждение» интеграционных вопросов состоится 16–18 июля в Санкт-Петербурге в рамках Форума регионов Белоруссии и России. К чему придут в северной столице Лукашенко и Путин, учитывая тот факт, что за все встречи в течение нынешнего года они так и не смогли договориться ни по одному из стоящих на повестке дня вопросов, на сегодняшний день не ясно. Однако, как считают аналитики, даже если официально и будут представлены какие-то решения, они кардинальным образом не ускорят процесс рассмотрения интеграционных вопросов. И в настоящее время есть несколько объяснений того, почему заявленная еще в конце прошлого года ревизия Союзного договора сегодня идет крайне медленно и может зайти в тупик.
С одной стороны, вполне вероятно, что Москва продолжает давить на Минск в вопросах реализации подписанных сторонами обязательств по дальнейшей интеграции, чему в белорусской столице ожесточенно противятся. При этом в Белоруссии считают необходимым решать интересующие их вопросы нефтегазового сотрудничества, а также предоставления финансовой и иной помощи, без их привязки к проблеме интеграции. Это, как считают аналитики, и является главным камнем преткновения в переговорах. Кроме того, в настоящее время не известно, какие конкретно требования к своим белорусским коллегам предъявляют в Москве. Согласно заявлениям декабря прошлого года, Россия говорила о необходимости реализации всех основных механизмов, заложенных в Союзном договоре, вплоть до создания реально работающих наднациональных органов. Тогдашний посол России в Белоруссии Михаил Бабич отмечал, что необходимы «внятные правовые механизмов» управления экономикой, которые невозможны без административной надстройки. Речь шла о формировании «единой таможенной, налоговой, денежно-кредитной политики», без которых не будет дальнейшего успешного развития Союзного государства. Такую же позицию занимало и правительство России во главе с Дмитрием Медведевым. Однако позже стало понятно, что ни о каких наднациональных настройках речи пока вестись не может, так как в Минске не собираются передавать рычаги управления экономикой в чьи-то руки.
О том, что борьба между Минском и Москвой по-прежнему идет, говорит ряд косвенных факторов, начиная от постоянных переносов сроков предоставления предложений по интеграции, и заканчивая подтекстами официальных заявлений. Например, поздравляя Белоруссию с Днем независимости, Кремль вновь упомянул «взаимовыгодные интеграционные процессы в рамках Союзного государства и на евразийском пространстве». В ответ, как уже указывалось выше, Лукашенко заявил о том, что он не хочет в состав России, а белорусы должны сами защищать свое будущее. В этом плане не удивительно, что белорусские власти в последнее время переключились на активную работу не в рамках Союзного государства, а Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Именно на евразийской площадке Минск сегодня и пытается решить вопросы двухстороннего сотрудничества, в том числе связанные с поставками своей продукции на российский рынок или нефтегазовые проблемы. Этот факт косвенно подтвердил посол Белоруссии в России Владимир Семашко, который в начале июля дал сразу несколько интервью различным СМИ, в которых высказал официальную позицию Минска по существующим между сторонами разногласиям. В частности, в интервью газете «Союзное вече» дипломат заявил, что прекратить «молочные войны» между странами можно за счет совершенствования законодательной базы и повышения статуса Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). «Если вдруг белорусский мясокомбинат обвинят, что он гонит плохую продукцию, ЕЭК должна быть неким судьей, разобраться, в чем причина, и вынести свой вердикт. А решение о закрытии должно принимать правительство той страны, где находится это производство», — заявил Семашко. Это, а также много другое, только убеждает аналитиков в том, что Минск старается уйти из-под давления Москвы, используя для этого площадку ЕАЭС, что только вредит переговорам по дальнейшей интеграции двух стран.

С другой стороны, белорусское руководство считает возможным как можно дольше использовать интеграционную риторику в собственных интересах, связывая ее с вопросами защиты независимости страны. Таким образом руководство республики стремится повысить свой авторитет не только внутри страны, но и на международной арене. Неслучайно нынешняя позиция Минска уже вызывает реакцию со стороны Запада. Достаточно вспомнить недавнее поздравление белорусскому народу от США по случаю празднования Дня независимости. В заявлении госсекретаря Соединенных Штатов Майка Помпео отмечалось, что Вашингтон является «непоколебимым приверженцем независимости, суверенитета и территориальной целостности Белоруссии». И если в случае с Украиной подобные слова еще имеют реальный смысл, то в отношении Белоруссии они выглядят более чем странно, если не рассматривать их в качестве своеобразного посыла США белорусскому руководству.
Есть, конечно, и еще одна причина, по которой Белоруссия и Россия все еще не могут решить вопросы о дальнейшей интеграции — отсутствие четкого представления о конкретных целях развития СГ у обеих сторон. По мнению многих аналитиков, ни в Москве, ни в Минске сегодня не могут точно сказать, зачем двум странам нужно Союзное государство, особенно в условиях существования ЕАЭС. Несмотря на ряд положительных моментов для простых граждан, СГ за годы своего существования практически не решило ни одного из глобальных вопросов двухстороннего сотрудничества. При этом и отказаться от него ни в Москве, ни Минске не могут, так как это может спровоцировать более серьезные последствия на всем евразийском пространстве, начиная от повышения авторитета прозападной оппозиции, и заканчивая проблемами в ЕАЭС.
Исходя из вышесказанного, стоит отметить, что процесс согласования дальнейшей интеграции Белоруссии и России вряд ли закончится к 1 ноября 2019 года. У Белоруссии и России к настоящему моменту так и не появилось четкое понимание того, что из себя должно представлять Союзное государство и какие выгоды оно принесет обеим сторонам. Поэтому и ожидать, что на форуме регионов в Санкт-Петербурге Александром Лукашенко и Владимиром Путиным будут сделаны какие-либо серьезные заявления, после которых сторонам удастся согласовать все свои позиции к ноябрю, не стоит.
Западная редакция «NOVOSTI-DNY.Ru»
Белоруссия: закат эпохи Лукашенко
Россия — Белоруссия: интеграция снова переносится - «Аналитика»

12.07 «Белорусская власть ведёт себя с гражданами России с показной жестокостью»
11.07 В Белоруссии ополченца Донбасса приговорили к двум годам тюрьмы
09.07 В Белоруссии могут осудить очередного ополченца Донбасса
09.07 «Россия смотрит на зарубежных русских как на беженцев из Сомали»
04.07 Отмена отсрочек от призыва окончательно восстановит народ против Лукашенко
Все новости сюжета

14 июля 2019 22:42 Дальнейшая интеграция Белоруссии и России является одним из самых злободневных на повестке дня взаимоотношений двух государств. За последний год данная тема фактически стала стержневой в процессе обсуждения любых вопросов двухстороннего сотрудничества. Еще в конце 2018 года были созданы двухсторонние рабочие группы под руководством министров экономики двух стран Максима Орешикна и Дмитрия Крутого, которые должны были разработать и представить президентам России и Белоруссии предложения по интеграции стран в рамках Союзного государства (СГ). Однако, как показывают последние события, процесс работы над данным вопросом не просто идет медленно, но и демонстрирует сохраняющуюся неспособность сторон договариваться. Известно, что тема интеграции Белоруссии и России была актуализирована в конце прошлого года Дмитрием Медведевым, когда между двумя странами на фоне нерешенных вопросов нефтегазового сотрудничества наметилась серьёзная напряженность. Премьер-министр России предложил тогда два сценария: базовый, в котором все остается как прежде, и продвинутый, предполагающий дальнейшую реализацию договора о Союзном государстве 1999 года. Примечательно то, что после этого в Белоруссии как государственные, так и оппозиционные политики и общественные деятели заговорили о желании России инкорпорировать республику в свой состав. Уже тогда Александр Лукашенко заявил, что не «сдаст» страну «за бочку с нефтью». И такая риторика продолжается и в настоящее время, даже несмотря на то, что официально президенты двух стран заявляют, что никакой речи о включении Белоруссии в состав РФ не велось и вестись не может, а на белорусскую независимость никто не покушается. В последний раз в Минскн подобные разговоры можно было слышать во время празднования Дня независимости страны 3 июля. Накануне Александр Лукашенко, комментируя критику поправок к закону о службе в армии, заявил, что у белорусов есть только один вариант защищать свою независимость — делать это самим, так как в ином случае придется либо просить помощи у НАТО, либо входить в состав России. «Вы хотите в состав России, чтобы она нас защитила? Нет. И я не хочу», — сказал тогда белорусский лидер. При этом стоит отметить, что такая позиция Лукашенко полностью поддерживается и его оппонентами. Белорусская оппозиция, практически полностью состоящая из русофобов, в настоящее время продолжает заявлять о том, что процесс пересмотра интеграции в рамках Союзного государства — это не что иное, как попытка России поглотить республику и решить проблему сохранения у власти Владимира Путина после 2024 года. Правда, никаких внятных объяснений, зачем Кремлю нужна настолько сложная и практически невыполнимая комбинация, местные националисты не приводят, продолжая по возможности нагнетать обстановку. При этом происходит это даже несмотря на то, что процесс обсуждения будущего Союзного государства по-прежнему идет крайне медленно, а его результатов все еще не видно. Стоит напомнить, что созданные рабочие группы по интеграции не могли начать свою полноценную работу несколько месяцев, так как они ожидали каких-то решений от президентов двух стран. Лишь в начале весны дело сдвинулось с мертвой точки, хотя работа групп была организована более чем странно. Например, в апреле глава МИД Белоруссии Владимир Макей, отвечая на слова Медведева о том, что Москва ждет ответных действий от Минска на отправленные предложения по интеграции, в довольно раздраженной форме отметил, «что Дмитрий Анатольевич, возможно, не в курсе, что мы уже давно направили наши ответные предложения». Дальнейшие же события только подтвердили, что процесс работы будет крайне тяжелым. Так, 24 мая после встречи премьеров двух стран Дмитрия Медведева и Сергея Румаса было заявлено, что «мы договорились и дали поручение руководителям нашей совместной группы Орешкину и Крутому, что они возглавят работу со всеми госорганами по сближению позиций там, где мы не договариваемся, чтобы к 21 июня сводный документ, желательно с меньшим количеством разногласий, был внесен на рассмотрение главам правительств». Через несколько дней пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков сообщил, что президенты двух стран поручили «правительствам проработать и сверить встречные планы действий по пути углубления интеграции в рамках Союзного государства до 21 июня». В это же время из Минска и Москвы прозвучала информация о том, что стороны практически согласовали все проблемные вопросы. По словам Румаса, прозвучавшим в конце мая, «на 70% наши позиции сходятся». В середине июня Максим Орешкин и вовсе заявил, что «подходы России и Белоруссии в вопросах интеграции сблизились на 90%». В то же время осталось непонятно, почему при такой высокой степени «сближения позиций» стороны так и не смогли представить к 21 июня никакого общего документа. Более того, сначала спикер нижней палаты белорусского парламента Владимир Андрейченко заявил, что Александр Лукашенко и Владимир Путин получат пакет предложений по дальнейшему углублению интеграции до 25 июня. Затем оказалось, что срок и вовсе переносится на ноябрь. По словам министра экономики Белоруссии Дмитрия Крутого, произнесённым 2 июля, сегодня «заканчивается отработка мероприятий самой программы и той пояснительной записки, которая будет обозначать контуры тех дорожных карт, которые должны быть готовы примерно к 1 ноября текущего года». При этом и эта дата, по всей видимости, будет пересмотрена, так как «на уровне президентов первое предметное обсуждение» интеграционных вопросов состоится 16–18 июля в Санкт-Петербурге в рамках Форума регионов Белоруссии и России. К чему придут в северной столице Лукашенко и Путин, учитывая тот факт, что за все встречи в течение нынешнего года они так и не смогли договориться ни по одному из стоящих на повестке дня вопросов, на сегодняшний день не ясно. Однако, как считают аналитики, даже если официально и будут представлены какие-то решения, они кардинальным образом не ускорят процесс рассмотрения интеграционных вопросов. И в настоящее время есть несколько объяснений того, почему заявленная еще в конце прошлого года ревизия Союзного договора сегодня идет крайне медленно и может зайти в тупик. С одной стороны, вполне вероятно, что Москва продолжает давить на Минск в вопросах реализации подписанных сторонами обязательств по дальнейшей интеграции, чему в белорусской столице ожесточенно противятся. При этом в Белоруссии считают необходимым решать интересующие их вопросы нефтегазового сотрудничества, а также предоставления финансовой и иной помощи, без их привязки к проблеме интеграции. Это, как считают аналитики, и является главным камнем преткновения в переговорах. Кроме того, в настоящее время не известно, какие конкретно требования к своим белорусским коллегам предъявляют в Москве. Согласно заявлениям декабря прошлого года, Россия говорила о необходимости реализации всех основных механизмов, заложенных в Союзном договоре, вплоть до создания реально работающих наднациональных органов. Тогдашний посол России в Белоруссии Михаил Бабич отмечал, что необходимы «внятные правовые механизмов» управления экономикой, которые невозможны без административной надстройки. Речь шла о формировании «единой таможенной, налоговой, денежно-кредитной политики», без которых не будет дальнейшего успешного развития Союзного государства. Такую же позицию занимало и правительство России во главе с Дмитрием Медведевым. Однако позже стало понятно, что ни о каких наднациональных настройках речи пока вестись не может, так как в Минске не собираются передавать рычаги управления экономикой в чьи-то руки. О том, что борьба между Минском и Москвой по-прежнему идет, говорит ряд косвенных факторов, начиная от постоянных переносов сроков предоставления предложений по интеграции, и заканчивая подтекстами официальных заявлений. Например, поздравляя Белоруссию с Днем независимости, Кремль вновь упомянул «взаимовыгодные интеграционные процессы в рамках Союзного государства и на евразийском пространстве». В ответ, как уже указывалось выше, Лукашенко заявил о том, что он не хочет в состав России, а белорусы должны сами защищать свое будущее. В этом плане не удивительно, что белорусские власти в последнее время переключились на активную работу не в рамках Союзного государства, а Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Именно на евразийской площадке Минск сегодня и пытается решить вопросы двухстороннего сотрудничества, в том числе связанные с поставками своей продукции на российский рынок или нефтегазовые проблемы. Этот факт косвенно подтвердил посол Белоруссии в России Владимир Семашко, который в начале июля дал сразу несколько интервью различным СМИ, в которых высказал официальную позицию Минска по существующим между сторонами разногласиям. В частности, в интервью газете «Союзное вече» дипломат заявил, что прекратить «молочные войны» между странами можно за счет совершенствования законодательной базы и повышения статуса Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). «Если вдруг белорусский мясокомбинат обвинят, что он гонит плохую продукцию, ЕЭК должна быть неким судьей, разобраться, в чем причина, и вынести свой вердикт. А решение о закрытии должно принимать правительство той страны, где находится это производство», — заявил Семашко. Это, а также много другое, только убеждает аналитиков в том, что Минск старается уйти из-под давления Москвы, используя для этого площадку ЕАЭС, что только вредит переговорам по дальнейшей интеграции двух стран. С другой стороны, белорусское руководство считает возможным как можно дольше использовать интеграционную риторику в собственных интересах, связывая ее с вопросами защиты независимости страны. Таким образом руководство республики стремится повысить свой авторитет не только внутри страны, но и на международной арене. Неслучайно нынешняя позиция Минска уже вызывает реакцию со стороны Запада. Достаточно вспомнить недавнее поздравление белорусскому народу от США по случаю празднования Дня независимости. В заявлении госсекретаря Соединенных Штатов Майка Помпео отмечалось, что


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
→