Военная доктрина Израиля: «битвы между войнами» с опорой на США - «Аналитика» » «Новости Дня»

✔ Военная доктрина Израиля: «битвы между войнами» с опорой на США - «Аналитика»


2 июля 2019
15:41
Военная доктрина Израиля: «битвы между войнами» с опорой на США - «Аналитика»
Израиль является классическим примером ближневосточной страны, вынужденной пребывать в постоянной военной готовности. Все границы еврейского государства, пожалуй, за исключением территориального контакта с Иорданией, остаются под угрозой внезапной эскалации. Два мирных договора страны с Египтом и Иорданией сыграли важную роль в стабилизации регионального положения Израиля, однако новые вызовы не обещают ему спокойствия ни в ближайшие годы, ни в более отдалённой перспективе.
Как отмечают эксперты, Израиль остаётся одним из немногих государств, которые разработали и реализуют всеобъемлющую национальную военную доктрину (1). При воплощении на практике концепции применения вооружённых сил в региональных конфликтах израильское командование исходит из того, что ближневосточная демократия не может себе позволить проиграть ни одной войны. При этом ставится стратегическая задача избежать одновременного втягивания Израиля в два и более вооружённых конфликтов, пусть и с различной степенью интенсивности ведения боевых действий, по периметру его границ. Небольшая территория страны и сравнительно скудные людские ресурсы требуют сведения к минимуму риска навязывания извне нескольких эскалаций. Сильная израильская армия, вооружённая по последнему слову военной техники, обладающая в равной мере внушительными оборонительным и наступательным потенциалами, «ядерной триадой» сдерживания (носители с ядерными боеголовками, установленные на наземных, воздушных и морских (подводных) платформах), безусловно, компенсируют отсутствие у Государства Израиль территориальной стратегической глубины. Однако война на нескольких фронтах, тем более в случае её затяжного характера, видится израильтянам крайне нежелательным сценарием.
Небольшие размеры Израиля требуют переноса боевых действий на территорию противника, а также превентивное подавление его наступательного потенциала на значительном отдалении от границ страны. Наряду с использованием обычных видов вооружений, израильское военно-политическое руководство допускает применение в войне оружия массового поражения в качестве крайнего и наиболее мощного средства воздействия на противника, или угрозу применения такового. Важная роль отводится принципу «устойчивой солидарности», который включает в себя постоянную мобилизационную готовность израильского общества, его единство, патриотизм, общественную моральную поддержку армии, понимание того, что нужды обороны и безопасности страны являются первостепенными.
Израильская военная доктрина допускает возможность ведения превентивной войны или нанесения упреждающих ударов по важнейшим объектам противника в случае неизбежности вооружённой конфронтации с ним. Худшим военным сценарием для Израиля является одновременное втягивание в боевые действия против палестинских группировок в секторе Газа, возобновление «интифады» («восстания», направленного на освобождение территории Палестины от «израильской оккупации») на Западном берегу Иордана, война с ливанским шиитским движением «Хизбалла» и нанесение ракетных ударов по еврейскому государству с сирийской территории. Со всех указанных направлений Израилю в опосредованном режиме будет противостоять Иран. «Хизбалла» находится в самом тесном союзе с Тегераном, получает от него ежегодную финансовую помощь (по разным оценкам, от $ 500 млн до $ 1 млрд), оружейную подпитку, прежде всего в виде внушительного ракетного арсенала. Иран значительно отдалился от границы Израиля с сирийского направления (на расстояние от 80 до 100 км), но может в сжатые сроки вывести ракетные установки и дальнобойную артиллерию на ударные позиции. С палестинскими группировками ХАМАС и «Исламский джихад», несмотря на известные трудности в отношениях с ними в последние годы на фоне сирийского конфликта, Тегеран установил плотный диалог с целью поддержания Израиля в постоянном напряжении с западного направления. Ранее между представителями Генштаба и Министерства разведки Ирана и контролирующего Газу движения ХАМАС прошла серия встреч.
При всей своей мощи Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) противостоять в одиночку актуальным и потенциальным противникам не в состоянии. Слишком велик риск понести неприемлемый людской урон. К тому же силы ядерного сдерживания ЦАХАЛа фактически не могут быть применены на границах с Газой, Ливаном и Сирией в силу приближенности населённых пунктов самого Израиля. Даже применение тактического ядерного оружия представляется крайне затруднительным из-за прифронтового расположения израильских городов и посёлков. Поэтому самый тесный военный союз с США, скреплённый взаимными гарантиями безопасности и взаимопомощи в случае войны против Израиля, выступает для него незаменимым элементом эффективного обеспечения национальной безопасности.
Военной доктриной Израиля ставится цель сохранить собственную «монополию» на Ближнем Востоке на обладание ядерным потенциалом. Наличие у Пакистана подобного потенциала не рассматривается в качестве вызова с учётом геграфической отдалённости этой страны от еврейского государства и её нахождения в другом регионе (Южной Азии), направленности пакистанских ракет с ядерными боеголовками на Индию. К тому же Соединённые Штаты гарантируют Израилю нейтрализацию любой гипотетической угрозы от Исламабада против американского союзника номер один в регионе.
Ядерным оружием, согласно доктринальным положениям Израиля, не должен обзавестись не только Иран, но и любая другая региональная держава, включая Саудовскую Аравию. В этом вопросе Тель-Авив также опирается на соответствующие договорённости с Вашингтоном, это входит в общие рамки взятых Соединёнными Штатами на себя особых гарантий защищённости Государства Израиль.
Основным военно-стратегическим союзником Израиля являются Соединённые Штаты, которые официально гарантируют его безопасность и предоставляют значительную военно-экономическую помощь (2). В то же время израильтяне не имеют союзников непосредственно из числа ближневосточных стран, что подчёркивает «токсичность» для них региональной среды безопасности и откладывает соответствующий отпечаток на доктринальные установки. Поставлена задача поддерживать стратегические отношения с другими ключевыми государствами региона, налаживать сотрудничество с «умеренными» странами исламского мира. В последние годы это делается на общей с арабскими монархиями Персидского залива платформе де-факто совместного противостояния Ирану. И в вопросе сближения с ключевыми силами арабского мира (Египет и Саудовская Аравия) Израиль, следует признать, добился существенного успеха. Конечно, не без военно-политической, военно-экономической и дипломатической поддержки со стороны США.
Израиль ставит задачей обеспечение постоянного качественного превосходства над Вооружёнными силами Ирана и враждебных арабских государств. В соответствии с данной установкой в Израиле осуществляется модернизация средств ведения вооружённой борьбы, совершенствуются способы применения сухопутных войск, ВВС, ВМС и сил специальных операций. На современной технологической базе создаются новые виды оружия и военной техники, прежде всего ракетной, совершенствуются системы управления войсками, связи, разведки, в том числе с использованием космических средств, а также организационно-штатная структура соединений и частей всех видов ВС. Вместе с тем, главная ставка в достижении военно-технического превосходства над арабскими странами делается на развитие широких связей с США.
Израиль обладает средствами борьбы с воздушными целями малой, средней и большой дальности. Противоракетная оборона страны по праву считается лучшей на Ближнем Востоке. Израильские ВВС также находятся на лидирующих позициях в регионе, обладая высокой огневой мощью и новейшими воздушными боевыми платформами. ЦАХАЛ стал первой армией мира, получившей от США истребители-бомбардировщики пятого поколения F-35.
Считается, что победа в современной войне достигается, прежде всего, в результате согласованных действий всех видов ВС и родов войск. В связи с этим особое значение придаётся организации чёткого взаимодействия между ними. Учитывая географическое положение страны, израильское командование рассматривает ВВС как главную наступательную силу и ключевое средство для нанесения ударов по объектам на территории противника. В сухопутных войсках основные усилия направляются на совершенствование бронетанковых (механизированных) и воздушно-десантных войск. Небольшим по численности, но хорошо оснащённым ВМС ставится задача нейтрализации действий противника на море. На фоне развёртывания Соединёнными Штатами стратегии «обнуления» экпорта иранской нефти, в последние месяцы военно-политическое руководство Израиля давало понять о возможном подключении ВМС страны к реализации данной стратегии.
Израильская военная доктрина предусматривает ведение «битв между войнами». Это положение уже активно используется страной в последние годы и подразумевает нанесение точечных воздушных ударов по инфраструктуре противника (складам вооружения, ракетным пусковым установкам, подземным тоннелям и др.). Если примерно до 2017 года основной акцент в «битвах между войнами» израильтянами, в частности, на сирийском направлении делался на недопущение оружейного транзита между Дамаском и Бейрутом («Хизбалла»), то затем приоритет был смещён на разрушение постоянных и мобильных точек базирования в Сирии (военных Ирана и проиранских группировок), откуда Израиль может подвергнуться ракетному удару.
Изменения в расстановке сил на Ближнем Востоке требуют от Израиля постоянной корректировки его военной доктрины. Новыми факторами на пространстве от египетского Синая до Персидского залива, которые диктуют израильтянам усовершенствование доктринальных установок и их соотнесение с тактическими задачами, выступают:
— базирование России в Сирии, наличие на сирийской территории российских зенитных ракетных комплексов (ЗРК) С-400 и С-300, а также поставка Москвой ЗРК С-300 Дамаску, что усложняет Израилю проведение воздушных операций на восточных границах;
— планы Ирана создать на территории Сирии, предположительно, в провинции Дамаск военную базу, первый зарубежный стационарный военный объект Исламской Республики;
— «дестабилизирующая активность» Турции в Восточном Средиземноморье, где Израиль формирует альянс с Грецией и Кипром для сдерживания попыток Анкары получить часть богатого природным газом континентального шельфа;
— амбиции Саудовской Аравии на статус ядерной державы в арабском мире.
Избыточно напряжённая ситуация на Ближнем Востоеке, особенно в зоне Персидского залива, где сохраняется риск военного столкновения США и Ирана, диктует Израилю поиск новых форматов взаимодействия с мировыми державами. В этом отношении показательной стала трёхсторонняя встреча представителей Советов безопасности Израиля, США и России 25 июня в Иерусалиме.
Союз с США после прихода в Белый дом Дональда Трампа за прошедшие два с половиной года принёс Израилю беспрецедентные геополитические дивиденды. Администрация Трампа в декабре 2017 года признала Иерусалим израильской столицей. Затем весной 2019 года Вашингтоном были приняты ещё два решения, представляющих стратегическую значимость для израильтян: признание суверенитета еврейского государства над Голанскими высотами (оккупироваанная по итогам шестидневной войны 1967 года сирийская территория) и внесение иранского Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) в американский список «террористических организаций». Вместе с тем «щедрые дары» со стороны США не привели к значительному укреплению безопасности Израиля в регионе. Скорее, напротив, перед Тель-Авивом возникли новые вызовы, большая часть которых определяется ростом враждебности со стороны шиитских сил региона и завуалированным антагонизмом суннитских монархий. И у тех, и у других есть понимание и одновременно надежда на то, что предоставленные Соединёнными Штатами своему ближайшему союзнику указанные «геополитические дивиденды» могут иметь обратимый характер, если с уходом Трампа из Белого дома в Вашингтоне изменится политическая конъюнктура.
Военная стратегия Израиля в отношении Ирана является комбинацией средств оказания психологического, информционного, технологического и диверсионно-подрывного давления на оборонный потенциал Исламской Республики. Большая часть сдерживающего иранцев инструментария реализуется израильтянами с опорой на ресурсную базу США в ближневосточном регионе. Стратегической установкой Израиля является исключение своего прямого военного столкновения с Ираном. Цель самого серьёзного ослабления ИРИ, вплоть до нанесения ей неприемлемого военного урона, израильтяне пытаются достигнуть «чужими руками», в том числе и с подключением, помимо США, арабских монархий Персидского залива. При этом еврейское государство готово оказывать региональным державам, вступающим в прямую военную конфронтацию с Ираном, всяческую поддержку.
Вопрос нанесения ЦАХАЛом массированного удара по целям на иранской территории за последние два десятка лет не раз всплывал в поле ведения против крупнейшей шиитской державы психологической и информационной войны. Пики муссирования данной темы с завидной устойчивостью приходились на периоды президентских выборов в США. И в этот раз, ближе к предстоящей в ноябре 2020 года главной избирательной кампании за океаном, не будет исключений. Причём, с одной важной поправкой. На стыке двух своих сроков в Белом доме Дональд Трамп, «лучший» для Израиля американский лидер с момента образования в 1948 году Государства Израиль, может наконец, в отличие от своих предшественников, решиться перейти от «калечащих санкций» и психологического давления на Иран к конкретным действиям военного характера. Включая нанесение ударов по намеченным целям в ИРИ, от которых Трамп совсем недавно благоразумно воздержался.
(1) О некоторых особенностях военной доктрины Израиля // Институт Ближнего Востока, 17 июня 2019 г.
(2) США наращивают финансовый объём оборонной помощи Израилю и одновременно ужесточают расходование выделяемых на эти цели средств. Так, действующее соглашение о предоставлении оборонной помощи Израилю на 2018–2028 гг. предполагает повышение среднего ежегодного ассигнования по сравнению с предшествующим десятилетием с $ 3,1 млрд до $ 3,8 млрд. Однако если раньше ЦАХАЛ мог расходовать до 25% американской помощи на закупки у израильской оборонной промышленности и других стран, то теперь вся помощь может быть потрачена на закупки только у компаний военно-промышленного комплекса США.
Ближневосточная редакция «NOVOSTI-DNY.Ru»
Сирийский узел

30.06 Китай отстроит Сирию и утвердится в ней. Возможно, подвинув Россию
24.06 Иран предупредили подрывом сирийского нефтепровода: секретная операция США?
04.06 «Россия всё время пытается договориться с Эрдоганом, но он её обманывает»
27.05 Пальмирская пальма не сгибается: как восстанавливается разрушенный город
22.05 Минобороны России: Обстановка в легерях беженцев в Сирии критическая
Все новости сюжета

2 июля 2019 15:41 Израиль является классическим примером ближневосточной страны, вынужденной пребывать в постоянной военной готовности. Все границы еврейского государства, пожалуй, за исключением территориального контакта с Иорданией, остаются под угрозой внезапной эскалации. Два мирных договора страны с Египтом и Иорданией сыграли важную роль в стабилизации регионального положения Израиля, однако новые вызовы не обещают ему спокойствия ни в ближайшие годы, ни в более отдалённой перспективе. Как отмечают эксперты, Израиль остаётся одним из немногих государств, которые разработали и реализуют всеобъемлющую национальную военную доктрину (1). При воплощении на практике концепции применения вооружённых сил в региональных конфликтах израильское командование исходит из того, что ближневосточная демократия не может себе позволить проиграть ни одной войны. При этом ставится стратегическая задача избежать одновременного втягивания Израиля в два и более вооружённых конфликтов, пусть и с различной степенью интенсивности ведения боевых действий, по периметру его границ. Небольшая территория страны и сравнительно скудные людские ресурсы требуют сведения к минимуму риска навязывания извне нескольких эскалаций. Сильная израильская армия, вооружённая по последнему слову военной техники, обладающая в равной мере внушительными оборонительным и наступательным потенциалами, «ядерной триадой» сдерживания (носители с ядерными боеголовками, установленные на наземных, воздушных и морских (подводных) платформах), безусловно, компенсируют отсутствие у Государства Израиль территориальной стратегической глубины. Однако война на нескольких фронтах, тем более в случае её затяжного характера, видится израильтянам крайне нежелательным сценарием. Небольшие размеры Израиля требуют переноса боевых действий на территорию противника, а также превентивное подавление его наступательного потенциала на значительном отдалении от границ страны. Наряду с использованием обычных видов вооружений, израильское военно-политическое руководство допускает применение в войне оружия массового поражения в качестве крайнего и наиболее мощного средства воздействия на противника, или угрозу применения такового. Важная роль отводится принципу «устойчивой солидарности», который включает в себя постоянную мобилизационную готовность израильского общества, его единство, патриотизм, общественную моральную поддержку армии, понимание того, что нужды обороны и безопасности страны являются первостепенными. Израильская военная доктрина допускает возможность ведения превентивной войны или нанесения упреждающих ударов по важнейшим объектам противника в случае неизбежности вооружённой конфронтации с ним. Худшим военным сценарием для Израиля является одновременное втягивание в боевые действия против палестинских группировок в секторе Газа, возобновление «интифады» («восстания», направленного на освобождение территории Палестины от «израильской оккупации») на Западном берегу Иордана, война с ливанским шиитским движением «Хизбалла» и нанесение ракетных ударов по еврейскому государству с сирийской территории. Со всех указанных направлений Израилю в опосредованном режиме будет противостоять Иран. «Хизбалла» находится в самом тесном союзе с Тегераном, получает от него ежегодную финансовую помощь (по разным оценкам, от $ 500 млн до $ 1 млрд), оружейную подпитку, прежде всего в виде внушительного ракетного арсенала. Иран значительно отдалился от границы Израиля с сирийского направления (на расстояние от 80 до 100 км), но может в сжатые сроки вывести ракетные установки и дальнобойную артиллерию на ударные позиции. С палестинскими группировками ХАМАС и «Исламский джихад», несмотря на известные трудности в отношениях с ними в последние годы на фоне сирийского конфликта, Тегеран установил плотный диалог с целью поддержания Израиля в постоянном напряжении с западного направления. Ранее между представителями Генштаба и Министерства разведки Ирана и контролирующего Газу движения ХАМАС прошла серия встреч. При всей своей мощи Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) противостоять в одиночку актуальным и потенциальным противникам не в состоянии. Слишком велик риск понести неприемлемый людской урон. К тому же силы ядерного сдерживания ЦАХАЛа фактически не могут быть применены на границах с Газой, Ливаном и Сирией в силу приближенности населённых пунктов самого Израиля. Даже применение тактического ядерного оружия представляется крайне затруднительным из-за прифронтового расположения израильских городов и посёлков. Поэтому самый тесный военный союз с США, скреплённый взаимными гарантиями безопасности и взаимопомощи в случае войны против Израиля, выступает для него незаменимым элементом эффективного обеспечения национальной безопасности. Военной доктриной Израиля ставится цель сохранить собственную «монополию» на Ближнем Востоке на обладание ядерным потенциалом. Наличие у Пакистана подобного потенциала не рассматривается в качестве вызова с учётом геграфической отдалённости этой страны от еврейского государства и её нахождения в другом регионе (Южной Азии), направленности пакистанских ракет с ядерными боеголовками на Индию. К тому же Соединённые Штаты гарантируют Израилю нейтрализацию любой гипотетической угрозы от Исламабада против американского союзника номер один в регионе. Ядерным оружием, согласно доктринальным положениям Израиля, не должен обзавестись не только Иран, но и любая другая региональная держава, включая Саудовскую Аравию. В этом вопросе Тель-Авив также опирается на соответствующие договорённости с Вашингтоном, это входит в общие рамки взятых Соединёнными Штатами на себя особых гарантий защищённости Государства Израиль. Основным военно-стратегическим союзником Израиля являются Соединённые Штаты, которые официально гарантируют его безопасность и предоставляют значительную военно-экономическую помощь (2). В то же время израильтяне не имеют союзников непосредственно из числа ближневосточных стран, что подчёркивает «токсичность» для них региональной среды безопасности и откладывает соответствующий отпечаток на доктринальные установки. Поставлена задача поддерживать стратегические отношения с другими ключевыми государствами региона, налаживать сотрудничество с «умеренными» странами исламского мира. В последние годы это делается на общей с арабскими монархиями Персидского залива платформе де-факто совместного противостояния Ирану. И в вопросе сближения с ключевыми силами арабского мира (Египет и Саудовская Аравия) Израиль, следует признать, добился существенного успеха. Конечно, не без военно-политической, военно-экономической и дипломатической поддержки со стороны США. Израиль ставит задачей обеспечение постоянного качественного превосходства над Вооружёнными силами Ирана и враждебных арабских государств. В соответствии с данной установкой в Израиле осуществляется модернизация средств ведения вооружённой борьбы, совершенствуются способы применения сухопутных войск, ВВС, ВМС и сил специальных операций. На современной технологической базе создаются новые виды оружия и военной техники, прежде всего ракетной, совершенствуются системы управления войсками, связи, разведки, в том числе с использованием космических средств, а также организационно-штатная структура соединений и частей всех видов ВС. Вместе с тем, главная ставка в достижении военно-технического превосходства над арабскими странами делается на развитие широких связей с США. Израиль обладает средствами борьбы с воздушными целями малой, средней и большой дальности. Противоракетная оборона страны по праву считается лучшей на Ближнем Востоке. Израильские ВВС также находятся на лидирующих позициях в регионе, обладая высокой огневой мощью и новейшими воздушными боевыми платформами. ЦАХАЛ стал первой армией мира, получившей от США истребители-бомбардировщики пятого поколения F-35. Считается, что победа в современной войне достигается, прежде всего, в результате согласованных действий всех видов ВС и родов войск. В связи с этим особое значение придаётся организации чёткого взаимодействия между ними. Учитывая географическое положение страны, израильское командование рассматривает ВВС как главную наступательную силу и ключевое средство для нанесения ударов по объектам на территории противника. В сухопутных войсках основные усилия направляются на совершенствование бронетанковых (механизированных) и воздушно-десантных войск. Небольшим по численности, но хорошо оснащённым ВМС ставится задача нейтрализации действий противника на море. На фоне развёртывания Соединёнными Штатами стратегии «обнуления» экпорта иранской нефти, в последние месяцы военно-политическое руководство Израиля давало понять о возможном подключении ВМС страны к реализации данной стратегии. Израильская военная доктрина предусматривает ведение «битв между войнами». Это положение уже активно используется страной в последние годы и подразумевает нанесение точечных воздушных ударов по инфраструктуре противника (складам вооружения, ракетным пусковым установкам, подземным тоннелям и др.). Если примерно до 2017 года основной акцент в «битвах между войнами» израильтянами, в частности, на сирийском направлении делался на недопущение оружейного транзита между Дамаском и Бейрутом («Хизбалла»), то затем приоритет был смещён на разрушение постоянных и мобильных точек базирования в Сирии (военных Ирана и проиранских группировок), откуда Израиль может подвергнуться ракетному удару. Изменения в расстановке сил на Ближнем Востоке требуют от Израиля постоянной корректировки его военной доктрины. Новыми факторами на пространстве от египетского Синая до Персидского залива, которые диктуют израильтянам усовершенствование доктринальных установок и их соотнесение с тактическими задачами, выступают: — базирование России в Сирии, наличие на сирийской территории российских зенитных ракетных комплексов (ЗРК) С-400 и С-300, а также поставка Москвой ЗРК С-300 Дамаску, что усложняет Израилю проведение воздушных операций на восточных границах; — планы Ирана создать на территории Сирии, предположительно, в провинции


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
→ 
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика