Бежать или удержать: американский доклад на тему афганского тупика - «Аналитика» » «Новости Дня»

✔ Бежать или удержать: американский доклад на тему афганского тупика - «Аналитика»


24 июня 2019
16:01
Бежать или удержать: американский доклад на тему афганского тупика - «Аналитика»
В мае 2019 года в Вашингтоне был опубликован ежегодный доклад семинара США/НАТО по ситуации в Афганистане под редакцией сотрудника Центра стратегических и международных исследований (CSIS) Энтони Кордесмена. Доклад получил достаточно откровенное название «Афганистан весной 2019 года. Победить, удержать, бросить или бежать» — таковы стоящие сейчас перед США альтернативы в этой стране. В докладе признается, что США в Афганистане очутились на грани принятия трудных решений: оставаться и продолжать поиск мирного урегулирования или все бросить и уйти, если даже мир не будет достигнут. В этой связи в докладе перечислены возможные альтернативы действий США в Афганистане. Здесь у США имеется в наличии шесть возможных вариантов:
Соглашение о мире: быстрый вывод войск США и союзников, сокращение помощи;
Соглашение о мире: США обеспечивают военную поддержку и постоянную помощь;
Выход США: быстрый вывод контингента США и союзников, сокращение помощи;
Выход США: США предоставляют военную поддержку и постоянную помощь;
США остаются: открытая война на истощение;
США остаются: выборы в Афганистане создают успешное правление. Афганские войска держатся и выигрывают войну на истощение. Помощь является условной, и экономическое развитие Афганистана будет успешным с точки зрения Афганистана.
Из расчета на последний вариант и строятся расчеты США с 2015 года. Но, похоже, подобная стратегия зашла в тупик.
В докладе признается, что при любом из перечисленных вариантов США окажутся перед длинным списком критических неопределенностей, в отношении каждой из которых нет решения с известной долей уверенности. У американцев нет надежных оценок правительственных сил безопасности. У них нет надежной оценки правительственного контроля и влияния Кабула на провинции и население Афганистана. Продвижение Афганистана в деле улучшения управления и поднятия жизненного уровня афганского народа представляется слишком медленным.
Основной вывод доклада в этом отношении: стратегию США в Афганистане определяет непоследовательность, неустойчивые программы гражданской и военной помощи и финансирования, отсутствие какого-либо последовательного подхода к внутреннему государственному строительству и колеблющееся военное положение. Война в Афганистане, похоже, не только зашла в тупик, но «Талибан» (движение запрещено в РФ) стал отыгрывать позиции, несмотря на большую постоянную военную, финансовую и консультативную поддержку США. Существует сомнение, что афганские правительственные силы выстоят самостоятельно без внешней операционной поддержки. Американцам ясно, что афганское правительство не может выжить без ежегодной финансовой помощи в многие миллиарды долларов.
В докладе признается, что после почти 18 лет присутствия в Афганистане американцы по-прежнему стоят все перед теми же проблемами:
— талибы, их влияние и контроль над территориями и другие новые возникающие угрозы безопасности, вроде ИГИЛ (запрещено в РФ);
— способность афганского правительства при помощи американцев и их союзников установить устойчивый режим правления в Афганистане.
Похоже, что США стремятся к миру с талибами, и для этого ведутся переговоры через посредников, что может привести к полному выходу США из Афганистана в течение следующих полутора лет. Признаком подобного решения стали сообщения в СМИ о планах сокращения штатов американского посольства в Кабуле на 50% и продолжении сокращения военного присутствия в стране. В противном случае у США не остается другой долгосрочной стратегии в отношении Афганистана, кроме как продолжать войну на истощение с перспективой неопределенного исхода. Отметим, что пока в США запрос бюджета на 2020 финансовый год по Афганистану остается в ключе прежней политики — идущей с 2015 года операции «Страж свободы» (Operation Freedom’s Sentinel, OFS).
Первое, что волнует США по Афганистану — это слишком большие расходы на ведение военных действий и на помощь правительству Афганистану без должной отдачи от вложений. С 11 сентября 2001 года общая стоимость операций США в Афганистане составила $ 737,6 млрд, из которых $ 157,9 млрд было выделено на поддержку OFS с момента начала этой операции в 2015 году.
Формально США ведут военные действия в Афганистане в составе международной коалиции с участием стран-союзников по НАТО и «партнеров» — т.н. Международных силах содействия безопасности (ISAF). При этом финансирование участия в операции в Афганистане «несостоятельных партнеров» (тех, которые не в состоянии сами оплачивать свою миссию, как, например, Грузия) осуществляется самими США. Расходы на поддержку коалиционных сил из бюджета США после 2015 года составляет в среднем $ 0,6 млрд в год. Бюджетная заявка на 2020 финансовый год для поддержки сил коалиции включает $ 450 млн для Фонда поддержки коалиции (CSF) и $ 150 млн на доставку и содержание контингента.
Из бюджета США финансируются и афганские правительственные силы безопасности. Фонд сил безопасности Афганистана (ASFF) составляет $ 4,8 млрд. Из этой суммы финансируются расходы на содержание, инфраструктуру, военную технику и подготовку 352 тыс военнослужащих Афганской национальной армии и национальной полиции, а также до 30 тыс афганских местных полицейских.
По линии невоенной помощи с 2002 года Конгресс США выделил $ 44,8 млрд учреждениям и гражданским лицам, не связанным с Министерством обороны, на операции по восстановлению и оказанию помощи в Афганистане. Крупнейшим агентством, участвующим в подобной деятельности, является USAID (54%), который управляет счетами иностранной помощи в Фонде экономической поддержки (ESF). На ESF приходится $ 20,5 млрд или примерно 46% всей помощи по восстановлению в Афганистане.
Сейчас США держат в Афганистане на февраль 2019 года 8475 своих военнослужащих. Остальные участники ISAF — 8559. (1) Хотя численность военного и гражданского персонала США после 2015 года остается постоянной, число контракторов Пентагона за последний год увеличилось почти на 14%. На февраль 2019 года США держат в Афганистане 29 тыс. контрактников Пентагона, из которых 11,6 тыс. — это граждане Соединенных Штатов. На 2019 год из этого числа 4142 контрактника были заняты в Афганистане проблемой безопасности, т. е. в какой-то мере участвовали в контрпартизанской войне, а 4140 контактора были заняты в поддержке баз. В настоящее время возглавляемые США силы ISAF имеют на территории Афганистана шесть баз — в Кабуле/Баграме, а также в Мазари-Шарифе, Герате, Кандагаре и Лагмане. Основное внимание ISАF уделяется обучению, консультированию и оказанию помощи в министерствах, занимающихся вопросами безопасности, в учреждениях страны, а также среди высших чинов армии и полиции.
Потери операции Freedom’s Sentinel на 30 апреля 2019 года составляют у американцев убитыми 68 военнослужащих. У сил коалиции без американцев — 50 человек военнослужащих. Итого: 118 человек. Потери контрактников неизвестны. Для сравнения: в операции «Несокрушимая свобода» (Operation Enduring Freedom, OEF) с 2001 по 2014 год американские войска потеряли убитыми 2216 военнослужащих, союзники по коалиции — 1833.
В период 2015—2019 годов в операции Freedom’s Sentinel силы авиации США и Коалиции существенно сократили свою активность в Афганистане. В 2018 году авиация США совершила 966 боевых вылетов, против 1408 боевых вылетов в 2013 году. Это почти на 50% меньше.
Количество авиаударов по годам:
2013 — 21 900
2014 — 12 978
2015 — 5774
2016 — 5162
2017 — 4603
2018 — 8196
Нетрудно заметить, что в 2018 году авиация США почти удвоила свою боевую работу по сравнению с предшествующим годом, что связано с новым подъемом военной активности Талибана. Собственно, правительственные военно-воздушные силы Афганистана (AAF) не справляются сами с возросшей активностью повстанцев. AAF так и не удалось подготовить достаточное количество пилотов. Программа подготовки афганских пилотов легких штурмовиков А-29 (EMB-314 Super Tucano) проводится на авиабазе Муди, штат Джорджия, США. В декабре 2018 года 25 летательных аппаратов афганских ВВС, в основном это вертолеты российского производства Ми-17, не могли использоваться.(2)
Таким образом, действительно, после 2015 года американцам удалось кардинально снизить свои потери в Афганистане, но в этот же период кардинально возросли потери правительственных войск и полиции. Следуя классической тактике партизан, талибы не выходят в поле для боя с правительственными войсками, но нападают на них из засад при каждом удобном случае. В течение 2018 года примерно 49% зарегистрированных атак повстанцев (10 955 из 22 495 атак) были определены как «эффективные», т. е. закончились потерями правительственных сил. Другой проблемой безопасности Афганистана стали широкомасштабные нападения повстанцев-талибов на мирных жителей, с целью подчинения их своей воле и власти. Президент Афганистана Ашраф Гани утверждает, что в период с 2014—2018 годов в Афганистане погибли 28 тыс. человек, а к 25 января 2019 года это число достигло уже 47 тыс. человек.
В конце 2017 года Вооруженные силы США и правительство Афганистана заявили, что основной целью «Дорожной карты Афганистана» является доведение к концу 2019 года доли населения, проживающего под правительственным контролем, до 80% населения Афганистана. Сейчас очевидно, что подобная цель не была выполнена. Правда, оценки контроля правительства и талибов над афганскими районами и их населением остаются противоречивыми — с тем условием, что к концу 2018 года даже официальные оценки отражали для американцев тупиковую ситуацию с тенденцией к ухудшению. По оценке американских военных, на февраль 2019 года под контролем кабульского центрального правительства находилось 74 округа (18%) из общего числа 407. 29% населения якобы жили под контролем правительства. По другим оценкам, на конец октября 2018 года в общей сложности 188 округов были отнесены к категории «спорных» или находящихся под контролем и влиянием талибов с 37% населения. По другой версии, американские военные утверждают, что афганское правительство фактически контролирует или влияет на 56% территории страны. Однако во многих районах афганское правительство контролирует только окружные администрации и военные казармы, а талибы контролируют все остальное.
За первый квартал 2019 года «Решительная поддержка» перестала выдавать подобного рода официальные оценки. Предполагается, что это было сделано для того, чтобы не публиковать «плохих новостей» в США. Также и оценки ООН «безопасных» районов больше не являются публичными.
29 апреля 2019 года в издании Long War Journal предположили, что «Талибан» теперь контролирует 141 из 398 округов (35%) с твердым контролем над 9% населения страны. В издании утверждалось, что талибы «оспаривают» контроль над 42% всего населения Афганистана. Провинциями с наибольшим числом афганцев, живущих под властью повстанцев, называют Фарьяб, Кундуз и Гильменд.
Отмечены и различия в оценках соотношения численности правительственных сил и сил талибов. На бумаге афганские силы безопасности по численности превосходят талибов в десять раз или даже более. Но по утечкам от афганских официальных лиц известно, что треть их солдат и полицейских числятся лишь на бумаге, а положенное на них жалование расхищается военными начальниками и чиновниками.
Афганское правительство заявляет, что в прошлом году было убито 13,6 тыс. повстанцев и еще 2 тыс. были захвачены в плен. Это примерно половина от ранее заявленного количества боевиков «Талибана» — 25 или 35 тыс. Но в январе 2019 года официальные лица Соединенных Штатов объявили, что повстанцев в Афганистане не менее 60 тыс. человек. Позднее афганские чиновники заявили, что силы талибов на самом деле насчитывают более 77 тыс. бойцов. Таким образом, вполне может оказаться, что соотношение правительственных войск и боевиков Талибана два к одному.
В отношении Афганистана существует проблема разграничения терроризма и повстанческого движения. Сохраняющийся уровень повстанческого движения в Афганистане делает невозможным делать различия между ним и террористами. По оценкам американского Национального консорциума по исследованию терроризма и ответов на терроризм (START) на период с 2011 по 2016 год на долю «Талибана» приходилось около 60% случаев терроризма.
При этом вся деятельность ИГИЛ в Афганистане отнесена к «терроризму». Согласно отчетам ООН, опорные пункты ИГИЛ имеются в восточных провинциях Афганистана: Нангархар, Кунар, Нуристан и Лагман. В 2018 году талибы нападали на силы ИГИЛ и в отдельных случаях наносили им некоторые потери. По оценкам ООН, общая численность боевиков ИГИЛ в Афганистане составляет от 2,5 тыс. до 4 тыс. человек. Известно, что ИГИЛ контролирует некоторые учебные лагеря в Афганистане и создает сети своих ячеек в различных афганских городах, включая Кабул. В течение 2018 года боевики ИГИЛ совершили 38 терактов в Афганистане. В июле 2018 года тысяча талибов атаковала позиции ИГИЛ в провинции Джаузджан, убив 200 бойцов ИГИЛ. ИГИЛ стремится расширить сферу своей деятельности из Афганистана в Центральную Азию, в первую очередь, в Ферганскую долину.
Афганистан по-прежнему играет решающую роль в глобальных поставках опиатов. За последнее десятилетие Афганистан стал еще более зависимым от экспорта опиатов, как основного источника доходов и твердой валюты. Опий играет ключевую роль в финансировании повстанческой войны. Опий является причиной коррупции должностных лиц в правительстве и силах безопасности Афганистана.
Доходы крестьян — производителей опия год от года разнятся. В 2017 году по оценке UNODC они составили $ 1,4 млрд, а в 2018 году — $ 0,6 млрд. В 2018 году под посевы опиумного мака были заняты 263 тыс. гектаров. Средний размер сбора опия — это 24,4 кг с гектара. Цена килограмма опия-сырца — $ 76. В 2018 году в Афганистане было произведено около 6,4 тыс. тонн опия-сырца. Около 5 тыс. или 5,3 тыс. тонн идет на экспорт. Это эквивалентно 360–610 тоннам героина. Южные провинции Афганистана — особенно Кандагар и Гельменд производят 68% от общего количества афганского опия. 40% опия производится в провинциях, контролируемых повстанцами.
В докладе признается, что у правительственных кругов США существует тенденция «демонизировать» повстанцев и «освящать» правительство принимающей страны, а также поддерживать военные кампании благоприятными оценками якобы гражданского прогресса. Между тем, в Афганистане существует тесная взаимосвязь между общими неудачами в управлении, экономике и преодолением роста населения с возникновением широкомасштабного насилия и переходом от случаев терроризма к открытому массовому мятежу. Между тем, последние опросы показывает резкое снижение доверия населения к тому, что Афганистан движется в правильном направлении. Доверие к центральному правительству неуклонно снижается с 2007 года. Сейчас около 61% опрошенных афганцев испытывают пессимизм. Более 70% указывают на проблемы безопасности. 30–48% видят проблемы в экономике. Около трети указывают на проблемы управления. «Безработица» и «плохая экономика» — самые большие проблемы, на которые ссылаются афганцы в самых последних опросах общественного мнения.
За последние 46 лет в Афганистане не было длительного периода политической стабильности, эффективного управления или экономического развития — это с тех пор, как в июле 1973 года был свергнут король Мохаммед Захир Шах. По разным оценкам, с 1979 по 1992 год погибли от 550 тыс. до 3 млн. афганцев. К моменту падения режима талибов в декабре 2001 года Афганистан управлялся тремя совершенно разными типами режимов и находился в состоянии непрерывной гражданской войны в течение 23 лет.
После 2001 года новая афганская конституция создала политическую систему с доминирующим президентом и слабым законодательным органом, не имеющим реальной ответственности перед своими избирателями. В результате местные и региональные «влиятельные лица», сохранившиеся полевые командиры, этнические группировки и высокий уровень коррупции подорвали усилия по достижению прогресса, разделив страну и оставив ее открытой для возвращения талибов.
Хронической проблемой Афганистана остается слабый контроль центрального правительства над регионами. «Влиятельные лица» контролируют управление и безопасность в различных частях страны, опираясь на местные ополчения. При существующем центральном правительстве в Кабуле «влиятельные лица» остаются ключевым элементом политической жизни и структуры безопасности Афганистана.
В сентябре этого года в Афганистане пройдут президентские выборы. На них вице-президент Абдула Рашид Дустум сформировал политический альянс, чтобы противостоять действующему президенту Гани.
Афганистан продолжает проводить требуемые реформы во многих гражданских областях, но и Всемирный банк, и Организация Объединенных Наций, и госдепартамент США, и специальный инспектор по восстановлению Афганистана — все признают, насколько плохо управляема и коррумпирована эта страна. Глубоко разделенное население растет со скоростью, которую экономика Афганистана не может должным образом поддерживать. Существует серьезная проблема с использованием молодежи. Гражданские угрозы Афганистана столь же серьезны, как и угрозы безопасности.
За последние годы бедность значительно возросла, в результате чего 55% населения Афганистана живут за национальной чертой бедности. В 2012—2013 годах этот уровень составлял 38,3%. Из года в год продолжающиеся засухи негативно сказываются на урожаях пшеницы, создавая продовольственную нестабильность во многих районах страны.
В результате после 18 лет оккупации США обнаружили, что проблема в Афганистане не только в талибах и не столько в них. Идеология, религия, лидерство и политика — все это важные, но дополнительные причины. Главная проблема имеет комплексный характер и заключается в слабости афганского правительства, в разделении общества, в разногласиях внутри самого афганского населения, в структурных проблемах Афганистана в области управления, экономики и демографии. О возрастающих афганских рисках для региона Центральной Азии — в следующей нашей публикации.
Дмитрий Семушин
(1) Количественный состав войск в Афганистане на февраль 2019 года:
США — 8475 военнослужащих
Великобритания — 1100
Германия — 1300
Италия — 895
Грузия — 870
Румыния — 733
Турция — 593
Чехия — 367
Польша — 303
Австралия — 300
Монголия — 233
Португалия — 193
Нидерланды — 160
Болгария — 159
Дания — 155
Албания — 135
Армения — 121
Азербайджан — 120
Хорватия — 106
Венгрия — 93
Бельгия — 82
Испания — 67
БиГ — 63
Македония — 47
Норвегия — 54
Литва — 50
Латвия — 42
Эстния — 39
Словакия — 36
Швеция — 29
Черногория — 29
Финляндия — 24
Украина — 16
Новая Зеландия — 13
Греция — 12
Словения — 8
Исландия — 3
Люксембург — 2
(2) Состояние афганской боевой авиации на декабрь 2018 года, в скобках — количество боеготовых машин:
A-29 — 12 (11)
Mi-17 — 47 (26)
UH-60 — 26 (25)
MD-530 — 35 (35)
C-130 — 4 (4)
C-208 — 24 (23)

24 июня 2019 16:01 В мае 2019 года в Вашингтоне был опубликован ежегодный доклад семинара США/НАТО по ситуации в Афганистане под редакцией сотрудника Центра стратегических и международных исследований (CSIS) Энтони Кордесмена. Доклад получил достаточно откровенное название «Афганистан весной 2019 года. Победить, удержать, бросить или бежать» — таковы стоящие сейчас перед США альтернативы в этой стране. В докладе признается, что США в Афганистане очутились на грани принятия трудных решений: оставаться и продолжать поиск мирного урегулирования или все бросить и уйти, если даже мир не будет достигнут. В этой связи в докладе перечислены возможные альтернативы действий США в Афганистане. Здесь у США имеется в наличии шесть возможных вариантов: Соглашение о мире: быстрый вывод войск США и союзников, сокращение помощи; Соглашение о мире: США обеспечивают военную поддержку и постоянную помощь; Выход США: быстрый вывод контингента США и союзников, сокращение помощи; Выход США: США предоставляют военную поддержку и постоянную помощь; США остаются: открытая война на истощение; США остаются: выборы в Афганистане создают успешное правление. Афганские войска держатся и выигрывают войну на истощение. Помощь является условной, и экономическое развитие Афганистана будет успешным с точки зрения Афганистана. Из расчета на последний вариант и строятся расчеты США с 2015 года. Но, похоже, подобная стратегия зашла в тупик. В докладе признается, что при любом из перечисленных вариантов США окажутся перед длинным списком критических неопределенностей, в отношении каждой из которых нет решения с известной долей уверенности. У американцев нет надежных оценок правительственных сил безопасности. У них нет надежной оценки правительственного контроля и влияния Кабула на провинции и население Афганистана. Продвижение Афганистана в деле улучшения управления и поднятия жизненного уровня афганского народа представляется слишком медленным. Основной вывод доклада в этом отношении: стратегию США в Афганистане определяет непоследовательность, неустойчивые программы гражданской и военной помощи и финансирования, отсутствие какого-либо последовательного подхода к внутреннему государственному строительству и колеблющееся военное положение. Война в Афганистане, похоже, не только зашла в тупик, но «Талибан» (движение запрещено в РФ) стал отыгрывать позиции, несмотря на большую постоянную военную, финансовую и консультативную поддержку США. Существует сомнение, что афганские правительственные силы выстоят самостоятельно без внешней операционной поддержки. Американцам ясно, что афганское правительство не может выжить без ежегодной финансовой помощи в многие миллиарды долларов. В докладе признается, что после почти 18 лет присутствия в Афганистане американцы по-прежнему стоят все перед теми же проблемами: — талибы, их влияние и контроль над территориями и другие новые возникающие угрозы безопасности, вроде ИГИЛ (запрещено в РФ); — способность афганского правительства при помощи американцев и их союзников установить устойчивый режим правления в Афганистане. Похоже, что США стремятся к миру с талибами, и для этого ведутся переговоры через посредников, что может привести к полному выходу США из Афганистана в течение следующих полутора лет. Признаком подобного решения стали сообщения в СМИ о планах сокращения штатов американского посольства в Кабуле на 50% и продолжении сокращения военного присутствия в стране. В противном случае у США не остается другой долгосрочной стратегии в отношении Афганистана, кроме как продолжать войну на истощение с перспективой неопределенного исхода. Отметим, что пока в США запрос бюджета на 2020 финансовый год по Афганистану остается в ключе прежней политики — идущей с 2015 года операции «Страж свободы» (Operation Freedom’s Sentinel, OFS). Первое, что волнует США по Афганистану — это слишком большие расходы на ведение военных действий и на помощь правительству Афганистану без должной отдачи от вложений. С 11 сентября 2001 года общая стоимость операций США в Афганистане составила $ 737,6 млрд, из которых $ 157,9 млрд было выделено на поддержку OFS с момента начала этой операции в 2015 году. Формально США ведут военные действия в Афганистане в составе международной коалиции с участием стран-союзников по НАТО и «партнеров» — т.н. Международных силах содействия безопасности (ISAF). При этом финансирование участия в операции в Афганистане «несостоятельных партнеров» (тех, которые не в состоянии сами оплачивать свою миссию, как, например, Грузия) осуществляется самими США. Расходы на поддержку коалиционных сил из бюджета США после 2015 года составляет в среднем $ 0,6 млрд в год. Бюджетная заявка на 2020 финансовый год для поддержки сил коалиции включает $ 450 млн для Фонда поддержки коалиции (CSF) и $ 150 млн на доставку и содержание контингента. Из бюджета США финансируются и афганские правительственные силы безопасности. Фонд сил безопасности Афганистана (ASFF) составляет $ 4,8 млрд. Из этой суммы финансируются расходы на содержание, инфраструктуру, военную технику и подготовку 352 тыс военнослужащих Афганской национальной армии и национальной полиции, а также до 30 тыс афганских местных полицейских. По линии невоенной помощи с 2002 года Конгресс США выделил $ 44,8 млрд учреждениям и гражданским лицам, не связанным с Министерством обороны, на операции по восстановлению и оказанию помощи в Афганистане. Крупнейшим агентством, участвующим в подобной деятельности, является USAID (54%), который управляет счетами иностранной помощи в Фонде экономической поддержки (ESF). На ESF приходится $ 20,5 млрд или примерно 46% всей помощи по восстановлению в Афганистане. Сейчас США держат в Афганистане на февраль 2019 года 8475 своих военнослужащих. Остальные участники ISAF — 8559. (1) Хотя численность военного и гражданского персонала США после 2015 года остается постоянной, число контракторов Пентагона за последний год увеличилось почти на 14%. На февраль 2019 года США держат в Афганистане 29 тыс. контрактников Пентагона, из которых 11,6 тыс. — это граждане Соединенных Штатов. На 2019 год из этого числа 4142 контрактника были заняты в Афганистане проблемой безопасности, т. е. в какой-то мере участвовали в контрпартизанской войне, а 4140 контактора были заняты в поддержке баз. В настоящее время возглавляемые США силы ISAF имеют на территории Афганистана шесть баз — в Кабуле/Баграме, а также в Мазари-Шарифе, Герате, Кандагаре и Лагмане. Основное внимание ISАF уделяется обучению, консультированию и оказанию помощи в министерствах, занимающихся вопросами безопасности, в учреждениях страны, а также среди высших чинов армии и полиции. Потери операции Freedom’s Sentinel на 30 апреля 2019 года составляют у американцев убитыми 68 военнослужащих. У сил коалиции без американцев — 50 человек военнослужащих. Итого: 118 человек. Потери контрактников неизвестны. Для сравнения: в операции «Несокрушимая свобода» (Operation Enduring Freedom, OEF) с 2001 по 2014 год американские войска потеряли убитыми 2216 военнослужащих, союзники по коалиции — 1833. В период 2015—2019 годов в операции Freedom’s Sentinel силы авиации США и Коалиции существенно сократили свою активность в Афганистане. В 2018 году авиация США совершила 966 боевых вылетов, против 1408 боевых вылетов в 2013 году. Это почти на 50% меньше. Количество авиаударов по годам: 2013 — 21 900 2014 — 12 978 2015 — 5774 2016 — 5162 2017 — 4603 2018 — 8196 Нетрудно заметить, что в 2018 году авиация США почти удвоила свою боевую работу по сравнению с предшествующим годом, что связано с новым подъемом военной активности Талибана. Собственно, правительственные военно-воздушные силы Афганистана (AAF) не справляются сами с возросшей активностью повстанцев. AAF так и не удалось подготовить достаточное количество пилотов. Программа подготовки афганских пилотов легких штурмовиков А-29 (EMB-314 Super Tucano) проводится на авиабазе Муди, штат Джорджия, США. В декабре 2018 года 25 летательных аппаратов афганских ВВС, в основном это вертолеты российского производства Ми-17, не могли использоваться.(2) Таким образом, действительно, после 2015 года американцам удалось кардинально снизить свои потери в Афганистане, но в этот же период кардинально возросли потери правительственных войск и полиции. Следуя классической тактике партизан, талибы не выходят в поле для боя с правительственными войсками, но нападают на них из засад при каждом удобном случае. В течение 2018 года примерно 49% зарегистрированных атак повстанцев (10 955 из 22 495 атак) были определены как «эффективные», т. е. закончились потерями правительственных сил. Другой проблемой безопасности Афганистана стали широкомасштабные нападения повстанцев-талибов на мирных жителей, с целью подчинения их своей воле и власти. Президент Афганистана Ашраф Гани утверждает, что в период с 2014—2018 годов в Афганистане погибли 28 тыс. человек, а к 25 января 2019 года это число достигло уже 47 тыс. человек. В конце 2017 года Вооруженные силы США и правительство Афганистана заявили, что основной целью «Дорожной карты Афганистана» является доведение к концу 2019 года доли населения, проживающего под правительственным контролем, до 80% населения Афганистана. Сейчас очевидно, что подобная цель не была выполнена. Правда, оценки контроля правительства и талибов над афганскими районами и их населением остаются противоречивыми — с тем условием, что к концу 2018 года даже официальные оценки отражали для американцев тупиковую ситуацию с тенденцией к ухудшению. По оценке американских военных, на февраль 2019 года под контролем кабульского центрального правительства находилось 74 округа (18%) из общего числа 407. 29% населения якобы жили под контролем правительства. По другим оценкам, на конец октября 2018 года в общей сложности 188 округов были отнесены к категории «спорных» или находящихся под контролем и влиянием талибов с 37% населения. По другой версии, американские военные утверждают, что афганское правительство фактически контролирует или влияет на 56% территории страны. Однако во многих


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
→