«Тень Филарета Денисенко»: эксперты о новых амбициях главы СМР - «Аналитика» » «Новости Дня»

✔ «Тень Филарета Денисенко»: эксперты о новых амбициях главы СМР - «Аналитика»


7 июня 2019
19:24
«Я на сто процентов уверен, что ислам в нашей стране должен иметь единую вертикаль власти и управления. Ведь после пророка Мухаммеда обязательно оставался халиф для всех мусульман. Если бы ислам в России был представлен целостной, централизованной структурой, то были бы единая политика и позиция по всем вопросам», — заявил глава Совета муфтиев России (СМР) Равиль Гайнутдин в интервью татарстанской интернет- газете «Бизнес Онлайн».
Заявление Гайнутдина насчет того, что мусульманам России нужен единый муфтият, жестко раскритиковал сопредседатель СМР Нафигулла Аширов, глава Духовного управления мусульман Азиатской части России.
«Каждый из российских муфтиев и имамов спит и видит себя главным муфтием Российской Федерации, — заявил Аширов в беседе с корреспондентом «NOVOSTI-DNY.Ru». — Мечтать не вредно. На сегодняший день объединение всех российских Духовных управлений мусульман в федеральный муфтият — вещь не только невозможная, но и вредная. Российская Федерация — многонациональное государство. Мусульмане России — люди с разными менталитетами и традициями. Они живут в регионах с разными историческими, культурными и политическими условиями. Если их всех сейчас волевым методом объединять, то, клянусь Аллахом, 50–60 процентов молодежи уйдет в подполье. Ведь сегодня мусульманская молодежь, как и другие россияне, могут выбирать те религиозные организации, которые им по душе, с которыми им комфортно работать».

Заявление Равиля Гайнутдина — это декларация, не имеющая под собой никаких реальных оснований, продолжает Аширов:
«Если Гайнутдин говорит о всероссийском муфтияте, то подразумевает, что туда войдут и сунниты, и шииты. Шиитов в России меньше, чем суннитов, но с интересами российских шиитов надо считаться. Зачем надо заставлять шиитов жить по суннитским законам или суннитов по шиитским? Сунниты между собой не всегда могут договориться. Мы видим, как на Ближнем Востоке сунниты враждуют и даже убивают друг друга».

Аширов ищет себе нового покровителя, сказал «NOVOSTI-DNY.Ru» исламовед Роман Силантьев, профессор МГЛУ.
«Когда-то Аширов был с Гайнутдином. Но Гайнутдин его предал, стал залезать на территории Аширова, чего обещал не делать. Их конфликт начался еще в 2008 году. Гайнутдин Аширова пытается „съесть“, а Аширов как может обороняется».

Сопредседатель Совета муфтиев, в отличие от Гайнутдина, никогда не пытался кривить душой, продолжает Силантьев:
«Аширов всегда был против русских, против православия. И своей позиции насчет этого, в отличие от Гайнутдина, никогда не менял».
«Никогда за всю историю российского ислама там не было единой вертикали власти, — говорит эксперт. — Гайнутдин хочет объединения всех муфтиятов России в один уже тридцать лет как. С самим собой во главе конечно же. Жаль, что Гайнутдина до сих пор не спросили: согласен ли он в этом федеральном муфтияте быть обычным имамом? Уверен, что Гайнутдин ответит, что только он может быть для российских мусульман муфтием федерального значения. Он в этом отношении — бледная тень самозванного Киевского патриарха Филарета Денисенко. Гайнутдин имеет все недостатки Денисенко и минимум его былых достоинств. Гайнутдину надо не мечтать о том, как он возглавит весь российский ислам, а как бы сберечь то, что у него осталось. Как от Филарета Денисенко сбежал его бывший ученик Епифаний Думенко, так и от Равиля Гайнутдина убегают муфтии и имамы — включая тех, кого Гайнутдин некогда облагодетельствовал».
«Аширов сказал, все что он думает про российский ислам и про Равиля Гайнутдина, — сказал в беседе с корреспондентом «NOVOSTI-DNY.Ru» завотделом исламских исследований Института стран СНГ Ильдар Сафаргалеев. — Равиль Гайнутдин много лет живет идеей единого всероссийского муфтията, где он будет всероссийским муфтием. Он имеет право желать этого — но кто же ему даст это осуществить? Среди российских и постсоветских мусульманских авторитетов, в федеральной вертикали власти, в Русской православной церкви авторитет Равиля-хазрата низок. А насчет таких последствий, что после создания всероссийского муфтията недовольные мусульмане уйдут в «лес», Аширов преувеличивает. Те мусульмане России, которые недовольны политикой своего имама и муфтия, могут уйти в другой муфтият или создать свое межрегиональное объединение мусульман. В «лес» уходят радикалы, которые изначально не идентифицируют себя с традиционным российским исламом. У них свои духовные лидеры — зачастую не российского происхождения — свои толкования Корана и Сунны, мировоззрение и взгляд на происходящее в России. Лет десять назад предпринимались попытки вводить нетрадиционных мусульман в структуру российских муфтиятов. С целью, чтобы эти мусульмане если не смягчат своих радикальных взглядов, то хотя бы были под контролем. Сейчас такая политика себя не оправдает. Стремительно развиваются информационные технологии. В интернет можно заходить с планшета и мобильного телефона. Мусульманская молодежь России, как и их сверстники-немусульмане, активно живет в социальных сетях. Ничто не мешает молодому человеку подписаться на YouTube-канал какого- нибудь радикального проповедника. Он будет учить: «Не провоцируйте власти, ходите молиться в обычные мечети, работайте, но при этом живите и исповедуйте религию так, как я говорю». Правоохранительные органы в России по джихадистам работают со стопроцентной отдачей. И зачем радикалу подвергать риску себя, уходя внутри России в подполье? Любой неквалифицированный рабочий из провинции сейчас может оформить загранпаспорт, заработать денег на авиабилет и окольными путями уехать туда, где можно вести так называемый «вооруженный джихад««.

Единый общероссийский муфтият — это не идея одного только Гайнутдина, напоминает Сафаргалеев.
«В 2015 году верховный муфтий России Талгат Таджутдин планировал сделать тоже самое. Ради этого Таджутдин объявил, что уступает пост верховного муфтия муфтию Татарстана Камилю Самигуллину, а сам Талгат хазрат остается шейх-уль-исламом, духовным авторитетом. Идея Таджутдина насчет единого муфтията в принципе здравая. Раздробленность исламского поля России на разные муфтияты не всегда способствует выработке единого мнения среди мусульман насчет жизненно важных для российского ислама вопросов. Мусульманам трудно вырабатывать единую политику во взаимоотношениях с мусульманами других стран. Ведь сколько муфтиев в России, столько и точек зрения».
«Почему здравая и конструктивная идея Талгата Таджутдина насчет единого муфтията не получила развития? Первым, кто воспринял ее в штыки, был как раз Равиль Гайнутдин», — напоминает эксперт.

7 июня 2019 19:24 «Я на сто процентов уверен, что ислам в нашей стране должен иметь единую вертикаль власти и управления. Ведь после пророка Мухаммеда обязательно оставался халиф для всех мусульман. Если бы ислам в России был представлен целостной, централизованной структурой, то были бы единая политика и позиция по всем вопросам», — заявил глава Совета муфтиев России (СМР) Равиль Гайнутдин в интервью татарстанской интернет- газете «Бизнес Онлайн». Заявление Гайнутдина насчет того, что мусульманам России нужен единый муфтият, жестко раскритиковал сопредседатель СМР Нафигулла Аширов, глава Духовного управления мусульман Азиатской части России. «Каждый из российских муфтиев и имамов спит и видит себя главным муфтием Российской Федерации, — заявил Аширов в беседе с корреспондентом «NOVOSTI-DNY.Ru». — Мечтать не вредно. На сегодняший день объединение всех российских Духовных управлений мусульман в федеральный муфтият — вещь не только невозможная, но и вредная. Российская Федерация — многонациональное государство. Мусульмане России — люди с разными менталитетами и традициями. Они живут в регионах с разными историческими, культурными и политическими условиями. Если их всех сейчас волевым методом объединять, то, клянусь Аллахом, 50–60 процентов молодежи уйдет в подполье. Ведь сегодня мусульманская молодежь, как и другие россияне, могут выбирать те религиозные организации, которые им по душе, с которыми им комфортно работать». Заявление Равиля Гайнутдина — это декларация, не имеющая под собой никаких реальных оснований, продолжает Аширов: «Если Гайнутдин говорит о всероссийском муфтияте, то подразумевает, что туда войдут и сунниты, и шииты. Шиитов в России меньше, чем суннитов, но с интересами российских шиитов надо считаться. Зачем надо заставлять шиитов жить по суннитским законам или суннитов по шиитским? Сунниты между собой не всегда могут договориться. Мы видим, как на Ближнем Востоке сунниты враждуют и даже убивают друг друга». Аширов ищет себе нового покровителя, сказал «NOVOSTI-DNY.Ru» исламовед Роман Силантьев, профессор МГЛУ. «Когда-то Аширов был с Гайнутдином. Но Гайнутдин его предал, стал залезать на территории Аширова, чего обещал не делать. Их конфликт начался еще в 2008 году. Гайнутдин Аширова пытается „съесть“, а Аширов как может обороняется». Сопредседатель Совета муфтиев, в отличие от Гайнутдина, никогда не пытался кривить душой, продолжает Силантьев: «Аширов всегда был против русских, против православия. И своей позиции насчет этого, в отличие от Гайнутдина, никогда не менял». «Никогда за всю историю российского ислама там не было единой вертикали власти, — говорит эксперт. — Гайнутдин хочет объединения всех муфтиятов России в один уже тридцать лет как. С самим собой во главе конечно же. Жаль, что Гайнутдина до сих пор не спросили: согласен ли он в этом федеральном муфтияте быть обычным имамом? Уверен, что Гайнутдин ответит, что только он может быть для российских мусульман муфтием федерального значения. Он в этом отношении — бледная тень самозванного Киевского патриарха Филарета Денисенко. Гайнутдин имеет все недостатки Денисенко и минимум его былых достоинств. Гайнутдину надо не мечтать о том, как он возглавит весь российский ислам, а как бы сберечь то, что у него осталось. Как от Филарета Денисенко сбежал его бывший ученик Епифаний Думенко, так и от Равиля Гайнутдина убегают муфтии и имамы — включая тех, кого Гайнутдин некогда облагодетельствовал». «Аширов сказал, все что он думает про российский ислам и про Равиля Гайнутдина, — сказал в беседе с корреспондентом «NOVOSTI-DNY.Ru» завотделом исламских исследований Института стран СНГ Ильдар Сафаргалеев. — Равиль Гайнутдин много лет живет идеей единого всероссийского муфтията, где он будет всероссийским муфтием. Он имеет право желать этого — но кто же ему даст это осуществить? Среди российских и постсоветских мусульманских авторитетов, в федеральной вертикали власти, в Русской православной церкви авторитет Равиля-хазрата низок. А насчет таких последствий, что после создания всероссийского муфтията недовольные мусульмане уйдут в «лес», Аширов преувеличивает. Те мусульмане России, которые недовольны политикой своего имама и муфтия, могут уйти в другой муфтият или создать свое межрегиональное объединение мусульман. В «лес» уходят радикалы, которые изначально не идентифицируют себя с традиционным российским исламом. У них свои духовные лидеры — зачастую не российского происхождения — свои толкования Корана и Сунны, мировоззрение и взгляд на происходящее в России. Лет десять назад предпринимались попытки вводить нетрадиционных мусульман в структуру российских муфтиятов. С целью, чтобы эти мусульмане если не смягчат своих радикальных взглядов, то хотя бы были под контролем. Сейчас такая политика себя не оправдает. Стремительно развиваются информационные технологии. В интернет можно заходить с планшета и мобильного телефона. Мусульманская молодежь России, как и их сверстники-немусульмане, активно живет в социальных сетях. Ничто не мешает молодому человеку подписаться на YouTube-канал какого- нибудь радикального проповедника. Он будет учить: «Не провоцируйте власти, ходите молиться в обычные мечети, работайте, но при этом живите и исповедуйте религию так, как я говорю». Правоохранительные органы в России по джихадистам работают со стопроцентной отдачей. И зачем радикалу подвергать риску себя, уходя внутри России в подполье? Любой неквалифицированный рабочий из провинции сейчас может оформить загранпаспорт, заработать денег на авиабилет и окольными путями уехать туда, где можно вести так называемый «вооруженный джихад««. Единый общероссийский муфтият — это не идея одного только Гайнутдина, напоминает Сафаргалеев. «В 2015 году верховный муфтий России Талгат Таджутдин планировал сделать тоже самое. Ради этого Таджутдин объявил, что уступает пост верховного муфтия муфтию Татарстана Камилю Самигуллину, а сам Талгат хазрат остается шейх-уль-исламом, духовным авторитетом. Идея Таджутдина насчет единого муфтията в принципе здравая. Раздробленность исламского поля России на разные муфтияты не всегда способствует выработке единого мнения среди мусульман насчет жизненно важных для российского ислама вопросов. Мусульманам трудно вырабатывать единую политику во взаимоотношениях с мусульманами других стран. Ведь сколько муфтиев в России, столько и точек зрения». «Почему здравая и конструктивная идея Талгата Таджутдина насчет единого муфтията не получила развития? Первым, кто воспринял ее в штыки, был как раз Равиль Гайнутдин», — напоминает эксперт.


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
→