«Бессмертный полк"-Литва: стойкий оловянный солдатик и «поганые пляски» - «Аналитика» » «Новости Дня»

✔ «Бессмертный полк"-Литва: стойкий оловянный солдатик и «поганые пляски» - «Аналитика»


9 мая 2019
09:16
В Литве марш «Бессмертного полка» начинается сегодня, 9 мая, в 11.00 по местному (московскому) времени. За несколько часов до начала шествия корреспондент агентства «NOVOSTI-DNY.Ru» побеседовала с координатором торжественной акции школьной учительницей Татьяной Коломиец.
— Татьяна Петровна, в 2015 году литовский полк состоял из нескольких человек. В 2018-м на улицы вышли тысячи. Чего вы ожидаете от шествия сегодня, в день Победы?
— Оно пройдет в нескольких городах — в Алитусе, Паневежисе, Каунасе, Клайпеде, Шяуляй. С каждым годом полк прирастает новыми активистами. И не только славянами. К движению присоединяются местные татары, цыгане, литовцы, грузины, казахи. Евреи в массе, к сожалению, обходят стороной, что само по себе странно. В Израиле 9 мая — государственный праздник. Ворота еврейских гетто и концлагерей, где этот народ сжигали в печах, как дрова, открывала Красная армия. Уж кто-кто, а евреи Литвы, община которых была уничтожена в 1941—1944 годах на 95 процентов, просто обязаны понимать значение и величие дня 9 мая. Но пока она не участвует в марше, хотя и не отрицает идеи «Бессмертного полка».
Но эти слова я говорю больше в назидание, поскольку у нас не принято делить участников по национальности или иным отличительным признакам. Например, по статусности. В литовском строю все равны. Уже несколько раз информировала журналистов и вновь повторю: «Бессмертный полк"-Литва — это очень честный и справедливый полк, в котором все одновременно являются правофланговыми знаменосцами и все одновременно равны в званиях, заслугах и наградах.
Что касается центральной части марша, она традиционно пройдет в Вильнюсе. Знаменная группа пронесет по столице Литвы флаги стран-победительниц, красное знамя Победы, символику французской эскадрильи «Normandia — Неман» и 16-й Краснознаменной Литовской стрелковой дивизии. Будет много фотографий, в том числе связанных с историей авиаэскадрильи «Советская Литва», с победным парадом в Вильнюсе, с общиной литовцев США, которая помогала Красной армии пожертвованиями, медикаментами, хирургическими инструментами, обмундированием и амуницией. К сожалению, в самой Литве об этом почти ничего не известно. Точнее, старательно забыто.
— Попрошу вас кратко сформулировать главную идею «Бессмертного полка».
— Объединить живых в борьбе за мир, за свободу, за демократию, за уважение к человеческой личности. Донести до умов и сердец мысль о недопустимости возрождения фашизма и нацизма, этих антигуманистических «поганых плясов Кащеева царства». Поверьте, это очень непросто сделать.
Я люблю нашу страну. Для моих детей Литва — родина.
Нам жить здесь. Поэтому необходимо учитывать национальные особенности, местные условия и традиции, с уважением относиться к законам. «Бессмертный полк"-Литва не в состоянии позволить себе то, что позволительно французам, израильтянам, россиянам или американцам. Например, стараемся не раздражать избыточной победной символикой. Литовцы не виноваты в том, что с опаской смотрят на георгиевскую ленточку или государственные награды времен СССР. Людям, особенно в провинции, основательно промыли мозги пропагандой. Но всякая шелуха рано или поздно отваливается. Повторюсь, с каждым годом все больше представителей титульной нации встают в колонны полка.
И еще два важных момента: в Литве в приказном порядке никого в строй не поставишь. Второй: в зарубежье идеи рожденного в России «Бессмертного полка» чувствуются острее. Люди нуждаются в единении, в общении с единомышленниками, я бы сказала, в большой и дружной семье, куда каждый приходит по своей воле и бескорыстно.
— А что из себя полк представляет по возрасту?
— Ядро — старших возрастов. Именно те, кого родители учили праздновать День Победы. Это поколение ходит поклониться Вечному огню. Он, к слову, в литовских городах, даже в столице, горит только по особым случаям. Мы категорически не согласны, что огонь нужен только на время недлинных торжественных митингов. А людям? 9 мая в Литве — обычный рабочий день, поэтому к большим монументам воинам-освободителям и к скромным одиночным могилкам несут цветы с раннего утра и до глубокого вечера. Именно «Бессмертный полк» настоял — пусть горит Вечный огонь! В конце концов, цена вопроса невелика — максимум 100 евро.
— Много ли среди участников шествия молодых лиц?
— К счастью, очень много! Наши дети — это поколение, которое практически не застало в живых участников войны. Наши дети и внуки об Отечественной войне, о выпавших на долю советского народа испытаниях, о примерах героизма в основном узнают из курса школьной истории, из кино и книг. Но всего этого мало, недостаточно. Надо четко понимать, что задача взрослых — передать память. Насколько удастся — настолько дети и будут сохранять следующие поколения эту память о Великой Отечественной.
И еще крайне важно, чтоб наши дети не выросли палачами.
Хочу сказать спасибо учителям старшего поколения. Это наша гвардия, она сама знает, что такое 9 мая, и научила школьников. К сожалению, в Литве закончились времена, когда учащиеся, начиная с четвероклашек, могли в первой половине дня организованно приходить к Вечному огню. Сегодня — только в сопровождении родителей. Да и те должны предоставить в школьную администрацию информацию, по какой причине пропущены занятия. Но, знаете, дети есть дети. Они все равно приходят. Кто-то сбегает с уроков. Но чаще всего идут после занятий целыми классами, и младше- и старшеклассники. И будут приходить, нести цветы к захоронениям. Это всегда трогательно смотрится со стороны.
Донести эту эмоцию, может быть, этот нерв можно только через изучение культурно-исторического наследия, куда включены памятники и захоронения. Это и есть подлинная история. И потом, дети должны знать, в кругу каких нравственных ценностей они живут. Прежде учителя истории и классные руководители ежегодно проводили открытые уроки по истории 9 мая у воинских захоронений. Они запомнились, зацепили. А сегодня наши выпускники приводят своих детей на воинские мемориалы 9 мая, считая это своим долгом. Повторюсь: чтоб наши дети не выросли палачами.
— В нынешнем году в прессе как никогда много критики в адрес «Бессмертного полка». Здесь тебе и «мертвецы на палках», запретные рекомендации и финансовые скандалы, и чего только нет. А как у вас обстоят дела?
— Прав мой любимый художник Гелий Коржев. Цитирую: «Стоит появиться чему-то подлинному, как оно мгновенно обрастает фальшивой и липкой макулатурой».
Была бы возможность, я бы обратилась к критикам, которые своими статьями и роликами стараются опорочить искреннее движение: если вы не в состоянии помочь, так хоть не трогайте липкими лапками, не мешайте.
Например, у нас нет никаких фотостандартов. В Литве трепетно относятся к усопшим. Это личное интимное дело каждого. Но мы склоняемся к тому, что лучше пронести портрет победителя у сердца. Так теплее, что ли… Поэтому в подавляющем большинстве участники нашего «Бессмертного полка» несут портреты фронтовиков и тружеников тыла возле сердца.
Что касается диктата, его тоже нет. Мы ориентированы на разумный компромисс. Никто никому ничего не запрещает, однако и крайности не приветствуются.
Если смотреть шире на народное движение, то оно заболело. Почти везде единый полк по тем или иным причинам раскалывается. Причина расколов — почти всегда деньги. Вот уже и Рижская городская дума выдала разрешения на шествие двух «Бессмертных полков». Можно сказать, что пока стойко держится только Литва — такой оловянный солдатик.
Однако не скрою, вокруг меня тоже вьются черные вороны. Их интересует вопрос финансирования: сколько, из каких источников, как расходуются, что перепадает координаторам в центре и на местах. Много попыток коммерциализировать марши. Например, предприниматели предлагали шить футболки с символикой «Бессмертного полка», размещать ее на кружках, зажигалках, флягах. В такие минуты понимаю отчетливо: люди есть люди, только квартирный вопрос их испортил. Мы от всех предложений отказались. Не к лицу наследникам Победы наживаться на памяти.
— Однако совсем уж без средств народное движение вряд ли может существовать?
— Много ли их нужно? Самую малость. «Бессмертный полк"-Литва живет за счет личных финансов координаторов. Основатель народного движения Сергей Лапенков из Томска по этому поводу сказал замечательно: нет денег — нет скандалов! Но все равно мое дальнее окружение поверить не в состоянии, что можно бескорыстно радоваться великому празднику.
— Чувствуете ли вы со стороны литовских специальных служб внимание к себе лично или к другим участникам полка, какое-нибудь давление?
— К счастью, пока нет. Мы шествуем мирно, с Богом в душе и с портретами ветеранов у сердца. А если с нами Бог и Победители, то кто против нас?
Конечно, встречаешь косые взгляды, наталкиваешься на недовольные лица. Но наши предки не падали духом и в худших положениях.
Меня больше тревожит, что среди активистов Русского мира Литвы существует целый пласт наблюдателей, которые не понимают и не хотят понимать сути «Бессмертного полка». Эти люди больны вождизмом. Им обязательно нужно кого-то возглавлять, кем-то руководить, извлекать личную выгоду из дела, если не материальную, то хотя бы пиариться на костях.
Могу сослаться на личный печальный опыт. Много бескорыстно лет пела в церковном хоре — это моя профессия, порыв души, это красиво. Но в один из дней настоятель храма на два года отстранил меня от пения, мотивировав решение тем, что я занимаюсь политической деятельностью. Я была в шоке, услышав такие слова от человека, который смеет 9 мая во время торжественно-траурного митинга говорить о распятом Христе и павших воинах «смертью смерть поправ» и произносить троекратно: «Христос воскресе!». Больший цинизм представить трудно. Я ответила: «Политикой не занимаюсь, ни в каких партиях не состою, а 9 мая — праздник для меня неприкосновенный, сокральный, поэтому не уйду из полка».
— Это была инициатива настоятеля храма Владимира Селявки или официальная позиция Виленско-Литовской епархии?
— Я сказала то, что сказала. Больше никаких комментариев. Бог рассудит.
— Что бы вы пожелали соратникам и нашим читателям в этот светлый майский день 9 мая, в День Победы?
— «Бессмертный полк» — это шествие детей и внуков Победителей. Иной раз приходится слышать: «Не понимаю, какой ценой была добыта Победа?» Ответ на это вопрос дан давно — ценой неимоверных усилий. Склонить головы, преклонить колени у Вечного огня, принести цветы к величественным монументам и скромным могилкам — значит помнить о цене Победы.
Мы — ее наследники. Победители с небес глядят на нас и, наверное, немножко гордятся нами.
Рената Рейнгольдене, Клайпеда

9 мая 2019 09:16 В Литве марш «Бессмертного полка» начинается сегодня, 9 мая, в 11.00 по местному (московскому) времени. За несколько часов до начала шествия корреспондент агентства «NOVOSTI-DNY.Ru» побеседовала с координатором торжественной акции школьной учительницей Татьяной Коломиец. — Татьяна Петровна, в 2015 году литовский полк состоял из нескольких человек. В 2018-м на улицы вышли тысячи. Чего вы ожидаете от шествия сегодня, в день Победы? — Оно пройдет в нескольких городах — в Алитусе, Паневежисе, Каунасе, Клайпеде, Шяуляй. С каждым годом полк прирастает новыми активистами. И не только славянами. К движению присоединяются местные татары, цыгане, литовцы, грузины, казахи. Евреи в массе, к сожалению, обходят стороной, что само по себе странно. В Израиле 9 мая — государственный праздник. Ворота еврейских гетто и концлагерей, где этот народ сжигали в печах, как дрова, открывала Красная армия. Уж кто-кто, а евреи Литвы, община которых была уничтожена в 1941—1944 годах на 95 процентов, просто обязаны понимать значение и величие дня 9 мая. Но пока она не участвует в марше, хотя и не отрицает идеи «Бессмертного полка». Но эти слова я говорю больше в назидание, поскольку у нас не принято делить участников по национальности или иным отличительным признакам. Например, по статусности. В литовском строю все равны. Уже несколько раз информировала журналистов и вновь повторю: «Бессмертный полк"-Литва — это очень честный и справедливый полк, в котором все одновременно являются правофланговыми знаменосцами и все одновременно равны в званиях, заслугах и наградах. Что касается центральной части марша, она традиционно пройдет в Вильнюсе. Знаменная группа пронесет по столице Литвы флаги стран-победительниц, красное знамя Победы, символику французской эскадрильи «Normandia — Неман» и 16-й Краснознаменной Литовской стрелковой дивизии. Будет много фотографий, в том числе связанных с историей авиаэскадрильи «Советская Литва», с победным парадом в Вильнюсе, с общиной литовцев США, которая помогала Красной армии пожертвованиями, медикаментами, хирургическими инструментами, обмундированием и амуницией. К сожалению, в самой Литве об этом почти ничего не известно. Точнее, старательно забыто. — Попрошу вас кратко сформулировать главную идею «Бессмертного полка». — Объединить живых в борьбе за мир, за свободу, за демократию, за уважение к человеческой личности. Донести до умов и сердец мысль о недопустимости возрождения фашизма и нацизма, этих антигуманистических «поганых плясов Кащеева царства». Поверьте, это очень непросто сделать. Я люблю нашу страну. Для моих детей Литва — родина. Нам жить здесь. Поэтому необходимо учитывать национальные особенности, местные условия и традиции, с уважением относиться к законам. «Бессмертный полк"-Литва не в состоянии позволить себе то, что позволительно французам, израильтянам, россиянам или американцам. Например, стараемся не раздражать избыточной победной символикой. Литовцы не виноваты в том, что с опаской смотрят на георгиевскую ленточку или государственные награды времен СССР. Людям, особенно в провинции, основательно промыли мозги пропагандой. Но всякая шелуха рано или поздно отваливается. Повторюсь, с каждым годом все больше представителей титульной нации встают в колонны полка. И еще два важных момента: в Литве в приказном порядке никого в строй не поставишь. Второй: в зарубежье идеи рожденного в России «Бессмертного полка» чувствуются острее. Люди нуждаются в единении, в общении с единомышленниками, я бы сказала, в большой и дружной семье, куда каждый приходит по своей воле и бескорыстно. — А что из себя полк представляет по возрасту? — Ядро — старших возрастов. Именно те, кого родители учили праздновать День Победы. Это поколение ходит поклониться Вечному огню. Он, к слову, в литовских городах, даже в столице, горит только по особым случаям. Мы категорически не согласны, что огонь нужен только на время недлинных торжественных митингов. А людям? 9 мая в Литве — обычный рабочий день, поэтому к большим монументам воинам-освободителям и к скромным одиночным могилкам несут цветы с раннего утра и до глубокого вечера. Именно «Бессмертный полк» настоял — пусть горит Вечный огонь! В конце концов, цена вопроса невелика — максимум 100 евро. — Много ли среди участников шествия молодых лиц? — К счастью, очень много! Наши дети — это поколение, которое практически не застало в живых участников войны. Наши дети и внуки об Отечественной войне, о выпавших на долю советского народа испытаниях, о примерах героизма в основном узнают из курса школьной истории, из кино и книг. Но всего этого мало, недостаточно. Надо четко понимать, что задача взрослых — передать память. Насколько удастся — настолько дети и будут сохранять следующие поколения эту память о Великой Отечественной. И еще крайне важно, чтоб наши дети не выросли палачами. Хочу сказать спасибо учителям старшего поколения. Это наша гвардия, она сама знает, что такое 9 мая, и научила школьников. К сожалению, в Литве закончились времена, когда учащиеся, начиная с четвероклашек, могли в первой половине дня организованно приходить к Вечному огню. Сегодня — только в сопровождении родителей. Да и те должны предоставить в школьную администрацию информацию, по какой причине пропущены занятия. Но, знаете, дети есть дети. Они все равно приходят. Кто-то сбегает с уроков. Но чаще всего идут после занятий целыми классами, и младше- и старшеклассники. И будут приходить, нести цветы к захоронениям. Это всегда трогательно смотрится со стороны. Донести эту эмоцию, может быть, этот нерв можно только через изучение культурно-исторического наследия, куда включены памятники и захоронения. Это и есть подлинная история. И потом, дети должны знать, в кругу каких нравственных ценностей они живут. Прежде учителя истории и классные руководители ежегодно проводили открытые уроки по истории 9 мая у воинских захоронений. Они запомнились, зацепили. А сегодня наши выпускники приводят своих детей на воинские мемориалы 9 мая, считая это своим долгом. Повторюсь: чтоб наши дети не выросли палачами. — В нынешнем году в прессе как никогда много критики в адрес «Бессмертного полка». Здесь тебе и «мертвецы на палках», запретные рекомендации и финансовые скандалы, и чего только нет. А как у вас обстоят дела? — Прав мой любимый художник Гелий Коржев. Цитирую: «Стоит появиться чему-то подлинному, как оно мгновенно обрастает фальшивой и липкой макулатурой». Была бы возможность, я бы обратилась к критикам, которые своими статьями и роликами стараются опорочить искреннее движение: если вы не в состоянии помочь, так хоть не трогайте липкими лапками, не мешайте. Например, у нас нет никаких фотостандартов. В Литве трепетно относятся к усопшим. Это личное интимное дело каждого. Но мы склоняемся к тому, что лучше пронести портрет победителя у сердца. Так теплее, что ли… Поэтому в подавляющем большинстве участники нашего «Бессмертного полка» несут портреты фронтовиков и тружеников тыла возле сердца. Что касается диктата, его тоже нет. Мы ориентированы на разумный компромисс. Никто никому ничего не запрещает, однако и крайности не приветствуются. Если смотреть шире на народное движение, то оно заболело. Почти везде единый полк по тем или иным причинам раскалывается. Причина расколов — почти всегда деньги. Вот уже и Рижская городская дума выдала разрешения на шествие двух «Бессмертных полков». Можно сказать, что пока стойко держится только Литва — такой оловянный солдатик. Однако не скрою, вокруг меня тоже вьются черные вороны. Их интересует вопрос финансирования: сколько, из каких источников, как расходуются, что перепадает координаторам в центре и на местах. Много попыток коммерциализировать марши. Например, предприниматели предлагали шить футболки с символикой «Бессмертного полка», размещать ее на кружках, зажигалках, флягах. В такие минуты понимаю отчетливо: люди есть люди, только квартирный вопрос их испортил. Мы от всех предложений отказались. Не к лицу наследникам Победы наживаться на памяти. — Однако совсем уж без средств народное движение вряд ли может существовать? — Много ли их нужно? Самую малость. «Бессмертный полк"-Литва живет за счет личных финансов координаторов. Основатель народного движения Сергей Лапенков из Томска по этому поводу сказал замечательно: нет денег — нет скандалов! Но все равно мое дальнее окружение поверить не в состоянии, что можно бескорыстно радоваться великому празднику. — Чувствуете ли вы со стороны литовских специальных служб внимание к себе лично или к другим участникам полка, какое-нибудь давление? — К счастью, пока нет. Мы шествуем мирно, с Богом в душе и с портретами ветеранов у сердца. А если с нами Бог и Победители, то кто против нас? Конечно, встречаешь косые взгляды, наталкиваешься на недовольные лица. Но наши предки не падали духом и в худших положениях. Меня больше тревожит, что среди активистов Русского мира Литвы существует целый пласт наблюдателей, которые не понимают и не хотят понимать сути «Бессмертного полка». Эти люди больны вождизмом. Им обязательно нужно кого-то возглавлять, кем-то руководить, извлекать личную выгоду из дела, если не материальную, то хотя бы пиариться на костях. Могу сослаться на личный печальный опыт. Много бескорыстно лет пела в церковном хоре — это моя профессия, порыв души, это красиво. Но в один из дней настоятель храма на два года отстранил меня от пения, мотивировав решение тем, что я занимаюсь политической деятельностью. Я была в шоке, услышав такие слова от человека, который смеет 9 мая во время торжественно-траурного митинга говорить о распятом Христе и павших воинах «смертью смерть поправ» и произносить троекратно: «Христос воскресе!». Больший цинизм представить трудно. Я ответила: «Политикой не занимаюсь, ни в каких партиях не состою, а 9 мая — праздник для меня неприкосновенный, сокральный, поэтому не уйду из полка». — Это была инициатива настоятеля храма Владимира Селявки или официальная позиция Виленско-Литовской епархии? — Я сказала то, что сказала. Больше никаких комментариев. Бог рассудит. — Что бы вы пожелали


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
→