Турецкие выборы: Эрдоган рвётся решить кампанию первым туром - «Аналитика» » «Новости Дня»

✔ Турецкие выборы: Эрдоган рвётся решить кампанию первым туром - «Аналитика»


Турция стоит перед очередным важным этапом своей современной политической истории. 24 июня в стране пройдут всеобщие выборы — одновременно президентские и парламентские. По сути, это новый тест на прочность политической системы Турецкой Республики, которая меньше двух лет назад вышла из попытки государственного переворота.
Военный путч на годы вперёд ускорил продолжающееся движение Турции и её бессменного (с 2002 года) лидера Реджепа Тайипа Эрдогана к концентрации власти в руках одного человека. Транзит страны от парламентской к президентской системе правления должен быть завершён именно по итогам предстоящих досрочных выборов.
Изначально Эрдоган планировал провести их в ноябре 2019 года. Сдвиг на полтора года вперёд преследовал, разумеется, свои цели. Не в последнюю очередь, он определялся нарастающей в турецком обществе усталостью от государственного деятеля у руля власти, который по истечении без малого 16 лет и не помышляет уступать кому бы то ни было штурвал в Анкаре. Эрдоган предложил турецкому избирателю определиться уже сейчас. Тот не против, но фактор проведения президентских и парламентских выборов в один день всё же чреват дезориентацией местного электората. Особенно с учётом достаточно широкого выбора как среди кандидатов в президенты, так и партий, претендующих на попадание в новый созыв парламента.
Возможен сценарий, когда турецкий избиратель определится со своими предпочтениями по части формирования состава законодательного органа, но результаты президентских выборов не позволят кому-то из кандидатов стать главой государства по итогам первого тура голосования. Тогда 8 июля Турции предстоит второй тур президентских выборов, и не факт что Эрдогану на нём гарантирован успех.
Здесь присутствует и значительный психологический фактор — турецкий лидер настроен на победу в первом туре, как это было в августе 2014 года. Тогда он зафиксировал успех не с самым убедительным отрывом (51,79%), однако позволившим завершить кампанию в один день. На конституционном референдуме 16 апреля 2017 года Эрдогану удалось победить примерно с тем же, близким к минимальному, перевесом — 51,41% против 48,59%.
Если он столкнётся с реальностью под названием «8 июля», это будет означать, что за прошедшие четыре года бессменный лидер утратил былое доверие граждан и теперь вынужден прикладывать намного больше усилий для завоевания их симпатий. На парламентских выборах второго тура быть не может. А его вероятность на президентских — достаточно высока. Поэтому Эрдоган и его политические оппоненты обречены считаться с этой перспективой уже сейчас.
В случае повторного голосования во второе июльское воскресенье возможны два основных сценария. Но перед тем как рассмотреть их, обозначим предвыборную реальность, с которой турецкие политические лидеры и стоящие за ними партии идут к 24 июня.
В выборах в Великое национальное собрание Турции (ВНСТ) 27-го созыва примут участие кандидаты от правящей Партии справедливости и развития (тур. аббр. АКР), Партии великого единства (BBP), Партии независимой Турции (BTP), Республиканской народной партии (CHP), Демократической партии (DP), Партии демократии народов (HDP), «Независимой партии борьбы» (HUDA PAR), «Хорошей партии» (IYI Parti), Партии националистического движения (тур. аббр. MHP), Партии добродетели (Saadet Partisi) и партии «Отечество» (Vatan).
Впервые в политической истории Турции партии смогут принять участие в выборах в составе блоков. Партия справедливости и развития (ПСР) и Партия националистического движения (ПНД) сформировали коалицию под названием «Альянс народа» (Cumhur Ittifak?). Ему противостоит «Альянс нации» (Millet Ittifak?) в лице Республиканской народной партии, «Хорошей партии» и Партии добродетели.

По итогам предстоящих выборах вступят в силу изменения в Конституцию Турции, принятые на апрельском референдуме 2017 года. В частности, число депутатов в парламенте Турции возрастёт с 550 до 600. Пост премьер-министра упраздняется. Главой исполнительной власти станет президент, который будет назначать министров. Вводится институт вице-президентов. Парламент лишится контроля над деятельностью правительства, но может рассмотреть требование об импичменте президенту, если оно будет поддержано не менее 301 из 600 депутатов. Голосование по импичменту проводится в течение месяца путем тайного голосования. Для объявления импичмента необходима поддержка трёх пятых (361 парламентарий) от общего числа депутатов.
На пост президента Турции претендуют:
— действующий глава государства, лидер правящей Партии справедливости и развития Реджеп Тайип Эрдоган;
— кандидат «Хорошей партии» Мерал Акшенер;
— от Партии добродетели Темел Карамоллаоглу;
— от Республиканской народной партии Мухаррем Индже;
— от партии «Отечество» Догу Перинчек;
— от прокурдской Партии демократии народов Селахаттин Демирташ (в настоящее время отбывает тюремное заключение).
Итак, что это за два сценария, о которых мы упомянули выше? Прежде всего необходимо отметить, что они находятся в зависимости от результатов парламентских выборов.
Согласно первому варианту, предпочтительному для Эрдогана и его команды, ПСР и ПНД набирают простое или уверенное большинство в ВНСТ. Таковым может быть уровень в 300 и выше число депутатских мест в 600-местном законодательном органе. Правящая ПСР взяла на «избирательный баланс» турецких националистов из ПНД во главе с Девлетом Бахчели по двум соображениям. Действующему президенту нужно переизбрание уже по итогам первого тура и недостающую надбавку к рейтингу Эрдогана 50% + 1 один голос призван обеспечить электорат ПНД. Ведь в отличие от своего главного конкурента в лице тройственного «Альянса нации» ПСР и ПНД, сплотившиеся в «Альянс народа», выставили на президентских выборах единого кандидата.
Кроме этого, «надбавка» со стороны ПНД обещает ПСР то самое простое или уверенное большинство голосов в парламенте будущего созыва. Если оно будет обеспечено по итогам парламентских выборов 24 июня и возникнет необходимость повторно придти 8 июля к избирательным урнам во время выборов главы государства, то для Эрдогана это станет важным утешением. Вместе с хорошими шансами ударом по единственному противнику 8 июля убедительным процентом голосов отыграть «неудачу» в связи с вынужденным повторным голосованием. Случись второй тур, там Эрдогану, по всей видимости, будет противостоять Мухаррем Индже. Об этом, во всяком случае, свидетельствуют текущие соцопросы.


Значительная их часть отдаёт победу Эрдогану на президентских выборах уже 24 июня. Его «усреднённая» популярность находится сейчас где-то в районе 50% (одни замеры общественного мнения сулят ему скромные 43% поддержки, другие — все 55%). Вместе с тем, перестраховка действующему главе государства в виде привлечения в свой актив голосов электората ПНД явно не помешает.
ПНД не меньше заинтересована в партнёрстве с ПСР, чем сама правящая партия. Турецким националистам нужен гарантированный проход в парламент, а в нынешних условиях самостоятельное преодоление ими, без административной и иной поддержки со стороны властей, 10-процентного барьера представляется проблематичным.
Второй сценарий для Эрдогана и его партии сродни «политическому кошмару». Он состоит в том, что 25 июня Турция проснётся с новым парламентом, где впервые за 16 лет погоду будет делать не ПСР, а их противники из «Альянса нации». Причём с возможным примыканием к этому блоку прокурдской Партии демократии народов. Подобный вариант представляется большей частью гипотетическим. Но списывать его полностью со счетов всё же не стоит.
Турция уже сталкивалась с развитием политических событий по результатам парламентских выборов, которые абсолютно не устраивали ПСР. Вспомним фактически провальные для партии Эрдогана выборы 7 июня 2015 года (ПСР тогда набрала 40,87%) и последовавший затем «политический ступор» в Турции. ПСР смогла его преодлолеть только по итогам повторных выборов в ноябре того же года, категорически отклонив все возможности создать в стране коалиционное правительство. Нежелание Эрдогана делиться властью проецируется и на его детище. ПСР считает зазорным для себя вступать с кем бы то ни было в вынужденные коалиционные соглашения, а не контролируемые ею договорённости о взаимовыгодном сотрудничестве, как это имеет место быть сейчас в случае с ПНД.
Повторения поствыборной ситуации 2015 года необходимо исключить, и Эрдоган в своём недавнем интервью Bloomberg TV заявил об этом со всей решительстью. Неудачные для его партии итоги избирательной кампании трёхлетней давности он назвал причиной последовавшего за ней «политического тупика». По словам турецкого лидера, инициированный ПСР переход к президентской республике призван исключить подобные сбои в работе политической системы. Логика выстраиваемой им конструкции госуправления заключается в том, что у первого лица президентской республики должно быть устойчивое большинство в парламенте. Иначе теряется сам смысл транзита из одного (парламентская република) в другое (президентская Турция) внутриполитического бытия, говорит Эрдоган.
Впрочем, возникает вопрос. Как быть, если на парламентской части всеобщих выборов 24 июня возьмёт и вдруг победит трёхпартийный «Альянс нации»? Тогда страна может столкнуться не просто с временным сбоем в функционировании государственной машины, а с самым настоящим параличом власти и последующим глубоким политическим кризисом. Тем более, если второй тур 8 июля выиграет Эрдоган, и Турция окунётся в состояние двоевластия. Нынешний турецкий лидер ни при каких условиях не уживётся с парламентом, где отсутствует большиство ПСР и тон задают её оппоненты.
За всем этим кроется ещё одна опасность для Эрдогана, которая может его поджидать при раскладе, когда 24 июня над исламистско (ПСР) — националистическим (ПНД) «Альянсом народа» верх берёт оппозиционный «Альянс нации», а действующий президент не переизбирается по результатам первого тура. Тогда для Эрдогана возрастает риск потери части электората 8 июля по одной простой причине. Турецкий избиратель может трезво оценить ситуацию и проголосовать так, чтобы не было того самого двоевластия, выбрасывающего страну на новый виток внутриполитических потрясений. То есть, отдать голоса противнику Эрдогана во втором туре и закрепить победу «Альянса нации» на всеобщих выборах. Такое решение может стать как продуктом рационального осмысления со стороны граждан страны, уже вкусивших все «прелести» попытки июльского госпереворота и последовавшего за ней масштабного подавления властью всех своих внутренних противников, так и принято на подсознательном уровне. Дабы избежать новых политических катаклизмов. А они непременно будут, если 24 июня и 8 июля победят два разных избирательных «Альянса».
Трёхпартийный «Альянс нации» уже дал понять, что в случае своего успеха начнёт процесс обратного движения Турции к парламентской республике. Конституционный проект Эрдогана его политические противники обещают свернуть, не дав реализоваться идее президентской Турецкой Республики. Лидер «Хорошей партии» и кандидат в президенты Мерал Акшенер, выступая 31 мая перед своими сторонниками, призвала к началу работы над «дорожной картой», которая вернёт страну к парламентской форме правления. По словам Акшенер, чтобы обеспечить скорейшее возвращение республики, в 2023 году отмечающей 100-летний юбилей своего образования, к её корням парламентаризма, необходима подготовительная работа ещё до всеобщих выборов 24 июня.
Поэтому Эрдоган и его команда настраиваются дать бой в последнее воскресенье июня, решив всю кампанию в свою пользу за один день голосования. Вариант «Б» (8 июля) и другие «поствыборные неожиданности» (получение «Альянсом нации» большего числа мест в парламенте, чем у ПСР-ПНД) категорически отклоняются ими. Исламистско-националистический блок в любом случае должен взять в парламенте 300 и больше депутатских кресел, чтобы обеспечить Эрдогану необходимые условия для лёгкой победы во второму туре. Конечно, если его не удастся избежать. Это вариант минимум для властей, к худшим сценариям они не готовы и сделают всё, чтобы их исключить. А значит нас ждёт весьма захватывающий поединок основных политических сил Турции на предстоящих выборах. Главное, не дать ему перерасти в очередную внутритурецкую турбулентность, которая заставит поволноваться далеко не только граждан этой страны.
Ближневосточная редакция «NOVOSTI-DNY.Ru»

Турция стоит перед очередным важным этапом своей современной политической истории. 24 июня в стране пройдут всеобщие выборы — одновременно президентские и парламентские. По сути, это новый тест на прочность политической системы Турецкой Республики, которая меньше двух лет назад вышла из попытки государственного переворота. Военный путч на годы вперёд ускорил продолжающееся движение Турции и её бессменного (с 2002 года) лидера Реджепа Тайипа Эрдогана к концентрации власти в руках одного человека. Транзит страны от парламентской к президентской системе правления должен быть завершён именно по итогам предстоящих досрочных выборов. Изначально Эрдоган планировал провести их в ноябре 2019 года. Сдвиг на полтора года вперёд преследовал, разумеется, свои цели. Не в последнюю очередь, он определялся нарастающей в турецком обществе усталостью от государственного деятеля у руля власти, который по истечении без малого 16 лет и не помышляет уступать кому бы то ни было штурвал в Анкаре. Эрдоган предложил турецкому избирателю определиться уже сейчас. Тот не против, но фактор проведения президентских и парламентских выборов в один день всё же чреват дезориентацией местного электората. Особенно с учётом достаточно широкого выбора как среди кандидатов в президенты, так и партий, претендующих на попадание в новый созыв парламента. Возможен сценарий, когда турецкий избиратель определится со своими предпочтениями по части формирования состава законодательного органа, но результаты президентских выборов не позволят кому-то из кандидатов стать главой государства по итогам первого тура голосования. Тогда 8 июля Турции предстоит второй тур президентских выборов, и не факт что Эрдогану на нём гарантирован успех. Здесь присутствует и значительный психологический фактор — турецкий лидер настроен на победу в первом туре, как это было в августе 2014 года. Тогда он зафиксировал успех не с самым убедительным отрывом (51,79%), однако позволившим завершить кампанию в один день. На конституционном референдуме 16 апреля 2017 года Эрдогану удалось победить примерно с тем же, близким к минимальному, перевесом — 51,41% против 48,59%. Если он столкнётся с реальностью под названием «8 июля», это будет означать, что за прошедшие четыре года бессменный лидер утратил былое доверие граждан и теперь вынужден прикладывать намного больше усилий для завоевания их симпатий. На парламентских выборах второго тура быть не может. А его вероятность на президентских — достаточно высока. Поэтому Эрдоган и его политические оппоненты обречены считаться с этой перспективой уже сейчас. В случае повторного голосования во второе июльское воскресенье возможны два основных сценария. Но перед тем как рассмотреть их, обозначим предвыборную реальность, с которой турецкие политические лидеры и стоящие за ними партии идут к 24 июня. В выборах в Великое национальное собрание Турции (ВНСТ) 27-го созыва примут участие кандидаты от правящей Партии справедливости и развития (тур. аббр. АКР), Партии великого единства (BBP), Партии независимой Турции (BTP), Республиканской народной партии (CHP), Демократической партии (DP), Партии демократии народов (HDP), «Независимой партии борьбы» (HUDA PAR), «Хорошей партии» (IYI Parti), Партии националистического движения (тур. аббр. MHP), Партии добродетели (Saadet Partisi) и партии «Отечество» (Vatan). Впервые в политической истории Турции партии смогут принять участие в выборах в составе блоков. Партия справедливости и развития (ПСР) и Партия националистического движения (ПНД) сформировали коалицию под названием «Альянс народа» (Cumhur Ittifak?). Ему противостоит «Альянс нации» (Millet Ittifak?) в лице Республиканской народной партии, «Хорошей партии» и Партии добродетели. По итогам предстоящих выборах вступят в силу изменения в Конституцию Турции, принятые на апрельском референдуме 2017 года. В частности, число депутатов в парламенте Турции возрастёт с 550 до 600. Пост премьер-министра упраздняется. Главой исполнительной власти станет президент, который будет назначать министров. Вводится институт вице-президентов. Парламент лишится контроля над деятельностью правительства, но может рассмотреть требование об импичменте президенту, если оно будет поддержано не менее 301 из 600 депутатов. Голосование по импичменту проводится в течение месяца путем тайного голосования. Для объявления импичмента необходима поддержка трёх пятых (361 парламентарий) от общего числа депутатов. На пост президента Турции претендуют: — действующий глава государства, лидер правящей Партии справедливости и развития Реджеп Тайип Эрдоган; — кандидат «Хорошей партии» Мерал Акшенер; — от Партии добродетели Темел Карамоллаоглу; — от Республиканской народной партии Мухаррем Индже; — от партии «Отечество» Догу Перинчек; — от прокурдской Партии демократии народов Селахаттин Демирташ (в настоящее время отбывает тюремное заключение). Итак, что это за два сценария, о которых мы упомянули выше? Прежде всего необходимо отметить, что они находятся в зависимости от результатов парламентских выборов. Согласно первому варианту, предпочтительному для Эрдогана и его команды, ПСР и ПНД набирают простое или уверенное большинство в ВНСТ. Таковым может быть уровень в 300 и выше число депутатских мест в 600-местном законодательном органе. Правящая ПСР взяла на «избирательный баланс» турецких националистов из ПНД во главе с Девлетом Бахчели по двум соображениям. Действующему президенту нужно переизбрание уже по итогам первого тура и недостающую надбавку к рейтингу Эрдогана 50% 1 один голос призван обеспечить электорат ПНД. Ведь в отличие от своего главного конкурента в лице тройственного «Альянса нации» ПСР и ПНД, сплотившиеся в «Альянс народа», выставили на президентских выборах единого кандидата. Кроме этого, «надбавка» со стороны ПНД обещает ПСР то самое простое или уверенное большинство голосов в парламенте будущего созыва. Если оно будет обеспечено по итогам парламентских выборов 24 июня и возникнет необходимость повторно придти 8 июля к избирательным урнам во время выборов главы государства, то для Эрдогана это станет важным утешением. Вместе с хорошими шансами ударом по единственному противнику 8 июля убедительным процентом голосов отыграть «неудачу» в связи с вынужденным повторным голосованием. Случись второй тур, там Эрдогану, по всей видимости, будет противостоять Мухаррем Индже. Об этом, во всяком случае, свидетельствуют текущие соцопросы. Значительная их часть отдаёт победу Эрдогану на президентских выборах уже 24 июня. Его «усреднённая» популярность находится сейчас где-то в районе 50% (одни замеры общественного мнения сулят ему скромные 43% поддержки, другие — все 55%). Вместе с тем, перестраховка действующему главе государства в виде привлечения в свой актив голосов электората ПНД явно не помешает. ПНД не меньше заинтересована в партнёрстве с ПСР, чем сама правящая партия. Турецким националистам нужен гарантированный проход в парламент, а в нынешних условиях самостоятельное преодоление ими, без административной и иной поддержки со стороны властей, 10-процентного барьера представляется проблематичным. Второй сценарий для Эрдогана и его партии сродни «политическому кошмару». Он состоит в том, что 25 июня Турция проснётся с новым парламентом, где впервые за 16 лет погоду будет делать не ПСР, а их противники из «Альянса нации». Причём с возможным примыканием к этому блоку прокурдской Партии демократии народов. Подобный вариант представляется большей частью гипотетическим. Но списывать его полностью со счетов всё же не стоит. Турция уже сталкивалась с развитием политических событий по результатам парламентских выборов, которые абсолютно не устраивали ПСР. Вспомним фактически провальные для партии Эрдогана выборы 7 июня 2015 года (ПСР тогда набрала 40,87%) и последовавший затем «политический ступор» в Турции. ПСР смогла его преодлолеть только по итогам повторных выборов в ноябре того же года, категорически отклонив все возможности создать в стране коалиционное правительство. Нежелание Эрдогана делиться властью проецируется и на его детище. ПСР считает зазорным для себя вступать с кем бы то ни было в вынужденные коалиционные соглашения, а не контролируемые ею договорённости о взаимовыгодном сотрудничестве, как это имеет место быть сейчас в случае с ПНД. Повторения поствыборной ситуации 2015 года необходимо исключить, и Эрдоган в своём недавнем интервью Bloomberg TV заявил об этом со всей решительстью. Неудачные для его партии итоги избирательной кампании трёхлетней давности он назвал причиной последовавшего за ней «политического тупика». По словам турецкого лидера, инициированный ПСР переход к президентской республике призван исключить подобные сбои в работе политической системы. Логика выстраиваемой им конструкции госуправления заключается в том, что у первого лица президентской республики должно быть устойчивое большинство в парламенте. Иначе теряется сам смысл транзита из одного (парламентская република) в другое (президентская Турция) внутриполитического бытия, говорит Эрдоган. Впрочем, возникает вопрос. Как быть, если на парламентской части всеобщих выборов 24 июня возьмёт и вдруг победит трёхпартийный «Альянс нации»? Тогда страна может столкнуться не просто с временным сбоем в функционировании государственной машины, а с самым настоящим параличом власти и последующим глубоким политическим кризисом. Тем более, если второй тур 8 июля выиграет Эрдоган, и Турция окунётся в состояние двоевластия. Нынешний турецкий лидер ни при каких условиях не уживётся с парламентом, где отсутствует большиство ПСР и тон задают её оппоненты. За всем этим кроется ещё одна опасность для Эрдогана, которая может его поджидать при раскладе, когда 24 июня над исламистско (ПСР) — националистическим (ПНД) «Альянсом народа» верх берёт оппозиционный «Альянс нации», а действующий президент не переизбирается по результатам первого тура. Тогда для Эрдогана возрастает риск потери части электората 8 июля по одной простой причине. Турецкий избиратель может трезво оценить ситуацию и проголосовать так, чтобы не было


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
→ 
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика