✔ Как Эрдоган в Германии: Пашинян проецирует «мягкую силу» внутри России - «Аналитика»
Денис 19-06-2018, 06:00 193 Новости дня / Аналитика
ПОХОЖИЕ
О необходимости «еще большего развития и углубления» армяно-российских отношений премьер-министр Пашинян, его соратники, назначенные на различные важные государственные посты, а также действующий президент Армен Саркисян говорят практически в ежедневном режиме. Пожалуй, тема взаимоотношений с Москвой муссируется новым армянским официозом активнее, чем проблематика взаимоотношений с Азербайджаном и Турцией, а также карабахская проблема.
Примечательно, что президент Армении Армен Саркисян, являющийся по Конституции церемониальной фигурой, на деле проявляет серьезную активность в вопросах внешней политики страны, действуя в унисон с правительством Пашиняна. При этом, премьер Пашинян — единственный, кому, как заявил Саркисян, он показал документ о прекращении его британского гражданства. То есть, фактически, Пашинян является единственным гарантом того, что в лице Армена Саркисяна на высокий пост в армянскую политическую элиту не внедрен британский ставленник или шпион.
Так или иначе, премьер-министр Никол Пашинян нанес за короткий период два визита в Россию — в Сочи, для участия в саммите глав ЕАЭС, и в Москву — на открытие Чемпионата мира по футболу.
Во время первого визита, в середине мая этого года, возле армянской церкви в Адлере был организован импровизированный митинг, на котором собрались около тысячи человек. Пашинян в своей речи благодарил Россию за гостеприимство, однако призвал собравшихся на встречу с ним армян подумать над возвращением на Родину, хотя многие из них являются коренными местными жителями, не имеющими подобных планов в любом случае.
Второй визит Пашиняна в Москву состоялся несколько дней назад. Он сопровождался массированной кампанией в российских СМИ. Предваряя визит, выступили, в частности, президент Армен Саркисян на российском государственном телеканале Россия-24, секретарь Совета национальной безопасности Армен Григорян и соратник Пашиняна по парламентской фракции Эдмон Марукян.
Марукян заявил о том, что Пашинян расставляет «новые акценты» в армяно-российских отношениях. Такой вывод армянский парламентарий сделал из заявления Пашиняна на встрече с президентом России Владимиром Путиным о том, что продвижение двусторонних отношений между Россией и Арменией должно происходить «на основе уважения интересов и суверенитета наших стран». Марукян уверен, что раньше, до прихода Пашиняна к власти, Армения кооперировала с Россией за счет своего суверенитета. В частности, депутат упомянул соглашение по поставкам российского газа в Армению.
По этому соглашению, заключенному в декабре 2013 года, правительство Армении передало «Газпрому» 20% акций компании «АрмРосгазпром», в счет погашения долга за ранее поставленный газ в размере $ 155 млн.
Марукян уверен, что данное соглашение «никак не содействовало развитию армяно-российских отношений», а стало «причиной распространения в Армении антироссийских настроений». При этом депутат обошел стороной тот важный нюанс, что, благодаря этому соглашению, Армения получила льготную цену на газ. Не стал депутат уточнять и то, каким образом республика должна была гасить задолженность в размере $ 155 млн, если бы не стала передавать «Газпрому» акции местной газораспределительной компании, которая и так находилась под контролем российского холдинга.
По большому счету, сказанное Марукяном означает, что любое армяно-российское соглашение, подписанное до прихода к власти Пашиняна, может быть названо «антинациональным» и подвергнуто новой властью ревизии.
Например, инициированное армянскими же властями соглашение о передаче РФ пяти армянских предприятий в счет погашения госдолга Армении перед Россией в размере $ 100 млн.
Данная сделка была предложена Ереваном в период премьерства Михаила Касьянова, в рамках армяно-российской межправительственной комиссии под сопредседательством Ильи Клебанова, с целью улучшения платежного баланса Армении, пытавшейся получить новый кредит у МВФ. Однако позднее армянская оппозиция активно внедряла в массы идею о том, что «Россия отобрала стратегические предприятия у Армении». Между тем, российская сторона так и не смогла использовать эти активы, поскольку, как оказалось, они были в свою очередь обременены долгами и различными договорами с третьими компаниями.
Если из контекста интервью Марукяна вырисовывается ресурс давления на Россию внутри Армении, то выступления президента Армена Саркисяна и секретаря СНБ Армена Григоряна могут означать выстраивание новой армянской властью механизмов вмешательства во внутриполитическую жизнь России посредством задействования механизмов «мягкой силы». Об этом недвусмысленно пишет Армен Григорян в своей статье, размещенной в российском издании Gazeta.ru. «Правительство, которое желает строить сильное государство, должно вокруг себя мобилизовать армянскую диаспору, тем самым получая один из самых действенных и мощных инструментов в современной политике — мягкую силу», — заявил Григорян, не уточнив при этом, в каких целях и в каком направлении он намерен применять этот «действенный и мощный инструмент».
В свою очередь, президент Армении Армен Саркисян в интервью государственному телеканалу «Россия-24» заявил о необходимости более активной работы с армянской диаспорой в России, которая насчитывает до 3 млн. человек. Саркисян, в частности, заявил о своем неудовлетворении тем, как представлена диаспора в России, то есть работой выразителей ее интересов.
Напомним, что в настоящее время, правительство Пашиняна опирается на меньшинство в парламенте и протестную массу населения внутри республики. Республику до конца года ждут внеочередные парламентские выборы. И, судя по всему, Пашинян и его команда ищут дополнительные финансовые и электоральные ресурсы, которые сконцентрированы в России.
Как заявил корреспонденту «NOVOSTI-DNY.Ru» эксперт по проблемам Закавказья Виктор Якубян, стратегия новой армянской власти в отношении России становится похожа на стратегию Реджепа Эрдогана в отношении Германии: кроме финансово-экономических дивидендов, диаспора должна обеспечивать национальным властям и внешний политический ресурс.
«В России до миллиона армян являются избирателями в Армении. Раньше, по итогам выборов, весь этот массив в виде фактически „мертвых душ“ вливался одним нажатием кнопки в актив правящей Республиканской партии Армении. Пашинян не контролирует пока ЦИК Армении и, видимо, поэтому так активно пасётся на российской поляне. Но Пашиняну и его советчикам надо учитывать, что, например, армянские диаспоральные организации в США, скажем, такая крупная, как Армянская Ассамблея Америки (ААА), является, скорее, инструментом „мягкой силы“ США в Армении, чем Армении в США. Как бы новым армянским властям не получить аналогичный результат при попытке подчинить потенциал армянской общины России, которая, организовавшись, вполне может стать инструментом „мягкой силы“ 3-миллионной армянской общины России внутри Армении, а не правительства Никола Пашиняна в России».
Сформированная в результате «бархатной революции» новая власть Армении сконцентрировала серьезные организационные и финансовые ресурсы на российском направлении. Правительство Никола Пашиняна, которое во время революционных событий провозглашало второстепенность вопросов внешнеполитических перед накопившимися социально-экономическими проблемами, сегодня бросило все ресурсы на достижение задачи смены политических операторов в армяно-российском диалоге. В качестве таковых предлагаются по факту новые фигуры — самого Пашиняна и нового президента страны Армена Саркисяна. О необходимости «еще большего развития и углубления» армяно-российских отношений премьер-министр Пашинян, его соратники, назначенные на различные важные государственные посты, а также действующий президент Армен Саркисян говорят практически в ежедневном режиме. Пожалуй, тема взаимоотношений с Москвой муссируется новым армянским официозом активнее, чем проблематика взаимоотношений с Азербайджаном и Турцией, а также карабахская проблема. Примечательно, что президент Армении Армен Саркисян, являющийся по Конституции церемониальной фигурой, на деле проявляет серьезную активность в вопросах внешней политики страны, действуя в унисон с правительством Пашиняна. При этом, премьер Пашинян — единственный, кому, как заявил Саркисян, он показал документ о прекращении его британского гражданства. То есть, фактически, Пашинян является единственным гарантом того, что в лице Армена Саркисяна на высокий пост в армянскую политическую элиту не внедрен британский ставленник или шпион. Так или иначе, премьер-министр Никол Пашинян нанес за короткий период два визита в Россию — в Сочи, для участия в саммите глав ЕАЭС, и в Москву — на открытие Чемпионата мира по футболу. Во время первого визита, в середине мая этого года, возле армянской церкви в Адлере был организован импровизированный митинг, на котором собрались около тысячи человек. Пашинян в своей речи благодарил Россию за гостеприимство, однако призвал собравшихся на встречу с ним армян подумать над возвращением на Родину, хотя многие из них являются коренными местными жителями, не имеющими подобных планов в любом случае. Второй визит Пашиняна в Москву состоялся несколько дней назад. Он сопровождался массированной кампанией в российских СМИ. Предваряя визит, выступили, в частности, президент Армен Саркисян на российском государственном телеканале Россия-24, секретарь Совета национальной безопасности Армен Григорян и соратник Пашиняна по парламентской фракции Эдмон Марукян. Марукян заявил о том, что Пашинян расставляет «новые акценты» в армяно-российских отношениях. Такой вывод армянский парламентарий сделал из заявления Пашиняна на встрече с президентом России Владимиром Путиным о том, что продвижение двусторонних отношений между Россией и Арменией должно происходить «на основе уважения интересов и суверенитета наших стран». Марукян уверен, что раньше, до прихода Пашиняна к власти, Армения кооперировала с Россией за счет своего суверенитета. В частности, депутат упомянул соглашение по поставкам российского газа в Армению. По этому соглашению, заключенному в декабре 2013 года, правительство Армении передало «Газпрому» 20% акций компании «АрмРосгазпром», в счет погашения долга за ранее поставленный газ в размере $ 155 млн. Марукян уверен, что данное соглашение «никак не содействовало развитию армяно-российских отношений», а стало «причиной распространения в Армении антироссийских настроений». При этом депутат обошел стороной тот важный нюанс, что, благодаря этому соглашению, Армения получила льготную цену на газ. Не стал депутат уточнять и то, каким образом республика должна была гасить задолженность в размере $ 155 млн, если бы не стала передавать «Газпрому» акции местной газораспределительной компании, которая и так находилась под контролем российского холдинга. По большому счету, сказанное Марукяном означает, что любое армяно-российское соглашение, подписанное до прихода к власти Пашиняна, может быть названо «антинациональным» и подвергнуто новой властью ревизии. Например, инициированное армянскими же властями соглашение о передаче РФ пяти армянских предприятий в счет погашения госдолга Армении перед Россией в размере $ 100 млн. Данная сделка была предложена Ереваном в период премьерства Михаила Касьянова, в рамках армяно-российской межправительственной комиссии под сопредседательством Ильи Клебанова, с целью улучшения платежного баланса Армении, пытавшейся получить новый кредит у МВФ. Однако позднее армянская оппозиция активно внедряла в массы идею о том, что «Россия отобрала стратегические предприятия у Армении». Между тем, российская сторона так и не смогла использовать эти активы, поскольку, как оказалось, они были в свою очередь обременены долгами и различными договорами с третьими компаниями. Если из контекста интервью Марукяна вырисовывается ресурс давления на Россию внутри Армении, то выступления президента Армена Саркисяна и секретаря СНБ Армена Григоряна могут означать выстраивание новой армянской властью механизмов вмешательства во внутриполитическую жизнь России посредством задействования механизмов «мягкой силы». Об этом недвусмысленно пишет Армен Григорян в своей статье, размещенной в российском издании Gazeta.ru. «Правительство, которое желает строить сильное государство, должно вокруг себя мобилизовать армянскую диаспору, тем самым получая один из самых действенных и мощных инструментов в современной политике — мягкую силу», — заявил Григорян, не уточнив при этом, в каких целях и в каком направлении он намерен применять этот «действенный и мощный инструмент». В свою очередь, президент Армении Армен Саркисян в интервью государственному телеканалу «Россия-24» заявил о необходимости более активной работы с армянской диаспорой в России, которая насчитывает до 3 млн. человек. Саркисян, в частности, заявил о своем неудовлетворении тем, как представлена диаспора в России, то есть работой выразителей ее интересов. Напомним, что в настоящее время, правительство Пашиняна опирается на меньшинство в парламенте и протестную массу населения внутри республики. Республику до конца года ждут внеочередные парламентские выборы. И, судя по всему, Пашинян и его команда ищут дополнительные финансовые и электоральные ресурсы, которые сконцентрированы в России. Как заявил корреспонденту «NOVOSTI-DNY.Ru» эксперт по проблемам Закавказья Виктор Якубян, стратегия новой армянской власти в отношении России становится похожа на стратегию Реджепа Эрдогана в отношении Германии: кроме финансово-экономических дивидендов, диаспора должна обеспечивать национальным властям и внешний политический ресурс. «В России до миллиона армян являются избирателями в Армении. Раньше, по итогам выборов, весь этот массив в виде фактически „мертвых душ“ вливался одним нажатием кнопки в актив правящей Республиканской партии Армении. Пашинян не контролирует пока ЦИК Армении и, видимо, поэтому так активно пасётся на российской поляне. Но Пашиняну и его советчикам надо учитывать, что, например, армянские диаспоральные организации в США, скажем, такая крупная, как Армянская Ассамблея Америки (ААА), является, скорее, инструментом „мягкой силы“ США в Армении, чем Армении в США. Как бы новым армянским властям не получить аналогичный результат при попытке подчинить потенциал армянской общины России, которая, организовавшись, вполне может стать инструментом „мягкой силы“ 3-миллионной армянской общины России внутри Армении, а не правительства Никола Пашиняна в России».