✔ Борьба русских белорусов против литвинов продолжается и по сей день - «Аналитика»
Ева 29-09-2017, 08:00 193 Новости дня / Аналитика
ПОХОЖИЕ
Учебник Якова Ивановича Трещенка действительно долгое время был костью в горле у местечковых националистов, идеал которых — «Короткая история Белоруссии» Вацлава Ластовского, имевшего за спиной четыре класса народной школы. Помимо прочего, в работе Я. Трещенка история Великого княжества Литовского оценивалась не как золотой век белорусского народа, а как «история нарастающей национальной дискриминации, католической экспансии и ренегатства социальных верхов Белоруссии и самой Литвы, отчаянной борьбы белорусского народа за свою самобытность».
Книга Карбалевича вышла в 2010 году, и с тех пор многое изменилось. Учебник Трещенка уже не изучается в вузах, а Великое княжество Литовское официально стало «белорусской державой». Знаковым событием в процессе «литвинизации» Белоруссии стала экспертиза по резонансному уголовному делу пророссийских публицистов Юрия Павловца, Дмитрия Алимкина и Сергея Шиптенко, которая, по всей видимости, станет основой для обвинительного заключения. Одному из фигурантов дела ставится в вину «отрицание исторического прошлого, связанного с Великим княжеством Литовским»… Похоже, отрицание «белорусскости» ВКЛ становится в постсоветской республике чем-то вроде отрицания Холокоста в Западной Европе.
Что ж, посмотрим, насколько такая позиция соответствует историческим фактам.
Начнём с того, что Великое княжество Литовское образовалось благодаря захвату западнорусских земель литовцами, а не путём каких-либо договорённостей. Элита государства, по крайней мере в начальный период, была практически полностью литовской по своему этническому составу. Среди всех правителей ВКЛ, а впоследствии и Речи Посполитой, не было ни одного (!) белоруса (точнее, предка белорусов, поскольку белорусы тогда ещё не оформились в отдельный (суб)этнос). Единственный восточный славянин на литовском троне — Михаил Корибут Вишневецкий, происходивший с Волыни. При этом показательно, что он начисто утратил русское самосознание и ополячился.
Пожалуй, самыми забавными действиями местечковых националистов по «обелорусиванию» ВКЛ являются их тщетные попытки доказать славянскую этимологию имён великих князей литовских. На самом деле происхождение имён правителей ВКЛ, безусловно, литовское.
Имя
Этимология
Миндаугас (рус. Миндовг)
mintis «мысль»
daug «много»
«Многомыслящий» (ср. польск. Болемысл)
Гедиминас (рус. Гедимин)
gedauti «тосковать»
mintis «мысль»
«Стремящийся мыслить» (тоска и стремление — синонимы, ср. нем. Sehnsucht — стремление и тоска)
Альгирдас (рус. Ольгерд)
alga «вознаграждение»
girdas «слух, известие»
«Известный вознаграждением»
Йогайла (рус. Ягайло)
joti «ехать верхом»
gailas устар. «сильный»
«Сильный всадник»
Витаутас (рус. Витовт)
isvydo «он увидел»
tauta «народ»
«Видимый народом»
В русских летописях, немецких и польских хрониках имена литовцев переделывались на свой лад (так же, как скандинавы, к примеру, называли русского князя Владимира Вальдемаром или поляки называют Джорджа Вашингтона Ежи). Однако очевидно, что сами литовцы употребляли собственные наименования.
Любопытно, что у современных литовцев сохранились древние литовские имена, а у белорусов — древнерусские. Половина Литвы носит имена Витаутас, Альгирдас, Миндаугас, а половина Белоруссии — Владимир, Ярослав, Святослав.
Теперь зададимся вопросом: если великие князья и большая часть элиты ВКЛ — литовцы, а большинство населения — русские, то чьё же это государство? Очевидно, литовское, созданное путём завоевания русских земель. Действительно, русское культурное влияние было велико, поскольку литовцы стояли на более низкой ступени развития, нежели предки белорусов и украинцев: в отличие от литовцев, русские были крещены, имели письменность, высокую культуру, развитые города. Однако это было влиянием подвластных на власть имущих.
Исторические источники свидетельствуют именно о подчинении русских земель литовцам. Процитируем, к примеру, «Ливонскую хронику» Германа Вартбергского: «Далее, они (литовцы. — Прим. авт.) потребовали, чтобы орден для защиты их от нападения татар был переведён в пустыни между татарами и русскими и чтоб орден не удерживал за собой никакого права на русских, но чтобы вся Россия целиком принадлежала литовцам». То есть этнически литовская знать относилась к русским (восточным славянам) как к подчинённым и боролась за свою власть над ними.
Приведём также фрагмент договора 1340 года, заключённого литовскими князьями с польским королём Казимиром и мазовецкими князьями: «Аже пойдет оугорьскый король на литву, польскому королеви помагати, аже пойдет на русь што литвы слушает, королеви не помагати… аже пойдут на русь што короля слушает, литовьским князем не помагати» (перевод: «Если пойдёт венгерский король на Литву, польский король должен помогать Литве. Но если венгерский король пойдёт на Русь, подчинённую Литве, то польский король не должен вмешиваться… Если нападут на Русь, подчинённую польскому королю, литовские князья не должны помогать Польше»). «Русь што литвы слушает» — это западнорусские (белорусские) земли, подчиненные великому князю литовскому. «Русь што короля слушает» — это Галиция.
Чтобы уяснить, что собой представляло Великое княжество Литовское в этнокультурном отношении, следует вспомнить Гражданскую войну, которая разгорелась в этом государстве в 1432—1438 годах.
В 1385 году между Великим княжеством Литовским и Польшей была заключена Кревская уния. По условиям договора Ягайло получал, помимо титула великого князя литовского, польскую корону, и при этом был обязан крестить литовцев по католическому обряду. В 1413 году была заключена Городельская уния, в соответствии с которой в ВКЛ вводилось польское административно-территориальное деление, а литовские бояре-католики получали права польской шляхты. Русская православная знать по итогам уний с Польшей была существенно ограничена в правах. В конце XIV — начале XV века русское влияние в ВКЛ ослабляется, а польское, напротив, усиливается.
Однако русская знать не сразу смирилась со своей участью. В 1430 году умер, не оставив наследников, князь Витовт, правивший ВКЛ 38 лет. Единственная дочь Витовта, Софья, была замужем за великим князем московским, следовательно Литву мог возглавить её сын — Василий II Тёмный. Но он был православным и не желал переходить в католичество, что являлось обязательным требованием для великого князя литовского. Знать ВКЛ, в нарушение Городельской унии (без дозволения короля польского), провозгласила своим великим князем Свидригайло Ольгердовича. Тот начал проводить решительный курс на самостоятельность Литвы от Польши, предоставил равные права католикам и православным и потребовал себе королевскую корону, которую хотел получить ещё Витовт (незадолго до смерти её перехватили поляки, не желавшие усиления литовского монарха).
В 1432 году католическая знать попыталась устроить государственный переворот, напав на Свидригайло и его свиту в Ошмянах. Однако Свидригайло удалось бежать в Полоцк, оплот западнорусской православной партии. Провозглашённый великим князем Сигизмунд Кейстутович подписал с Короной Польской кабальные договорённости, передал полякам Подляшье и Волынь, а также согласился на инкорпорацию ВКЛ в состав Польши после своей смерти.
В развернувшейся кровопролитной Гражданской войне, которая продлилась до 1438 года, сторону Сигизмунда Кейстутовича приняли в основном литовские этнические области (Аукштайтия и Жемайтия), сторону Свидригайло Ольгердовича — Русь (в том числе земли современной Белоруссии). И хотя победа в этом конфликте досталась Сигизмунду, сопротивление русской православной знати стало важной вехой в борьбе Западной Руси за свои права.
Состоявшееся в 1569 году подписание Люблинской унии, предполагавшей объединение Великого княжества Литовского и Польского королевства в единое государство — Речь Посполитую, стало логичным завершением курса, который политическая элита ВКЛ приняла в 1385 году в Крево. С конца XIV века обозначился устойчивый дрейф в сторону формирования польско-литовского государства на польско-католической культурной основе, а не на русской православной. Русское православное население ВКЛ, не смирившись со своим второразрядным положением в государстве, в котором оно составляло подавляющее большинство, вело упорную борьбу за свои права, за свою этнокультурную особость. И эта борьба не закончилась с поражением Свидригайло в 1438 году, она продолжилась в последующие столетия.
Более того, борьба русских белорусов против литвинов продолжается и по сей день. И чем больше белорусское государство будет «литвинизироваться», тем острее будет становиться это противостояние.
Кирилл Аверьянов-Минский
«Свядомый» белорусский политолог Валерий Карбалевич в своей биографии Александра Лукашенко написал: «Любимым преподавателем будущего главы государства был Я. Трещенок, который вёл историю Белоруссии. Впечатление от его лекций оказалось таким сильным, что сейчас по распоряжению президента учебник, написанный этим автором, не защитившим даже кандидатской диссертации и не имеющим серьёзных научных публикаций, издан массовым тиражом для изучения в вузах. В этом учебнике, грешащем искажением исторических фактов, воспроизведена дореволюционная концепция „западноруссизма“ и советская интерпретация истории Белоруссии, что вписывается в нынешнюю политику борьбы с национализмом». Учебник Якова Ивановича Трещенка действительно долгое время был костью в горле у местечковых националистов, идеал которых — «Короткая история Белоруссии» Вацлава Ластовского, имевшего за спиной четыре класса народной школы. Помимо прочего, в работе Я. Трещенка история Великого княжества Литовского оценивалась не как золотой век белорусского народа, а как «история нарастающей национальной дискриминации, католической экспансии и ренегатства социальных верхов Белоруссии и самой Литвы, отчаянной борьбы белорусского народа за свою самобытность». Книга Карбалевича вышла в 2010 году, и с тех пор многое изменилось. Учебник Трещенка уже не изучается в вузах, а Великое княжество Литовское официально стало «белорусской державой». Знаковым событием в процессе «литвинизации» Белоруссии стала экспертиза по резонансному уголовному делу пророссийских публицистов Юрия Павловца, Дмитрия Алимкина и Сергея Шиптенко, которая, по всей видимости, станет основой для обвинительного заключения. Одному из фигурантов дела ставится в вину «отрицание исторического прошлого, связанного с Великим княжеством Литовским»… Похоже, отрицание «белорусскости» ВКЛ становится в постсоветской республике чем-то вроде отрицания Холокоста в Западной Европе. Что ж, посмотрим, насколько такая позиция соответствует историческим фактам. Начнём с того, что Великое княжество Литовское образовалось благодаря захвату западнорусских земель литовцами, а не путём каких-либо договорённостей. Элита государства, по крайней мере в начальный период, была практически полностью литовской по своему этническому составу. Среди всех правителей ВКЛ, а впоследствии и Речи Посполитой, не было ни одного (!) белоруса (точнее, предка белорусов, поскольку белорусы тогда ещё не оформились в отдельный (суб)этнос). Единственный восточный славянин на литовском троне — Михаил Корибут Вишневецкий, происходивший с Волыни. При этом показательно, что он начисто утратил русское самосознание и ополячился. Пожалуй, самыми забавными действиями местечковых националистов по «обелорусиванию» ВКЛ являются их тщетные попытки доказать славянскую этимологию имён великих князей литовских. На самом деле происхождение имён правителей ВКЛ, безусловно, литовское. Имя Этимология Миндаугас (рус. Миндовг) mintis «мысль» daug «много» «Многомыслящий» (ср. польск. Болемысл) Гедиминас (рус. Гедимин) gedauti «тосковать» mintis «мысль» «Стремящийся мыслить» (тоска и стремление — синонимы, ср. нем. Sehnsucht — стремление и тоска) Альгирдас (рус. Ольгерд) alga «вознаграждение» girdas «слух, известие» «Известный вознаграждением» Йогайла (рус. Ягайло) joti «ехать верхом» gailas устар. «сильный» «Сильный всадник» Витаутас (рус. Витовт) isvydo «он увидел» tauta «народ» «Видимый народом» В русских летописях, немецких и польских хрониках имена литовцев переделывались на свой лад (так же, как скандинавы, к примеру, называли русского князя Владимира Вальдемаром или поляки называют Джорджа Вашингтона Ежи). Однако очевидно, что сами литовцы употребляли собственные наименования. Любопытно, что у современных литовцев сохранились древние литовские имена, а у белорусов — древнерусские. Половина Литвы носит имена Витаутас, Альгирдас, Миндаугас, а половина Белоруссии — Владимир, Ярослав, Святослав. Теперь зададимся вопросом: если великие князья и большая часть элиты ВКЛ — литовцы, а большинство населения — русские, то чьё же это государство? Очевидно, литовское, созданное путём завоевания русских земель. Действительно, русское культурное влияние было велико, поскольку литовцы стояли на более низкой ступени развития, нежели предки белорусов и украинцев: в отличие от литовцев, русские были крещены, имели письменность, высокую культуру, развитые города. Однако это было влиянием подвластных на власть имущих. Исторические источники свидетельствуют именно о подчинении русских земель литовцам. Процитируем, к примеру, «Ливонскую хронику» Германа Вартбергского: «Далее, они (литовцы. — Прим. авт.) потребовали, чтобы орден для защиты их от нападения татар был переведён в пустыни между татарами и русскими и чтоб орден не удерживал за собой никакого права на русских, но чтобы вся Россия целиком принадлежала литовцам». То есть этнически литовская знать относилась к русским (восточным славянам) как к подчинённым и боролась за свою власть над ними. Приведём также фрагмент договора 1340 года, заключённого литовскими князьями с польским королём Казимиром и мазовецкими князьями: «Аже пойдет оугорьскый король на литву, польскому королеви помагати, аже пойдет на русь што литвы слушает, королеви не помагати… аже пойдут на русь што короля слушает, литовьским князем не помагати» (перевод: «Если пойдёт венгерский король на Литву, польский король должен помогать Литве. Но если венгерский король пойдёт на Русь, подчинённую Литве, то польский король не должен вмешиваться… Если нападут на Русь, подчинённую польскому королю, литовские князья не должны помогать Польше»). «Русь што литвы слушает» — это западнорусские (белорусские) земли, подчиненные великому князю литовскому. «Русь што короля слушает» — это Галиция. Чтобы уяснить, что собой представляло Великое княжество Литовское в этнокультурном отношении, следует вспомнить Гражданскую войну, которая разгорелась в этом государстве в 1432—1438 годах. В 1385 году между Великим княжеством Литовским и Польшей была заключена Кревская уния. По условиям договора Ягайло получал, помимо титула великого князя литовского, польскую корону, и при этом был обязан крестить литовцев по католическому обряду. В 1413 году была заключена Городельская уния, в соответствии с которой в ВКЛ вводилось польское административно-территориальное деление, а литовские бояре-католики получали права польской шляхты. Русская православная знать по итогам уний с Польшей была существенно ограничена в правах. В конце XIV — начале XV века русское влияние в ВКЛ ослабляется, а польское, напротив, усиливается. Однако русская знать не сразу смирилась со своей участью. В 1430 году умер, не оставив наследников, князь Витовт, правивший ВКЛ 38 лет. Единственная дочь Витовта, Софья, была замужем за великим князем московским, следовательно Литву мог возглавить её сын — Василий II Тёмный. Но он был православным и не желал переходить в католичество, что являлось обязательным требованием для великого князя литовского. Знать ВКЛ, в нарушение Городельской унии (без дозволения короля польского), провозгласила своим великим князем Свидригайло Ольгердовича. Тот начал проводить решительный курс на самостоятельность Литвы от Польши, предоставил равные права католикам и православным и потребовал себе королевскую корону, которую хотел получить ещё Витовт (незадолго до смерти её перехватили поляки, не желавшие усиления литовского монарха). В 1432 году католическая знать попыталась устроить государственный переворот, напав на Свидригайло и его свиту в Ошмянах. Однако Свидригайло удалось бежать в Полоцк, оплот западнорусской православной партии. Провозглашённый великим князем Сигизмунд Кейстутович подписал с Короной Польской кабальные договорённости, передал полякам Подляшье и Волынь, а также согласился на инкорпорацию ВКЛ в состав Польши после своей смерти. В развернувшейся кровопролитной Гражданской войне, которая продлилась до 1438 года, сторону Сигизмунда Кейстутовича приняли в основном литовские этнические области (Аукштайтия и Жемайтия), сторону Свидригайло Ольгердовича — Русь (в том числе земли современной Белоруссии). И хотя победа в этом конфликте досталась Сигизмунду, сопротивление русской православной знати стало важной вехой в борьбе Западной Руси за свои права. Состоявшееся в 1569 году подписание Люблинской унии, предполагавшей объединение Великого княжества Литовского и Польского королевства в единое государство — Речь Посполитую, стало логичным завершением курса, который политическая элита ВКЛ приняла в 1385 году в Крево. С конца XIV века обозначился устойчивый дрейф в сторону формирования польско-литовского государства на польско-католической культурной основе, а не на русской православной. Русское православное население ВКЛ, не смирившись со своим второразрядным положением в государстве, в котором оно составляло подавляющее большинство, вело упорную борьбу за свои права, за свою этнокультурную особость. И эта борьба не закончилась с поражением Свидригайло в 1438 году, она продолжилась в последующие столетия. Более того, борьба русских белорусов против литвинов продолжается и по сей день. И чем больше белорусское государство будет «литвинизироваться», тем острее будет становиться это противостояние. Кирилл Аверьянов-Минский