✔ Американская помощь Ближнему Востоку: Трамп вносит тактические коррективы - «Аналитика»
Фотина 20-06-2017, 08:01 193 Новости дня / Аналитика
ПОХОЖИЕ
Администрация Трампа следующим образом разделила объемы американской помощи по регионам мира:
— Ближний Восток — 43%;
— Африка — 35%;
— Южная и Центральная Азия — 9%;(1)
— Западное полушарие (страны Центральной и Южной Америки, Карибского бассейна) — 7%;
— Европа и Евразия — 3%;
— Восточная Азия и Тихоокеанский бассейн — 3%.(2)
В идущей через бюджет США американской помощи не учитывается: финансирование административных фондов, помощь по программе «Вызовы тысячелетия» (Millennium Challenge Corporation — MCC), гуманитарная и продовольственная помощь.
Таким образом, чуть более 75%, т. е. три четверти американской помощи приходится на страны Африки и Ближнего Востока. Это своеобразный «центр мира» американской гегемонии. По американской классификации, к Ближнему Востоку— Near East относятся арабские страны Северной Африки, Палестины и Сирия, т. е. то, что в исторические времена именовалось «Магрибом», а также арабские государства на Аравийском полуострове, по берегам Персидского залива и Ирак в Месопотамии. Из неарабских государств к региону Ближнего Востока относятся Израиль и Иран. По другой весьма распространенной в США классификации, этот регион иначе именуется еще «Средним Востоком и Северной Африкой» (the Middle East and North Africa, сокращенно — MENA).
Выше мы отметили, что на регион Ближнего Востока (MENA) приходится 43% американской бюджетной военной и экономической помощи. Таким образом, страны Ближнего Востока получают чуть менее половины от всей американской помощи. Регион MENA на протяжении длительного времени остается главной целью американской помощи и политики безопасности. Отмеченные пропорции американской помощи при Трампе также, как и ранее при Обаме, означают, что Ближний Восток по-прежнему остается для США регионом первостепенного стратегического значения. Сюда идет чуть ли не половина всей американской помощи. Преемственность при Трампе американской политики по части «помощи» в этот регион очевидна.
Между тем, наблюдается и тенденция к экономии на помощи. В бюджете на 2018 финансовый год администрация Трампа предлагает сократить на 12% американскую помощь странам Ближнего Востока и Северной Африке от уровня, установленного на 2016 финансовый год. Заметим, что это не так уж и много.
В основном экономия будет достигнута за счет ликвидации грантов по американской программе «Иностранного военного финансирования» (FMF) — конкретно для Бахрейна, Ирака, Ливана, Марокко, Омана и Туниса. Эти страны в 2018 году лишатся безвозмездной американской военной помощи. Тем не менее, они могут продолжать получать вместо грантовой кредитную помощь из предлагаемого им «Глобального фонда» FMF в размере $ 200 млн. Начиная с 2018 финансового года, запланированные гранты FMF можно будет конвертировать в кредиты FMF. Альтернативой кредитам станет «возможность» вообще не получать помощь по программе FMF. Другое нововведение от Трампа — помощь США в области безопасности для стран Ближнего Востока будет направлять за счет ассигнований Пентагону, а не через посредничество Государственного департамента.
Если Конгресс примет предложенные администрацией США новые правила, то в 2018 году в регионе останутся лишь традиционные получатели военной помощи по грантам программы FMF — это Израиль, Египет и Иордания. В глобальном объеме безвозмездной военной помощи США на эти три страны Ближнего Востока придется 92% финансирования по грантам FMF. Очевидно, что, если США при Трампе действительно захотят по настоящему экономить, то снимать с «довольствия» придется именно эти две страны. Но разбалансировка здесь отношений грозит возобновлением конфликта Египта и Израиля. Без «покупки» американцами мир на Ближнем Востоке пока не имеет устойчивости.
Итак, бюджетный запрос президента Трампа на 2018 финансовый год предлагает преобразовать военную помощь по грантам FMF в кредиты. Таким образом, США решили частично конвертировать безвозмездную военную помощь своим второстепенным клиентам на Ближнем Востоке в их долги. Это грозит ростом задолженности этих стран США.
На протяжении десятилетий после Второй мировой войны внешняя военная помощь США в целом колебалась между безвозмездными грантами и кредитами. Сразу же после Второй мировой войны большая часть военной помощи США иностранным получателям предоставлялась им в виде грантов. У союзников США тогда наблюдался дефицит долларов. В начале 1970-х годов, когда определился мировой нефтяной кризис, по настоянию Конгресса США начали переводить грантовую помощь в кредиты. Однако к середине и концу 1980-х годов американцам стало ясно, что большинство получателей кредитов на «военную помощь» испытывают трудности с выполнением своих долговых обязательств перед Соединенными Штатами из-за высоких процентных ставок по кредитам. Конгресс вынужден был начать программу списания этих долгов и вернуться к предоставлению грантов FMF вместо кредитов. После участия Египта в многонациональной коалиции под эгидой США в войне против Ирака в 1990—1991 годах, Конгресс принял специальный закон об ассигнованиях на иностранные операции, финансирование экспорта и связанные с ними программы. По одному из разделов этого закона, президент наделялся полномочиями списать накопившийся за 1980-е годы военный долг Египта. Так и было сделано. Со временем в Конгрессе США, условно говоря, на счет военной помощи союзникам сложились две партии. Одна стоит на том, что если на карту поставлены жизненно важные интересы США, то Соединенные Штаты должны быть готовы предоставлять своим зарубежным союзникам помощь на грантовой, т. е. безвозмездной, основе. Другие же настаивают на том, что «союзники» должны «платить» за помощь, которая должна предоставляться им в виде кредитов. Таким образом, Трамп в решении конвертировать гранты в кредиты совсем не оригинален. Он просто пытается вернуться к практике 1970-х годов. Насколько она будет успешной? Очевидно, пока не будет затрагивать Египет и Иорданию.
Предложенный администрацией Трампа бюджет на 2018 год предоставляет Израилю американской военной помощи в виде грантов на сумму в $ 3,1 млрд. Однако нельзя не отметить, что 2018 год является последним годом действия соглашения США и Израиля — Меморандума о взаимопонимании, по которому предусматривается ежегодная американская помощь на период 2009—2018 годов. В свое время президентская администрация Обамы начала переговоры с правительством Израиля о новом Меморандуме о взаимопонимании на период 2019—2028 годов. Очевидно, что это соглашение предстоит заключать уже администрации Трампа. У Трампа есть реальная возможность сэкономить на военной помощи Израилю, но учитывая вес израильского лобби в его окружении, вряд ли это произойдет.
Иордания точно также, как и Израиль, имеет с США соглашение о военной помощи в виде двустороннего меморандума. Действие этого соглашения истекает в 2018 году. Однако никаких переговоров о новом соглашении между США и Иорданией не ведется. По действующему соглашению американская военная и экономическая помощь Иордании составляет $ 1 млрд в год. Очевидно, что США при Трампе могли бы на сколько-то сократить военную помощь Иордании, но не экономическую ее составляющую. При нынешнем уровне своей экономики Иордания не самодостаточна.
Кроме того, по запросу президента Трампа планируется в 2018 году сократить идущую по линии госдепа американскую помощь Ираку на 14% по сравнению с установленным в 2016 году уровнем. Официальной причиной подобного сокращения стало якобы отсутствие просьбы о военной помощи со стороны Ирака. В 2016 финансовом году Ирак получил военной помощи по программе FMF на сумму в $ 250 млн. Ирак также получает значительную помощь в области безопасности по каналу Пентагона для финансирования иракской программы обучения и экипировки иракской армии для борьбы с ИГИЛ.
Однако при планируемом сокращении военной помощи в 2018 году президент США одновременно намерен удвоить американскую экономическую помощь Ираку из Фонда экономической поддержки (ESF) со $ 122,5 млн в 2016 году до $ 300 млн в 2018 году. Очевидно, что возросшие объемы этой помощи планируется направить на восстановление территорий, освобожденных от ИГИЛ.
В общем виде экономическая и военная помощь США странам Ближнего Востока в сравнении с полученной в 2016 году и планируемой на 2018 год, выглядит следующим образом:
Израиль: $ 3,1 млрд (2016) — $ 3,1 млрд (2018);
Египет: $ 1,448 млрд (2016) — $ 1,381 млрд (2018);
Иордания: $ 1,274 млрд (2016) — $ 1 млрд (2018);
Ирак: $ 0,4 млрд (2016) — $ 0,347 млрд (2018);
Западный Берег/Газа: $ 0,26 млрд (2016) — $ 0,25 млрд (2018);
Ливан: $ 0,213 млрд (2016) — $ 0,103 млрд (2018);
Йемен: $ 0,203 млрд (2016) — $ 0,035 млрд (2018);
Сирия: $ 0,177 млрд (2016) — $ 0,191 млрд (2018);
Тунис: $ 0,141 млрд (2016) — $ 54 млн (2018);
Марокко: $ 31 млн (2016) — $ 16 млн (2018);
Ливия: $ 18 млн (2016) — $ 31 млн (2018);
Бахрейн: $ 5,8 млн (2016) — $ 0,8 млн (2018);
Оман: $ 5,4 млн (2016) — $ 3,5 млн (2018);
Алжир: $ 2,59 млн (2016) — $ 1,8 млн (2018);
Как видим, американцы кардинальным образом на порядок сократили помощь Йемену, в котором все неустойчиво из-за гражданской войны и иностранной интервенции. Правда, при этом американцы не устают сетовать на счет гуманитарной катастрофы в этой стране.
В два раза сократилась американская помощь Ливану, на две трети — Тунису.
Ливии и Сирии американцы даже чуть нарастили помощь. Это известный прием. В условиях смуты в этих государствах американская помощь становится инструментом для роста внутреннего влияния проамериканских сил. Все остальное по части Бахрейна, Омана и Алжира несущественно. Там отмечается мизер. Главное здесь то, что столпы американской помощи в регионе — Израиль и Египет остаются по части американского бюджетного финансирования в неприкосновенном виде.
Ближневосточная редакция «NOVOSTI-DNY.Ru»
(1) По американской региональной классификации постсоветские Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан относятся к одному региону с Индией, Пакистаном, Афганистаном и Бангладеш — South Central Asia (SCA).
(2) По американской региональной классификации «Восточной Азией» называется географическое пространство по линии к востоку от Казахстана и Индии.
Фото: news-front.info8 июня 2017 года президент США Дональд Трамп подал запрос в Конгресс о бюджетном финансировании американской помощи зарубежным странам на 2018 год. Американская военная и экономическая помощь является одним из инструментов глобального управления миром и механизмом привлечения и удержания союзников. Даже небольшие ее объемы отдельным странам являются символом хороших отношений с США и означают реальный рычаг влияния американцев, поскольку помощь можно нарастить в нужные для них моменты. Президент Трамп во время избирательной кампании обещал своим сторонникам сократить объемы внешней безвозмездной американской помощи. Он обещал заставить союзников платить за союз США и обеспечение им безопасности. И вот пришло время платить по этим обещаниям. Президентская администрация Трампа в первый раз определила будущий годовой бюджет внешней помощи США и ее конкретных получателей. Не трудно заметить, что каких-то значительных подвижек в этом отношении не произошло, хотя имеются отдельные нюансы. О них ниже. Администрация Трампа следующим образом разделила объемы американской помощи по регионам мира: — Ближний Восток — 43%; — Африка — 35%; — Южная и Центральная Азия — 9%;(1) — Западное полушарие (страны Центральной и Южной Америки, Карибского бассейна) — 7%; — Европа и Евразия — 3%; — Восточная Азия и Тихоокеанский бассейн — 3%.(2) В идущей через бюджет США американской помощи не учитывается: финансирование административных фондов, помощь по программе «Вызовы тысячелетия» (Millennium Challenge Corporation — MCC), гуманитарная и продовольственная помощь. Таким образом, чуть более 75%, т. е. три четверти американской помощи приходится на страны Африки и Ближнего Востока. Это своеобразный «центр мира» американской гегемонии. По американской классификации, к Ближнему Востоку— Near East относятся арабские страны Северной Африки, Палестины и Сирия, т. е. то, что в исторические времена именовалось «Магрибом», а также арабские государства на Аравийском полуострове, по берегам Персидского залива и Ирак в Месопотамии. Из неарабских государств к региону Ближнего Востока относятся Израиль и Иран. По другой весьма распространенной в США классификации, этот регион иначе именуется еще «Средним Востоком и Северной Африкой» (the Middle East and North Africa, сокращенно — MENA). Выше мы отметили, что на регион Ближнего Востока (MENA) приходится 43% американской бюджетной военной и экономической помощи. Таким образом, страны Ближнего Востока получают чуть менее половины от всей американской помощи. Регион MENA на протяжении длительного времени остается главной целью американской помощи и политики безопасности. Отмеченные пропорции американской помощи при Трампе также, как и ранее при Обаме, означают, что Ближний Восток по-прежнему остается для США регионом первостепенного стратегического значения. Сюда идет чуть ли не половина всей американской помощи. Преемственность при Трампе американской политики по части «помощи» в этот регион очевидна. Между тем, наблюдается и тенденция к экономии на помощи. В бюджете на 2018 финансовый год администрация Трампа предлагает сократить на 12% американскую помощь странам Ближнего Востока и Северной Африке от уровня, установленного на 2016 финансовый год. Заметим, что это не так уж и много. В основном экономия будет достигнута за счет ликвидации грантов по американской программе «Иностранного военного финансирования» (FMF) — конкретно для Бахрейна, Ирака, Ливана, Марокко, Омана и Туниса. Эти страны в 2018 году лишатся безвозмездной американской военной помощи. Тем не менее, они могут продолжать получать вместо грантовой кредитную помощь из предлагаемого им «Глобального фонда» FMF в размере $ 200 млн. Начиная с 2018 финансового года, запланированные гранты FMF можно будет конвертировать в кредиты FMF. Альтернативой кредитам станет «возможность» вообще не получать помощь по программе FMF. Другое нововведение от Трампа — помощь США в области безопасности для стран Ближнего Востока будет направлять за счет ассигнований Пентагону, а не через посредничество Государственного департамента. Если Конгресс примет предложенные администрацией США новые правила, то в 2018 году в регионе останутся лишь традиционные получатели военной помощи по грантам программы FMF — это Израиль, Египет и Иордания. В глобальном объеме безвозмездной военной помощи США на эти три страны Ближнего Востока придется 92% финансирования по грантам FMF. Очевидно, что, если США при Трампе действительно захотят по настоящему экономить, то снимать с «довольствия» придется именно эти две страны. Но разбалансировка здесь отношений грозит возобновлением конфликта Египта и Израиля. Без «покупки» американцами мир на Ближнем Востоке пока не имеет устойчивости. Итак, бюджетный запрос президента Трампа на 2018 финансовый год предлагает преобразовать военную помощь по грантам FMF в кредиты. Таким образом, США решили частично конвертировать безвозмездную военную помощь своим второстепенным клиентам на Ближнем Востоке в их долги. Это грозит ростом задолженности этих стран США. На протяжении десятилетий после Второй мировой войны внешняя военная помощь США в целом колебалась между безвозмездными грантами и кредитами. Сразу же после Второй мировой войны большая часть военной помощи США иностранным получателям предоставлялась им в виде грантов. У союзников США тогда наблюдался дефицит долларов. В начале 1970-х годов, когда определился мировой нефтяной кризис, по настоянию Конгресса США начали переводить грантовую помощь в кредиты. Однако к середине и концу 1980-х годов американцам стало ясно, что большинство получателей кредитов на «военную помощь» испытывают трудности с выполнением своих долговых обязательств перед Соединенными Штатами из-за высоких процентных ставок по кредитам. Конгресс вынужден был начать программу списания этих долгов и вернуться к предоставлению грантов FMF вместо кредитов. После участия Египта в многонациональной коалиции под эгидой США в войне против Ирака в 1990—1991 годах, Конгресс принял специальный закон об ассигнованиях на иностранные операции, финансирование экспорта и связанные с ними программы. По одному из разделов этого закона, президент наделялся полномочиями списать накопившийся за 1980-е годы военный долг Египта. Так и было сделано. Со временем в Конгрессе США, условно говоря, на счет военной помощи союзникам сложились две партии. Одна стоит на том, что если на карту поставлены жизненно важные интересы США, то Соединенные Штаты должны быть готовы предоставлять своим зарубежным союзникам помощь на грантовой, т. е. безвозмездной, основе. Другие же настаивают на том, что «союзники» должны «платить» за помощь, которая должна предоставляться им в виде кредитов. Таким образом, Трамп в решении конвертировать гранты в кредиты совсем не оригинален. Он просто пытается вернуться к практике 1970-х годов. Насколько она будет успешной? Очевидно, пока не будет затрагивать Египет и Иорданию. Предложенный администрацией Трампа бюджет на 2018 год предоставляет Израилю американской военной помощи в виде грантов на сумму в $ 3,1 млрд. Однако нельзя не отметить, что 2018 год является последним годом действия соглашения США и Израиля — Меморандума о взаимопонимании, по которому предусматривается ежегодная американская помощь на период 2009—2018 годов. В свое время президентская администрация Обамы начала переговоры с правительством Израиля о новом Меморандуме о взаимопонимании на период 2019—2028 годов. Очевидно, что это соглашение предстоит заключать уже администрации Трампа. У Трампа есть реальная возможность сэкономить на военной помощи Израилю, но учитывая вес израильского лобби в его окружении, вряд ли это произойдет. Иордания точно также, как и Израиль, имеет с США соглашение о военной помощи в виде двустороннего меморандума. Действие этого соглашения истекает в 2018 году. Однако никаких переговоров о новом соглашении между США и Иорданией не ведется. По действующему соглашению американская военная и экономическая помощь Иордании составляет $ 1 млрд в год. Очевидно, что США при Трампе могли бы на сколько-то сократить военную помощь Иордании, но не экономическую ее составляющую. При нынешнем уровне своей экономики Иордания не самодостаточна. Кроме того, по запросу президента Трампа планируется в 2018 году сократить идущую по линии госдепа американскую помощь Ираку на 14% по сравнению с установленным в 2016 году уровнем. Официальной причиной подобного сокращения стало якобы отсутствие просьбы о военной помощи со стороны Ирака. В 2016 финансовом году Ирак получил военной помощи по программе FMF на сумму в $ 250 млн. Ирак также получает значительную помощь в области безопасности по каналу Пентагона для финансирования иракской программы обучения и экипировки иракской армии для борьбы с ИГИЛ. Однако при планируемом сокращении военной помощи в 2018 году президент США одновременно намерен удвоить американскую экономическую помощь Ираку из Фонда экономической поддержки (ESF) со $ 122,5 млн в 2016 году до $ 300 млн в 2018 году. Очевидно, что возросшие объемы этой помощи планируется направить на восстановление территорий, освобожденных от ИГИЛ. В общем виде экономическая и военная помощь США странам Ближнего Востока в сравнении с полученной в 2016 году и планируемой на 2018 год, выглядит следующим образом: Израиль: $ 3,1 млрд (2016) — $ 3,1 млрд (2018); Египет: $ 1,448 млрд (2016) — $ 1,381 млрд (2018); Иордания: $ 1,274 млрд (2016) — $ 1 млрд (2018); Ирак: $ 0,4 млрд (2016) — $ 0,347 млрд (2018); Западный Берег/Газа: $ 0,26 млрд (2016) — $ 0,25 млрд (2018); Ливан: $ 0,213 млрд (2016) — $ 0,103 млрд (2018); Йемен: $ 0,203 млрд (2016) — $ 0,035 млрд (2018); Сирия: $ 0,177 млрд (2016) — $ 0,191 млрд (2018); Тунис: $ 0,141 млрд (2016) — $ 54 млн (2018); Марокко: $ 31 млн (2016) — $ 16 млн (2018); Ливия: $ 18 млн (2016) — $ 31 млн (2018); Бахрейн: $ 5,8 млн (2016) — $ 0,8 млн (2018); Оман: $ 5,4 млн (2016) — $ 3,5 млн (2018); Алжир: $ 2,59 млн (2016) — $ 1,8 млн (2018); Как видим, американцы кардинальным образом на порядок сократили