Грех войны как род жертвы, или о сочувствии воину - «Антимайдан» » «Новости Дня»

✔ Грех войны как род жертвы, или о сочувствии воину - «Антимайдан»



          Российская спецоперация на Украине, при всей ее вынужденности, не может не задевать глубокие чувства многих людей. "Не могу поверить, что мы воюем с Украиной", - как писали многие люди в соцсетях в первые дни операции, - это, все-таки, скорее не про то, что Россия — плохая, но про то, что Украина — не чужая нам страна, а украинцы — братский народ, несмотря на многолетние попытки украинских националистов убедить нас в обратном. При этом следующим звеном логической цепочки у многих по инерции следуют обвинения российского руководства и военных в маниакальном желании воевать и проливать кровь.

Рискну предположить, что подобные заявления делают в основном люди, знакомые с военной средой понаслышке. Отвечая на мой комментарий в одном блоге, хозяйка которого скорее осуждает действия российского руководства, иные люди поднимали на смех мое свидетельство о многолетних минометных обстрелах территории ДНР — мол, где это видано, чтобы минами обстреливали? То есть эта категория людей в массе даже не знает, что существует такая военная машина, как миномет, и она, представьте, стреляет минами. Военные для этой публики — слой непонятный и абсолютно чуждый социально; не удивлюсь, если многие из них видели людей в форме разве что на парадах или в кино. 

По своему опыту общения могу сказать, что среди военных действительно встречается тип "человека войны", живущего под девизом из стиха Дениса Давыдова - "Я люблю кровавый бой, я рожден для службы царской", но далеко не повсеместно. Более того, люди подобного психотипа крайне редко продвигаются по службе выше среднего комсостава. Как правило, командир боевого подразделения от батальона и выше — это человек, относящийся к войне как к тяжелой, грязной, пусть и порой необходимой работе.

В тот вечер, когда президент России объявил о признании ДНР и ЛНР, до начала спецоперации оставалось еще более двух суток, у меня состоялся непростой разговор с одним республиканским военным. Человек счел мою радость по поводу признания Донбасса едва ли не безответственной; в то время, когда я была искренне воодушевлена близким окончанием скорбного пути многострадальной территории, он смотрел на несколько шагов вперед, предвидя неизбежные потери как среди своих бойцов, так и среди мирного населения Украины, которое здесь тоже считают не чуждым, своим.

Луганский писатель Глеб Бобров, автор провидческого романа-антиутопии "Эпоха мертворожденных" (2008) о гражданской войне на Украине, в свое время служивший в Афганистане, написал в своем блоге: "...Парадоксальный факт: если внимательно отслеживать и анализировать приходящую с фронтов информацию, то напрашивается однозначный вывод: российские войска пытаются сохранить города и население, а вот противостоящие им ВСУ и прочие украинские силы действуют словно оккупанты". Примеров тому писатель приводит массу: от обстрелов ВСУ Салтовки (окраинный район Харькова) до создания украинскими формированиями препятствий к открытию гуманитарных коридоров, по которым население городов, близ которых ведутся боевые действия, может эвакуироваться в безопасное место — вплоть до обстрела гражданских машин, пытающихся покинуть эти города. Бобров также отмечает, что украинские силовики обстреливают потерянные города "так, как будто это вражеские населенные пункты. Таковыми они становятся немедленно с момента отступления ВСУ".

Невозможно отрицать, что очередная военная эскалация на Украине, происходящая на наших глазах — огромная трагедия и для Украины, и для России. Историкам еще предстоит разобраться в ее причинах и сделать выводы, которые, можно надеяться, не допустят подобного поворота в будущем. А фундамент этого будущего закладывается сейчас — в том числе и отношением противоборствующих сторон к народу.

Русский литератор Владимир Очеретный - с украинскими, к слову, корнями — предложил провести "умозрительный эксперимент" и "оценить конфликт глазами человека, ничего не знающего об его предыстории. Сравнить не эффективность военных действий, а модели поведения воюющих сторон".

 "Для такого наблюдателя... станет очевидно, что одна сторона оказывает военнопленным медицинскую помощь, создаёт приемлемые условия содержания и никак не унижает человеческое достоинство", - пишет Очеретный, - "Другая - откровенно пытает и глумится... Первая - старается минимизировать потери среди мирного населения и даже вражеских солдат... Другая - наоборот, прикрывается безоружными людьми, устанавливая вооружение в жилых кварталах, не защищая народ, а защищаясь народом. Разница в моделях поведения и сообщит, на чьей стороне милосердие, которое и есть — правда".

Обвинения же в адрес людей, по долгу службы или волею обстоятельств взявших в руки оружие в особенной кровожадности и даже человеческой неполноценности, исходящие от тех, кто за счет трудного выбора других избавлен от необходимости обеспечивать свою безопасность, поражали меня всегда. Живя в чистоте и комфорте, не надрывая себя физически и душевно, подобная публика с позиции высокомерного недеяния выгуливает свое "белое пальто" на фоне военной драмы, лямку которой тянут, рискуя жизнями и здоровьем, те, с кем светские резонеры никогда не сравнятся по целому ряду качеств — от человеческой цельности до способности к самопожертвованию. Странно полагать, что подобные люди в меньшей степени осознают и переживают трагизм событий, в которых им довелось участвовать. Главное отличие — осознавая этот трагизм, они не могут позволить себе истерить и перекладывать ответственность за ситуацию на кого-то другого. Хотя, возможно, и стоило бы — я не исключаю, что в том числе многолетняя поддержка постмайданной украинской власти компрадорской клакой российских столиц создала у Киева иллюзию безнаказанности, за которую теперь, в силу жестоких реалий военных действий, расплачиваются в том числе и невинные люди.

Глубоко сочувствуя страданиям невинных гражданских людей — как сказал в свое время глава прифронтового поселка Александровка под Донецком Константин Чалый: "мирным страшнее всего", я не могу не сопереживать также и военным. В жизни каждого человека бывают моменты тяжелого, но необходимого выбора; один из самых трудных — взять на себя не только очевидный риск, но и очевидный грех войны, что едва ли не тяжелее... Взять его, не перекладывая на ближнего - вовсе не из стремления к войне, но ради того, чтобы с войной, наконец, покончить.

Собкор портала "Ридус" в Донбассе Наталия Курчатова


Российская спецоперация на Украине, при всей ее вынужденности, не может не задевать глубокие чувства многих людей. "Не могу поверить, что мы воюем с Украиной", - как писали многие люди в соцсетях в первые дни операции, - это, все-таки, скорее не про то, что Россия — плохая, но про то, что Украина — не чужая нам страна, а украинцы — братский народ, несмотря на многолетние попытки украинских националистов убедить нас в обратном. При этом следующим звеном логической цепочки у многих по инерции следуют обвинения российского руководства и военных в маниакальном желании воевать и проливать кровь. Рискну предположить, что подобные заявления делают в основном люди, знакомые с военной средой понаслышке. Отвечая на мой комментарий в одном блоге, хозяйка которого скорее осуждает действия российского руководства, иные люди поднимали на смех мое свидетельство о многолетних минометных обстрелах территории ДНР — мол, где это видано, чтобы минами обстреливали? То есть эта категория людей в массе даже не знает, что существует такая военная машина, как миномет, и она, представьте, стреляет минами. Военные для этой публики — слой непонятный и абсолютно чуждый социально; не удивлюсь, если многие из них видели людей в форме разве что на парадах или в кино. По своему опыту общения могу сказать, что среди военных действительно встречается тип "человека войны", живущего под девизом из стиха Дениса Давыдова - "Я люблю кровавый бой, я рожден для службы царской", но далеко не повсеместно. Более того, люди подобного психотипа крайне редко продвигаются по службе выше среднего комсостава. Как правило, командир боевого подразделения от батальона и выше — это человек, относящийся к войне как к тяжелой, грязной, пусть и порой необходимой работе. В тот вечер, когда президент России объявил о признании ДНР и ЛНР, до начала спецоперации оставалось еще более двух суток, у меня состоялся непростой разговор с одним республиканским военным. Человек счел мою радость по поводу признания Донбасса едва ли не безответственной; в то время, когда я была искренне воодушевлена близким окончанием скорбного пути многострадальной территории, он смотрел на несколько шагов вперед, предвидя неизбежные потери как среди своих бойцов, так и среди мирного населения Украины, которое здесь тоже считают не чуждым, своим. Луганский писатель Глеб Бобров, автор провидческого романа-антиутопии "Эпоха мертворожденных" (2008) о гражданской войне на Украине, в свое время служивший в Афганистане, написал в своем блоге: ".Парадоксальный факт: если внимательно отслеживать и анализировать приходящую с фронтов информацию, то напрашивается однозначный вывод: российские войска пытаются сохранить города и население, а вот противостоящие им ВСУ и прочие украинские силы действуют словно оккупанты". Примеров тому писатель приводит массу: от обстрелов ВСУ Салтовки (окраинный район Харькова) до создания украинскими формированиями препятствий к открытию гуманитарных коридоров, по которым население городов, близ которых ведутся боевые действия, может эвакуироваться в безопасное место — вплоть до обстрела гражданских машин, пытающихся покинуть эти города. Бобров также отмечает, что украинские силовики обстреливают потерянные города "так, как будто это вражеские населенные пункты. Таковыми они становятся немедленно с момента отступления ВСУ". Невозможно отрицать, что очередная военная эскалация на Украине, происходящая на наших глазах — огромная трагедия и для Украины, и для России. Историкам еще предстоит разобраться в ее причинах и сделать выводы, которые, можно надеяться, не допустят подобного поворота в будущем. А фундамент этого будущего закладывается сейчас — в том числе и отношением противоборствующих сторон к народу. Русский литератор Владимир Очеретный - с украинскими, к слову, корнями — предложил провести "умозрительный эксперимент" и "оценить конфликт глазами человека, ничего не знающего об его предыстории. Сравнить не эффективность военных действий, а модели поведения воюющих сторон". "Для такого наблюдателя. станет очевидно, что одна сторона оказывает военнопленным медицинскую помощь, создаёт приемлемые условия содержания и никак не унижает человеческое достоинство", - пишет Очеретный, - "Другая - откровенно пытает и глумится. Первая - старается минимизировать потери среди мирного населения и даже вражеских солдат. Другая - наоборот, прикрывается безоружными людьми, устанавливая вооружение в жилых кварталах, не защищая народ, а защищаясь народом. Разница в моделях поведения и сообщит, на чьей стороне милосердие, которое и есть — правда". Обвинения же в адрес людей, по долгу службы или волею обстоятельств взявших в руки оружие в особенной кровожадности и даже человеческой неполноценности, исходящие от тех, кто за счет трудного выбора других избавлен от необходимости обеспечивать свою безопасность, поражали меня всегда. Живя в чистоте и комфорте, не надрывая себя физически и душевно, подобная публика с позиции высокомерного недеяния выгуливает свое "белое пальто" на фоне военной драмы, лямку которой тянут, рискуя жизнями и здоровьем, те, с кем светские резонеры никогда не сравнятся по целому ряду качеств — от человеческой цельности до способности к самопожертвованию. Странно полагать, что подобные люди в меньшей степени осознают и переживают трагизм событий, в которых им довелось участвовать. Главное отличие — осознавая этот трагизм, они не могут позволить себе истерить и перекладывать ответственность за ситуацию на кого-то другого. Хотя, возможно, и стоило бы — я не исключаю, что в том числе многолетняя поддержка постмайданной украинской власти компрадорской клакой российских столиц создала у Киева иллюзию безнаказанности, за которую теперь, в силу жестоких реалий военных действий, расплачиваются в том числе и невинные люди. Глубоко сочувствуя страданиям невинных гражданских людей — как сказал в свое время глава прифронтового поселка Александровка под Донецком Константин Чалый: "мирным страшнее всего", я не могу не сопереживать также и военным. В жизни каждого человека бывают моменты тяжелого, но необходимого выбора; один из самых трудных — взять на себя не только очевидный риск, но и очевидный грех войны, что едва ли не тяжелее. Взять его, не перекладывая на ближнего - вовсе не из стремления к войне, но ради того, чтобы с войной, наконец, покончить. Собкор портала "Ридус" в Донбассе Наталия Курчатова


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
→ 
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика