Для реставрации репинского "Ивана Грозного" устроили лабораторию с черными стенами - «Новости Дня» » «Новости Дня»

✔ Для реставрации репинского "Ивана Грозного" устроили лабораторию с черными стенами - «Новости Дня»

Спустя год после нападения на картину «Иван Грозный и его сын Иван» судьба вандала определена: 30 апреля Замоскворецкий суд огласил приговор — Игорь Подпорин получил 2,5 года. А вот когда шедевр Репина выйдет из лазарета — большой вопрос. Он и до акта вандализма был серьезно болен, а после нескольких ударов стойкой ограждения, говоря медицинским языком, попал в реанимацию. О том, на каком этапе сейчас лечение «сложного пациента», рассказали в Третьяковской галерее.


Для реставрации репинского "Ивана Грозного" устроили лабораторию с черными стенами - «Новости Дня»

фото: Мария Москвичева
Реставрационный стол-трансформер.

— Сейчас холст снят с подрамника и раздублирован, — рассказал на пресс-конференции завотделом реставрации масляной живописи XVIII — начала ХХ вв. Андрей Голубейко.



Напомним, что еще в 1913 году на картину Ильи Репина было совершено нападение: старообрядец Абрам Балашов изрезал полотно ножом. Тогда картину пришлось дублировать — то есть подклеить с оборотной стороны еще холст. Сейчас выяснилось, что даже не один.



— Когда мы освободили картину от планшета и сняли дублирующий холст, под ним обнаружился еще один. Он служил экраном, — продолжает реставратор. — Сейчас предстоит очистить холст от клея, с помочью которого было произведено дублирование в начале ХХ века. Сложность состоит в том, что нельзя использовать никакие жидкие растворы, воду или спирт. Возможна только сухая очистка.



Реставратор сообщил, что дублирующий холст аккуратно снимался кусками по 10–15 см шириной. Все полосы были пронумерованы и сохранены. Хирургическая точность в этой операции очень важна, поскольку после реставрации 1913 года у картины постоянно наблюдалось отслоение красочного слоя. Каждые три года им планово занимались реставраторы. Только после 1994 года, когда в музее была установлена система температурно-влажностного контроля, состояние шедевра Репина более-менее стабилизировалось. При этом все равно он считался «хроническим больным», и перемещение работы (например, в другой музей на выставку) было исключено. За столетие реставраторы укрепили более 700 участков картины.



Чтобы произвести раздублирование, Третьяковской галерее потребовалось много месяцев подготовки. И речь не только о тщательных исследованиях, по итогам которых подготовлен многостраничный доклад — он будет презентован в июне, на конференции в рамках ретроспективы Ильи Репина на Крымском Валу. Для проведения реставрации была создана специальная лаборатория с черными стенами, где установили самое современное оборудование по контролю температуры и влажности. Особая гордость ГТГ — разработка и установление специального стола-трансформера. Он сделан из легкого алюминия, чтобы стол было легко передвигать и можно было крепить на него холст с помощью магнитов.



— Такой стол позволяет реставратору дотянуться до любого участка картины, даже весьма труднодоступного, если речь идет о крупном полотне, — сказала главный хранитель ГТГ Татьяна Городкова.



Сейчас реставраторы не берутся давать прогнозы не только о том, когда картина будет возвращена в музейную экспозицию, но даже насчет сроков следующего этапа реставрации — очистки картины от клея. Но считают, что капитальная реставрация поможет справиться с «хроническими болезнями» шедевра.



Держится в секрете и бюджет, который был израсходован на создание новой реставрационной лаборатории, стола-трансформера и проведение реставрационных работ. Возможно, он станет известен позже, ведь Третьяковская галерея намерена подать на вандала гражданский иск о возмещении ущерба.



— Гражданский иск будет. Чтобы подать его правильно, четко и грамотно, мы тщательно готовимся и обязательно объявим, когда будем это делать, — заявила директор галереи Зельфира Трегулова.



Возможно, к этому моменту Игорь Подпорин будет уже на свободе, ведь тот год, что он провел в СИЗО, зачтут ему в срок (по закону, день за полтора). То есть ему остается отсидеть еще год в колонии общего режима. Не факт, что реставраторы успеют закончить восстановление картины к этому времени. Здесь важна не скорость, а качество. А значит, и расходы не успеют подсчитать. Тем более что в ходе реставрации то и дело возникают новые вопросы и задачи, для решения которых требуются вложения.


Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

Спустя год после нападения на картину «Иван Грозный и его сын Иван» судьба вандала определена: 30 апреля Замоскворецкий суд огласил приговор — Игорь Подпорин получил 2,5 года. А вот когда шедевр Репина выйдет из лазарета — большой вопрос. Он и до акта вандализма был серьезно болен, а после нескольких ударов стойкой ограждения, говоря медицинским языком, попал в реанимацию. О том, на каком этапе сейчас лечение «сложного пациента», рассказали в Третьяковской галерее. фото: Мария Москвичева Реставрационный стол-трансформер. — Сейчас холст снят с подрамника и раздублирован, — рассказал на пресс-конференции завотделом реставрации масляной живописи XVIII — начала ХХ вв. Андрей Голубейко. Напомним, что еще в 1913 году на картину Ильи Репина было совершено нападение: старообрядец Абрам Балашов изрезал полотно ножом. Тогда картину пришлось дублировать — то есть подклеить с оборотной стороны еще холст. Сейчас выяснилось, что даже не один. — Когда мы освободили картину от планшета и сняли дублирующий холст, под ним обнаружился еще один. Он служил экраном, — продолжает реставратор. — Сейчас предстоит очистить холст от клея, с помочью которого было произведено дублирование в начале ХХ века. Сложность состоит в том, что нельзя использовать никакие жидкие растворы, воду или спирт. Возможна только сухая очистка. Реставратор сообщил, что дублирующий холст аккуратно снимался кусками по 10–15 см шириной. Все полосы были пронумерованы и сохранены. Хирургическая точность в этой операции очень важна, поскольку после реставрации 1913 года у картины постоянно наблюдалось отслоение красочного слоя. Каждые три года им планово занимались реставраторы. Только после 1994 года, когда в музее была установлена система температурно-влажностного контроля, состояние шедевра Репина более-менее стабилизировалось. При этом все равно он считался «хроническим больным», и перемещение работы (например, в другой музей на выставку) было исключено. За столетие реставраторы укрепили более 700 участков картины. Чтобы произвести раздублирование, Третьяковской галерее потребовалось много месяцев подготовки. И речь не только о тщательных исследованиях, по итогам которых подготовлен многостраничный доклад — он будет презентован в июне, на конференции в рамках ретроспективы Ильи Репина на Крымском Валу. Для проведения реставрации была создана специальная лаборатория с черными стенами, где установили самое современное оборудование по контролю температуры и влажности. Особая гордость ГТГ — разработка и установление специального стола-трансформера. Он сделан из легкого алюминия, чтобы стол было легко передвигать и можно было крепить на него холст с помощью магнитов. — Такой стол позволяет реставратору дотянуться до любого участка картины, даже весьма труднодоступного, если речь идет о крупном полотне, — сказала главный хранитель ГТГ Татьяна Городкова. Сейчас реставраторы не берутся давать прогнозы не только о том, когда картина будет возвращена в музейную экспозицию, но даже насчет сроков следующего этапа реставрации — очистки картины от клея. Но считают, что капитальная реставрация поможет справиться с «хроническими болезнями» шедевра. Держится в секрете и бюджет, который был израсходован на создание новой реставрационной лаборатории, стола-трансформера и проведение реставрационных работ. Возможно, он станет известен позже, ведь Третьяковская галерея намерена подать на вандала гражданский иск о возмещении ущерба. — Гражданский иск будет. Чтобы подать его правильно, четко и грамотно, мы тщательно готовимся и обязательно объявим, когда будем это делать, — заявила директор галереи Зельфира Трегулова. Возможно, к этому моменту Игорь Подпорин будет уже на свободе, ведь тот год, что он провел в СИЗО, зачтут ему в срок (по закону, день за полтора). То есть ему остается отсидеть еще год в колонии общего режима. Не факт, что реставраторы успеют закончить восстановление картины к этому времени. Здесь важна не скорость, а качество. А значит, и расходы не успеют подсчитать. Тем более что в ходе реставрации то и дело возникают новые вопросы и задачи, для решения которых требуются вложения.


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
Top.Mail.Ru