✔ Вадим Трухачев: Неполная G20 — дорогой и бесполезный «клуб по интересам» - «США»
Раиса 5-07-2017, 02:00 193 Мир / СШАКаждый раз, когда начинаются встречи G20, возникает один и тот же вопрос: а зачем она нужна? Дело в том, что за те девять лет, что руководители ведущих государств мира собираются поговорить об экономических и других проблемах мира, организация так и не обрела своё лицо. У неё нет ни постоянной штаб-квартиры, ни секретариата. Есть каждый год меняющаяся страна-председатель, но не более того. Панацеей от главных мировых неурядиц данный форум до сих пор не стал.
Конечно, имеются на «двадцатке» свои интриги. Например, в этом году она сводится к тому, встретятся ли там Владимир Путин и Дональд Трамп, о чём они будут говорить. А раньше обсуждали, о чём станут беседовать Путин и Барак Обама, или же какая-то другая парочка мировых лидеров, отношения между которыми (или между их государствами) оставляют желать лучшего. Или, например, кто не приедет… На сей раз таковых оказалось двое — король Саудовской Аравии Салман и президент Бразилии Мишель Темер.
В принципе, можно сказать, что «двадцатка» — место, где представители крупнейших мировых держав обмениваются мнениями. И если они разговаривают — значит, планета ещё как минимум год проживёт без крупных войн. С этой точки зрения, форум, безусловно, несёт в себе пользу. Но что-то большего ожидать от него трудно. До сих пор там принимали пусть и громкие, но исключительно рекомендательные документы вроде борьбы с «Исламским государством» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ, террористическая группировка, запрещена в РФ — прим. «NOVOSTI-DNY.Ru» ), коррупцией или желания добиться роста мирового ВВП по 2% в год.
Возможно, не слишком высокая эффективность «двадцатки» связана с набором стран, входящих в неё. Изначально бывший премьер Канады Пол Мартин задумывал её как «расширенную восьмёрку», где развитые страны будут вместе с развивающимися отвечать на вызовы современности. Соответственно, в неё вошли США, Канада, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония и Россия. Кроме того, в клуб позвали региональных лидеров — Китай, Индию, Бразилию, ЮАР, Южную Корею, Индонезию, Турцию, Саудовскую Аравию, Аргентину, Мексику, Австралию и, наконец, Евросоюз.
Вроде бы вопросы данный состав не вызывает. На долю этих стран приходится почти 70% населения, 80% мировой торговли, 90% ВВП. Вероятно, когда в 2008 году проводили первый подобный форум, тоже исходили из того, что вопросов по составу возникнуть не должно. Но спустя всего пару лет нашлись недовольные. Их общее мнение выразил бывший глава МИД Норвегии Йонас Гор Стёре. Он назвал клуб «одним из крупнейших откатов назад со времён Второй мировой войны», дав понять, что времена, когда всё решают великие державы, должны остаться в прошлом.
Собственно говоря, несовершенство данной системы признали почти сразу. Каждый раз на «двадцатке» бывают специальные гости. Каждый год там неизменно появляются премьеры Испании, руководители таких региональных организаций, как АСЕАН, Африканский союз, АТЭС, Организация американских государств. Бывали на встречах «избранных» и генеральные секретари ООН, и руководители других государств. Так, в этом году ждут премьеров Голландии и Норвегии, представителей Сингапура, Вьетнама, Гвинеи и Сенегала.
Но даже при наличии специальных гостей найдутся те, кто справедливо укажет на недостаточное представительство. Причём недовольные и несправедливо обделённые наверняка обнаружатся в самых разных уголках планеты.
В числе главных обиженных можно назвать 80-миллионный Иран. Вряд ли американцы по известным причинам в ближайшее время допустят его «к столу», но иранцы вполне были бы полезны для обсуждения тем Сирии, Ирака и Афганистана. Страна является вторым в ОПЕК экспортёром нефти, обладает более чем 15% мировых запасов газа. Если брать за основу численность населения, то имеющие более 150 миллионов человек Пакистан и Бангладеш тоже могли бы считать себя обойдёнными — тем более, что Пакистан ещё и ядерным оружием обладает.
Если брать арабский мир, то 90-миллионный Египет остался вне форума, зато 30-миллионная Саудовская Аравия на нём присутствует. Справедливо это? Многие ответят отрицательно. Если Саудовская Аравия — образец теократии, то Египет — страна относительно светская… Обделили и 170-миллионную Нигерию — крупнейшую страну Африки. Кроме большого населения, она принадлежит к числу крупнейших в мире экспортёров нефти. Помимо прочего, страна является полумусульманской-полухристианской, так что и с религиозной точки зрения она могла бы представлять свой континент.
Если посмотреть на Юго-Восточную Азию, то здесь тоже обнаружатся свои обойдённые вниманием. Так, Вьетнам и Филиппины имеют более чем 100-миллионное население. В Таиланде народу меньше — порядка 70 миллионов, зато он — крупнейшая в мире страна, где исповедуют южную ветвь буддизма (хинаяну). К тому же уровень развития Таиланда повыше, чем у той же Индонезии. Ещё выше он у Малайзии, а совсем высокий — в Сингапуре. Получается, что здесь тоже кого-то не того отметили.
Если взять Латинскую Америку, то наиболее высокий уровень жизни в ней имеют Коста-Рика, Уругвай и Чили. А Колумбия по населению превосходит Аргентину. Государства Карибского моря как-то вообще выпали — их, получается, не представляет никто. Никто не сможет замолвить слово и за полтора десятка островных государств Тихого океана, которым вследствие подъёма его уровня вот-вот грозит затопление. Или за них всё решит богатая 22-миллионая Австралия? Вряд ли.
Перемещаемся в Европу, и сразу глаз упирается в Швейцарию и Норвегию. Если другие государства хотя бы представляет Евросоюз, то эти двое туда не входят. Между тем швейцарцы по объёму ВВП входят в число крупнейших экономик мира, да и норвежцы стоят недалеко. По уровню доходов на душу населения оба государства превосходят почти всех в ЕС (кроме Люксембурга). Так что негодование норвежского министра понять можно: за него кто-то решает, как ему быть, хотя северяне никого на это не уполномочивали.
Если смотреть на отдельные государства ЕС, то Испания и Голландия вполне могли бы обрести в «двадцатке» постоянное членство благодаря вхождению в 20 крупнейших экономик мира. Швеция стоит на пороге, но с выходом Великобритании она становится крупнейшей экономикой среди государств Евросоюза, не входящих в еврозону. Нет в «двадцатке» и бывших социалистических стран Европы, и тут место могла занять либо Польша (как самая большая из них), либо Чехия (как самая зажиточная).
Есть на Земле государства небольшие, зато очень богатые. Например, вспоминается тот же Сингапур, но он на фоне прочих карликов со своим пятимиллионным населением смотрится гигантом. А есть ещё Катар, Бруней, Бахрейн, Лихтенштейн, Монако, Люксембург… Их интересы кто будет представлять? Сделать вид, что от Катара, Сингапура или Монако ничего в мире не зависит, невозможно. Зависит, да ещё как…
Получается, что говорить от имени всего человечества представители стран «Большой двадцатки» могут весьма относительно. Решить вопрос представительства «обиженных» могло бы постоянное членство в ней крупнейших организаций. Так, Африканский Союз, Лига Арабских Государств, Организация исламская конференция могли бы представлять тех же Нигерию, Эфиопию, Египет, Иран или Пакистан. УНАСУР и Организация американских государств — страны Нового Света, АСЕАН и АТЭС — страны Юго-Восточной Азии.
Можно было бы дать коллективного члена «двадцатки» и СНГ — в конце концов, Россия — держава более чем региональная, и пусть интересы постсоветского пространства попеременно представляет ещё кто-то другой. В Европе же есть Северный Совет, куда входят и члены ЕС, и Норвегия с Исландией. Есть «Вышеградская группа», куда входят четыре бывшие соцстраны. Есть Бенилюкс. Им тоже можно бы предоставить права коллективного представительства.
В конце концов, формат ООН несколько великоват, хотя замены ему нет. Формат же условной «тридцатки» вполне мог бы принести куда больше пользы, чем бесцветная «двадцатка». Ведь если главная тема такого форума — разговор только двух политиков (даже Путина и Трампа), то зачем он вообще нужен? Страна-посредник и так бы нашлась. Та же Словения уже предложила свои услуги, напомнив, что Путин и Буш виделись первый раз как раз там. А тут ещё речь идёт о родине первой леди США…
А с «двадцаткой» надо что-то делать. Новости о столкновениях антиглобалистов с полицейскими, не обязательные итоговые заявления и дорогие фуршеты — это явно не то, что ожидают от сильных мира сего миллиарды страждущих по всему миру.
Вадим Трухачёв, кандидат исторических наук
Вадим Трухачев. Фото: russiancouncil.ru7–8 июля в Гамбурге пройдёт встреча «Большой двадцатки». Считается, что на ней должны приниматься ключевые для всего мира решения. Но принимаются ли? И имеют ли право решать судьбу планеты эти 20 человек, или кого-то в этот избранный клуб незаслуженно позвать «забыли»? Каждый раз, когда начинаются встречи G20, возникает один и тот же вопрос: а зачем она нужна? Дело в том, что за те девять лет, что руководители ведущих государств мира собираются поговорить об экономических и других проблемах мира, организация так и не обрела своё лицо. У неё нет ни постоянной штаб-квартиры, ни секретариата. Есть каждый год меняющаяся страна-председатель, но не более того. Панацеей от главных мировых неурядиц данный форум до сих пор не стал. Конечно, имеются на «двадцатке» свои интриги. Например, в этом году она сводится к тому, встретятся ли там Владимир Путин и Дональд Трамп, о чём они будут говорить. А раньше обсуждали, о чём станут беседовать Путин и Барак Обама, или же какая-то другая парочка мировых лидеров, отношения между которыми (или между их государствами) оставляют желать лучшего. Или, например, кто не приедет… На сей раз таковых оказалось двое — король Саудовской Аравии Салман и президент Бразилии Мишель Темер. В принципе, можно сказать, что «двадцатка» — место, где представители крупнейших мировых держав обмениваются мнениями. И если они разговаривают — значит, планета ещё как минимум год проживёт без крупных войн. С этой точки зрения, форум, безусловно, несёт в себе пользу. Но что-то большего ожидать от него трудно. До сих пор там принимали пусть и громкие, но исключительно рекомендательные документы вроде борьбы с «Исламским государством» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ, террористическая группировка, запрещена в РФ — прим. «NOVOSTI-DNY.Ru» ), коррупцией или желания добиться роста мирового ВВП по 2% в год. Возможно, не слишком высокая эффективность «двадцатки» связана с набором стран, входящих в неё. Изначально бывший премьер Канады Пол Мартин задумывал её как «расширенную восьмёрку», где развитые страны будут вместе с развивающимися отвечать на вызовы современности. Соответственно, в неё вошли США, Канада, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония и Россия. Кроме того, в клуб позвали региональных лидеров — Китай, Индию, Бразилию, ЮАР, Южную Корею, Индонезию, Турцию, Саудовскую Аравию, Аргентину, Мексику, Австралию и, наконец, Евросоюз. Вроде бы вопросы данный состав не вызывает. На долю этих стран приходится почти 70% населения, 80% мировой торговли, 90% ВВП. Вероятно, когда в 2008 году проводили первый подобный форум, тоже исходили из того, что вопросов по составу возникнуть не должно. Но спустя всего пару лет нашлись недовольные. Их общее мнение выразил бывший глава МИД Норвегии Йонас Гор Стёре. Он назвал клуб «одним из крупнейших откатов назад со времён Второй мировой войны», дав понять, что времена, когда всё решают великие державы, должны остаться в прошлом. Собственно говоря, несовершенство данной системы признали почти сразу. Каждый раз на «двадцатке» бывают специальные гости. Каждый год там неизменно появляются премьеры Испании, руководители таких региональных организаций, как АСЕАН, Африканский союз, АТЭС, Организация американских государств. Бывали на встречах «избранных» и генеральные секретари ООН, и руководители других государств. Так, в этом году ждут премьеров Голландии и Норвегии, представителей Сингапура, Вьетнама, Гвинеи и Сенегала. Но даже при наличии специальных гостей найдутся те, кто справедливо укажет на недостаточное представительство. Причём недовольные и несправедливо обделённые наверняка обнаружатся в самых разных уголках планеты. В числе главных обиженных можно назвать 80-миллионный Иран. Вряд ли американцы по известным причинам в ближайшее время допустят его «к столу», но иранцы вполне были бы полезны для обсуждения тем Сирии, Ирака и Афганистана. Страна является вторым в ОПЕК экспортёром нефти, обладает более чем 15% мировых запасов газа. Если брать за основу численность населения, то имеющие более 150 миллионов человек Пакистан и Бангладеш тоже могли бы считать себя обойдёнными — тем более, что Пакистан ещё и ядерным оружием обладает. Если брать арабский мир, то 90-миллионный Египет остался вне форума, зато 30-миллионная Саудовская Аравия на нём присутствует. Справедливо это? Многие ответят отрицательно. Если Саудовская Аравия — образец теократии, то Египет — страна относительно светская… Обделили и 170-миллионную Нигерию — крупнейшую страну Африки. Кроме большого населения, она принадлежит к числу крупнейших в мире экспортёров нефти. Помимо прочего, страна является полумусульманской-полухристианской, так что и с религиозной точки зрения она могла бы представлять свой континент. Если посмотреть на Юго-Восточную Азию, то здесь тоже обнаружатся свои обойдённые вниманием. Так, Вьетнам и Филиппины имеют более чем 100-миллионное население. В Таиланде народу меньше — порядка 70 миллионов, зато он — крупнейшая в мире страна, где исповедуют южную ветвь буддизма (хинаяну). К тому же уровень развития Таиланда повыше, чем у той же Индонезии. Ещё выше он у Малайзии, а совсем высокий — в Сингапуре. Получается, что здесь тоже кого-то не того отметили. Если взять Латинскую Америку, то наиболее высокий уровень жизни в ней имеют Коста-Рика, Уругвай и Чили. А Колумбия по населению превосходит Аргентину. Государства Карибского моря как-то вообще выпали — их, получается, не представляет никто. Никто не сможет замолвить слово и за полтора десятка островных государств Тихого океана, которым вследствие подъёма его уровня вот-вот грозит затопление. Или за них всё решит богатая 22-миллионая Австралия? Вряд ли. Перемещаемся в Европу, и сразу глаз упирается в Швейцарию и Норвегию. Если другие государства хотя бы представляет Евросоюз, то эти двое туда не входят. Между тем швейцарцы по объёму ВВП входят в число крупнейших экономик мира, да и норвежцы стоят недалеко. По уровню доходов на душу населения оба государства превосходят почти всех в ЕС (кроме Люксембурга). Так что негодование норвежского министра понять можно: за него кто-то решает, как ему быть, хотя северяне никого на это не уполномочивали. Если смотреть на отдельные государства ЕС, то Испания и Голландия вполне могли бы обрести в «двадцатке» постоянное членство благодаря вхождению в 20 крупнейших экономик мира. Швеция стоит на пороге, но с выходом Великобритании она становится крупнейшей экономикой среди государств Евросоюза, не входящих в еврозону. Нет в «двадцатке» и бывших социалистических стран Европы, и тут место могла занять либо Польша (как самая большая из них), либо Чехия (как самая зажиточная). Есть на Земле государства небольшие, зато очень богатые. Например, вспоминается тот же Сингапур, но он на фоне прочих карликов со своим пятимиллионным населением смотрится гигантом. А есть ещё Катар, Бруней, Бахрейн, Лихтенштейн, Монако, Люксембург… Их интересы кто будет представлять? Сделать вид, что от Катара, Сингапура или Монако ничего в мире не зависит, невозможно. Зависит, да ещё как… Получается, что говорить от имени всего человечества представители стран «Большой двадцатки» могут весьма относительно. Решить вопрос представительства «обиженных» могло бы постоянное членство в ней крупнейших организаций. Так, Африканский Союз, Лига Арабских Государств, Организация исламская конференция могли бы представлять тех же Нигерию, Эфиопию, Египет, Иран или Пакистан. УНАСУР и Организация американских государств — страны Нового Света, АСЕАН и АТЭС — страны Юго-Восточной Азии. Можно было бы дать коллективного члена «двадцатки» и СНГ — в конце концов, Россия — держава более чем региональная, и пусть интересы постсоветского пространства попеременно представляет ещё кто-то другой. В Европе же есть Северный Совет, куда входят и члены ЕС, и Норвегия с Исландией. Есть «Вышеградская группа», куда входят четыре бывшие соцстраны. Есть Бенилюкс. Им тоже можно бы предоставить права коллективного представительства. В конце концов, формат ООН несколько великоват, хотя замены ему нет. Формат же условной «тридцатки» вполне мог бы принести куда больше пользы, чем бесцветная «двадцатка». Ведь если главная тема такого форума — разговор только двух политиков (даже Путина и Трампа), то зачем он вообще нужен? Страна-посредник и так бы нашлась. Та же Словения уже предложила свои услуги, напомнив, что Путин и Буш виделись первый раз как раз там. А тут ещё речь идёт о родине первой леди США… А с «двадцаткой» надо что-то делать. Новости о столкновениях антиглобалистов с полицейскими, не обязательные итоговые заявления и дорогие фуршеты — это явно не то, что ожидают от сильных мира сего миллиарды страждущих по всему миру. Вадим Трухачёв, кандидат исторических наук