✔ "Врывались в дома и насиловали греческих и армянских женщин" - Орхан Памук о Стамбульском погроме в сентябре 1955 года - NovostiNK - Новости Армении - «Новости Армении»
Радислав 8-09-2019, 00:11 193 Мир / Россия / Армения
ПОХОЖИЕ
7 сентября 2019, 19:50 - NovostiNK Стамбульский погром— один из самых значительных и самый последний массовый погром 6-7 сентября 1955 года на территории Турции. Очень часто о нем говорят как об избиении стамбульских греков, почему-то исключая армян.
В 1955 году, когда английские войска покидали Кипр, а Греция готовилась взять остров целиком, в Салониках агент турецких спецслужб бросил в дом гранату, где родился Ататюрк. Последствия этого действия подробно развернуты Орханом Памуком в нобелевском фолианте «Стамбул. Город воспоминаний». После спецвыпуска стамбульской прессы по всему городу, на площади Таксим собрались погромщики и стали быть лавки в Бейоглу.
«Самые страшные события происходили в трех районах города, где жило много греков: в Ортакёе, Балыклы, Саматье, Фенере...Банды погромщиков разоряли и поджигали скромные бакалейные и молочные лавки, врывались в дома и насиловали греческих и армянских женщин. Можно сказать, - продолжает Памук, - что по своей свирепости они не уступали солдатам Мехмета Завоевателя, грабившим Стамбул после его взятия. ...Позже выяснилось, что их организаторы, поощряемые властями, говорили погромщикам, что те не понесут никакого наказания за свои действия. Любому немусульманину, рискнувшему показаться на улице в ту ночь, грозило линчевание. Наутро Истикляль и другие улицы Бейоглу были усеяны вещами, которые грабители не смогли унести с собой из разгромленных лавок, но с наслаждением разломали и разорвали на куски...Рядом стояли танки, слишком поздно прибывшие для усмирения беспорядков В те дни лавочник Алааддин под влиянием растущего турецкого национализма стал продавать в своей лавке маленькие турецкие флажки...»
Орхану Памуку, будущему защитнику идеи признания Геноцида армян в Османской империи и Нобелевскому лауреату в области литературы в момент погрома было всего три года. Разумеется, тогда в полной мере он не смог постичь ужасы той трагедии, но именно эти события и перевернули его детское сознание. Писатель черкесского происхождения родился в респектабельной семье в квартале Нишанташи, но турецкая действительность тех лет уже предопределила амбивалентность его сознания. Одной из его любимых тем стал "хюзун" - тоска по Османским временам. Для писателя имеет принципиальное значение разница в ментальности представителя османской культуры и турецкой. В своих произведениях он пишет о том, что османская была взращена на силе жизни, элитарности, ее рафинированная культура и социальная жизнь были результатом большого трудолюбия ее жителей, которые любили учиться и постоянно постигать что-то новое. Совсем другое - жизнь Турции, где первыми стали временщики, торгаши (по сути Турция и уничтожила османское наследие), эта перевернутая пирамида ценностей и становится причиной депрессии и уныния писателя, который не видит для своей страны оптимистичного сценария будущего.
Валерия Олюнина
Источник: NovostiNK
Поделитесь с друзьями:
7 сентября 2019, 19:50 - NovostiNK Стамбульский погром— один из самых значительных и самый последний массовый погром 6-7 сентября 1955 года на территории Турции. Очень часто о нем говорят как об избиении стамбульских греков, почему-то исключая армян. В 1955 году, когда английские войска покидали Кипр, а Греция готовилась взять остров целиком, в Салониках агент турецких спецслужб бросил в дом гранату, где родился Ататюрк. Последствия этого действия подробно развернуты Орханом Памуком в нобелевском фолианте «Стамбул. Город воспоминаний». После спецвыпуска стамбульской прессы по всему городу, на площади Таксим собрались погромщики и стали быть лавки в Бейоглу. «Самые страшные события происходили в трех районах города, где жило много греков: в Ортакёе, Балыклы, Саматье, Фенере.Банды погромщиков разоряли и поджигали скромные бакалейные и молочные лавки, врывались в дома и насиловали греческих и армянских женщин. Можно сказать, - продолжает Памук, - что по своей свирепости они не уступали солдатам Мехмета Завоевателя, грабившим Стамбул после его взятия. .Позже выяснилось, что их организаторы, поощряемые властями, говорили погромщикам, что те не понесут никакого наказания за свои действия. Любому немусульманину, рискнувшему показаться на улице в ту ночь, грозило линчевание. Наутро Истикляль и другие улицы Бейоглу были усеяны вещами, которые грабители не смогли унести с собой из разгромленных лавок, но с наслаждением разломали и разорвали на куски.Рядом стояли танки, слишком поздно прибывшие для усмирения беспорядков В те дни лавочник Алааддин под влиянием растущего турецкого национализма стал продавать в своей лавке маленькие турецкие флажки.» Орхану Памуку, будущему защитнику идеи признания Геноцида армян в Османской империи и Нобелевскому лауреату в области литературы в момент погрома было всего три года. Разумеется, тогда в полной мере он не смог постичь ужасы той трагедии, но именно эти события и перевернули его детское сознание. Писатель черкесского происхождения родился в респектабельной семье в квартале Нишанташи, но турецкая действительность тех лет уже предопределила амбивалентность его сознания. Одной из его любимых тем стал "хюзун" - тоска по Османским временам. Для писателя имеет принципиальное значение разница в ментальности представителя османской культуры и турецкой. В своих произведениях он пишет о том, что османская была взращена на силе жизни, элитарности, ее рафинированная культура и социальная жизнь были результатом большого трудолюбия ее жителей, которые любили учиться и постоянно постигать что-то новое. Совсем другое - жизнь Турции, где первыми стали временщики, торгаши (по сути Турция и уничтожила османское наследие), эта перевернутая пирамида ценностей и становится причиной депрессии и уныния писателя, который не видит для своей страны оптимистичного сценария будущего. Валерия Олюнина Источник: NovostiNK Поделитесь с друзьями: