✔ Холода усугубили кризис в кавказской энергетике - «Россия»
Гликерия 22-02-2017, 23:00 193 Мир / Россия
ПОХОЖИЕ
Как сообщил на совещании, состоявшемся 22 февраля в правительстве Дагестана, управляющий директор Дагестанской энергосбытовой компании (ПАО «ДЭСК») Андрей Ерешкин, на начало месяца долги предприятий ЖКХ республики за электричество приблизились к уровню 1 млрд рублей, а задолженность населения — к 3,2 млрд рублей. Для сравнения, на начало отопительного сезона коммунальные предприятия были должны порядка 800 млн рублей, а население, по оценке на август прошлого года, 2,3 млрд рублей. Причем объявленные Ерешкиным цифры будут, скорее всего, существенно скорректированы в сторону повышения к концу отопительного сезона. Февраль в равнинной части Дагестана, где проживает основное население республики, выдался непривычно холодным, со снегом и устойчивой минусовой температурой.
В самом конце прошлого года на заседании правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития СКФО премьер-министр Дмитрий Медведев констатировал, что общая задолженность за электричество на оптовом рынке в регионе за истекший год выросла на четверть и составила почти 25 млрд рублей, или 41% общероссийской задолженности. На розничном рынке общая задолженность достигла уровня около 21 млрд рублей. Кроме того, было сказано, что долги за газ на Северном Кавказе выросли за год на 10%, до более 70 млрд рублей.
Декабрьские заседания правительственной комиссии по СКФО, посвященные положению дел в топливно-энергетическом комплексе региона, уже давно приобрели в некотором роде ритуальный характер. Всякий раз они включают в себя признание того, что долги за электричество и газ снова выросли, за этим следует категорическое требование председателя правительства разобраться и наказать виновных — и спустя год все повторяется по тому же сценарию. Причем постоянно ухудшающаяся ситуация с энергодолгами выглядит тем более гротескно, что на протяжении года и власти, и энергокомпании регулярно рапортуют о том, что в отношении неплательщиков предпринимаются «решительные меры».
О том, что положение дел в кавказской энергетике становится все более критическим, свидетельствует анализ финансового состояния компаний-гарантпоставщиков электроэнергии в республиках Северного Кавказа. Еще сравнительно недавно, по итогам 2013 года, три из них — «Каббалкэнерго», «Карачаево-Черкесскэнерго» и североосетинский «Севкавказэнерго» — показали чистую прибыль, пусть и небольшую. Но уже в 2015 году все до единого гарантирующие энергосбыты республик оказались убыточными на сотни миллионов рублей, а в прошлом году ситуация усугубилась. По данным системы «СПАРК-ИНтерфакс», за два квартала 2016 года «Севкавказэнерго» показал чистый убыток в размере 658,3 млн рублей, у ДЭСК убыток всего за два квартала превысил 2,241 млрд рублей, у «Каббалкэнерго» за этот же период — 143 млн рублей. Помимо убытков и долгов перед кредиторами, к энергосбытовым компаниям округа накопились крупные претензии со стороны антимонопольных органов. По данным крупнейшей в СКФО электросетевой компании «МРСК Северного Кавказа», они уже приближаются к миллиарду рублей, и денег на их погашение у гарантпоставщиков нет.
Первые санкции в отношении проблемных гарантирующих сбытов последовали еще в 2015 году, когда некоммерческое партнерство оптового рынка электроэнергии «Совет рынка» лишило статуса гарантпоставщиков чеченскую компанию «Нурэнерго» и ингушскую «Ингушэнерго», после чего их функции были в соответствии с законодательством временно переданы сетевым организациям. В январе этого года такая же перспектива замаячила перед осетинским «Севкавказэнерго», который за последние месяцы неоднократно нарушал требования об оплате на оптовом рынке электроэнергии. По данным управляющего директора АО «Севкавказэнерго» Казбека Хаблиева, своевременно расплачиваться с поставщиками на оптовом рынке препятствует растущий объем дебиторской задолженности потребителей, который уже превысил 1 млрд рублей. В столь же плачевном состоянии оказался и дагестанский гарантпоставщик — в материалах дисциплинарной комиссии «Совета рынка» содержатся неоднократные рекомендации лишить ДЭСК соответствующего статуса.
На данный момент решение по «Севкавказэнерго» не принято, но убирать проблемных гарантпоставщиков с рынка и передавать их функции сетевикам не является панацеей, убежден эксперт по северокавказской энергетике, генеральный директор Агентства региональных энергетических проектов Рустам Егожев. Об этом, по его мнению, свидетельствуют результаты подобного эксперимента в Чечне и Ингушетии: начав работать с нуля в статусе гарантпоставщиков электроэнергии, сетевые компании лишь нарастили долги.
«Это было ожидаемо, чуда никто не ожидал. Несмотря на то, что долги потребителей перед бывшими гарантпоставщиками снизились, поскольку потребители понемногу закрывают свои обязательства, общая дебиторская задолженность в рознице по обеим республикам приросла. Иными словами, от смены гарантпоставщиков в Ингушетии и Чечне каких-либо явных положительных изменений не наблюдается. В числе основных неплательщиков числятся все те же группы потребителей — население и предприятия ЖКХ, причем в случае с долгами населения основная проблема кроется в управляющих компаниях», — комментирует Рустам Егожев.
Как уже отмечало «NOVOSTI-DNY.Ru», в прошлом году власти и энергокомпании рассчитывали поправить ситуацию с долгами за счет принятых поправок в законодательство, направленных на укрепление дисциплины в ЖКХ. В частности, были увеличены штрафы за самовольное подключение и безучетное использование энергоресурсов, повышены пени для должников, а ряд потребителей, таких как предприятия ЖКХ, обязали предоставлять финансовые гарантии по оплате энергоресурсов во избежание мошеннических схем. Однако эти поправки так и не заработали, а с начала текущего года у неплательщиков возникла еще одна возможность наращивать долги благодаря введение нормативов общедомовых нужд (ОДН) потребления энергоресурсов вместо включения этих расходов в индивидуальные платежки абонентов. «Под флагом социальной справедливости это окончательно поставило крест на любой возможности для гарантпоставщиков бороться с неплатежами управляющих компаний, так как получить стоимость сверхнормативного ОДН от них будет невозможно», — считает Рустам Егожев.
«На эту ситуацию, — добавляет эксперт, — накладываются еще и проблемы самих сетевых компаний, связанные со сверхнормативными потерями и хищениями электроэнергии, которые на Северном Кавказе значительно превышают среднероссийские нормативы. В таких условиях сетевые организации, которым присвоен статус гарантпоставщиков, будут вынуждены решать свои проблемы за счет оптового рынка, особенно осознавая свой временный характер в этом статусе. Таким образом, совершенно неважно, появится ли новый гарантпоставщик или же в этом статусе останутся сетевые компании. Долги будут неизбежно расти, если не бороться с ними на уровне конечных потребителей, в том числе прикрываясь социальной справедливостью».
Николай Проценко
Длинный отопительный сезон на Кавказе повышает риски роста неплатежей за энергоресурсы. Фото: yandex.netНепривычно холодная зима обострила хронические проблемы энергетики Северного Кавказа. Энергосбытовые компании — гарантирующие поставщики электроэнергии столкнулись с новой волной роста неплатежей, которая в очередной раз ухудшила их и без того плачевное финансовое положение. Однако все меры государства и энергокомпаний по исправлению ситуации по-прежнему остаются тщетными. Как сообщил на совещании, состоявшемся 22 февраля в правительстве Дагестана, управляющий директор Дагестанской энергосбытовой компании (ПАО «ДЭСК») Андрей Ерешкин, на начало месяца долги предприятий ЖКХ республики за электричество приблизились к уровню 1 млрд рублей, а задолженность населения — к 3,2 млрд рублей. Для сравнения, на начало отопительного сезона коммунальные предприятия были должны порядка 800 млн рублей, а население, по оценке на август прошлого года, 2,3 млрд рублей. Причем объявленные Ерешкиным цифры будут, скорее всего, существенно скорректированы в сторону повышения к концу отопительного сезона. Февраль в равнинной части Дагестана, где проживает основное население республики, выдался непривычно холодным, со снегом и устойчивой минусовой температурой. В самом конце прошлого года на заседании правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития СКФО премьер-министр Дмитрий Медведев констатировал, что общая задолженность за электричество на оптовом рынке в регионе за истекший год выросла на четверть и составила почти 25 млрд рублей, или 41% общероссийской задолженности. На розничном рынке общая задолженность достигла уровня около 21 млрд рублей. Кроме того, было сказано, что долги за газ на Северном Кавказе выросли за год на 10%, до более 70 млрд рублей. Декабрьские заседания правительственной комиссии по СКФО, посвященные положению дел в топливно-энергетическом комплексе региона, уже давно приобрели в некотором роде ритуальный характер. Всякий раз они включают в себя признание того, что долги за электричество и газ снова выросли, за этим следует категорическое требование председателя правительства разобраться и наказать виновных — и спустя год все повторяется по тому же сценарию. Причем постоянно ухудшающаяся ситуация с энергодолгами выглядит тем более гротескно, что на протяжении года и власти, и энергокомпании регулярно рапортуют о том, что в отношении неплательщиков предпринимаются «решительные меры». О том, что положение дел в кавказской энергетике становится все более критическим, свидетельствует анализ финансового состояния компаний-гарантпоставщиков электроэнергии в республиках Северного Кавказа. Еще сравнительно недавно, по итогам 2013 года, три из них — «Каббалкэнерго», «Карачаево-Черкесскэнерго» и североосетинский «Севкавказэнерго» — показали чистую прибыль, пусть и небольшую. Но уже в 2015 году все до единого гарантирующие энергосбыты республик оказались убыточными на сотни миллионов рублей, а в прошлом году ситуация усугубилась. По данным системы «СПАРК-ИНтерфакс», за два квартала 2016 года «Севкавказэнерго» показал чистый убыток в размере 658,3 млн рублей, у ДЭСК убыток всего за два квартала превысил 2,241 млрд рублей, у «Каббалкэнерго» за этот же период — 143 млн рублей. Помимо убытков и долгов перед кредиторами, к энергосбытовым компаниям округа накопились крупные претензии со стороны антимонопольных органов. По данным крупнейшей в СКФО электросетевой компании «МРСК Северного Кавказа», они уже приближаются к миллиарду рублей, и денег на их погашение у гарантпоставщиков нет. Первые санкции в отношении проблемных гарантирующих сбытов последовали еще в 2015 году, когда некоммерческое партнерство оптового рынка электроэнергии «Совет рынка» лишило статуса гарантпоставщиков чеченскую компанию «Нурэнерго» и ингушскую «Ингушэнерго», после чего их функции были в соответствии с законодательством временно переданы сетевым организациям. В январе этого года такая же перспектива замаячила перед осетинским «Севкавказэнерго», который за последние месяцы неоднократно нарушал требования об оплате на оптовом рынке электроэнергии. По данным управляющего директора АО «Севкавказэнерго» Казбека Хаблиева, своевременно расплачиваться с поставщиками на оптовом рынке препятствует растущий объем дебиторской задолженности потребителей, который уже превысил 1 млрд рублей. В столь же плачевном состоянии оказался и дагестанский гарантпоставщик — в материалах дисциплинарной комиссии «Совета рынка» содержатся неоднократные рекомендации лишить ДЭСК соответствующего статуса. На данный момент решение по «Севкавказэнерго» не принято, но убирать проблемных гарантпоставщиков с рынка и передавать их функции сетевикам не является панацеей, убежден эксперт по северокавказской энергетике, генеральный директор Агентства региональных энергетических проектов Рустам Егожев. Об этом, по его мнению, свидетельствуют результаты подобного эксперимента в Чечне и Ингушетии: начав работать с нуля в статусе гарантпоставщиков электроэнергии, сетевые компании лишь нарастили долги. «Это было ожидаемо, чуда никто не ожидал. Несмотря на то, что долги потребителей перед бывшими гарантпоставщиками снизились, поскольку потребители понемногу закрывают свои обязательства, общая дебиторская задолженность в рознице по обеим республикам приросла. Иными словами, от смены гарантпоставщиков в Ингушетии и Чечне каких-либо явных положительных изменений не наблюдается. В числе основных неплательщиков числятся все те же группы потребителей — население и предприятия ЖКХ, причем в случае с долгами населения основная проблема кроется в управляющих компаниях», — комментирует Рустам Егожев. Как уже отмечало «NOVOSTI-DNY.Ru», в прошлом году власти и энергокомпании рассчитывали поправить ситуацию с долгами за счет принятых поправок в законодательство, направленных на укрепление дисциплины в ЖКХ. В частности, были увеличены штрафы за самовольное подключение и безучетное использование энергоресурсов, повышены пени для должников, а ряд потребителей, таких как предприятия ЖКХ, обязали предоставлять финансовые гарантии по оплате энергоресурсов во избежание мошеннических схем. Однако эти поправки так и не заработали, а с начала текущего года у неплательщиков возникла еще одна возможность наращивать долги благодаря введение нормативов общедомовых нужд (ОДН) потребления энергоресурсов вместо включения этих расходов в индивидуальные платежки абонентов. «Под флагом социальной справедливости это окончательно поставило крест на любой возможности для гарантпоставщиков бороться с неплатежами управляющих компаний, так как получить стоимость сверхнормативного ОДН от них будет невозможно», — считает Рустам Егожев. «На эту ситуацию, — добавляет эксперт, — накладываются еще и проблемы самих сетевых компаний, связанные со сверхнормативными потерями и хищениями электроэнергии, которые на Северном Кавказе значительно превышают среднероссийские нормативы. В таких условиях сетевые организации, которым присвоен статус гарантпоставщиков, будут вынуждены решать свои проблемы за счет оптового рынка, особенно осознавая свой временный характер в этом статусе. Таким образом, совершенно неважно, появится ли новый гарантпоставщик или же в этом статусе останутся сетевые компании. Долги будут неизбежно расти, если не бороться с ними на уровне конечных потребителей, в том числе прикрываясь социальной справедливостью». Николай Проценко