✔ Анпилогов: Эстония рискует превратиться в атомное поле экспериментов - «Европа»
Michaelson 27-06-2019, 16:18 193 Мир / Европа
ПОХОЖИЕ
13:19В случае установки в Эстонии малого модульного реактора нового поколения страна превратится в ядерное «поле экспериментов» для канадско-британской фирмы Moltex Energy. Такое мнение высказал в беседе со «Sputnik Эстония» эксперт по ядерной энергетике, директор фонда исторических исследований «Основание» Алексей Анпилогов.
Напомним, две недели назад министр экономики и инфраструктуры Таави Аас заявил, что приветствует начало дебатов на тему строительства в Эстонии атомной электростанции нового поколения. Аас считает, что в Эстонии есть места, подходящие для АЭС, например, городок на севере страны Кунда, сообщает портал err.ee.
«Я считаю, что у нас есть территории, относительно „нечувствительные“ к строительству такой станции. В качестве возможного места, например, предлагали Кунда, где уже сейчас имеются мощности для транспорта электроэнергии», — отметил Аас.
Министр финансов Мартин Хельме выступил с предложением начать подготовку поправок к законам, чтобы к 2030 году в Эстонии можно было запустить атомную электростанцию. По словам Ааса, речь идет об АЭС четвертого поколения. «Пока что рано говорить, реально ли запустить ее в 2030 году. По всей вероятности, это могло бы быть реальным, но повлечет за собой обширное изменение законов и общественные дебаты, — считает министр. — Но если мы хотим, чтобы у нас вообще когда-либо появилась атомная электростанция нового поколения, то правильно начать уже сейчас».
Однако, по словам Анпилогова, у компании Moltex Energy, предложившей Эстонии установку «компактного» ядерного реактора, пока нет даже его «толкового» проекта, не говоря уже о собственном опыте постройки АЭС.
«Есть лишь красивые трехмерные картинки. Moltex Energy пока лишь взяла себе на работу несколько специалистов, которые до этого уже занимались канадскими тяжеловодными реакторами на природном уране. Идею того модульного небольшого реактора, который предлагает Moltex Energy, пока никто еще не реализовал на практике. Все рассказы о том, что такой реактор будет полностью безопасным, полностью самоутилизированным и проработает достаточно долго без обслуживания — это все пока не более чем концепция», — заметил Анпилогов.
В данном случае, как он считает, Эстония идет на поводу своих собственных пожеланий, которые слабо соотносятся с физическими реалиями и технологическими возможностями. Анпилогов рассказал, что предлагаемый Эстонии реактор предполагает несколько неочевидных решений. По его подсчетам, из-за небольшой мощности себестоимость вырабатываемой им электроэнергии будет более высокой, чем на гигаватных или полуторагигаватных блоках, на которые сейчас переходит мировая энергетика. «Да и сама концепция этого реактора — непроверенная, поскольку нет уже построенных реакторов такого типа», — объяснил Анпилогов.
Сроки обслуживания, которые подразумевают длительный период работы без перезагрузки, подразумевают высокое обогащение природного урана. Это сразу же, как подчеркнул эксперт, вызовет вопросы о местах его хранения со стороны и США, и России, поскольку такое топливо уже пригодно для изготовления ядерного оружия. В подобной ситуации сейчас оказался Иран. «Таким образом, Эстония идет по очень тонкому льду», — констатирует Анпилогов. Меры безопасности, применяемые к такому реактору, предъявляются более строгие, чем к тяжеловодному реактору на природном уране или легководному на низкообогащенном уране. У Эстонии, по словам эксперта, возникнет масса политических и террористических рисков, на которые нужно будет каким-то образом ответить.
Желание Эстонии стать энергонезависимой, по словам эксперта, вполне понятно Анпилогову. С одной стороны, как он напомнил, страна уже заявила о своем желании выйти из энергокольца БРЭЛЛ, с другой — альтернатива европейской электроэнергии кажется слишком дорогой. Это подвигло на новые поиски выхода из новой, уже европейской энергозависимости. Отсюда и разговоры об установке реактора, который пока еще даже не создан. Скорее всего, полагает Анпилогов, ни у Moltex Energy, ни у самой Эстонии нет своих средств на создание этого реактора, поэтому средства будут привлекаться с открытого рынка. «Однако в этом случае Эстония будет выполнять роль „подопытной собачки“, на которой будет отработана экспериментальная модель этого реактора», — предсказал он.
«У Эстонии нет своих служб по контролю за безопасностью таких сложных объектов, поэтому Moltex Energy легче будет получить разрешение на постройку своего реактора на ее территории, чем в какой-либо другой стране», — заметил Анпилогов.
Эксперт уверен, что для России это будет «не очень хороший вариант», когда по соседству с ней установят «опытный» реактор. Однако, в Евросоюзе, членом которого является Эстония, вопрос об атомной энергетике делегирован на национальный уровень. Каждая страна ЕС сама определяет свои предпочтения в энергетической политике. Апилогов напомнил, что, к примеру, Германия и Италия закрыли свои АЭС, Испания собирается закрыть, а Франция, наоборот, активно строит новые атомные электростанции. В свою очередь, Финляндия, Венгрия, Болгария и Чехия совершенно спокойно продолжают эксплуатировать АЭС российского «дизайна».
«Эстония в данном случае будет кичиться своим национальным суверенитетом, но у Брюсселя могут возникнуть совершенно обоснованные вопросы по поводу безопасности ее ядерного реактора. Бурю одобрения эстонский ядерный реактор в ЕС не вызовет, скорее, наоборот, но реально повлиять на Таллинн в этом вопросе европейцы не смогут. Тем более что Эстония явно будет упирать на то, что уходит от „плохой“ российской энергии к „хорошей“ европейской. Но разрабатываемый в Европарламенте утопический план перевести всю энергетику ЕС к 2030 году на „зеленую“ основу Эстония явно не потянет — поскольку „зеленую“ энергетику очень трудно развивать в высоких широтах, где угол падения солнечных лучей довольно низок, а ветер относительно слаб. Парадоксально, но чем больше ЕС пытается уйти в „зеленую“ энергетику, тем больше растет потребление природного газа, подаваемого из России. Мой прогноз состоит в том, что поиски выхода из „энергозависимости от России“ приведут к тому, что в эстонских домах будет просто холодно», — предсказал эксперт.
Отметим, что подписанный план рассинхронизации эстонских энергосетей с российскими вынудил Эстонию искать источники новой дешевой энергии. Весной 2019 года эстонская компания Fermi Energia подписала протокол о намерениях с фирмой канадско-британской Moltex Energy, разрабатывающей ядерные реакторы нового поколения. Первый такой жидкосолевой реактор мощностью 300 МВт Moltex Energy собирается построить в 2028 году в Канаде. По мнению директора по развитию бизнеса компании Саймона Ньютона, Эстония представляет собой идеальное место для внедрения нового источника энергии. Согласно намеченным планам, первая «мини-АЭС» будет построена в Эстонии в начале следующего десятилетия.
Министр экономики и инфраструктуры в правительстве Эстонии Таави Аас уже заявил, что в стране есть места, в которых можно построить атомную электростанцию без особых издержек для местного населения и окружающей среды. По его мнению, своя АЭС поможет ещё большему укреплению энергетической безопасности государства.
27 июня 2019 13:19 В случае установки в Эстонии малого модульного реактора нового поколения страна превратится в ядерное «поле экспериментов» для канадско-британской фирмы Moltex Energy. Такое мнение высказал в беседе со «Sputnik Эстония» эксперт по ядерной энергетике, директор фонда исторических исследований «Основание» Алексей Анпилогов. Напомним, две недели назад министр экономики и инфраструктуры Таави Аас заявил, что приветствует начало дебатов на тему строительства в Эстонии атомной электростанции нового поколения. Аас считает, что в Эстонии есть места, подходящие для АЭС, например, городок на севере страны Кунда, сообщает портал err.ee. «Я считаю, что у нас есть территории, относительно „нечувствительные“ к строительству такой станции. В качестве возможного места, например, предлагали Кунда, где уже сейчас имеются мощности для транспорта электроэнергии», — отметил Аас. Министр финансов Мартин Хельме выступил с предложением начать подготовку поправок к законам, чтобы к 2030 году в Эстонии можно было запустить атомную электростанцию. По словам Ааса, речь идет об АЭС четвертого поколения. «Пока что рано говорить, реально ли запустить ее в 2030 году. По всей вероятности, это могло бы быть реальным, но повлечет за собой обширное изменение законов и общественные дебаты, — считает министр. — Но если мы хотим, чтобы у нас вообще когда-либо появилась атомная электростанция нового поколения, то правильно начать уже сейчас». Однако, по словам Анпилогова, у компании Moltex Energy, предложившей Эстонии установку «компактного» ядерного реактора, пока нет даже его «толкового» проекта, не говоря уже о собственном опыте постройки АЭС. «Есть лишь красивые трехмерные картинки. Moltex Energy пока лишь взяла себе на работу несколько специалистов, которые до этого уже занимались канадскими тяжеловодными реакторами на природном уране. Идею того модульного небольшого реактора, который предлагает Moltex Energy, пока никто еще не реализовал на практике. Все рассказы о том, что такой реактор будет полностью безопасным, полностью самоутилизированным и проработает достаточно долго без обслуживания — это все пока не более чем концепция», — заметил Анпилогов. В данном случае, как он считает, Эстония идет на поводу своих собственных пожеланий, которые слабо соотносятся с физическими реалиями и технологическими возможностями. Анпилогов рассказал, что предлагаемый Эстонии реактор предполагает несколько неочевидных решений. По его подсчетам, из-за небольшой мощности себестоимость вырабатываемой им электроэнергии будет более высокой, чем на гигаватных или полуторагигаватных блоках, на которые сейчас переходит мировая энергетика. «Да и сама концепция этого реактора — непроверенная, поскольку нет уже построенных реакторов такого типа», — объяснил Анпилогов. Сроки обслуживания, которые подразумевают длительный период работы без перезагрузки, подразумевают высокое обогащение природного урана. Это сразу же, как подчеркнул эксперт, вызовет вопросы о местах его хранения со стороны и США, и России, поскольку такое топливо уже пригодно для изготовления ядерного оружия. В подобной ситуации сейчас оказался Иран. «Таким образом, Эстония идет по очень тонкому льду», — констатирует Анпилогов. Меры безопасности, применяемые к такому реактору, предъявляются более строгие, чем к тяжеловодному реактору на природном уране или легководному на низкообогащенном уране. У Эстонии, по словам эксперта, возникнет масса политических и террористических рисков, на которые нужно будет каким-то образом ответить. Желание Эстонии стать энергонезависимой, по словам эксперта, вполне понятно Анпилогову. С одной стороны, как он напомнил, страна уже заявила о своем желании выйти из энергокольца БРЭЛЛ, с другой — альтернатива европейской электроэнергии кажется слишком дорогой. Это подвигло на новые поиски выхода из новой, уже европейской энергозависимости. Отсюда и разговоры об установке реактора, который пока еще даже не создан. Скорее всего, полагает Анпилогов, ни у Moltex Energy, ни у самой Эстонии нет своих средств на создание этого реактора, поэтому средства будут привлекаться с открытого рынка. «Однако в этом случае Эстония будет выполнять роль „подопытной собачки“, на которой будет отработана экспериментальная модель этого реактора», — предсказал он. «У Эстонии нет своих служб по контролю за безопасностью таких сложных объектов, поэтому Moltex Energy легче будет получить разрешение на постройку своего реактора на ее территории, чем в какой-либо другой стране», — заметил Анпилогов. Эксперт уверен, что для России это будет «не очень хороший вариант», когда по соседству с ней установят «опытный» реактор. Однако, в Евросоюзе, членом которого является Эстония, вопрос об атомной энергетике делегирован на национальный уровень. Каждая страна ЕС сама определяет свои предпочтения в энергетической политике. Апилогов напомнил, что, к примеру, Германия и Италия закрыли свои АЭС, Испания собирается закрыть, а Франция, наоборот, активно строит новые атомные электростанции. В свою очередь, Финляндия, Венгрия, Болгария и Чехия совершенно спокойно продолжают эксплуатировать АЭС российского «дизайна». «Эстония в данном случае будет кичиться своим национальным суверенитетом, но у Брюсселя могут возникнуть совершенно обоснованные вопросы по поводу безопасности ее ядерного реактора. Бурю одобрения эстонский ядерный реактор в ЕС не вызовет, скорее, наоборот, но реально повлиять на Таллинн в этом вопросе европейцы не смогут. Тем более что Эстония явно будет упирать на то, что уходит от „плохой“ российской энергии к „хорошей“ европейской. Но разрабатываемый в Европарламенте утопический план перевести всю энергетику ЕС к 2030 году на „зеленую“ основу Эстония явно не потянет — поскольку „зеленую“ энергетику очень трудно развивать в высоких широтах, где угол падения солнечных лучей довольно низок, а ветер относительно слаб. Парадоксально, но чем больше ЕС пытается уйти в „зеленую“ энергетику, тем больше растет потребление природного газа, подаваемого из России. Мой прогноз состоит в том, что поиски выхода из „энергозависимости от России“ приведут к тому, что в эстонских домах будет просто холодно», — предсказал эксперт. Отметим, что подписанный план рассинхронизации эстонских энергосетей с российскими вынудил Эстонию искать источники новой дешевой энергии. Весной 2019 года эстонская компания Fermi Energia подписала протокол о намерениях с фирмой канадско-британской Moltex Energy, разрабатывающей ядерные реакторы нового поколения. Первый такой жидкосолевой реактор мощностью 300 МВт Moltex Energy собирается построить в 2028 году в Канаде. По мнению директора по развитию бизнеса компании Саймона Ньютона, Эстония представляет собой идеальное место для внедрения нового источника энергии. Согласно намеченным планам, первая «мини-АЭС» будет построена в Эстонии в начале следующего десятилетия. Министр экономики и инфраструктуры в правительстве Эстонии Таави Аас уже заявил, что в стране есть места, в которых можно построить атомную электростанцию без особых издержек для местного населения и окружающей среды. По его мнению, своя АЭС поможет ещё большему укреплению энергетической безопасности государства.