✔ Нравоучения или ксенофобия: о чем говорила Зурабишвили в Самцхе-Джавахети? - «Европа»
Calhoun 21-04-2019, 08:17 193 Мир / Европа
ПОХОЖИЕ
07:10Действующий президент Грузии Саломе Зурабишвили посетила с двухдневным визитом высокогорный регион страны Самцхе-Джавахети, являющийся местом компактного проживания армян, составляющих здесь большинство. Исторически сложилось так, что Грузия с древнейших времен была страной многонациональной, многоконфессионной, и это этническое и религиозное многоцветие не только никогда не мешало, а скорее способствовало ее дальнейшему развитию.
Программа президентского визита была достаточно насыщенной. Саломе Зурабишвили побывала в Ахалкалакском и Ниноцмидском районах, ознакомилась с известным в регионе рыбным хозяйством, где его хозяин бизнесмен Армен Хачатрян ознакомил президента с устройством процесса выращивания рыбы и радушно пригласил ее и всех ее гостей на дегустацию форели и икры.
Помимо экономического аспекта президент уделила внимание и духовному — посетила почитаемую в регионе церковь Сурб Хач (Святого Креста), встретилась с ее настоятелем Тер Егише Арутюняном, ознакомилась с местным просвещением на школьном уровне.
Жителям региона известно, что связывает Саломе Зурабишвили с армянским народом. Рожденная во Франции в семье политэмигрантов, она еще в детстве знала от родителей о братском соседском народе, о том, что прародители армянского и грузинского народов — Хайос и Картлос — были родными братьями. Их семейный доктор Рубен Авакян был близким другом семьи и познакомил их еще с одним армянином. Мама президента Грузии танцевала с Шарлем Азнавуром еще до того, как тот стал великим шансонье. Находясь в регионе перед выборами президента, Зурабишвили, тогда еще претендент на этот пост, предложила собравшимся почтить минутой молчания память их знаменитого земляка, так горячо и нежно любящего край, где были его исторические корни.
За это выступление на Зурабишвили, которую поддерживала правящая партия, яростно обрушилась «саакашвилиевская» оппозиция, обвинив ее в некорректных, чуть ли не антитурецких заявлениях. На самом деле, ничего антитурецкого Зурабишвили не говорила. Она просто напомнила собравшимся о том, Саакашвили в огромном количестве раздал грузинское гражданство туркам — гражданам другого государства и не восстанавливал грузинское гражданство у жителей собственной страны. Это чистейшая правда, и обижаться здесь не на кого. Кандидат в президенты тогда обещала ввести двойное гражданство и обеспечить всем равенство перед законом.
Разумеется, после этого не надо удивляться тому, что Зурабишвили в Самцхе-Джавахети одержала победу с огромным преимуществом. У «националов» с их национальной политикой в этом регионе всегда были проблемы (чего только стоили словесные разборки и выяснения отношений между бывшим политзаключенным Ваагом Чахаляном и президентом Саакашвили — только что за грудки не хватали друг друга).
Так почему же тема гражданства вдруг приобрела такую актуальность? О том, насколько тяжела экономическая ситуация в Грузии, много говорить не приходится. Экономическим спасением для жителей региона была расположенная здесь российская военная база. Она обеспечивала работой и стабильной зарплатой весьма значительное количество семей при практическом отсутствии альтернативы. Политическое решение о выводе российских войск тяжелую экономическую обстановку автоматически превращало в катастрофическую. Власти, торопясь с ликвидацией российских баз, с созданием экономической инфраструктуры для трудоустройства населения отнюдь не торопились. Высокий уровень безработицы вызвал массовый выезд за пределы страны на заработки, как средство элементарного выживания. Многие при этом получали российское или армянское гражданство. Так как двойного гражданства в Грузии нет, (оно в исключительных случаях давалось лично президентом, как это было с вышеупомянутыми турками и самой Зурабишвили) все эти люди теряли грузинское.
Самцхе-Джавахети суровый край с изнуряющей жарой летом и сильнейшими морозами зимой, здесь не растут цитрусы и виноград, нет ласкового моря, но люди, живущие здесь не один век, привязаны к своей земле всей душой, поэтому обещание Зурабишвили двойного гражданства их обнадежило. Настолько, что многие перестали придавать значение тому факту, что Зурабишвили, будучи министром иностранных дел Грузии, венцом своей дипломатической карьеры считает достижение досрочного вывода… российских военных баз. Получается, что заботливая госпожа президент приложила свою ручку к тому катастрофическому положению, которое она собирается исправлять.
И вот здесь президент переходит к главной теме своего визита — о важности для жителей региона знания грузинского языка как государственного.
«Язык — главная дверь в отношениях, культуре, усилении государства. Я ответственна за то, чтобы грузинский язык стал в этой стране настоящим государственным языком, языком всех ее граждан», — сказала Зурабишвили.
Сказано очень ярко и образно, хотя «дверь» вызывает немного странные ассоциации. Ведь это то, что перед любым человеком можно по своему желанию либо открыть, либо закрыть. Интересно, а как это сочетается с высокими демократическими принципами, ради которых засыпают бомбами, ракетами и утюжат гусеницами танков некоторые суверенные государства?
Выступая перед собравшимися, президент Грузии подчеркнула высокую толерантность свою и государства, выраженную в том, что она общается с ними через переводчика. Ну, в принципе, согласится можно — через автоматчика было бы хуже. Изменение закона позволяет восстанавливать гражданство, не теряя при этом гражданства другой страны. Все прекрасно, но есть одно обязательное условие — сдача теста на знание государственного грузинского языка!
Это может вызвать некоторое удивление. Вы ведь не выдаете гражданство представителям других стран — вы восстанавливаете гражданство у тех, у кого оно уже было без всяких тестов. Нам предлагается поверить, что все турки, получившие грузинское гражданство, продемонстрировали прекрасное знание грузинского языка?
А зачем вообще останавливаться на полумерах? Взять и провести по всей стране диктант, и всех, кто получит двойку, с позором лишить гражданства. Президент ведь обещала, что будет бороться за равенство, а так получается, что кто-то равнее других.
Вот ее слова:
«У меня большое желание сделать так, чтобы все (жители Джавахети) стали полноценными гражданами Грузии. Но для этого необходимо, чтобы… и вы сделали этот шаг… изучили язык на том уровне, чтобы сдать этот маленький экзамен, необходимый для восстановления гражданства. Это в большей степени символический жест, но он много значит».
И когда только политики поймут, что слово не воробей, а молчание — золото. Вот так взять и ввести новый общественный статус -«неполноценный гражданин Грузии» и присвоить его населению целого региона. За неполноценным языком снова последуют неполноценные фамилии, за ними неполноценные национальности — недаром ведь Мишико анализы своего ДНК стал проводить. У юных младоевропейцев из Прибалтики это уже давно в ходу — у них половина населения ходит в неполноценных без права голоса, на Украине — «сепары» и «колорады», которых можно сжигать заживо в Одессе и убивать снарядами и бомбами на Донбассе.
А не стоит ли для опознания неполноценных нашивать им на одежду специальный знак? Можно грузинский алфавит, чтобы сразу было понятно. Сегодня наши политэлиты дружно ориентируются на главного всемирного лидера демократии, светоча свобода, сияющий град на холме. Так может они поинтересуются, какой язык в США является государственным? Ответ — никакой! Там даже такого понятия не существует, потому что законодательно устанавливает неравенство. Это единственное, что стоило перенять у Штатов, но это не про наших грузинских политиков.
Ираклий Чхеидзе
21 апреля 2019 07:10 Действующий президент Грузии Саломе Зурабишвили посетила с двухдневным визитом высокогорный регион страны Самцхе-Джавахети, являющийся местом компактного проживания армян, составляющих здесь большинство. Исторически сложилось так, что Грузия с древнейших времен была страной многонациональной, многоконфессионной, и это этническое и религиозное многоцветие не только никогда не мешало, а скорее способствовало ее дальнейшему развитию. Программа президентского визита была достаточно насыщенной. Саломе Зурабишвили побывала в Ахалкалакском и Ниноцмидском районах, ознакомилась с известным в регионе рыбным хозяйством, где его хозяин бизнесмен Армен Хачатрян ознакомил президента с устройством процесса выращивания рыбы и радушно пригласил ее и всех ее гостей на дегустацию форели и икры. Помимо экономического аспекта президент уделила внимание и духовному — посетила почитаемую в регионе церковь Сурб Хач (Святого Креста), встретилась с ее настоятелем Тер Егише Арутюняном, ознакомилась с местным просвещением на школьном уровне. Жителям региона известно, что связывает Саломе Зурабишвили с армянским народом. Рожденная во Франции в семье политэмигрантов, она еще в детстве знала от родителей о братском соседском народе, о том, что прародители армянского и грузинского народов — Хайос и Картлос — были родными братьями. Их семейный доктор Рубен Авакян был близким другом семьи и познакомил их еще с одним армянином. Мама президента Грузии танцевала с Шарлем Азнавуром еще до того, как тот стал великим шансонье. Находясь в регионе перед выборами президента, Зурабишвили, тогда еще претендент на этот пост, предложила собравшимся почтить минутой молчания память их знаменитого земляка, так горячо и нежно любящего край, где были его исторические корни. За это выступление на Зурабишвили, которую поддерживала правящая партия, яростно обрушилась «саакашвилиевская» оппозиция, обвинив ее в некорректных, чуть ли не антитурецких заявлениях. На самом деле, ничего антитурецкого Зурабишвили не говорила. Она просто напомнила собравшимся о том, Саакашвили в огромном количестве раздал грузинское гражданство туркам — гражданам другого государства и не восстанавливал грузинское гражданство у жителей собственной страны. Это чистейшая правда, и обижаться здесь не на кого. Кандидат в президенты тогда обещала ввести двойное гражданство и обеспечить всем равенство перед законом. Разумеется, после этого не надо удивляться тому, что Зурабишвили в Самцхе-Джавахети одержала победу с огромным преимуществом. У «националов» с их национальной политикой в этом регионе всегда были проблемы (чего только стоили словесные разборки и выяснения отношений между бывшим политзаключенным Ваагом Чахаляном и президентом Саакашвили — только что за грудки не хватали друг друга). Так почему же тема гражданства вдруг приобрела такую актуальность? О том, насколько тяжела экономическая ситуация в Грузии, много говорить не приходится. Экономическим спасением для жителей региона была расположенная здесь российская военная база. Она обеспечивала работой и стабильной зарплатой весьма значительное количество семей при практическом отсутствии альтернативы. Политическое решение о выводе российских войск тяжелую экономическую обстановку автоматически превращало в катастрофическую. Власти, торопясь с ликвидацией российских баз, с созданием экономической инфраструктуры для трудоустройства населения отнюдь не торопились. Высокий уровень безработицы вызвал массовый выезд за пределы страны на заработки, как средство элементарного выживания. Многие при этом получали российское или армянское гражданство. Так как двойного гражданства в Грузии нет, (оно в исключительных случаях давалось лично президентом, как это было с вышеупомянутыми турками и самой Зурабишвили) все эти люди теряли грузинское. Самцхе-Джавахети суровый край с изнуряющей жарой летом и сильнейшими морозами зимой, здесь не растут цитрусы и виноград, нет ласкового моря, но люди, живущие здесь не один век, привязаны к своей земле всей душой, поэтому обещание Зурабишвили двойного гражданства их обнадежило. Настолько, что многие перестали придавать значение тому факту, что Зурабишвили, будучи министром иностранных дел Грузии, венцом своей дипломатической карьеры считает достижение досрочного вывода… российских военных баз. Получается, что заботливая госпожа президент приложила свою ручку к тому катастрофическому положению, которое она собирается исправлять. И вот здесь президент переходит к главной теме своего визита — о важности для жителей региона знания грузинского языка как государственного. «Язык — главная дверь в отношениях, культуре, усилении государства. Я ответственна за то, чтобы грузинский язык стал в этой стране настоящим государственным языком, языком всех ее граждан», — сказала Зурабишвили. Сказано очень ярко и образно, хотя «дверь» вызывает немного странные ассоциации. Ведь это то, что перед любым человеком можно по своему желанию либо открыть, либо закрыть. Интересно, а как это сочетается с высокими демократическими принципами, ради которых засыпают бомбами, ракетами и утюжат гусеницами танков некоторые суверенные государства? Выступая перед собравшимися, президент Грузии подчеркнула высокую толерантность свою и государства, выраженную в том, что она общается с ними через переводчика. Ну, в принципе, согласится можно — через автоматчика было бы хуже. Изменение закона позволяет восстанавливать гражданство, не теряя при этом гражданства другой страны. Все прекрасно, но есть одно обязательное условие — сдача теста на знание государственного грузинского языка! Это может вызвать некоторое удивление. Вы ведь не выдаете гражданство представителям других стран — вы восстанавливаете гражданство у тех, у кого оно уже было без всяких тестов. Нам предлагается поверить, что все турки, получившие грузинское гражданство, продемонстрировали прекрасное знание грузинского языка? А зачем вообще останавливаться на полумерах? Взять и провести по всей стране диктант, и всех, кто получит двойку, с позором лишить гражданства. Президент ведь обещала, что будет бороться за равенство, а так получается, что кто-то равнее других. Вот ее слова: «У меня большое желание сделать так, чтобы все (жители Джавахети) стали полноценными гражданами Грузии. Но для этого необходимо, чтобы… и вы сделали этот шаг… изучили язык на том уровне, чтобы сдать этот маленький экзамен, необходимый для восстановления гражданства. Это в большей степени символический жест, но он много значит». И когда только политики поймут, что слово не воробей, а молчание — золото. Вот так взять и ввести новый общественный статус -«неполноценный гражданин Грузии» и присвоить его населению целого региона. За неполноценным языком снова последуют неполноценные фамилии, за ними неполноценные национальности — недаром ведь Мишико анализы своего ДНК стал проводить. У юных младоевропейцев из Прибалтики это уже давно в ходу — у них половина населения ходит в неполноценных без права голоса, на Украине — «сепары» и «колорады», которых можно сжигать заживо в Одессе и убивать снарядами и бомбами на Донбассе. А не стоит ли для опознания неполноценных нашивать им на одежду специальный знак? Можно грузинский алфавит, чтобы сразу было понятно. Сегодня наши политэлиты дружно ориентируются на главного всемирного лидера демократии, светоча свобода, сияющий град на холме. Так может они поинтересуются, какой язык в США является государственным? Ответ — никакой! Там даже такого понятия не существует, потому что законодательно устанавливает неравенство. Это единственное, что стоило перенять у Штатов, но это не про наших грузинских политиков. Ираклий Чхеидзе