Польша не собирается делиться с Белоруссией Тадеушем Костюшко - «Европа» » «Новости Дня»

✔ Польша не собирается делиться с Белоруссией Тадеушем Костюшко - «Европа»


Польша не собирается делиться с Белоруссией Тадеушем Костюшко - «Европа»
Памятник Тадеушу Костюшко в Золотурне, Швейцария. Фото: euroradio.fm.
17 октября все белорусские сайты разразились победными реляциями на тему того, что «свядомыя беларусы» совместно с МИД РБ отстояли-таки памятник Тадеушу Костюшко в швейцарском граде Золотурн — вопреки козням поляков, на памятнике была установлена шильда с надписью на белорусском языке.
Суть истории такова. Белорусская диаспора в Швейцарии собрала деньги на установку памятника Тадеушу Костюшко в Золотурне — городе, где умер этот известный польский политический деятель. При этом швейцарские белорусы написали на шильде: «Выдающемуся сыну Белоруссии от благодарных соотечественников». Польские дипломаты такого прикола не поняли и договорились с властями швейцарского города, чтобы их национальный герой не назывался «сыном Белоруссии».
После этого в РБ началась громкая антипольская кампания, ведь каждый самостийный гражданин знает, что Анджей Тадеуш Бонавентура Костюшко — «сапраўдны беларус». Поэт и публицист Стась Карпов в своей заметке на сайте «Нашей нивы» гневно написал: «Для поляков, как и для русских, мы никогда не были нацией. Нацией для них мы не являемся и сейчас». Уже традиционно в унисон с местечковыми националистами пропел белорусский МИД. «Я уверен, что эта идея может и должна быть реализована. И без грубого вмешательства в деятельность общественного объединения со стороны кого бы то ни было», — прокомментировал ситуацию с памятником Костюшко начальник управления информации белорусского внешнеполитического ведомства Дмитрий Мирончик.
Победу над поляками МИД РБ и местечковые националисты приближали как могли. И она таки состоялась. Правда, только в белорусских СМИ. Так, на сайте Tut.by вышла статья под названием «Спасибо МИД. Конфликт с памятником Костюшко завершился в пользу белорусов». В качестве «перамогі» было представлено то, что на памятнике в конечном итоге закрепили табличку с надписью «Тадеуш Костюшко. 1746–1817. От Белорусского объединения в Швейцарии. 2017 год» на немецком и белорусском языках. То есть требование польской стороны было выполнено — упоминание о «сыне Белоруссии» убрали. К белорусскому языку и размещению информации о заказчике памятника у поляков претензий не было. «Глупые хлопы за свой кошт увековечили память нашего ясновельможного пана, бардзо добже».
Вообще, в споре о том, чей Костюшко, правда, разумеется, на стороне поляков. Глупо называть пана Тадеуша белорусом только потому, что он родился на территории современной Белоруссии. Если следовать этой логике, то Иммануил Кант — русский, поскольку родился на территории современной Российской Федерации; Екатерина II — полька, поскольку родилась на территории современной Польши; Пётр Столыпин — немец, поскольку родился на территории Германии, ну и так далее.
Доказывать польскость Костюшко — весьма сомнительное занятие. Это как доказывать то, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца, а не стоит на трёх китах и черепахе. Если просто отмахнуться от «свядомых» чудиков, вещающих про китов и черепаху, — они завопят: «Ну вот, москалям и ляхам нечего ответить!» А если на полном серьёзе начать рассказывать им о научных трудах Коперника (этого поляка в РБ записать в белорусы ещё не успели), вопрос о вращении Земли перейдёт в разряд дискутируемых. Но мы всё же пойдём по этому пути.
Целью восстания 1794 года, которым руководил Костюшко, было восстановление Речи Посполитой в границах 1772 года, то есть включение в состав польского государства территории Белой и Малой Руси. О польском характере восстания свидетельствуют многочисленные исторические источники. Процитируем лишь некоторые из них.
Из воззвания войску польскому и литовскому (24 марта 1794 года):
«Освободим Родину от рабства, вернём славу имени поляка, самостоятельность нации, заслужим благодарность Отечества и дорогую солдатскую славу!»
Из воззвания польскому духовенству (24 марта 1794 года):
«Враг Отчизны должен вернуть польские земли…» (к 1794 году Россия присоединила такие «исконно польские земли», как Витебск, Полоцк, Мстиславль, Минск, Слуцк, Полесье, Подолье и Волынь).
Из доверенности Т. Костюшко князю К. Сапеге на формирование вооруженного корпуса (17 апреля 1794 года):
«Даю сей ординанс его светлости пану Казимиру Сапеге с тем, чтобы тот во имя спасения отчизны старался воодушевлять и соединять в генеральный обывательский союз как коронных, так и литовских обывателей на оборону целости, вольности и независимости народа и чтобы формировал корпус как из обывателей, сельчан, так и военных, которые бы пожелали с ним соединиться. Смею надеяться, что преемник славных предков и защитников Польши не замедлит дельно служить Речи Посполитой».
24 марта 1794 года на краковском рынке Костюшко зачитал следующий текст присяги: «Я, Тадеуш Костюшко, клянусь перед лицом Бога всему польскому народу, что данную мне власть буду использовать не на притеснение кого-либо, но только для защиты целостности границ, восстановления самостоятельности нации и укрепления всеобщей свободы. Да поможет мне Господь Бог и невинные страсти Сына Его».
Если бы пан Тадеуш узнал, что спустя два столетия его будут считать «великим белорусом», он бы наверняка подумал: «Что это русское быдло (именно этим словом, которое означает „скот“, именовали белорусских и малороссийских крестьян польские помещики) о себе возомнило?» Дело в том, что Костюшко был убеждённым сторонником тотальной полонизации русинов (предков современных белорусов и малорусов). Приведём выдержку из работы польского историка Януша Тазбира: «В мае 1789 года он [Костюшко] писал в письме своему соседу (и послу трокскому на Четырёхлетнем сейме) Михаилу Залевскому, что усмирение русинов невозможно без успокоения их фанатизма, это можно осуществить «верным и наимягчайшим способом», а именно «объединяя их праздники все с нашими, пусть один будет календарь, также надо сделать так, чтобы попы могли служить литургии по-польски…» Далее в письме Костюшко отмечал: «Приучать их [русинов] надо к польскому языку, пусть по-польски все их службы будут. Со временем дух польский в них войдёт. За врага будут потом считать того, кто бы не знал языка народного. Начнут ненавидеть москаля, пруссака и австрияка так, как француз ненавидит англичанина».
Как видим, никаких исторических оснований считать Тадеуша Костюшко «своим» у белорусских националистов нет. Но проблема даже не в этом («свядомая» публика традиционно придерживается принципа «если факты противоречат нашей теории — тем хуже для фактов»). Гораздо важнее то, что Польша вовсе не собирается делиться с белорусами своей историей, а значит, по мере «национализации» белорусского исторического мифа отношения между Варшавой и Минском всё чаще будут обостряться из-за разного видения прошлого. Нечто подобное происходит сегодня в польско-украинских отношениях: принципиально разная оценка поляками и украинцами действий Украинской повстанческой армии серьёзно омрачила отношения между некогда ближайшими союзниками.
Кирилл Аверьянов-Минский

Памятник Тадеушу Костюшко в Золотурне, Швейцария. Фото: euroradio.fm.17 октября все белорусские сайты разразились победными реляциями на тему того, что «свядомыя беларусы» совместно с МИД РБ отстояли-таки памятник Тадеушу Костюшко в швейцарском граде Золотурн — вопреки козням поляков, на памятнике была установлена шильда с надписью на белорусском языке. Суть истории такова. Белорусская диаспора в Швейцарии собрала деньги на установку памятника Тадеушу Костюшко в Золотурне — городе, где умер этот известный польский политический деятель. При этом швейцарские белорусы написали на шильде: «Выдающемуся сыну Белоруссии от благодарных соотечественников». Польские дипломаты такого прикола не поняли и договорились с властями швейцарского города, чтобы их национальный герой не назывался «сыном Белоруссии». После этого в РБ началась громкая антипольская кампания, ведь каждый самостийный гражданин знает, что Анджей Тадеуш Бонавентура Костюшко — «сапраўдны беларус». Поэт и публицист Стась Карпов в своей заметке на сайте «Нашей нивы» гневно написал: «Для поляков, как и для русских, мы никогда не были нацией. Нацией для них мы не являемся и сейчас». Уже традиционно в унисон с местечковыми националистами пропел белорусский МИД. «Я уверен, что эта идея может и должна быть реализована. И без грубого вмешательства в деятельность общественного объединения со стороны кого бы то ни было», — прокомментировал ситуацию с памятником Костюшко начальник управления информации белорусского внешнеполитического ведомства Дмитрий Мирончик. Победу над поляками МИД РБ и местечковые националисты приближали как могли. И она таки состоялась. Правда, только в белорусских СМИ. Так, на сайте Tut.by вышла статья под названием «Спасибо МИД. Конфликт с памятником Костюшко завершился в пользу белорусов». В качестве «перамогі» было представлено то, что на памятнике в конечном итоге закрепили табличку с надписью «Тадеуш Костюшко. 1746–1817. От Белорусского объединения в Швейцарии. 2017 год» на немецком и белорусском языках. То есть требование польской стороны было выполнено — упоминание о «сыне Белоруссии» убрали. К белорусскому языку и размещению информации о заказчике памятника у поляков претензий не было. «Глупые хлопы за свой кошт увековечили память нашего ясновельможного пана, бардзо добже». Вообще, в споре о том, чей Костюшко, правда, разумеется, на стороне поляков. Глупо называть пана Тадеуша белорусом только потому, что он родился на территории современной Белоруссии. Если следовать этой логике, то Иммануил Кант — русский, поскольку родился на территории современной Российской Федерации; Екатерина II — полька, поскольку родилась на территории современной Польши; Пётр Столыпин — немец, поскольку родился на территории Германии, ну и так далее. Доказывать польскость Костюшко — весьма сомнительное занятие. Это как доказывать то, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца, а не стоит на трёх китах и черепахе. Если просто отмахнуться от «свядомых» чудиков, вещающих про китов и черепаху, — они завопят: «Ну вот, москалям и ляхам нечего ответить!» А если на полном серьёзе начать рассказывать им о научных трудах Коперника (этого поляка в РБ записать в белорусы ещё не успели), вопрос о вращении Земли перейдёт в разряд дискутируемых. Но мы всё же пойдём по этому пути. Целью восстания 1794 года, которым руководил Костюшко, было восстановление Речи Посполитой в границах 1772 года, то есть включение в состав польского государства территории Белой и Малой Руси. О польском характере восстания свидетельствуют многочисленные исторические источники. Процитируем лишь некоторые из них. Из воззвания войску польскому и литовскому (24 марта 1794 года): «Освободим Родину от рабства, вернём славу имени поляка, самостоятельность нации, заслужим благодарность Отечества и дорогую солдатскую славу!» Из воззвания польскому духовенству (24 марта 1794 года): «Враг Отчизны должен вернуть польские земли…» (к 1794 году Россия присоединила такие «исконно польские земли», как Витебск, Полоцк, Мстиславль, Минск, Слуцк, Полесье, Подолье и Волынь). Из доверенности Т. Костюшко князю К. Сапеге на формирование вооруженного корпуса (17 апреля 1794 года): «Даю сей ординанс его светлости пану Казимиру Сапеге с тем, чтобы тот во имя спасения отчизны старался воодушевлять и соединять в генеральный обывательский союз как коронных, так и литовских обывателей на оборону целости, вольности и независимости народа и чтобы формировал корпус как из обывателей, сельчан, так и военных, которые бы пожелали с ним соединиться. Смею надеяться, что преемник славных предков и защитников Польши не замедлит дельно служить Речи Посполитой». 24 марта 1794 года на краковском рынке Костюшко зачитал следующий текст присяги: «Я, Тадеуш Костюшко, клянусь перед лицом Бога всему польскому народу, что данную мне власть буду использовать не на притеснение кого-либо, но только для защиты целостности границ, восстановления самостоятельности нации и укрепления всеобщей свободы. Да поможет мне Господь Бог и невинные страсти Сына Его». Если бы пан Тадеуш узнал, что спустя два столетия его будут считать «великим белорусом», он бы наверняка подумал: «Что это русское быдло (именно этим словом, которое означает „скот“, именовали белорусских и малороссийских крестьян польские помещики) о себе возомнило?» Дело в том, что Костюшко был убеждённым сторонником тотальной полонизации русинов (предков современных белорусов и малорусов). Приведём выдержку из работы польского историка Януша Тазбира: «В мае 1789 года он _


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
→ 
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика