✔ Украина: разрыв социального контракта на фоне «Михомайдана» - «Европа»
Bawerman 21-10-2017, 20:00 193 Мир / Европа
ПОХОЖИЕ
Напомним, что требования организаторов митинга сводились к созданию антикоррупционного суда (что прописано в последнем меморандуме с МВФ), ликвидации института депутатской неприкосновенности, изменению избирательной системы со смешанной на пропорциональную с так называемыми открытыми списками.
Действия организаторов акции не отвечают реальности текущего момента: выдвигаемые лозунги не входят в актуальную повестку большинства украинцев, которых куда больше интересуют вопросы коммунальных тарифов, безработицы, инфляции, преступности (типичный пример, когда либеральная общественность пытается поменять местами базис и надстройку). Потому на акцию под Верховной Радой собралось всего несколько тысяч человек — параллельно под Нацбанком проходили митинги партии «За жизнь» Вадима Рабиновича, собиравшие не меньшее количество участников. Тем более, нужно учитывать, что массовое сознание дезориентировано, озлоблено, находится в депрессивном состоянии — в условиях, когда население озабочено прежде всего выживанием, становится не до участия в акциях протестов.
По всей видимости, организаторы акции, большинство из которых давно связаны с Вашингтоном и структурами Джорджа Сороса системой персональной лояльности, ретранслируют пожелания западных кругов, желающих еще сильнее контролировать украинские «верхи». Осознавая угрозу, Петр Порошенко начал перехватывать повестку митингующих. Так, Петр Алексеевич внес законопроект о снятии депутатской неприкосновенности с 2020 года (хотя оппоненты настаивают на куда более ранних сроках и внесли свои предложения; оба законопроекта направлены на экспертизу в Конституционный суд, где они могут пролежать неопределенно долгий срок) и заявил о необходимости принять закон об антикоррупционном суде с учетом поправок Венецианской комиссии к имеющимся законопроектам (а голосование за изменение избирательного законодательства было провалено депутатами парламента). Безусловно, идея создания антикоррупционного суда не нравится украинскому президенту (о чем он высказывался на сентябрьском форуме «Ялтинской европейской стратегии»), но с момента голосования в первом чтении до запуска судов может пройти не один год — на каждом этапе многое можно «порешать», а под конец завести в судейский корпус нужных людей.
Покамест получается так, что текущий раунд политического противостояния остался за Порошенко. Если не будет никаких провокаций, а организаторы митингов не добавят к политическим требованиям социально-экономические, то акции протеста сойдут на нет, а политическая борьба вернется в формат парламентской и кабинетной возни. Заметим, что глава МВД Арсен Аваков, располагающий существенным влиянием на парамилитарные формирования, соблюдает нейтралитет в противостоянии Порошенко с улицей, блокируя тем самым силовые сценарии против президента (но в кулуарных торгах этот аспект наверняка усилит позиции Авакова и соответственно отдельных групп «Народного фронта», формального партнера «Блока Петра Порошенко — Солидарность» по парламентской коалиции).
Пока внимание общественности было приковано к «Михомайдану», Верховная Рада приняла медицинскую реформу — представляется, что общественный резонанс данного события был бы явно больше, если бы не акции протестов во главе с бывшим президентом Грузии. Ввиду того, что «кормовая база» неуклонно сжимается, Украина уже не может себе позволить содержать медицинскую сферу, известную как «система Семашко» (такая вот декоммунизация). Словом, суть реформы предельно проста — коммерциализация системы здравоохранения. С одной стороны, на Украине и без того сколько-нибудь значимые проблемы со здоровьем не решить без наличия финансовых ресурсов (Конституция гласит о бесплатной медицине), но с другой — анонсированные расценки на предоставление медицинских услуг существенно превышают суммы того, что раньше выплачивалось пациентами лечащим врачам в конвертах (а значит, вырастут и цены в частных клиниках). Примечательно, что, согласно исследования «Индекс Здоровья. Украина-2016» (май-июнь 2016; проведено фондами «Возрождение» и «Социальные индикаторы», а также КМИС), 43% госпитализированных за последние 12 месяцев (с момента опроса) граждан вынуждены были одалживать или продавать имущество, чтобы покрыть расходы на лечение, а 39% граждан болели, но не посетили врача из-за нехватки средств.
Учитывая, что в начале октября была принята пенсионная реформа, получается, что государство окончательно сбрасывает с себя большинство социальных обязательств. Напомним, что ключевой аспект реформы заключается в повышении страхового стажа с 2018 года с нынешних 15 лет до 25 лет; а с 2028 года для начисления пенсии необходимо будет иметь целых 35 лет стажа — что по сути является не столько реформой, сколько оптимизацией хронически дефицитного Пенсионного фонда. Сия реформа резко снижает мотивацию работодателей и наемных работников в частном секторе выплачивать/получать «белую» зарплату, а принимая во внимание уровень тенизации экономики и количество работающих за рубежом украинцев, в долгосрочной перспективе даже минимальная пенсия станет уделом избранных.
Принятие пенсионной и медицинской реформы вкупе с коммерциализацией системы высшего образования свидетельствует о том, что существовавший до недавнего времени в стране социальный контракт разорван правящей верхушкой. До 2014 года он был составлен примерно так — граждане не мешают «верхам» присваивать коррупционную ренту, «верхи» не мешают гражданам жить, гарантируя определенный набор социальных благ (необязательные прямые налоги, низкие тарифы естественных монополий, курсовая стабильность, определенный минимум условно-бесплатной медицины и образования, пенсионный минимум). Но после Евромайдана сокращение ресурсной базы вынудило постепенно пускать под нож «социалку», а под конец 2017 года весь набор социальных благ фактически растворился во времени и пространстве. «Верхи» по-прежнему желают жить по-старому, потому никакой новый социальный контракт предложить не хотят, да и не могут. Приведет ли такая ситуация к массовым акциям прямого социального и политического действия? Далеко не факт. Но, вне всяких сомнений, будут набирать обороты темпы эмиграции, тем более правящая верхушка максимально содействует этому, добившись предоставления «безвиза».
Денис Гаевский, Киев
Фото: strana.uaГлавной новостью недели на Украине стали митинги в центре Киева во главе с экс-президентом Грузии Михаилом Саакашвили. На данный момент можно констатировать, что акция выдохлась, не сумев достигнуть поставленных целей. Напомним, что требования организаторов митинга сводились к созданию антикоррупционного суда (что прописано в последнем меморандуме с МВФ), ликвидации института депутатской неприкосновенности, изменению избирательной системы со смешанной на пропорциональную с так называемыми открытыми списками. Действия организаторов акции не отвечают реальности текущего момента: выдвигаемые лозунги не входят в актуальную повестку большинства украинцев, которых куда больше интересуют вопросы коммунальных тарифов, безработицы, инфляции, преступности (типичный пример, когда либеральная общественность пытается поменять местами базис и надстройку). Потому на акцию под Верховной Радой собралось всего несколько тысяч человек — параллельно под Нацбанком проходили митинги партии «За жизнь» Вадима Рабиновича, собиравшие не меньшее количество участников. Тем более, нужно учитывать, что массовое сознание дезориентировано, озлоблено, находится в депрессивном состоянии — в условиях, когда население озабочено прежде всего выживанием, становится не до участия в акциях протестов. По всей видимости, организаторы акции, большинство из которых давно связаны с Вашингтоном и структурами Джорджа Сороса системой персональной лояльности, ретранслируют пожелания западных кругов, желающих еще сильнее контролировать украинские «верхи». Осознавая угрозу, Петр Порошенко начал перехватывать повестку митингующих. Так, Петр Алексеевич внес законопроект о снятии депутатской неприкосновенности с 2020 года (хотя оппоненты настаивают на куда более ранних сроках и внесли свои предложения; оба законопроекта направлены на экспертизу в Конституционный суд, где они могут пролежать неопределенно долгий срок) и заявил о необходимости принять закон об антикоррупционном суде с учетом поправок Венецианской комиссии к имеющимся законопроектам (а голосование за изменение избирательного законодательства было провалено депутатами парламента). Безусловно, идея создания антикоррупционного суда не нравится украинскому президенту (о чем он высказывался на сентябрьском форуме «Ялтинской европейской стратегии»), но с момента голосования в первом чтении до запуска судов может пройти не один год — на каждом этапе многое можно «порешать», а под конец завести в судейский корпус нужных людей. Покамест получается так, что текущий раунд политического противостояния остался за Порошенко. Если не будет никаких провокаций, а организаторы митингов не добавят к политическим требованиям социально-экономические, то акции протеста сойдут на нет, а политическая борьба вернется в формат парламентской и кабинетной возни. Заметим, что глава МВД Арсен Аваков, располагающий существенным влиянием на парамилитарные формирования, соблюдает нейтралитет в противостоянии Порошенко с улицей, блокируя тем самым силовые сценарии против президента (но в кулуарных торгах этот аспект наверняка усилит позиции Авакова и соответственно отдельных групп «Народного фронта», формального партнера «Блока Петра Порошенко — Солидарность» по парламентской коалиции). Пока внимание общественности было приковано к «Михомайдану», Верховная Рада приняла медицинскую реформу — представляется, что общественный резонанс данного события был бы явно больше, если бы не акции протестов во главе с бывшим президентом Грузии. Ввиду того, что «кормовая база» неуклонно сжимается, Украина уже не может себе позволить содержать медицинскую сферу, известную как «система Семашко» (такая вот декоммунизация). Словом, суть реформы предельно проста — коммерциализация системы здравоохранения. С одной стороны, на Украине и без того сколько-нибудь значимые проблемы со здоровьем не решить без наличия финансовых ресурсов (Конституция гласит о бесплатной медицине), но с другой — анонсированные расценки на предоставление медицинских услуг существенно превышают суммы того, что раньше выплачивалось пациентами лечащим врачам в конвертах (а значит, вырастут и цены в частных клиниках). Примечательно, что, согласно исследования «Индекс Здоровья. Украина-2016» (май-июнь 2016; проведено фондами «Возрождение» и «Социальные индикаторы», а также КМИС), 43% госпитализированных за последние 12 месяцев (с момента опроса) граждан вынуждены были одалживать или продавать имущество, чтобы покрыть расходы на лечение, а 39% граждан болели, но не посетили врача из-за нехватки средств. Учитывая, что в начале октября была принята пенсионная реформа, получается, что государство окончательно сбрасывает с себя большинство социальных обязательств. Напомним, что ключевой аспект реформы заключается в повышении страхового стажа с 2018 года с нынешних 15 лет до 25 лет; а с 2028 года для начисления пенсии необходимо будет иметь целых 35 лет стажа — что по сути является не столько реформой, сколько оптимизацией хронически дефицитного Пенсионного фонда. Сия реформа резко снижает мотивацию работодателей и наемных работников в частном секторе выплачивать/получать «белую» зарплату, а принимая во внимание уровень тенизации экономики и количество работающих за рубежом украинцев, в долгосрочной перспективе даже минимальная пенсия станет уделом избранных. Принятие пенсионной и медицинской реформы вкупе с коммерциализацией системы высшего образования свидетельствует о том, что существовавший до недавнего времени в стране социальный контракт разорван правящей верхушкой. До 2014 года он был составлен примерно так — граждане не мешают «верхам» присваивать коррупционную ренту, «верхи» не мешают гражданам жить, гарантируя определенный набор социальных благ (необязательные прямые налоги, низкие тарифы естественных монополий, курсовая стабильность, определенный минимум условно-бесплатной медицины и образования, пенсионный минимум). Но после Евромайдана сокращение ресурсной базы вынудило постепенно пускать под нож «социалку», а под конец 2017 года весь набор социальных благ фактически растворился во времени и пространстве. «Верхи» по-прежнему желают жить по-старому, потому никакой новый социальный контракт предложить не хотят, да и не могут. Приведет ли такая ситуация к массовым акциям прямого социального и политического действия? Далеко не факт. Но, вне всяких сомнений, будут набирать обороты темпы эмиграции, тем более правящая верхушка максимально содействует этому, добившись предоставления «безвиза». Денис Гаевский, Киев