Парламентские выборы в Армении: как 5% превратить в 55% - «Большой Кавказ» » «Новости Дня»

✔ Парламентские выборы в Армении: как 5% превратить в 55% - «Большой Кавказ»


Парламентские выборы в Армении: как 5% превратить в 55% - «Большой Кавказ»
Иллюстрация: araratnews.am
Предвыборная гонка в Армении близка к финишной черте. Участвующие в парламентских выборах партии и блоки в эти дни стараются придти к «дню тишины» 1 апреля в максимально хорошей политической форме. Проходной барьер в законодательный орган для некоторых из девяти участников избирательного процесса был заведомо непреодолим. Впрочем, это уже никому не интересно. Даже сейчас, когда до 2 апреля ещё есть целая неделя.
По всей видимости, главная интрига заключается не в том, какой результат покажут фавориты и аутсайдеры армянских выборов, а какие события последуют за днём голосования 2 апреля. Пока лишь одна сила дала чётко понять, что для неё предстоящим воскресеньем всё не заканчивается, а, возможно, только начинается. Речь о блоке «Оганян — Раффи — Осканян» (ОРО), с первых дней своего существования ставшем главной мишенью для правящей Республиканской партии Армении (РПА). Лидеры ОРО послали сигнал, что могут вывести 3 апреля и в последующие дни на улицу своих сторонников. Понятное дело, если результат их политического объединения на выборах станет жертвой масштабной фальсификации со стороны властей. Другие партии и блоки к текущему моменту воздерживаются от столь явного предостережения властей, предпочитая выжидательную позицию.
ОРО не только послал РПА сигнал о своей предрасположенности к «радикальным» средствам отстаивания собственных голосов. Блок трёх бывших министров стал ещё и инициатором «коалиционного вызова» властям, подав идею объединения всего оппозиционного поля после выборов под вывеской «правительство национального согласия». Данная идея, по сути, умерла в своём зародыше, не найдя сколь-нибудь серьёзной поддержки ни от одной силы вне РПА. Но и это сейчас не главное для той же правящей партии. Активность ОРО её особо не беспокоит, разве что в предполагаемый поствыборный период, когда армянская улица на самом деле может подать очередные признаки своего пробуждения.
Власти стараются действовать на опережение, что рельефно проявилось в истории вокруг завоза из Грузии в Армению переносного зенитно-ракетного комплекса «Игла». В качестве одного из соучастников незаконного оборота оружия в поле зрения правоохранительных органов попал экс-министр обороны Нагорного Карабаха, «серый кардинал» блока ОРО Самвел Бабаян. Его задержание 22 марта и дальнейший арест на два месяца стали свидетельством уверенности властей в своих силах. Иначе такой удобный повод заклеймить «режим» в политических репрессиях и вывести своих сторонников на улицы уже сейчас лидеры ОРО не упустили бы. Никто не вышел, были сделаны лишь невнятные заявления о появлении в Армении нового «политзаключённого». Фактически блок бывших министров проиграл свою «шахматную партию» на выборах, толком так её и не начав.
Интересный штрих — главный армянский шахматист (президент Серж Саргсян является председателем местной Федерации шахмат) в день задержания Бабаяна был с визитом в Арабских Эмиратах. Таким образом, степень уверенности высшего руководства в удержании ситуации под полным контролем была наглядно продемонстрирована.
Вернёмся к непосредственному вопросу парламентских выборов в Армении. Беседы автора этих строк с информированными армянскими экспертами и близкими к РПА представителями чиновничьих кругов закавказской республики позволили составить следующую картину планов властей на ближайшую перспективу. Два сценария программируемого РПА результата на выборах, о которых много говорилось прежде, уступили дорогу одной «генеральной линии». Набор 50% + один голос самостоятельно или со склонением на свою сторону «младшего партнёра» по доселе нераспущенной коалиции (партия «Дашнакцутюн», АРФД) представляются задачей-минимум. Точнее сказать, «планом Б», если ориентировка на максимум окажется затруднительной в силу тех или иных поствыборных процессов. Верхи РПА дали жёсткую установку — нужен не просто результат (50%+), а уверенная победа. В понимания стратегов партии власти — это 55% и выше.
Предыдущие самопризнания некоторых видных персоналий внутри власти о том, что ни одна политическая сила в Армении, включая РПА, не в состоянии набрать самостоятельно больше 45–46%, не должны вводить в заблуждение. Цель «55%+» была обозначена президентом Армении и по совместительству председателем РПА Сержем Саргсяном ещё осенью 2016 гогда, когда в республике формировалось новое правительство во главе с Кареном Карапетяном, заточенное именно на выборы 2 апреля и последующие процессы. Президент не для того отмобилизовал из Москвы бывшего ереванского градоначальника, поставил во главе военного ведомства администратора Вигена Саркисяна, «омолодил» лицо руководимой им партии, чтобы затем довольствоваться набором «скромного» большинства по итогам выборов. Наконец, первые выборы в новых условиях перехода республики от президентской к парламентской системе правления диктуют необходимость взятия партией власти высокой ноты. От старта многое зависит, и его показательная успешность дорогого стоит для нынешнего армянского руководства далеко не только по сугубо внутренним соображениям.
У этого вопроса есть существенная внешняя сторона, на которую, как ни странно, среди армянских аналитиков мало кто обращает внимание. Правящая в Армении сила будет чувствовать себя «закомплексованной», как минимум некомфортно, когда все соседи республики, включая и двух её откровенных врагов, пребывают у руля власти с внушительном перевесом перед своими внутренними политическими оппонентами. Отстаивать общенациональные интересы Армении — признание Турцией Геноцида армян и карабахское урегулирование — может только одна сила и обязательно при убедительном доминировании на внутриполитическом поле. Ущербна или нет такая постановка задачи, насколько она сообразуется с самим принципом соблюдения демократичности избирательной процедуры — совсем другой вопрос. Но такова ориентировка главы республики и его ближайшего круга советников-администраторов.
Все прекрасно понимают, что реальный рейтинг РПА с уровня не более 5% невозможно разогнать до 55% без тотального задействования пресловутого административного ресурса и в меру дозированных избирательных фальсификаций. Для примерно 11-кратного приращения указанного реального кредита доверия граждан страны у правящей партии нет иного способа достижения результата. При этом ставка делается не только на админресурс и манипуляции в день голосования, но и на хорошо апробированный на локальном уровне метод в виде выдвижения рейтинговых кандидатов, что является ничем иным, как прикрытой формой «упразднённых» выборов по мажоритарным округам. Партийные боссы республиканцев в минуты откровений так прямо и говорят — мы наберём 45–46% только по партийному списку, остальное доберём рейтинговыми кандидатами.
Помешать замыслу РПА по части «уверенной победы» могла бы простая вещь — сильная и единая оппозиция, скреплённая одной целью низложения РПА и готовой для этого на любые внутриоппозиционные конфигурации. Ничего подобного нет. На нынешних выборах оппозиция ещё более фрагментирована, чем на всех предыдущих. Степень личной и корпоративной неприязни между отдельными персоналиями (кстати, многие, кто себя в Армении называет оппозиционером, зачастую выполняют миссию «троянских коней», агентов на службе президентской администрации) и группами по интересам на оппозиционном фланге настолько велика, что о консолидации на общей платформе вопрос и близко не стоит.
Возникает элементарный вопрос. Почему на этом фоне бездарной возни со стороны ОРО, блока «Царукян», «компании» первого армянского президента Левона Тер-Петросяна и других сколь-нибудь значимых «антивластных сил» у РПА не может быть аппетитов по части решения задач-максимумов? Если в наречённых «судьбоносными» выборах ни одна сила вне РПА не смогла выдвинуть революционной в политико-идеологическом плане программы, помимо откровенно популистских тезисов, то чего стоит такая оппозиция? Самой креативно прорывной стала, пожалуй, идея лидера «Свободных демократов» о легализации проституции в остающейся консервативной закавказской республике. И с таким «фонтаном идей» прозападного политического бомонда армянскому избирателю предлагают выход из сложившегося за годы пребывания РПА у власти социально-экономического тупика…
Армянская общественность не стала свидетельницей условной «войны умов» между партией власти и её оппонентами, ей не были предъявлены документальные доказательства вызывающей коррумпированности высокопоставленных должностных лиц, ведения ими роскошного образа жизни и царящих в стране полукриминальных порядков. Грузинский сценарий осени 2012 года, когда режиму Михаила Саакашвили местная оппозиция нанесла сокрушительный удар, показав известную запись из мест лишения свободы, не стал уроком для армянских «интеллектуалов» от оппозиции. Или у неё фундаментальный дефицит профессиональных кадров, или, что более вероятно, полное отсутствие реального желания вступать с РПА в противостояние по всем фронтам.
Любая власть с такими катастрофическими показателями оттока населения из страны, депопуляции, дефицита социальной справедливости была бы сметена более-менее дееспособной оппозицией без особых усилий со стороны последней. Увы, только не в Армении, где власти возвели «Карабах» в главный аргумент своего воспроизводства, при этом особо и не снискав себе славы в деле отстаивания права второй армянской республики на существование.
За неделю до выборов наиболее вероятным представляется следующий процентный расклад их итогов. РПА набирает 55% или близкий к этому результат, начиная вплотную оценивать целесообразность возобновления с АРФД коалиционного соглашения. У армянских дашнакцаканов стабильный электорат как раз на уровне требуемого проходного балла — 5% для партий. Поэтому они без труда должны продолжить заседать в Национальном собрании нового созыва, тем более, если получат часть пирога от мобилизованного республиканцами админресурса.
Второй силой в парламенте станет блок «Царукян». Возглавляющий его успешный бизнесмен и невразумительный политик более чем устраивает власти в качестве лидера следующей, после РПА, по представительству парламентской фракции. Поствыборный рейтинг блока будет на уровне 25-процентной отметки.
Из остающихся примерно 15% необходимый барьер в 7% есть все шансы преодолеть у блока «Елк» («Выход»). Это политическое объединение отметилось сравнительно активной агиткампанией и находится в стадии формирования собственной базы стороников. «Выходники» больше всего устраивают РПА в роли конструктивной прозападной фракции в следующем парламенте. Ибо, в отличие от тех же «Свободных демократов», они заметно сбалансировали свои внешнеполитические приоритеты, отказавшись от агрессивных выпадов против России и формируемых ею на постсоветском пространстве интеграционных объединений. «Запад» непременно нужен республиканцам в парламенте, правящей партией это рассматривается необходимым элементом продолжения курса внешнеполитического лавирования.
Остальным трём партиям и двум блокам, включая ОРО, проход в парламент основательно затруднён. Дело здесь не столько в чинимых властями препятствиях. Ни ОРО, ни тем более «Армянский национальный конгресс» — блок первого президента республики Левона Тер-Петросяна абсолютно не убедили армянского избирателя в своих способностях находиться даже не у руля власти, а где-то поблизости от него.
С такой внутриполитической палитрой Армения подходит к «судьбоносным» выборам. Продолжается парадоксальная ситуация, когда все «ненавидят» правящую партию, но никто не может обратить эту ненависть в политический капитал и сбросить РПА с пьедестала. Власти вновь с успехом паразитируют на недееспособности оппозиции, и нет никаких серьёзных оснований полагать, если, конечно, не случится некий форс-мажор, что до 2 апреля и в последующие дни произойдёт коренная ломка устоявшейся в Армении политической действительности.
Вячеслав Михайлов, специально для «NOVOSTI-DNY.Ru»

Иллюстрация: araratnews.amПредвыборная гонка в Армении близка к финишной черте. Участвующие в парламентских выборах партии и блоки в эти дни стараются придти к «дню тишины» 1 апреля в максимально хорошей политической форме. Проходной барьер в законодательный орган для некоторых из девяти участников избирательного процесса был заведомо непреодолим. Впрочем, это уже никому не интересно. Даже сейчас, когда до 2 апреля ещё есть целая неделя. По всей видимости, главная интрига заключается не в том, какой результат покажут фавориты и аутсайдеры армянских выборов, а какие события последуют за днём голосования 2 апреля. Пока лишь одна сила дала чётко понять, что для неё предстоящим воскресеньем всё не заканчивается, а, возможно, только начинается. Речь о блоке «Оганян — Раффи — Осканян» (ОРО), с первых дней своего существования ставшем главной мишенью для правящей Республиканской партии Армении (РПА). Лидеры ОРО послали сигнал, что могут вывести 3 апреля и в последующие дни на улицу своих сторонников. Понятное дело, если результат их политического объединения на выборах станет жертвой масштабной фальсификации со стороны властей. Другие партии и блоки к текущему моменту воздерживаются от столь явного предостережения властей, предпочитая выжидательную позицию. ОРО не только послал РПА сигнал о своей предрасположенности к «радикальным» средствам отстаивания собственных голосов. Блок трёх бывших министров стал ещё и инициатором «коалиционного вызова» властям, подав идею объединения всего оппозиционного поля после выборов под вывеской «правительство национального согласия». Данная идея, по сути, умерла в своём зародыше, не найдя сколь-нибудь серьёзной поддержки ни от одной силы вне РПА. Но и это сейчас не главное для той же правящей партии. Активность ОРО её особо не беспокоит, разве что в предполагаемый поствыборный период, когда армянская улица на самом деле может подать очередные признаки своего пробуждения. Власти стараются действовать на опережение, что рельефно проявилось в истории вокруг завоза из Грузии в Армению переносного зенитно-ракетного комплекса «Игла». В качестве одного из соучастников незаконного оборота оружия в поле зрения правоохранительных органов попал экс-министр обороны Нагорного Карабаха, «серый кардинал» блока ОРО Самвел Бабаян. Его задержание 22 марта и дальнейший арест на два месяца стали свидетельством уверенности властей в своих силах. Иначе такой удобный повод заклеймить «режим» в политических репрессиях и вывести своих сторонников на улицы уже сейчас лидеры ОРО не упустили бы. Никто не вышел, были сделаны лишь невнятные заявления о появлении в Армении нового «политзаключённого». Фактически блок бывших министров проиграл свою «шахматную партию» на выборах, толком так её и не начав. Интересный штрих — главный армянский шахматист (президент Серж Саргсян является председателем местной Федерации шахмат) в день задержания Бабаяна был с визитом в Арабских Эмиратах. Таким образом, степень уверенности высшего руководства в удержании ситуации под полным контролем была наглядно продемонстрирована. Вернёмся к непосредственному вопросу парламентских выборов в Армении. Беседы автора этих строк с информированными армянскими экспертами и близкими к РПА представителями чиновничьих кругов закавказской республики позволили составить следующую картину планов властей на ближайшую перспективу. Два сценария программируемого РПА результата на выборах, о которых много говорилось прежде, уступили дорогу одной «генеральной линии». Набор 50% один голос самостоятельно или со склонением на свою сторону «младшего партнёра» по доселе нераспущенной коалиции (партия «Дашнакцутюн», АРФД) представляются задачей-минимум. Точнее сказать, «планом Б», если ориентировка на максимум окажется затруднительной в силу тех или иных поствыборных процессов. Верхи РПА дали жёсткую установку — нужен не просто результат (50% ), а уверенная победа. В понимания стратегов партии власти — это 55% и выше. Предыдущие самопризнания некоторых видных персоналий внутри власти о том, что ни одна политическая сила в Армении, включая РПА, не в состоянии набрать самостоятельно больше 45–46%, не должны вводить в заблуждение. Цель «55% » была обозначена президентом Армении и по совместительству председателем РПА Сержем Саргсяном ещё осенью 2016 гогда, когда в республике формировалось новое правительство во главе с Кареном Карапетяном, заточенное именно на выборы 2 апреля и последующие процессы. Президент не для того отмобилизовал из Москвы бывшего ереванского градоначальника, поставил во главе военного ведомства администратора Вигена Саркисяна, «омолодил» лицо руководимой им партии, чтобы затем довольствоваться набором «скромного» большинства по итогам выборов. Наконец, первые выборы в новых условиях перехода республики от президентской к парламентской системе правления диктуют необходимость взятия партией власти высокой ноты. От старта многое зависит, и его показательная успешность дорогого стоит для нынешнего армянского руководства далеко не только по сугубо внутренним соображениям. У этого вопроса есть существенная внешняя сторона, на которую, как ни странно, среди армянских аналитиков мало кто обращает внимание. Правящая в Армении сила будет чувствовать себя «закомплексованной», как минимум некомфортно, когда все соседи республики, включая и двух её откровенных врагов, пребывают у руля власти с внушительном перевесом перед своими внутренними политическими оппонентами. Отстаивать общенациональные интересы Армении — признание Турцией Геноцида армян и карабахское урегулирование — может только одна сила и обязательно при убедительном доминировании на внутриполитическом поле. Ущербна или нет такая постановка задачи, насколько она сообразуется с самим принципом соблюдения демократичности избирательной процедуры — совсем другой вопрос. Но такова ориентировка главы республики и его ближайшего круга советников-администраторов. Все прекрасно понимают, что реальный рейтинг РПА с уровня не более 5% невозможно разогнать до 55% без тотального задействования пресловутого административного ресурса и в меру дозированных избирательных фальсификаций. Для примерно 11-кратного приращения указанного реального кредита доверия граждан страны у правящей партии нет иного способа достижения результата. При этом ставка делается не только на админресурс и манипуляции в день голосования, но и на хорошо апробированный на локальном уровне метод в виде выдвижения рейтинговых кандидатов, что является ничем иным, как прикрытой формой «упразднённых» выборов по мажоритарным округам. Партийные боссы республиканцев в минуты откровений так прямо и говорят — мы наберём 45–46% только по партийному списку, остальное доберём рейтинговыми кандидатами. Помешать замыслу РПА по части «уверенной победы» могла бы простая вещь — сильная и единая оппозиция, скреплённая одной целью низложения РПА и готовой для этого на любые внутриоппозиционные конфигурации. Ничего подобного нет. На нынешних выборах оппозиция ещё более фрагментирована, чем на всех предыдущих. Степень личной и корпоративной неприязни между отдельными персоналиями (кстати, многие, кто себя в Армении называет оппозиционером, зачастую выполняют миссию «троянских коней», агентов на службе президентской администрации) и группами по интересам на оппозиционном фланге настолько велика, что о консолидации на общей платформе вопрос и близко не стоит. Возникает элементарный вопрос. Почему на этом фоне бездарной возни со стороны ОРО, блока «Царукян», «компании» первого армянского президента Левона Тер-Петросяна и других сколь-нибудь значимых «антивластных сил» у РПА не может быть аппетитов по части решения задач-максимумов? Если в наречённых «судьбоносными» выборах ни одна сила вне РПА не смогла выдвинуть революционной в политико-идеологическом плане программы, помимо откровенно популистских тезисов, то чего стоит такая оппозиция? Самой креативно прорывной стала, пожалуй, идея лидера «Свободных демократов» о легализации проституции в остающейся консервативной закавказской республике. И с таким «фонтаном идей» прозападного политического бомонда армянскому избирателю предлагают выход из сложившегося за годы пребывания РПА у власти социально-экономического тупика… Армянская общественность не стала свидетельницей условной «войны умов» между партией власти и её оппонентами, ей не были предъявлены документальные доказательства вызывающей коррумпированности высокопоставленных должностных лиц, ведения ими роскошного образа жизни и царящих в стране полукриминальных порядков. Грузинский сценарий осени 2012 года, когда режиму Михаила Саакашвили местная оппозиция нанесла сокрушительный удар, показав известную запись из мест лишения свободы, не стал уроком для армянских «интеллектуалов» от оппозиции. Или у неё фундаментальный дефицит профессиональных кадров, или, что более вероятно, полное отсутствие реального желания вступать с РПА в противостояние по всем фронтам. Любая власть с такими катастрофическими показателями оттока населения из страны, депопуляции, дефицита социальной справедливости была бы сметена более-менее дееспособной оппозицией без особых усилий со стороны последней. Увы, только не в Армении, где власти возвели «Карабах» в главный аргумент своего воспроизводства, при этом особо и не снискав себе славы в деле отстаивания права второй армянской республики на существование. За неделю до выборов наиболее вероятным представляется следующий процентный расклад их итогов. РПА набирает 55% или близкий к этому результат, начиная вплотную оценивать целесообразность возобновления с АРФД коалиционного соглашения. У армянских дашнакцаканов стабильный электорат как раз на уровне требуемого проходного балла — 5% для партий. Поэтому они без труда должны продолжить заседать в Национальном собрании нового созыва, тем более, если получат часть пирога от мобилизованного республиканцами админресурса. Второй силой в парламенте станет блок «Царукян». Возглавляющий его успешный бизнесмен и невразумительный политик более чем устраивает власти в качестве лидера следующей,


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
→