«8 сакавіка» и белорусский национализм: кого оскорбили «московские шнуры»? - «Белоруссия» » «Новости Дня»

✔ «8 сакавіка» и белорусский национализм: кого оскорбили «московские шнуры»? - «Белоруссия»


За последнее время в Белоруссии произошло достаточно много, на первый взгляд, незаметных событий, которые в своей совокупности свидетельствуют о том, что белорусская политическая, научная и общественная элита страны все больше стала впадать в своеобразный идеологический ступор на фоне разгорающейся в последнее время борьбы местной оппозиции и властей республики за «национальное возрождение». Дискуссия вокруг белорусского языка и необходимости пересмотра некоторых аспектов местной историографии, в первую очередь, связанных с Белорусской народной республикой, изменение отношения к ранее негласно запрещенной символике (бело-красно-белому флагу), а так же «случайные» факты обеления коллаборационистов и немецких захватчиков времен Первой и Второй мировых войн уже стали абсолютно обыденным делом для информационного пространства Белоруссии. Об этом можно прочитать не только на выраженно националистических, но и на вполне нейтральных, склонных транслировать государственную точку зрения, сайтах и информационных порталах. И как бы многие эксперты сегодня ни говорили, что активные пользователи интернета и, в первую очередь, социальных сетей, это далеко не все население страны, происходящее в виртуальной реальности серьезным образом влияет на все общество в целом. Очередным этому подтверждением стал взорвавший белорусское медиа-пространство клип группы «Ленинград» «8 сакавіка» («8 марта»), который за несколько дней просмотрели более 4 млн. человек, а само видео получило на YouTube метку «№ 1 в трендовых».
Данный клип, который российская группа записала совместно с резидентом Comedy Club, гражданином Белоруссии Вадимом Галыгиным, рассказывает довольно простую историю о том, как «обыкновенный мужик» 8 марта собирается поздравить свою женщину, но по пути заходит на совхозный мехдвор, чтобы одолжить у приятеля галстук, похвастаться подарком для любимой и выпить. В итоге «возлюбленная» главного героя празднует Международный женский день в одиночестве, а ее мужчина пьяный спит в гараже. Параллельно с этим в качестве фона показывается поющий женский хор, который руководит известный в Белоруссии деятель искусств Анатолий Ярмоленко. В конце клипа женщины набрасываются на художественного руководителя с поцелуями, срывая с него одежду. Основной идеей клипа является то, что некоторым женщинам не хватает партнера, в том числе и для плотских утех. Припев же композиции — «8 сакавіка — лезе ў трусы рука» — и вовсе стал самым популярным в белорусском интернет-пространстве слоганом, быстро превратившись в интернет-мем.
Казалось бы, что особенного в данном клипе, если принять во внимание характер всего творчества «Ленинграда»? Однако в медийном пространстве Белоруссии он произвел эффект разорвавшейся бомбы, который на белорусском уровне можно сравнить с тем, что происходило в России в связи с появлением фильма «Матильда». Кто-то увидел в клипе иронию и умение посмеяться над собой, кто-то рекламу белорусских пищевых продуктов, а кто-то даже глубокий философский смысл. Однако наименее адекватной стала реакция местных национал-радикалов, которые во весь голос заявили, что «8 сакавіка» — оскорбление белорусского народа, его культуры и языка. Причем необходимо отметить, что в клипе звучит не литературный белорусский язык, а так называемая трасянка — своеобразная смесь белорусского и русского, который многие в Белоруссии считают основным языком общения, особенно в глубинке.
К обсуждению клипа присоединились не только обычные пользователи байнета, но и общественные деятели, а также политики. При этом, что самое важное, в защиту клипа «Ленинграда», кроме пользователей социальных сетей и снимавшихся в нём звёзд местного шоу-бизнеса, фактически никто не выступил. В тоже время негатив и обвинения в насаждении «имперского влияния» и оскорбления белорусов как нации без перерыва звучат уже несколько дней. Особо рьяно обстановку накаливают националистические группировки и информационные порталы Белоруссии, такие, как, например, «Наша Нива». Основной смысл комментариев многочисленных радикалов и тех, кто считает себя «истинными патриотами», сводится к следующему:
— «омерзительный клип. Здесь все: оскорбление белорусского языка (чего только стоит перевод на великий и могучий), оскорбления самих белорусов (мужчины у нас алкаши, женщины недо3245ые б42ди), страны в целом (колхоз и местечковость)…»
— «„русский мир“ деградации в действии, — посмотрите этот кліп с точки зрения уважающего себя белоруса…»
— «принижение бел. языка через трасянку, маты, смысл текста…»
— «ну Галыгин — понятно, беспринципный шут гороховый, ждущий, когда моя страна станет губернией России…».
Интересно то, что подобные оценки можно было бы списать на неадекватность восприятия не только клипа, но и реальной обстановки в Белоруссии у националистически настроенной части белорусского общества, если бы обсуждение не пошло дальше и в него не включились общественные деятели и даже политики. Так, председатель Белорусского союза художников Рыгор Ситница разместил на сайте организации официальное заявление, в котором отметил, что он «не припомнит когда еще нас, белорусов, настолько низко опускали». «Алкаши, дебилы, деграданты, придурки с трасянковой лексикой олигофренов, которая переводится в титрах на „правильный высококультурный язык“… Вот такими нас, белорусов, видят московские „шнуры“ так и местные лакеи, готовые за три панские копейки потоптаться по собственному достоинству, которого, похоже, нет, а может никогда и не было… Сейчас мне хотелось бы услышать соответствующую реакцию от Министерства культуры и Министерства информации нашей страны», — гневается Ситница. И в данном случае вряд ли стоит ожидать, что белорусские ведомства останутся глухи к восклицаниям главы Белорусского союза художников. Тем более, что о необходимости принять меры заявили и местные оппозиционные политики, с которыми сегодня власти Белоруссии предпочитают «дружить». Например, один из основателей печально известной в республике националистической партии «Белорусский народный фронт» Винцук Вячорка на свое странице в Facebook заявил, что увидел в клипе «кроме общего позорного уровня — еще и оскорбление в адрес белорусского языка и всех белорусскоязычных». «Если убогая пошлятина, которую „поют“ по-белорусски, „переводится“ субтитрами на русском, но языковыми средствами поэтического, высокого стиля, это значит, что белорусский язык — он для мусора, которую на русский и перевода адекватному не поддается. Матрица для закладыванием в подсознание не новая. Со своего детства, с черно-белого советского телевизора помню двух клоунов — Тарапуньку и Штепселя. Недалекий Тарапунька говорил, конечно же, по-украински. А хитрый и неглупый Штепсель — по-русски. Но такого падения, как я отныне увидел, все же еще не было… Это же рассчитано на вирусный перепост. Сейчас представление о белорусском языке у среднего россиянина будет формироваться вот этим. А значит, и в наркозависимых от русского мира белорусов…», — сообщил Вячорка. Пожалуй, данный комментарий как нельзя лучше обозначает отношение части белорусского общества к тому, что представил на всеобщее обозрение «Ленинград». При этом на волне прошедших в недавнем прошлом уголовных процессов, связанных с «разжиганием межнациональной вражды», где за собственное мнение и идеи о необходимости интеграционных процессов между двумя странами трое публицистов получили реальные тюремные сроки, нельзя исключать того, что у правоохранительных органов Белоруссии не возникнет желания предъявить свои претензии и авторам клипа. В том числе и по статье 130 УК Белоруссии «Разжигание расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни».
Нынешняя ситуация с клипом «8 сакавіка» прекрасно демонстрирует происходящие сегодня в Белоруссии процессы, в которых небольшая группа националистически настроенных граждан стремится навязать свою точку зрения на отношения между Белоруссии и Россией всему обществу. При этом данная группа, которая называет себя «истинными патриотами», считает, что любые иные взгляды, не совпадающие с их собственными, являются предательством национальных интересов. И в данном случае необходимо отметить, что не клип «Ленинграда» и его содержание является средством формирования нетерпимости между жителями Белоруссии и России, а реакция на него со стороны так называемых «патриотов». Большинство белорусов с иронией восприняли данное творение, от души посмеялись и восприняли с тревогой не то, что в клипе можно усмотреть оскорбление белорусского языка, а трагичность сложившейся ситуации в глубинке, где действительно существует проблема пьянства и, как результат, нормальных взаимоотношений между мужчиной и женщиной. С национальной же точки зрения увидеть оскорбление белорусов как нации или белорусского языка в клипе могут только те, кто идеологически настроен против всего, что связано с Россией, и при этом склонен оперировать сложными и понятными только им логическими конструкциями.
По всей видимости, нынешняя истерия националистов вокруг всего, что связано с белорусской историей, языком, культурой и традициями, является итогом их тотальной неуверенности в себе, а поэтому любое слово из России, сказанное о Белоруссии воспринимается и будет восприниматься ими чуть ли не как подготовка к её захвату. Любой информационный повод, связанный с Белоруссией, представленный на российском телевидении, в прессе или в интернет-пространстве и дальше будет раздуваться до невиданных размеров с одной лишь целью — в очередно раз обвинить Кремль в «имперских амбициях». При этом ничего подобного в отношении западных соседей со стороны «патриотов» как не наблюдалось, так и не будет наблюдаться.
Западная редакция «NOVOSTI-DNY.Ru»
Белоруссия: закат эпохи Лукашенко
«8 сакавіка» и белорусский национализм: кого оскорбили «московские шнуры»? - «Белоруссия»

09.03 Белорусские националисты и власть: хвост виляет собакой
08.03 Активист: Защита русского языка в Белоруссии задела националистов за живое
06.03 Белорусский национализм и конец эпохи Лукашенко
26.02 Белорусская власть и националисты: осталась ли между ними разница?
19.02 Дело белорусских публицистов: спектакль продолжается
Все новости сюжета

За последнее время в Белоруссии произошло достаточно много, на первый взгляд, незаметных событий, которые в своей совокупности свидетельствуют о том, что белорусская политическая, научная и общественная элита страны все больше стала впадать в своеобразный идеологический ступор на фоне разгорающейся в последнее время борьбы местной оппозиции и властей республики за «национальное возрождение». Дискуссия вокруг белорусского языка и необходимости пересмотра некоторых аспектов местной историографии, в первую очередь, связанных с Белорусской народной республикой, изменение отношения к ранее негласно запрещенной символике (бело-красно-белому флагу), а так же «случайные» факты обеления коллаборационистов и немецких захватчиков времен Первой и Второй мировых войн уже стали абсолютно обыденным делом для информационного пространства Белоруссии. Об этом можно прочитать не только на выраженно националистических, но и на вполне нейтральных, склонных транслировать государственную точку зрения, сайтах и информационных порталах. И как бы многие эксперты сегодня ни говорили, что активные пользователи интернета и, в первую очередь, социальных сетей, это далеко не все население страны, происходящее в виртуальной реальности серьезным образом влияет на все общество в целом. Очередным этому подтверждением стал взорвавший белорусское медиа-пространство клип группы «Ленинград» «8 сакавіка» («8 марта»), который за несколько дней просмотрели более 4 млн. человек, а само видео получило на YouTube метку «№ 1 в трендовых». Данный клип, который российская группа записала совместно с резидентом Comedy Club, гражданином Белоруссии Вадимом Галыгиным, рассказывает довольно простую историю о том, как «обыкновенный мужик» 8 марта собирается поздравить свою женщину, но по пути заходит на совхозный мехдвор, чтобы одолжить у приятеля галстук, похвастаться подарком для любимой и выпить. В итоге «возлюбленная» главного героя празднует Международный женский день в одиночестве, а ее мужчина пьяный спит в гараже. Параллельно с этим в качестве фона показывается поющий женский хор, который руководит известный в Белоруссии деятель искусств Анатолий Ярмоленко. В конце клипа женщины набрасываются на художественного руководителя с поцелуями, срывая с него одежду. Основной идеей клипа является то, что некоторым женщинам не хватает партнера, в том числе и для плотских утех. Припев же композиции — «8 сакавіка — лезе ў трусы рука» — и вовсе стал самым популярным в белорусском интернет-пространстве слоганом, быстро превратившись в интернет-мем. Казалось бы, что особенного в данном клипе, если принять во внимание характер всего творчества «Ленинграда»? Однако в медийном пространстве Белоруссии он произвел эффект разорвавшейся бомбы, который на белорусском уровне можно сравнить с тем, что происходило в России в связи с появлением фильма «Матильда». Кто-то увидел в клипе иронию и умение посмеяться над собой, кто-то рекламу белорусских пищевых продуктов, а кто-то даже глубокий философский смысл. Однако наименее адекватной стала реакция местных национал-радикалов, которые во весь голос заявили, что «8 сакавіка» — оскорбление белорусского народа, его культуры и языка. Причем необходимо отметить, что в клипе звучит не литературный белорусский язык, а так называемая трасянка — своеобразная смесь белорусского и русского, который многие в Белоруссии считают основным языком общения, особенно в глубинке. К обсуждению клипа присоединились не только обычные пользователи байнета, но и общественные деятели, а также политики. При этом, что самое важное, в защиту клипа «Ленинграда», кроме пользователей социальных сетей и снимавшихся в нём звёзд местного шоу-бизнеса, фактически никто не выступил. В тоже время негатив и обвинения в насаждении «имперского влияния» и оскорбления белорусов как нации без перерыва звучат уже несколько дней. Особо рьяно обстановку накаливают националистические группировки и информационные порталы Белоруссии, такие, как, например, «Наша Нива». Основной смысл комментариев многочисленных радикалов и тех, кто считает себя «истинными патриотами», сводится к следующему: — «омерзительный клип. Здесь все: оскорбление белорусского языка (чего только стоит перевод на великий и могучий), оскорбления самих белорусов (мужчины у нас алкаши, женщины недо3245ые б42ди), страны в целом (колхоз и местечковость)…» — «„русский мир“ деградации в действии, — посмотрите этот кліп с точки зрения уважающего себя белоруса…» — «принижение бел. языка через трасянку, маты, смысл текста…» — «ну Галыгин — понятно, беспринципный шут гороховый, ждущий, когда моя страна станет губернией России…». Интересно то, что подобные оценки можно было бы списать на неадекватность восприятия не только клипа, но и реальной обстановки в Белоруссии у националистически настроенной части белорусского общества, если бы обсуждение не пошло дальше и в него не включились общественные деятели и даже политики. Так, председатель Белорусского союза художников Рыгор Ситница разместил на сайте организации официальное заявление, в котором отметил, что он «не припомнит когда еще нас, белорусов, настолько низко опускали». «Алкаши, дебилы, деграданты, придурки с трасянковой лексикой олигофренов, которая переводится в титрах на „правильный высококультурный язык“… Вот такими нас, белорусов, видят московские „шнуры“ так и местные лакеи, готовые за три панские копейки потоптаться по собственному достоинству, которого, похоже, нет, а может никогда и не было… Сейчас мне хотелось бы услышать соответствующую реакцию от Министерства культуры и Министерства информации нашей страны», — гневается Ситница. И в данном случае вряд ли стоит ожидать, что белорусские ведомства останутся глухи к восклицаниям главы Белорусского союза художников. Тем более, что о необходимости принять меры заявили и местные оппозиционные политики, с которыми сегодня власти Белоруссии предпочитают «дружить». Например, один из основателей печально известной в республике националистической партии «Белорусский народный фронт» Винцук Вячорка на свое странице в Facebook заявил, что увидел в клипе «кроме общего позорного уровня — еще и оскорбление в адрес белорусского языка и всех белорусскоязычных». «Если убогая пошлятина, которую „поют“ по-белорусски, „переводится“ субтитрами на русском, но языковыми средствами поэтического, высокого стиля, это значит, что белорусский язык — он для мусора, которую на русский и перевода адекватному не поддается. Матрица для закладыванием в подсознание не новая. Со своего детства, с черно-белого советского телевизора помню двух клоунов — Тарапуньку и Штепселя. Недалекий Тарапунька говорил, конечно же, по-украински. А хитрый и неглупый Штепсель — по-русски. Но такого падения, как я отныне увидел, все же еще не было… Это же рассчитано на вирусный перепост. Сейчас представление о белорусском языке у среднего россиянина будет формироваться вот этим. А значит, и в наркозависимых от русского мира белорусов…», — сообщил Вячорка. Пожалуй, данный комментарий как нельзя лучше обозначает отношение части белорусского общества к тому, что представил на всеобщее обозрение «Ленинград». При этом на волне прошедших в недавнем прошлом уголовных процессов, связанных с «разжиганием межнациональной вражды», где за собственное мнение и идеи о необходимости интеграционных процессов между двумя странами трое публицистов получили реальные тюремные сроки, нельзя исключать того, что у правоохранительных органов Белоруссии не возникнет желания предъявить свои претензии и авторам клипа. В том числе и по статье 130 УК Белоруссии «Разжигание расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни». Нынешняя ситуация с клипом «8 сакавіка» прекрасно демонстрирует происходящие сегодня в Белоруссии процессы, в которых небольшая группа националистически настроенных граждан стремится навязать свою точку зрения на отношения между Белоруссии и Россией всему обществу. При этом данная группа, которая называет себя «истинными патриотами», считает, что любые иные взгляды, не совпадающие с их собственными, являются предательством национальных интересов. И в данном случае необходимо отметить, что не клип «Ленинграда» и его содержание является средством формирования нетерпимости между жителями Белоруссии и России, а реакция на него со стороны так называемых «патриотов». Большинство белорусов с иронией восприняли данное творение, от души посмеялись и восприняли с тревогой не то, что в клипе можно усмотреть оскорбление белорусского языка, а трагичность сложившейся ситуации в глубинке, где действительно существует проблема пьянства и, как результат, нормальных взаимоотношений между мужчиной и женщиной. С национальной же точки зрения увидеть оскорбление белорусов как нации или белорусского языка в клипе могут только те, кто идеологически настроен против всего, что связано с Россией, и при этом склонен оперировать сложными и понятными только им логическими конструкциями. По всей видимости, нынешняя истерия националистов вокруг всего, что связано с белорусской историей, языком, культурой и традициями, является итогом их тотальной неуверенности в себе, а поэтому любое слово из России, сказанное о Белоруссии воспринимается и будет восприниматься ими чуть ли не как подготовка к её захвату. Любой информационный повод, связанный с Белоруссией, представленный на российском телевидении, в прессе или в интернет-пространстве и дальше будет раздуваться до невиданных размеров с одной лишь целью — в очередно раз обвинить Кремль в «имперских амбициях». При этом ничего подобного в отношении западных соседей со стороны «патриотов» как не наблюдалось, так и не будет наблюдаться. Западная редакция «NOVOSTI-DNY.Ru» Белоруссия: закат эпохи Лукашенко 09.03 Белорусские националисты и власть: хвост виляет собакой 08.03 Активист: Защита русского языка в Белоруссии задела националистов за живое 06.03 Белорусский национализм и конец эпохи Лукашенко 26.02 Белорусская власть и националисты: осталась ли между ними разница? 19.02 Дело белорусских публицистов: спектакль продолжается Все новости


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
→ 
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика