Кто зовёт Лукашенко в Брюссель и зачем он туда едет - «Белоруссия» » «Новости Дня»

✔ Кто зовёт Лукашенко в Брюссель и зачем он туда едет - «Белоруссия»


Кто зовёт Лукашенко в Брюссель и зачем он туда едет - «Белоруссия»
На днях стало известно о том, что представляющий Евросоюз на международной арене председатель Европейского совета Дональд Туск послал официальное приглашение президенту Белоруссии Александру Лукашенко принять участие в предстоящем саммите проекта Евросоюза «Восточное партнерство», который должен пройти 24 ноября в Брюсселе.
Почему же ранее высказывавшийся нелицеприятно в адрес Александра Лукашенко европейский политик столь высокого ранга решил сменить гнев на милость, сделав белорусскому лидеру столь заманчивое предложение? Является ли это доказательством наблюдаемого в последнее время сближения Минска с Брюсселем, или это тактический ход руководства ЕС?
Ситуацию прокомментировал кандидат исторических наук, старший преподаватель факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ Вадим Трухачев. По его мнению, у Туска, как у бывшего премьера Польши, есть на Белоруссию особые виды. Для поляков белорусские земли — это бывшие польские «восточные окраины», родина Тадеуша Костюшко и Адама Мицкевича. Польская политика с самого начала 1990-х гг. строилась на том, чтобы втянуть Белоруссию в орбиту своего влияния. В Польше существуют огромные комплексы по поводу того, что когда-то она не стала великой державой, и теперь по мере сил она пытается исправить данную «несправедливость».
Так, по оценкам политолога, занимая такой высокий пост, как председатель Евросовета, Туск так и не стал по-настоящему европейским политиком, оставаясь больше политиком «местечковым», сугубо польским. Он старается использовать своё положение для продвижения польских национальных интересов. А интересы эти — создание польской сферы влияния за счёт государств, граничащих с Россией. И ради достижения этой цели пришла пора взять Лукашенко «в оборот».
Однако приглашение белорусского лидера в столицу ЕС является знаковым событием и по другим причинам. Стоит заметить, что сам проект «Восточное партнерство», инициированный все той же Польшей в 2008 году, создавался Евросоюзом для экспорта евроинтеграции в страны постсоветского пространства — Азербайджан, Армению, Белоруссию, Грузию, Молдавию и Украину. Официально декларируемые при этом цели проекта — содействие демократическим реформам, а также экономическое и гуманитарное сотрудничество, включающее в себя создание зон свободной торговли и упрощение визового режима — как позже выяснилось, не отражали истинных намерений его создателей. В частности, по словам Трухачева, авторами «Восточного партнёрства» изначально были «заклятые друзья» России — бывшие главы МИД Швеции и Польши Карл Бильдт и Радослав Сикорский (при участии их коллеги из Чехии Карела Шварценберга, также завзятого русофоба), что уже само по себе свидетельствует о его антироссийском характере.
Как нетрудно догадаться, участие России в этом проекте не предполагалось с самого начала, что послужило основанием для оправданных опасений Москвы относительно истинных целей европейского проекта. Известно, что после вхождения в состав ЕС Польша сразу начала претендовать на статус главного форпоста евроинтеграции на Востоке.
Очевидно, что Варшава, будучи одной из главных инициаторов «Восточного партнерства» и одновременно являющаяся ближайшим союзником Вашингтона по НАТО, стремится таким образом закрепить ближайших соседей России в зоне геополитических интересов Запада.
В каком-то смысле «Восточное партнерство» задумывалось как некая альтернатива интеграционным процессам на постсоветском пространстве с участием России, в которых определенные силы на Западе видят то ли «имперские амбиции» Москвы, то ли попытку «ресоветизации» региона.
В то же время, эксперт обращает внимание на то, что у стран «партнёрства» разная степень сближения с ЕС. Украина, Грузия и Молдавия однозначно смотрят на Запад, Азербайджан участвует в более «урезанном виде». Армения и Белоруссия ведут двойную игру — сотрудничают с Евросоюзом, но с большой оглядкой на Россию, с которой они состоят в Евразийском союзе.
В то же время, именно саммиты «Восточного партнерства» последние годы во многом определяли политический ландшафт на Украине, в Молдавии и Грузии. Так, в ноябре 2013 года на саммите в Вильнюсе Молдавия и Грузия подписали соглашения об ассоциации с ЕС. Тогдашний отказ Виктора Януковича от подписания аналогичного договора стал поводом для насильственной смены режима на Украине и привел к гражданскому конфликту на Донбассе, радикально изменившим характер отношений между Россией и Евросоюзом.
Поэтому возможное участие в предстоящем саммите «Восточного партнерства», который впервые пройдет в столице Евросоюза, Александра Лукашенко, президента страны, заявляющей о своих союзнических отношениях с Россией, выглядит откровенно недружественным шагом Минска в адрес Москвы.
Кроме того, по словам Трухачева, именно отношение Белоруссии к событиям на Украине, а отнюдь не демократические реформы, заставили ЕС пересмотреть свое отношение к Александру Лукашенко, который ранее считался в Европе чуть ли не «изгоем». Ведь до недавнего времени высшие руководители ЕС весьма неохотно с ним общались, однако, видимо, Дональд Туск счёл, что теперь пришло время поговорить с белорусским лидером лично. Эксперт считает, что Брюссель таким образом старается отдалить Минск от Москвы. «Раз европейцы взяли курс на приближение Белоруссии к себе — надо звать к себе Лукашенко (даже если он лично и не нравится)», — заключил Трухачев.
В свою очередь руководство Белоруссии в рамках провозглашенной внешнеполитическим ведомством республики «многовекторной дипломатии» также охотно демонстрирует готовность к сближению с Западом по всем направлениям. В частности, Минск при каждом удобном случае подчеркивает свою отличную от Москвы позицию по Украине, не признавая возвращение Крыма в состав России и заявляя о поддержке «воюющей за свою независимость братской Украины». В качестве ответного «жеста доброй воли» США и ЕС признали выборы президента Белоруссии в 2015 году «демократическими» и отменили санкции против белорусского руководства, введенные в 2010 году из-за «политических репрессий» в отношении белорусской оппозиции.
Благодаря своей гибкой позиции по украинскому кризису Минск, ставший площадкой для переговоров в «нормандском формате», заслужил расположение Брюсселя и Вашингтона, создав благоприятные условия для дальнейшего сближения с Западом.
Однако на развитии чисто дипломатических отношений с западными странами Минск останавливаться не стал. С октября по декабрь 2016 года Белоруссия подписала соглашения о военном сотрудничестве в 2017 году сразу с тремя членами НАТО — США, Польшей и Латвией. Предметом достигнутых договоренностей предположительно было налаживание «прямого диалога» с целью обмена информацией между военными ведомствами в преддверие совместных стратегических учений России и Белоруссии «Запад-2017».
Кроме того, белорусские власти в последнее время охотно заигрывают с националистами, не скрывающими своих русофобских взглядов. А также закрывают глаза на деятельность находящихся в Минске прозападных «аналитических центров», принимавших непосредственное участие в масштабной информационной кампании США и НАТО по компрометации совместных учений «Запад-2017», распространяя мифы о якобы готовящейся «российской агрессии», подхваченные западными СМИ.
Евсей Васильев, заместитель генерального директора Бюро «Стратегические коммуникации»

На днях стало известно о том, что представляющий Евросоюз на международной арене председатель Европейского совета Дональд Туск послал официальное приглашение президенту Белоруссии Александру Лукашенко принять участие в предстоящем саммите проекта Евросоюза «Восточное партнерство», который должен пройти 24 ноября в Брюсселе. Почему же ранее высказывавшийся нелицеприятно в адрес Александра Лукашенко европейский политик столь высокого ранга решил сменить гнев на милость, сделав белорусскому лидеру столь заманчивое предложение? Является ли это доказательством наблюдаемого в последнее время сближения Минска с Брюсселем, или это тактический ход руководства ЕС? Ситуацию прокомментировал кандидат исторических наук, старший преподаватель факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ Вадим Трухачев. По его мнению, у Туска, как у бывшего премьера Польши, есть на Белоруссию особые виды. Для поляков белорусские земли — это бывшие польские «восточные окраины», родина Тадеуша Костюшко и Адама Мицкевича. Польская политика с самого начала 1990-х гг. строилась на том, чтобы втянуть Белоруссию в орбиту своего влияния. В Польше существуют огромные комплексы по поводу того, что когда-то она не стала великой державой, и теперь по мере сил она пытается исправить данную «несправедливость». Так, по оценкам политолога, занимая такой высокий пост, как председатель Евросовета, Туск так и не стал по-настоящему европейским политиком, оставаясь больше политиком «местечковым», сугубо польским. Он старается использовать своё положение для продвижения польских национальных интересов. А интересы эти — создание польской сферы влияния за счёт государств, граничащих с Россией. И ради достижения этой цели пришла пора взять Лукашенко «в оборот». Однако приглашение белорусского лидера в столицу ЕС является знаковым событием и по другим причинам. Стоит заметить, что сам проект «Восточное партнерство», инициированный все той же Польшей в 2008 году, создавался Евросоюзом для экспорта евроинтеграции в страны постсоветского пространства — Азербайджан, Армению, Белоруссию, Грузию, Молдавию и Украину. Официально декларируемые при этом цели проекта — содействие демократическим реформам, а также экономическое и гуманитарное сотрудничество, включающее в себя создание зон свободной торговли и упрощение визового режима — как позже выяснилось, не отражали истинных намерений его создателей. В частности, по словам Трухачева, авторами «Восточного партнёрства» изначально были «заклятые друзья» России — бывшие главы МИД Швеции и Польши Карл Бильдт и Радослав Сикорский (при участии их коллеги из Чехии Карела Шварценберга, также завзятого русофоба), что уже само по себе свидетельствует о его антироссийском характере. Как нетрудно догадаться, участие России в этом проекте не предполагалось с самого начала, что послужило основанием для оправданных опасений Москвы относительно истинных целей европейского проекта. Известно, что после вхождения в состав ЕС Польша сразу начала претендовать на статус главного форпоста евроинтеграции на Востоке. Очевидно, что Варшава, будучи одной из главных инициаторов «Восточного партнерства» и одновременно являющаяся ближайшим союзником Вашингтона по НАТО, стремится таким образом закрепить ближайших соседей России в зоне геополитических интересов Запада. В каком-то смысле «Восточное партнерство» задумывалось как некая альтернатива интеграционным процессам на постсоветском пространстве с участием России, в которых определенные силы на Западе видят то ли «имперские амбиции» Москвы, то ли попытку «ресоветизации» региона. В то же время, эксперт обращает внимание на то, что у стран «партнёрства» разная степень сближения с ЕС. Украина, Грузия и Молдавия однозначно смотрят на Запад, Азербайджан участвует в более «урезанном виде». Армения и Белоруссия ведут двойную игру — сотрудничают с Евросоюзом, но с большой оглядкой на Россию, с которой они состоят в Евразийском союзе. В то же время, именно саммиты «Восточного партнерства» последние годы во многом определяли политический ландшафт на Украине, в Молдавии и Грузии. Так, в ноябре 2013 года на саммите в Вильнюсе Молдавия и Грузия подписали соглашения об ассоциации с ЕС. Тогдашний отказ Виктора Януковича от подписания аналогичного договора стал поводом для насильственной смены режима на Украине и привел к гражданскому конфликту на Донбассе, радикально изменившим характер отношений между Россией и Евросоюзом. Поэтому возможное участие в предстоящем саммите «Восточного партнерства», который впервые пройдет в столице Евросоюза, Александра Лукашенко, президента страны, заявляющей о своих союзнических отношениях с Россией, выглядит откровенно недружественным шагом Минска в адрес Москвы. Кроме того, по словам Трухачева, именно отношение Белоруссии к событиям на Украине, а отнюдь не демократические реформы, заставили ЕС пересмотреть свое отношение к Александру Лукашенко, который ранее считался в Европе чуть ли не «изгоем». Ведь до недавнего времени высшие руководители ЕС весьма неохотно с ним общались, однако, видимо, Дональд Туск счёл, что теперь пришло время поговорить с белорусским лидером лично. Эксперт считает, что Брюссель таким образом старается отдалить Минск от Москвы. «Раз европейцы взяли курс на приближение Белоруссии к себе — надо звать к себе Лукашенко (даже если он лично и не нравится)», — заключил Трухачев. В свою очередь руководство Белоруссии в рамках провозглашенной внешнеполитическим ведомством республики «многовекторной дипломатии» также охотно демонстрирует готовность к сближению с Западом по всем направлениям. В частности, Минск при каждом удобном случае подчеркивает свою отличную от Москвы позицию по Украине, не признавая возвращение Крыма в состав России и заявляя о поддержке «воюющей за свою независимость братской Украины». В качестве ответного «жеста доброй воли» США и ЕС признали выборы президента Белоруссии в 2015 году «демократическими» и отменили санкции против белорусского руководства, введенные в 2010 году из-за «политических репрессий» в отношении белорусской оппозиции. Благодаря своей гибкой позиции по украинскому кризису Минск, ставший площадкой для переговоров в «нормандском формате», заслужил расположение Брюсселя и Вашингтона, создав благоприятные условия для дальнейшего сближения с Западом. Однако на развитии чисто дипломатических отношений с западными странами Минск останавливаться не стал. С октября по декабрь 2016 года Белоруссия подписала соглашения о военном сотрудничестве в 2017 году сразу с тремя членами НАТО — США, Польшей и Латвией. Предметом достигнутых договоренностей предположительно было налаживание «прямого диалога» с целью обмена информацией между военными ведомствами в преддверие совместных стратегических учений России и Белоруссии «Запад-2017». Кроме того, белорусские власти в последнее время охотно заигрывают с националистами, не скрывающими своих русофобских взглядов. А также закрывают глаза на деятельность находящихся в Минске прозападных «аналитических центров», принимавших непосредственное участие в масштабной информационной кампании США и НАТО по компрометации совместных учений «Запад-2017», распространяя мифы о якобы готовящейся «российской агрессии», подхваченные западными СМИ. Евсей Васильев, заместитель генерального директора Бюро «Стратегические коммуникации»


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
→ 
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика