✔ «Крупнейшая переброска войск». Танки США встанут у границ Белоруссии - «Новости Дня»
Allford 28-10-2019, 08:22 193 Новости дня / Военные действияПрезидент Белоруссии Александр Лукашенко поручил правительству адекватно ответить на появление у границ республики американских танков. Бронетехника прибыла в соседнюю в Литву на учения, во многом напоминающие маневры времен холодной войны, когда НАТО готовилась к прямому столкновению с Советским Союзом и Варшавским блоком.
Остаются до весны
В рамках учений «Защитник Европы» в Литву перебросили бронетехнику первой дивизии армии США: около тридцати танков Abrams и двадцати боевых машин пехоты Bradley. Американские военные пробудут в учебном центре имени генерала Сильвестраса Лукаускаса до весны 2020 года.
О реакции Лукашенко сообщил госсекретарь Совета безопасности республики Станислав Зась. Минск обеспокоен тем, что разворачивающиеся маневры — самые крупные за последние 25 лет и отработать планируется именно «переброску войск с территории США на Европейский континент».
Учения в пятнадцати километрах от белорусско-литовской границы встревожили Минск. «Происходит возврат к забытой политике милитаризации и гонке вооружений. Военные расходы у всех наших соседей мало того, что больше, чем у Белоруссии, они растут. Мы видим повышение интенсивности боевой подготовки, развитие инфраструктуры с целью переброски и развертывания войск», — перечислял угрозы представитель белорусских властей.
В Вильнюсе сделали вид, что удивились реакции Минска, и заверили, что Белоруссии бояться нечего. «Литва непосредственно заинтересована в независимости республики и ее территориальной целостности. Поэтому я могу заверить, что, по крайней мере, со стороны Запада военных и других угроз суверенитету Белоруссии нет», — подчеркнул министр охраны края (национальной обороны) Литвы Раймундас Кароблис.
По его словам, развертывание такой воинской единицы, как батальон, в Литве не нанесет никакого ущерба безопасности соседней стране.
Как во время холодной войны
Между тем о необычайном размахе маневров говорили не только в Минске. О том, что «Защитник Европы» предусматривает самую масштабную передислокацию войск из Соединенных Штатов в Европу за последние 25 лет, уведомляло командование Сухопутных войск США.
Американские военачальники заявили, что их действия будут напоминать учения REFORGER (Return of Forces to Germany, «Возвращение сил в Германию») времен холодной войны. Но нынешние маневры «будут сложнее». REFORGER проводились с 60-х годов как подготовка к конфликту с Варшавским блоком и в 90-е были прекращены. Если полвека назад американские соединения перебрасывались в Западную Германию, то сегодня ФРГ — уже не условное поле боя, а логистический центр учений. И далеко не все немцы этому рады. Например, депутат бундестага от партии Die Linke Александер Ной назвал происходящее «запланированной провокацией против России».
«Понятий «деэскалация», «мир» и «разоружение», похоже, больше нет в словаре НАТО», — возмущался Ной.
Игра в войну
Россия и Белоруссия также проводят совместные учения, но они отличаются от подобных мероприятий западных «партнеров». В октябре завершился «Щит Союза — 2019?, с участием двенадцати тысяч военных. В маневрах задействовали более двухсот танков, семьдесят самолетов и вертолетов. Но проходил «Щит» не у западной границы Белоруссии, а в глубине России, в Нижегородской области.
В российском Генштабе пояснили, что место для отработки взаимодействия двух армий было выбрано именно таким образом, чтобы не волновать западных партнеров и не ухудшать обстановку в Восточной Европе. Еще несколько лет назад совместные учения Москвы и Минска вызывали шквал обвинений, доносящихся из восточноевропейских столиц.
В 2017-м министр обороны Эстонии Маргус Цахкна опасался, что после очередных маневров «Запад» российские войска останутся в Белоруссии. И угрожал Москве: «Для российских участников это билет в один конец». Беспокоилась и президент Литвы Даля Грибаускайте: «В учениях примет участие очень большое количество агрессивных сил, демонстративно готовящихся к войне с Западом». Глава польского военного ведомства Антоний Мачеревич тоже говорил о неких угрозах стабильности в Европе.
По странному совпадению, в том же году в Варшаве провели командно-штабную игру «Гегемон». Ее организовали два фонда — американский Potomac и польский имени Казимира Пуласки. Руководил игрой бывший командующий Вооруженными силами США в Европе и главком сил НАТО Филип Бридлав.
Сценаристы свою фантазию не ограничивали. По сюжету, Кремль инициирует переворот в Белоруссии, Лукашенко отстраняют от власти. К управлению страной приходит полностью лояльная к Кремлю политическая сила во главе с одним из генералов белорусских спецслужб. Далее по сценарию Минск приглашает в страну российскую армию. И та с территории Белоруссии угрожает Польше и Прибалтике. Кульминацией становились боевые действия между Россией и НАТО.
Такие теоретизирования министр иностранных дел России Сергей Лавров назвал просто бредом и отметил, что «стенания и причитания» по поводу учений наблюдаются не первый год.
Российские войска после тех маневров, как обычно, покинули Белоруссию. А инспекторы из Литвы, Словакии и с Украины провели проверку и убедились — иностранных вооруженных сил на территории республики нет.
«Ничто не сдерживает от размещения ракет»
Ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Олег Неменский полагает, что нынешние опасения Минска связаны не с угрозой прямого военного нападения. «Тревога скорее из-за ухудшающейся ситуации вокруг Белоруссии. В конституции республики указано, что страна стремится быть нейтральной. Но на практике Минск готов к интеграции на любых направлениях. Правда, для этого нужны неконфликтные отношения между Россией и Западом», — объясняет эксперт.
Белорусский политолог Алексей Дзермант также считает, что пока не стоит говорить об угрозе прямой военной агрессии. «Но тенденция очевидна — идет наращивание сил НАТО на наших границах. Сегодня нет никаких сдерживающих договоренностей. После выхода США из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности потенциально ничто не мешает Вашингтону разместить ракеты в Польше», — говорит о реалиях Восточной Европы эксперт.
«Танки — наступательное оружие. Очевидно, что учения будут носить не оборонительный, а агрессивный характер. Такие действия нарушают баланс сил в регионе. Рассказы о якобы существующей российской угрозе — это поиски повода. Все так беспокоятся о внутренней политике Белоруссии, о нашем суверенитете, как будто кому-то есть дело до наших проблем. На самом деле ищут повод для начала боевых действий, повод может быть использован в нужный момент», — предупреждает Дзермант.
Он предполагает, что Минск и Москва будут и далее пытаться «вразумить НАТО». «Но нас не слышат, формально альянс участвует в диалоге, но не для того, чтобы слышать оппонента. Недавно НАТО отклонила предложение Москвы о моратории на размещение ракет. И Белоруссии, и России остается вести дипломатическую работу, но без особых надежд на успех. И еще совершенствовать координацию и выучку войск. Возможно, руководство Белоруссии примет решение о том, что нашим Вооруженным силам нужно более современное оружие. Вероятно, потребуется формирование дополнительных соединений. Надо следить за обстановкой», — делает вывод эксперт.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко поручил правительству адекватно ответить на появление у границ республики американских танков. Бронетехника прибыла в соседнюю в Литву на учения, во многом напоминающие маневры времен холодной войны, когда НАТО готовилась к прямому столкновению с Советским Союзом и Варшавским блоком. Остаются до весны В рамках учений «Защитник Европы» в Литву перебросили бронетехнику первой дивизии армии США: около тридцати танков Abrams и двадцати боевых машин пехоты Bradley. Американские военные пробудут в учебном центре имени генерала Сильвестраса Лукаускаса до весны 2020 года. О реакции Лукашенко сообщил госсекретарь Совета безопасности республики Станислав Зась. Минск обеспокоен тем, что разворачивающиеся маневры — самые крупные за последние 25 лет и отработать планируется именно «переброску войск с территории США на Европейский континент». Учения в пятнадцати километрах от белорусско-литовской границы встревожили Минск. «Происходит возврат к забытой политике милитаризации и гонке вооружений. Военные расходы у всех наших соседей мало того, что больше, чем у Белоруссии, они растут. Мы видим повышение интенсивности боевой подготовки, развитие инфраструктуры с целью переброски и развертывания войск», — перечислял угрозы представитель белорусских властей. В Вильнюсе сделали вид, что удивились реакции Минска, и заверили, что Белоруссии бояться нечего. «Литва непосредственно заинтересована в независимости республики и ее территориальной целостности. Поэтому я могу заверить, что, по крайней мере, со стороны Запада военных и других угроз суверенитету Белоруссии нет», — подчеркнул министр охраны края (национальной обороны) Литвы Раймундас Кароблис. По его словам, развертывание такой воинской единицы, как батальон, в Литве не нанесет никакого ущерба безопасности соседней стране. Как во время холодной войны Между тем о необычайном размахе маневров говорили не только в Минске. О том, что «Защитник Европы» предусматривает самую масштабную передислокацию войск из Соединенных Штатов в Европу за последние 25 лет, уведомляло командование Сухопутных войск США. Американские военачальники заявили, что их действия будут напоминать учения REFORGER (Return of Forces to Germany, «Возвращение сил в Германию») времен холодной войны. Но нынешние маневры «будут сложнее». REFORGER проводились с 60-х годов как подготовка к конфликту с Варшавским блоком и в 90-е были прекращены. Если полвека назад американские соединения перебрасывались в Западную Германию, то сегодня ФРГ — уже не условное поле боя, а логистический центр учений. И далеко не все немцы этому рады. Например, депутат бундестага от партии Die Linke Александер Ной назвал происходящее «запланированной провокацией против России». «Понятий «деэскалация», «мир» и «разоружение», похоже, больше нет в словаре НАТО», — возмущался Ной. Игра в войну Россия и Белоруссия также проводят совместные учения, но они отличаются от подобных мероприятий западных «партнеров». В октябре завершился «Щит Союза — 2019?, с участием двенадцати тысяч военных. В маневрах задействовали более двухсот танков, семьдесят самолетов и вертолетов. Но проходил «Щит» не у западной границы Белоруссии, а в глубине России, в Нижегородской области. В российском Генштабе пояснили, что место для отработки взаимодействия двух армий было выбрано именно таким образом, чтобы не волновать западных партнеров и не ухудшать обстановку в Восточной Европе. Еще несколько лет назад совместные учения Москвы и Минска вызывали шквал обвинений, доносящихся из восточноевропейских столиц. В 2017-м министр обороны Эстонии Маргус Цахкна опасался, что после очередных маневров «Запад» российские войска останутся в Белоруссии. И угрожал Москве: «Для российских участников это билет в один конец». Беспокоилась и президент Литвы Даля Грибаускайте: «В учениях примет участие очень большое количество агрессивных сил, демонстративно готовящихся к войне с Западом». Глава польского военного ведомства Антоний Мачеревич тоже говорил о неких угрозах стабильности в Европе. По странному совпадению, в том же году в Варшаве провели командно-штабную игру «Гегемон». Ее организовали два фонда — американский Potomac и польский имени Казимира Пуласки. Руководил игрой бывший командующий Вооруженными силами США в Европе и главком сил НАТО Филип Бридлав. Сценаристы свою фантазию не ограничивали. По сюжету, Кремль инициирует переворот в Белоруссии, Лукашенко отстраняют от власти. К управлению страной приходит полностью лояльная к Кремлю политическая сила во главе с одним из генералов белорусских спецслужб. Далее по сценарию Минск приглашает в страну российскую армию. И та с территории Белоруссии угрожает Польше и Прибалтике. Кульминацией становились боевые действия между Россией и НАТО. Такие теоретизирования министр иностранных дел России Сергей Лавров назвал просто бредом и отметил, что «стенания и причитания» по поводу учений наблюдаются не первый год. Российские войска после тех маневров, как обычно, покинули Белоруссию. А инспекторы из Литвы, Словакии и с Украины провели проверку и убедились — иностранных вооруженных сил на территории республики нет. «Ничто не сдерживает от размещения ракет» Ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Олег Неменский полагает, что нынешние опасения Минска связаны не с угрозой прямого военного нападения. «Тревога скорее из-за ухудшающейся ситуации вокруг Белоруссии. В конституции республики указано, что страна стремится быть нейтральной. Но на практике Минск готов к интеграции на любых направлениях. Правда, для этого нужны неконфликтные отношения между Россией и Западом», — объясняет эксперт. Белорусский политолог Алексей Дзермант также считает, что пока не стоит говорить об угрозе прямой военной агрессии. «Но тенденция очевидна — идет наращивание сил НАТО на наших границах. Сегодня нет никаких сдерживающих договоренностей. После выхода США из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности потенциально ничто не мешает Вашингтону разместить ракеты в Польше», — говорит о реалиях Восточной Европы эксперт. «Танки — наступательное оружие. Очевидно, что учения будут носить не оборонительный, а агрессивный характер. Такие действия нарушают баланс сил в регионе. Рассказы о якобы существующей российской угрозе — это поиски повода. Все так беспокоятся о внутренней политике Белоруссии, о нашем суверенитете, как будто кому-то есть дело до наших проблем. На самом деле ищут повод для начала боевых действий, повод может быть использован в нужный момент», — предупреждает Дзермант. Он предполагает, что Минск и Москва будут и далее пытаться «вразумить НАТО». «Но нас не слышат, формально альянс участвует в диалоге, но не для того, чтобы слышать оппонента. Недавно НАТО отклонила предложение Москвы о моратории на размещение ракет. И Белоруссии, и России остается вести дипломатическую работу, но без особых надежд на успех. И еще совершенствовать координацию и выучку войск. Возможно, руководство Белоруссии примет решение о том, что нашим Вооруженным силам нужно более современное оружие. Вероятно, потребуется формирование дополнительных соединений. Надо следить за обстановкой», — делает вывод эксперт.