Истребитель Rafale. Красота убьёт мир? - «Новости Дня» » «Новости Дня»

✔ Истребитель Rafale. Красота убьёт мир? - «Новости Дня»


Истребитель Rafale. Красота убьёт мир? - «Новости Дня»

Вторая половина 1980-х годов стала для многих авиационных стран и их конструкторов временем поиска новых аэродинамических компоновок.


Компоновка с применением треугольного крыла и переднего горизонтального оперения (ПГО) стала популярной в Западной Европе, и одним из первых самолетов, созданных по этой схеме, стал французский Dassault Rafale.


Фирма Dassault начинала свою послевоенную деятельность как одна из нескольких авиационных компаний Франции. К началу 60-х она стала единственным разработчиком французских боевых самолетов для ВВС, к началу 80-х ее позиции еще более упрочнились. В середине 80-х на вооружение поступил многоцелевой Mirage 2000, выполняющий как традиционные функции истребителя, так и стратегического ударного самолета. Создание Rafale стало закономерным итогом этого длинного пути — отныне истребитель фирмы Dassault стал единым не только для ВВС Франции, но и для её палубной авиации.


К середине 1980-х годов на вооружении ВВС Франции были многоцелевые истребители Mirage III, перехватчики Mirage F.1, ударные самолеты Jaguar и стратегические Mirage IV. Всех их предполагалось заменить многоцелевыми Mirage 2000 в различном исполнении. Но, кроме ВВС, боевые самолеты требовались еще и флоту, у которого одновременно на палубах были американские истребители Vought F-8 Crusader, разведчики Etendard IVP и ударные самолеты Super-Etendard. Заменить их Mirage 2000 не смог бы в любых вариантах. Следующий за Mirage 2000 боевой самолет должен был стать действительно единым — для ВВС и ВМФ.


Изначально Франция предполагала создание нового боевого самолета в кооперации с ведущими европейскими разработчиками: Германией и Великобританией. Но, после того как вес проектируемой машины стал расти в соответствии с национальными требованиями этих стран, Франция покинула консорциум. Проект перестал отвечать задаче создания единого сухопутного и палубного самолета. Как посчитали аналитики, создание единого самолета оправдает неизбежный рост финансовых затрат, при этом французские разработчики и производители получат неоценимый опыт. Исследуя пути создания единой многоцелевой машины (а к этому стремились так или иначе все европейские разработчики в разных странах) конструкторы решили, что целесообразнее всего использовать аэродинамическую схему «утка». В этой схеме горизонтальное оперение занимает место впереди крыла, что дает большие преимущества.


Например, при необходимости создать максимальную подъемную силу (на взлете или при маневре в бою), реакции ПГО складываются с подъемной силой крыла, в то время как на самолетах традиционной схемы отклоненное вниз горизонтальное оперение ее уменьшает. ПГО может быть заметно меньше традиционного горизонтального оперения (стабилизатора), а это позволяет уменьшить его размеры и вес. Первый образец, названный демонстратором технологий, появился в 1985 году и впервые поднялся в воздух 4 июля 1986 года, став, таким образом, первым самолетом будущего поколения «4+».




За ним в этой линейке «4+» последовали: израильский Lavi , затем шведский Gripen, и последним, спустя восемь лет, — Eurofighter Typhoon. Поскольку двигатели нового поколения М88 еще не были готовы, прототип летал с американскими GЕ F404. Первоначально на испытания истребителя отводили 10 лет, и предполагалось, что в 1996 году он уже начнет поступать на вооружение французской авиации. Однако политические перемены в Европе на рубеже 1980-90-х годов буквально поломали военные доктрины. Стало понятно, что Франция будет участвовать совсем не в тех войнах, к которым готовилась в начале 1980-х. Кроме того, технологии сделали очередной рывок вперед. Все это требовало анализа и переделок и, конечно, времени.


Особенности конструкции Dassault Rafale


Самолет выполнен по традиционной для истребителей фирмы Dassault аэродинамической схеме «бесхвостка» с дополнительным высокорасположенным ПГО, среднерасположенным треугольным крылом с корневыми наплывами и двумя двигателями в хвостовой части фюзеляжа.


Rafale это статически неустойчивый самолет. Улучшение устойчивости осуществляется посредством дистанционной системы управления с тремя цифровыми и одним резервным аналоговым каналом. Она интегрирована с цифровой системой управления двигателем, а также системой управления оружием. Вертикальное оперение — однокилевое. Истребитель оснащен двумя ТРДДФ SNECMA М88-2. В дальнейшем предполагается установка более мощных двигателей М88-3. Самолет может эксплуатироваться с взлетно-посадочных полос длиной 400 м.


На истребителе установлена РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) RВЕ/RВЕ2. Самолет оборудован системой предупреждения SPECTRA, которая включает в себя: предупреждение о лазерном и радиолокационном облучении, а также систему предупреждения о ракетной атаке DDM-NG (с 2012 года), состоящей из двух пассивных ИК-датчиков на киле. Система DDM-NG позволяет получать сферическую картинку в ИК-диапазоне. Хотя Rafale не относится к «стелс-самолетам», он был разработан с учетом снижения эффективной площади рассеяния (ЭПР) и инфракрасной заметности.


Для этого широко применяются композитные материалы, уменьшены размеры киля, используются пилообразные кромки крыльев и ПГО, воздухозаборники выполнены S-образными и экранируют лопатки турбины, что также снижает ЭПР самолета.




Rafale, как и Mirage 2000, должен был по условиям эксплуатации соответствовать стандартам НАТО. Разработчики с самого начала жестко увязывали конструкцию самолета со стандартами, поэтому все выпускаемые Rafale полностью интегрированы в НАТО.


19 мая 1991 года состоялся первый полет переработанного Rafale С — меньшего размера, с нерегулируемыми воздухозаборниками, упором на малозаметность и почти полным переходом на композитные материалы в конструкциях крыла, фюзеляжа и киля. Спустя полгода, 12 декабря, в воздух поднялся палубный вариант Rafale М, а 30 апреля 1993 года взлетел двухместный Rafale В. Изначально он рассматривался как классическая «спарка» — вариант истребителя с несколько урезанными боевыми возможностями, но после опыта локальной войны на Балканах его оценка принципиально изменилась. Теперь и ВВС, и флот предполагали, что одноместный вариант станет дополнением к основному, двухместному.


Серийный выпуск машины начался лишь в январе 1997 года, и в настоящий момент потребности ВВС оцениваются в 212 самолетов (из них двухместных -127), а флот пополнится 60 самолетами (35 двухместных Rafale M). Франция приложила огромные усилия для того, чтобы Rafale был полностью французским, и в основном этот амбициозный план удался. Примерно половину объема работ, требуемых для производства очередного самолета выполняет головная авиастроительная компания Dassault, а остальное поделено в равных пропорциях между производителями авионики и оборудования Thales Group и Safran SA.


Первые серийные экземпляры были переданы флоту в 2001 году.


К настоящему моменту флотилии 12F и 11F завершили перевооружение, на очереди 17F, меняющая свои почтенные «Супер Этандар». ВВС начали перевооружение немного позже — в декабре 2004 года. Первая боевая часть, истребительная эскадра ЕС-01.007 «Прованс» на базе в Сен-Дизье, стала боеспособна в 2007 году и успела повоевать в Афганистане и Ливии.


Вторая половина 1980-х годов стала для многих авиационных стран и их конструкторов временем поиска новых аэродинамических компоновок. Компоновка с применением треугольного крыла и переднего горизонтального оперения (ПГО) стала популярной в Западной Европе, и одним из первых самолетов, созданных по этой схеме, стал французский Dassault Rafale. Фирма Dassault начинала свою послевоенную деятельность как одна из нескольких авиационных компаний Франции. К началу 60-х она стала единственным разработчиком французских боевых самолетов для ВВС, к началу 80-х ее позиции еще более упрочнились. В середине 80-х на вооружение поступил многоцелевой Mirage 2000, выполняющий как традиционные функции истребителя, так и стратегического ударного самолета. Создание Rafale стало закономерным итогом этого длинного пути — отныне истребитель фирмы Dassault стал единым не только для ВВС Франции, но и для её палубной авиации. К середине 1980-х годов на вооружении ВВС Франции были многоцелевые истребители Mirage III, перехватчики Mirage F.1, ударные самолеты Jaguar и стратегические Mirage IV. Всех их предполагалось заменить многоцелевыми Mirage 2000 в различном исполнении. Но, кроме ВВС, боевые самолеты требовались еще и флоту, у которого одновременно на палубах были американские истребители Vought F-8 Crusader, разведчики Etendard IVP и ударные самолеты Super-Etendard. Заменить их Mirage 2000 не смог бы в любых вариантах. Следующий за Mirage 2000 боевой самолет должен был стать действительно единым — для ВВС и ВМФ. Изначально Франция предполагала создание нового боевого самолета в кооперации с ведущими европейскими разработчиками: Германией и Великобританией. Но, после того как вес проектируемой машины стал расти в соответствии с национальными требованиями этих стран, Франция покинула консорциум. Проект перестал отвечать задаче создания единого сухопутного и палубного самолета. Как посчитали аналитики, создание единого самолета оправдает неизбежный рост финансовых затрат, при этом французские разработчики и производители получат неоценимый опыт. Исследуя пути создания единой многоцелевой машины (а к этому стремились так или иначе все европейские разработчики в разных странах) конструкторы решили, что целесообразнее всего использовать аэродинамическую схему «утка». В этой схеме горизонтальное оперение занимает место впереди крыла, что дает большие преимущества. Например, при необходимости создать максимальную подъемную силу (на взлете или при маневре в бою), реакции ПГО складываются с подъемной силой крыла, в то время как на самолетах традиционной схемы отклоненное вниз горизонтальное оперение ее уменьшает. ПГО может быть заметно меньше традиционного горизонтального оперения (стабилизатора), а это позволяет уменьшить его размеры и вес. Первый образец, названный демонстратором технологий, появился в 1985 году и впервые поднялся в воздух 4 июля 1986 года, став, таким образом, первым самолетом будущего поколения «4 ». За ним в этой линейке «4 » последовали: израильский Lavi , затем шведский Gripen, и последним, спустя восемь лет, — Eurofighter Typhoon. Поскольку двигатели нового поколения М88 еще не были готовы, прототип летал с американскими GЕ F404. Первоначально на испытания истребителя отводили 10 лет, и предполагалось, что в 1996 году он уже начнет поступать на вооружение французской авиации. Однако политические перемены в Европе на рубеже 1980-90-х годов буквально поломали военные доктрины. Стало понятно, что Франция будет участвовать совсем не в тех войнах, к которым готовилась в начале 1980-х. Кроме того, технологии сделали очередной рывок вперед. Все это требовало анализа и переделок и, конечно, времени. Особенности конструкции Dassault Rafale Самолет выполнен по традиционной для истребителей фирмы Dassault аэродинамической схеме «бесхвостка» с дополнительным высокорасположенным ПГО, среднерасположенным треугольным крылом с корневыми наплывами и двумя двигателями в хвостовой части фюзеляжа. Rafale это статически неустойчивый самолет. Улучшение устойчивости осуществляется посредством дистанционной системы управления с тремя цифровыми и одним резервным аналоговым каналом. Она интегрирована с цифровой системой управления двигателем, а также системой управления оружием. Вертикальное оперение — однокилевое. Истребитель оснащен двумя ТРДДФ SNECMA М88-2. В дальнейшем предполагается установка более мощных двигателей М88-3. Самолет может эксплуатироваться с взлетно-посадочных полос длиной 400 м. На истребителе установлена РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) RВЕ/RВЕ2. Самолет оборудован системой предупреждения SPECTRA, которая включает в себя: предупреждение о лазерном и радиолокационном облучении, а также систему предупреждения о ракетной атаке DDM-NG (с 2012 года), состоящей из двух пассивных ИК-датчиков на киле. Система DDM-NG позволяет получать сферическую картинку в ИК-диапазоне. Хотя Rafale не относится к «стелс-самолетам», он был разработан с учетом снижения эффективной площади рассеяния (ЭПР) и инфракрасной заметности. Для этого широко применяются композитные материалы, уменьшены размеры киля, используются пилообразные кромки крыльев и ПГО, воздухозаборники выполнены S-образными и экранируют лопатки турбины, что также снижает ЭПР самолета. Rafale, как и Mirage 2000, должен был по условиям эксплуатации соответствовать стандартам НАТО. Разработчики с самого начала жестко увязывали конструкцию самолета со стандартами, поэтому все выпускаемые Rafale полностью интегрированы в НАТО. 19 мая 1991 года состоялся первый полет переработанного Rafale С — меньшего размера, с нерегулируемыми воздухозаборниками, упором на малозаметность и почти полным переходом на композитные материалы в конструкциях крыла, фюзеляжа и киля. Спустя полгода, 12 декабря, в воздух поднялся палубный вариант Rafale М, а 30 апреля 1993 года взлетел двухместный Rafale В. Изначально он рассматривался как классическая «спарка» — вариант истребителя с несколько урезанными боевыми возможностями, но после опыта локальной войны на Балканах его оценка принципиально изменилась. Теперь и ВВС, и флот предполагали, что одноместный вариант станет дополнением к основному, двухместному. Серийный выпуск машины начался лишь в январе 1997 года, и в настоящий момент потребности ВВС оцениваются в 212 самолетов (из них двухместных -127), а флот пополнится 60 самолетами (35 двухместных Rafale M). Франция приложила огромные усилия для того, чтобы Rafale был полностью французским, и в основном этот амбициозный план удался. Примерно половину объема работ, требуемых для производства очередного самолета выполняет головная авиастроительная компания Dassault, а остальное поделено в равных пропорциях между производителями авионики и оборудования Thales Group и Safran SA. Первые серийные экземпляры были переданы флоту в 2001 году. К настоящему моменту флотилии 12F и 11F завершили перевооружение, на очереди 17F, меняющая свои почтенные «Супер Этандар». ВВС начали перевооружение немного позже — в декабре 2004 года. Первая боевая часть, истребительная эскадра ЕС-01.007 «Прованс» на базе в Сен-Дизье, стала боеспособна в 2007 году и успела повоевать в Афганистане и Ливии.


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
→