✔ Су-35С. Сухой третьего розлива - «Новости Дня»
Little 17-09-2019, 16:36 193 Новости дня / Военные действияВ последние годы на мировой и внутренний рынок успешно прорывается условное третье поколение «Сухих двадцать седьмых», представленное новейшими истребителями Су-35С. Почему третье?
Первое поколение понятно: Су-27 и его модификации. Следующее поколение — Су-30.
Семейство Су-30 при более внимательном рассмотрении оказывается неоднородным, представленным двумя независимыми ветвями развития: более простой и дешевой «комсомольской», основанной на Су-30МКК для Китая, и более сложной и дорогой «иркутской» – на основе Су-30МКИ для Индии (к последней принадлежит и Су-30СМ для ВКС России). Причем последние самолеты «комсомольского» семейства были выпущены в 2016 году, в то время как развитие и производство «иркутского» семейства продолжается.
Термины «иркутский» и комсомольский» — по географическому расположению предприятий-производителей: Иркутского авиазавода (филиала ПАО «Корпорация „Иркут“) и «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» (филиала ПАО «Компания «Сухой»).
Однако «комсомольцы» не планировали полностью сдавать позиции иркутянам, и еще в 2005 году, с ориентацией именно на экспорт, был перезапущен проект глубоко модернизированного одноместного истребителя семейства Су-27. Рабочим индексом стал Т-10БМ – последние буквы обозначали «большую модернизацию». Поэтому первые несколько лет самолет рекламировался как Су-35БМ.
В 2007 году первый прототип был готов для наземных испытаний, а 19 февраля 2008-го совершил первый полет. Второй прототип взлетел 2 октября того же года.
Несмотря на экспортные амбиции, первым покупателем стали родные ВВС – в 2009 году на авиасалоне МАКС был подписан первый контракт сразу на 48 истребителей. В 2010 году закончились заводские испытания, а в 2011 взлетел первый серийный истребитель.
Поставки начались со следующего года, а в конце 2015 года был заключен еще один контракт, в этот раз на 50 машин. Тогда же новые истребители впервые заступили на боевое дежурство. Из 98 (по контракту) к весне 2019 года поставлено более 80 машин, в 2019 ожидается подписание очередного контракта. В общей сложности дополнительные закупки российскими ВКС Су-35С в наступающем десятилетии могут приблизиться к ста единицам.
В январе 2016 года первая четверка истребителей была переброшена в Сирию для участия в антитеррористической операции. Самолеты, периодически сменяясь, активно привлекались как к воздушному патрулированию и прикрытию ударных групп, так и к самостоятельным ударам по наземным целям.
В боевых условиях был отработан весь комплекс вооружения «воздух-земля», от управляемого ракетного и бомбового до пушки и неуправляемых ракет.
Особенности и боевые возможности
Внешне Су-35С весьма схож со старыми, добрыми Су-27. В отличие от Су-27М, на нем отсутствует переднее горизонтальное оперение (ПГО) – надобность в нем отпала вследствие оптимизации конструкции планера (изначально ПГО применялось, чтобы исправить небольшие огрехи в центровке и более полно реализовать потенциал аэродинамически нестабильной схемы).
Силовая установка представлена двигателями нового поколения АЛ-41Ф1С с управляемым вектором тяги (УВТ), несколько облегченными вариантами двигателей истребителя Су-57.
По сравнению с двигателями АЛ-31Ф Су-27 тяга возросла на 16%. Конструкция самолета усилена, что обеспечивает значительный рост ресурса, кроме того, это дало возможность увеличить запас топлива на две тонны (то, что на западных истребителях и у семейства МиГ-29 реализуется крупными накладными баками, потенциал платформы Т-10 (основы для Су-35С) позволил реализовать, не уродуя чистоту аэродинамических форм). Впечатляющей демонстрацией дальности полета стал полет истребителя в ноябре 2016 года с севера России в обход Европы до Гибралтара и обратно; пусть и с дозаправками в воздухе, такое обычно под силу только бомбардировщикам.
Несмотря на высочайшие маневренные характеристики, которые, кроме двигателей с УВТ, обеспечивает электродистанционная система управления (ЭДСУ), главным плюсом Су-35С следует считать мощнейший комплекс БРЭО, обеспечивающий качественный рост боевых возможностей. Часть систем унифицирована с истребителем пятого поколения Су-57. Ядро комплекса БРЭО – самая мощная в мире истребительная БРЛС «Ирбис» с фазированной антенной решеткой и дальностью обнаружения до 400 км (по цели типа «истребитель»). Помимо нее, Су-35С оснащен комплексом средств пассивного обнаружения – оптиколокационной станцией (дальность обнаружения до 90 км) и мощнейшим комплексом РЭБ, включающим средства как радиотехнической разведки, так и активной постановки индивидуальных и групповых помех.
Для более эффективной разведки и поражения наземных целей для самолета создается контейнер целеуказания Т220. Еще на авиасалоне МАКС-2017 этот самолет демонстрировался с подвешенным контейнером и позже неоднократно был замечен с ним на испытаниях, однако текущий статус этого изделия пока неизвестен. Оборудование кабины соответствует требованиям к истребителю пятого поколения, основу его составляют два крупных, занимающих всю приборную панель многофункциональных экрана.
Самолет способен нести до 8 т вооружения на 12 узлах подвески, в том числе:
– ракеты «воздух-воздух» средней (Р-27, РВВ-СД) и малой (Р-73, РВВ-МД) дальности (планируется оснащение ракетами большой дальности РВВ-БД);
– ракеты «воздух-земля» семейств Х-29 и Х-31, крылатые ракеты Х-59МК;
– управляемые бомбы КАБ-500/1500 с различными типами ГСН;
– неуправляемые ракеты, кассеты и бомбы.
Рывок за бугор
Как отмечалось выше, изначально экспортный проект не получил иностранных заказов, но после этого самолет продемонстрировал свои высокие характеристики и был отработан в серийном производстве и в войсках.
Первым экспортным покупателем новейшего истребителя стал Китай, подписавший в ноябре 2015 года (после долгих переговоров) контракт на 24 истребителя на сумму порядка 2,5 млрд долларов.
Самолеты были поставлены в 2016–2018 годах и уже освоены китайскими летчиками (вместе с китайскими машинами общее количество серийных Су-35С в конце 2018 года превысило сотню).
Последний год эти машины активно принимают участие в сопровождении бомбардировщиков и патрульных самолетов, совершающих дальние вылеты к японским берегам и в оспариваемые районы Южно-Китайского моря.
Вторым покупателем стала Индонезия, заключившая в начале 2018 года контракт на приобретение 11 истребителей общим объемом 1,14 млрд долларов. Следует отметить, что Джакарта вполне могла стать и первым покупателем, но экономические и политические препятствия (в частности, жесточайшее давление со стороны США) сильно затянули согласование сделки. Внутренние экономические трения между ведомствами в Индонезии замедлили реализацию контракта и после его подписания, так что поставки самолетов, судя по ситуации, сдвинулись со второй половины 2019 года на 2020 год.
Несмотря на все проблемы в реализации, контракт с Индонезией, заключенный вопреки жесткому противодействию США (именно за покупку Су-35С США наложили санкции на главу Управления по закупкам военной техники Китая Ли Шаньфу и все его ведомство), на деле показывает, сколь привлекателен Су-35С для покупателей по всему миру.
К сделкам, которые будут заключены «с высокой степенью вероятности», относится контакт на закупку Египтом истребителей (более 20 единиц) на сумму около 2 млрд долларов.Официально стороны подтверждают только факт переговоров, но, вероятно, подобная скромность связана с намерением отсрочить санкционную реакцию со стороны США. Поставки возможны уже в 2020–2021 годах. К прочим потенциальным покупателям стоит отнести в первую очередь ОАЭ и Пакистан, переговоры с которыми открыто идут уже в течение долгого времени, и ряд других стран.
Так что, весьма удачная третья волна наследников старых, добрых, «ламповых» Су-27 вполне успешно завоевывает рынки сбыта, несмотря на козни Штатов и всего «прогрессивного» человечества.
Удачи, господа самолетостроители КнААЗа, особенно в год Вашего 85-летия!
В последние годы на мировой и внутренний рынок успешно прорывается условное третье поколение «Сухих двадцать седьмых», представленное новейшими истребителями Су-35С. Почему третье? Первое поколение понятно: Су-27 и его модификации. Следующее поколение — Су-30. Семейство Су-30 при более внимательном рассмотрении оказывается неоднородным, представленным двумя независимыми ветвями развития: более простой и дешевой «комсомольской», основанной на Су-30МКК для Китая, и более сложной и дорогой «иркутской» – на основе Су-30МКИ для Индии (к последней принадлежит и Су-30СМ для ВКС России). Причем последние самолеты «комсомольского» семейства были выпущены в 2016 году, в то время как развитие и производство «иркутского» семейства продолжается. Термины «иркутский» и комсомольский» — по географическому расположению предприятий-производителей: Иркутского авиазавода (филиала ПАО «Корпорация „Иркут“) и «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» (филиала ПАО «Компания «Сухой»). Однако «комсомольцы» не планировали полностью сдавать позиции иркутянам, и еще в 2005 году, с ориентацией именно на экспорт, был перезапущен проект глубоко модернизированного одноместного истребителя семейства Су-27. Рабочим индексом стал Т-10БМ – последние буквы обозначали «большую модернизацию». Поэтому первые несколько лет самолет рекламировался как Су-35БМ. В 2007 году первый прототип был готов для наземных испытаний, а 19 февраля 2008-го совершил первый полет. Второй прототип взлетел 2 октября того же года. Несмотря на экспортные амбиции, первым покупателем стали родные ВВС – в 2009 году на авиасалоне МАКС был подписан первый контракт сразу на 48 истребителей. В 2010 году закончились заводские испытания, а в 2011 взлетел первый серийный истребитель. Поставки начались со следующего года, а в конце 2015 года был заключен еще один контракт, в этот раз на 50 машин. Тогда же новые истребители впервые заступили на боевое дежурство. Из 98 (по контракту) к весне 2019 года поставлено более 80 машин, в 2019 ожидается подписание очередного контракта. В общей сложности дополнительные закупки российскими ВКС Су-35С в наступающем десятилетии могут приблизиться к ста единицам. В январе 2016 года первая четверка истребителей была переброшена в Сирию для участия в антитеррористической операции. Самолеты, периодически сменяясь, активно привлекались как к воздушному патрулированию и прикрытию ударных групп, так и к самостоятельным ударам по наземным целям. В боевых условиях был отработан весь комплекс вооружения «воздух-земля», от управляемого ракетного и бомбового до пушки и неуправляемых ракет. Особенности и боевые возможности Внешне Су-35С весьма схож со старыми, добрыми Су-27. В отличие от Су-27М, на нем отсутствует переднее горизонтальное оперение (ПГО) – надобность в нем отпала вследствие оптимизации конструкции планера (изначально ПГО применялось, чтобы исправить небольшие огрехи в центровке и более полно реализовать потенциал аэродинамически нестабильной схемы). Силовая установка представлена двигателями нового поколения АЛ-41Ф1С с управляемым вектором тяги (УВТ), несколько облегченными вариантами двигателей истребителя Су-57. По сравнению с двигателями АЛ-31Ф Су-27 тяга возросла на 16%. Конструкция самолета усилена, что обеспечивает значительный рост ресурса, кроме того, это дало возможность увеличить запас топлива на две тонны (то, что на западных истребителях и у семейства МиГ-29 реализуется крупными накладными баками, потенциал платформы Т-10 (основы для Су-35С) позволил реализовать, не уродуя чистоту аэродинамических форм). Впечатляющей демонстрацией дальности полета стал полет истребителя в ноябре 2016 года с севера России в обход Европы до Гибралтара и обратно; пусть и с дозаправками в воздухе, такое обычно под силу только бомбардировщикам. Несмотря на высочайшие маневренные характеристики, которые, кроме двигателей с УВТ, обеспечивает электродистанционная система управления (ЭДСУ), главным плюсом Су-35С следует считать мощнейший комплекс БРЭО, обеспечивающий качественный рост боевых возможностей. Часть систем унифицирована с истребителем пятого поколения Су-57. Ядро комплекса БРЭО – самая мощная в мире истребительная БРЛС «Ирбис» с фазированной антенной решеткой и дальностью обнаружения до 400 км (по цели типа «истребитель»). Помимо нее, Су-35С оснащен комплексом средств пассивного обнаружения – оптиколокационной станцией (дальность обнаружения до 90 км) и мощнейшим комплексом РЭБ, включающим средства как радиотехнической разведки, так и активной постановки индивидуальных и групповых помех. Для более эффективной разведки и поражения наземных целей для самолета создается контейнер целеуказания Т220. Еще на авиасалоне МАКС-2017 этот самолет демонстрировался с подвешенным контейнером и позже неоднократно был замечен с ним на испытаниях, однако текущий статус этого изделия пока неизвестен. Оборудование кабины соответствует требованиям к истребителю пятого поколения, основу его составляют два крупных, занимающих всю приборную панель многофункциональных экрана. Самолет способен нести до 8 т вооружения на 12 узлах подвески, в том числе: – ракеты «воздух-воздух» средней (Р-27, РВВ-СД) и малой (Р-73, РВВ-МД) дальности (планируется оснащение ракетами большой дальности РВВ-БД); – ракеты «воздух-земля» семейств Х-29 и Х-31, крылатые ракеты Х-59МК; – управляемые бомбы КАБ-500/1500 с различными типами ГСН; – неуправляемые ракеты, кассеты и бомбы. Рывок за бугор Как отмечалось выше, изначально экспортный проект не получил иностранных заказов, но после этого самолет продемонстрировал свои высокие характеристики и был отработан в серийном производстве и в войсках. Первым экспортным покупателем новейшего истребителя стал Китай, подписавший в ноябре 2015 года (после долгих переговоров) контракт на 24 истребителя на сумму порядка 2,5 млрд долларов. Самолеты были поставлены в 2016–2018 годах и уже освоены китайскими летчиками (вместе с китайскими машинами общее количество серийных Су-35С в конце 2018 года превысило сотню). Последний год эти машины активно принимают участие в сопровождении бомбардировщиков и патрульных самолетов, совершающих дальние вылеты к японским берегам и в оспариваемые районы Южно-Китайского моря. Вторым покупателем стала Индонезия, заключившая в начале 2018 года контракт на приобретение 11 истребителей общим объемом 1,14 млрд долларов. Следует отметить, что Джакарта вполне могла стать и первым покупателем, но экономические и политические препятствия (в частности, жесточайшее давление со стороны США) сильно затянули согласование сделки. Внутренние экономические трения между ведомствами в Индонезии замедлили реализацию контракта и после его подписания, так что поставки самолетов, судя по ситуации, сдвинулись со второй половины 2019 года на 2020 год. Несмотря на все проблемы в реализации, контракт с Индонезией, заключенный вопреки жесткому противодействию США (именно за покупку Су-35С США наложили санкции на главу Управления по закупкам военной техники Китая Ли Шаньфу и все его ведомство), на деле показывает, сколь привлекателен Су-35С для покупателей по всему миру. К сделкам, которые будут заключены «с высокой степенью вероятности», относится контакт на закупку Египтом истребителей (более 20 единиц) на сумму около 2 млрд долларов.Официально стороны подтверждают только факт переговоров, но, вероятно, подобная скромность связана с намерением отсрочить санкционную реакцию со стороны США. Поставки возможны уже в 2020–2021 годах. К прочим потенциальным покупателям стоит отнести в первую очередь ОАЭ и Пакистан, переговоры с которыми открыто идут уже в течение долгого времени, и ряд других стран. Так что, весьма удачная третья волна наследников старых, добрых, «ламповых» Су-27 вполне успешно завоевывает рынки сбыта, несмотря на козни Штатов и всего «прогрессивного» человечества. Удачи, господа самолетостроители КнААЗа, особенно в год Вашего 85-летия!