Из-за чего могли погибнуть 14 офицеров-подводников - «Новости Дня» » «Новости Дня»

✔ Из-за чего могли погибнуть 14 офицеров-подводников - «Новости Дня»


Из-за чего могли погибнуть 14 офицеров-подводников - «Новости Дня»

Доступа к материалам комиссии, возглавляемой главкомом ВМФ Николаем Евменовым, нет даже у врио главы Мурманской области Андрея Чибиса. Детали происшествия относятся к гостайне. С родственников погибших и пострадавших взяли подписки о неразглашении. Корреспонденты РБК побывали в Мурманской области и поговорила с представителями региональных властей, военнослужащими и со знакомыми о ходе расследования трагедии, чтобы восстановить хронологию инцидента в Баренцевом море.


Взрыв в Мотовском заливе


Атомная глубоководная станция проекта 10831 АС-31 («Лошарик») и ее базовая станция — атомная подлодка «Подмосковье» приписаны к 29-й дивизии, которая дислоцируется в населенном пункте Оленья Губа на западном берегу Кольского залива, рассказал источник, знакомый с деталями инцидента, и подтвердил второй собеседник, знакомый с ходом расследования.


1 июля около 21:00 атомная подлодка, состыкованная с базовой станцией, вышла из Оленьей Губы и, предположительно, пошла на северо-запад до Мотовского залива. В этом заливе располагается полигон, где российские подлодки опускаются на предельные глубины, до 600 м, объясняет бывший подводник, служивший в регионе. После выполнения задания, характер которого не уточняется, «Лошарик» поднялся наверх и состыковался с лодкой-носителем, тогда и произошло ЧП. Именно это обстоятельство позволило спасти часть экипажа и саму станцию.


По предварительным данным, пожар и взрыв произошли в носовом отсеке, где находился аккумулятор, говорит еще один собеседник, знакомый с работой комиссии. Эту информацию подтвердил и собеседник, знакомый с ходом расследования. Авария случилась именно на глубоководной станции АС-31, а не на лодке-носителе.


Точное количество людей на АС-31 в момент пожара не раскрывается. Официально объявлено о 14 погибших. «Спальных мест на подлодке 24», — отмечает собеседник, принимавший участие в подобных учениях. Помимо 14 погибших и пятерых пострадавших лодка могла вместить еще пятерых, предполагает он. Данных о них нет и не будет с учетом секретности операции, добавил собеседник. Все присутствующие на лодке, о которых известно, были офицерами. Из 14 погибших семеро — капитаны первого ранга. «Это нормальный состав для подобной подлодки. На таких глубинах работают специально подготовленные люди. Экипаж АС-31 не подразумевает срочников, должны быть только офицеры», — объясняет он.


Глава Минобороны Сергей Шойгу заявил, что часть экипажа удалось спасти, однако не уточнил число выживших. Пятеро пострадавших находились в закрытом отделении североморского госпиталя, все они получили контузии, но к четвергу, 4 июля, все пришли в сознание, сообщил источник, знакомый с ходом расследования. По его словам, всех выписали в субботу, чтобы они смогли попасть на похороны сослуживцев.


Единственный гражданский на борту, по всей вероятности, был представителем завода «Севмаш», который строит подлодки, и осуществлял наладку механизмов, отмечает знакомый с обстоятельствами ЧП моряк. Военнослужащие сами не выполняют настройку оборудования, они его только эксплуатируют, объясняет он, а регламентные работы выполняют специалисты предприятий-изготовителей. «Корабль вышел в море, они должны были отработать некоторые задачи. Я предполагаю, что это был учебный выход для проверки готовности корабля», — отмечает подводник.


Спасение гражданского и неиспользованные противогазы


«У комиссии вызывает вопросы причина взрыва в отсеке, где находился аккумулятор, а также тот факт, что моряки не воспользовались портативными дыхательными аппаратами, которыми по инструкции должны были воспользоваться в первую очередь», — говорит знакомый с расследованием обстоятельств инцидента собеседник.


Речь, скорее всего, идет о литиевой аккумуляторной батарее, как считалось, абсолютно безопасной, уточняет еще один опытный подводник. «Ни одной серьезной аварии на этих батареях за все 45 лет существования таких подлодок», — подчеркивает он. Литиевая батарея является резервным источником питания на этой атомной подлодке, объясняет другой бывший подводник.


У каждого подводника среди прочего есть портативный дыхательный аппарат (ПДА) — красная коробка, в которой находится противогазная маска и устройство для дыхания замкнутого цикла, подтверждает подводник, знакомый с погибшими членами экипажа. ПДА дает возможность до 20 минут бороться за живучесть лодки, несмотря на продукты горения, отмечает он. Кроме того, у моряков были изолирующие противогазы (ИП-6): когда заканчивается воздух в ПДА, они должны были переключиться на ИП-6, регенеративный патрон которых дает возможность продержаться еще 40 минут, объясняет он.


Вероятно, моряки не успели воспользоваться средствами защиты из-за взрыва — кто-то сразу погиб, а кто-то потерял сознание и задохнулся, не успев надеть ПДА. Не исключено, что кто-то находился не на вахте и спал, предполагает собеседник. В подлодке такого типа достаточно двух-трех вздохов, чтобы отравиться продуктами горения и потерять сознание, объясняет подводник.


Погибшие моряки находились в носовом отсеке подлодки, еще четверо были в центральном отсеке, они не были задействованы в стыковке и успели перебраться в лодку-носитель, отмечает собеседник, знакомый с обстоятельствами трагедии. Гражданский находился в носовом отсеке, его удалось эвакуировать оттуда, отмечает он.


Как именно удалось эвакуировать гражданского специалиста и изолировать носовой отсек, неизвестно. В официальном сообщении Минобороны говорится, что гражданского вывел из отсека и задраил люк капитан второго ранга Дмитрий Соловьев. Если люк задраил кто-то из погибших впоследствии моряков, вероятно, у него на это были считаные секунды — и в таком случае можно предположить, что он решил не тратить время на подключение к ПДА, пожертвовав жизнью ради спасения остальных, рассуждают собеседники. Впрочем, не исключен и вариант, что люк задраили с другой стороны.


Ядерный реактор на АС-31 — небольшой мощности, он находится в абсолютно герметичном отсеке и управляется дистанционно, объясняет подводник. «Поэтому ядерного взрыва быть не могло. Но если не задраить носовой отсек, пожар перекинулся бы на лодку-носитель, и мы бы столкнулись с гибелью гораздо большего количества людей и, возможно, гибелью обоих кораблей — «Лошарика» и «Подмосковья», — добавляет он.


По данным одного из собеседников, носитель с АС-31 поднялся недалеко от Ура-Губы, после чего лодка добралась до Североморска.


Короткое замыкание, столкновение или диверсия


Обстоятельства инцидента расследует комиссия под руководством главкома ВМФ Николая Евменова. Официальную позицию Минобороны высказал глава ведомства Сергей Шойгу: трагедию спровоцировали пожар в аккумуляторном отсеке, который «получил некое распространение», и отравление моряков продуктами горения. Причины пожара он не назвал.


Комиссия пока не пришла выводам о причинах произошедшего, однако удалось узнать, какие версии рассматриваются специалистами.


Основные две. Первая — возгорание в электрическом щитке. «Короткое замыкание привело к пожару, тот — к взрыву», — рассказывает собеседник, знакомый с ходом расследования. Вторая версия, которую не исключает комиссия, — это диверсия, продолжает он, указывая, что результатов расследования пока нет и это только предварительные версии.


У другого источника также две версии причин взрыва. Его могло спровоцировать либо короткое замыкание, либо «некое внешнее воздействие» — «столкновение с внешним объектом», которое повлекло за собой попадание воды в аккумуляторную батарею. «Если вода поступает в аккумуляторную батарею, она начинает выделять хлор, а это приводит к перегреву и взрыву», — говорит знакомый с работой подлодок собеседник.


Возможно также, что к пожару привело короткое замыкание, говорит он. «Не исключено, что было превышение [концентрации] кислорода по параметрам и от короткого замыкания произошел взрыв газа. Зависит от того, стоят ли там системы электрохимической регенерации», — продолжает он.


Версию диверсии собеседник также не исключает, но основной не считает. В этом случае, по его словам, на стадии подготовки лодки к заданию «мог быть заранее заложен элемент, который привел к взрыву», отмечает он, добавляя, что система безопасности на подлодках делает эту версию маловероятной.


Секретная подлодка


Атомная глубоководная станция проекта 10831 получила неофициальное название «Лошарик» из-за своей конструкции — цепи сопряженных высокопрочных титановых сфер, которые напоминают героя мультфильма «Лошарик», созданного в 1971 году Юрием Норштейном.


Пострадавшей станции более 15 лет, в 2016 году она прошла модернизацию — «были поставлены какие-то новые вещи, что-то усовершенствовано», говорит собеседник, знакомый с обстоятельствами трагедии.


На «Лошарике» есть манипуляторы, прожекторы, система эхолотов — они дают возможность измерять рельеф дна по отражению звука, моделировать его на мониторе и разрабатывать маршрут движения, продолжает другой собеседник, знакомый с расследованием обстоятельств инцидента.


«У таких лодок несколько модификаций, их небольшое количество. Это был единственный вариант лодки такой модификации», — продолжает он, не уточняя деталей конструкции. Лодка могла погружаться на глубину до 6 тыс. м, говорит он.


Подводники проводят обследование дна, делают батиметрические измерения (исследование рельефа дна водоемов), которые потом используются в картах Мирового океана. «Кроме того, они обеспечивают действия сил флота в определенных регионах Мирового океана, в частности, в рамках противодействия системе слежения за российскими подлодками SOSUS», — говорит знакомый с задачами подводников собеседник. Существует несколько противолодочных рубежей: Фареро-Исландский и Нордкап — Медвежий остров, через которые ходят российские лодки, объясняет подводник, служивший в этом регионе. Речь идет о датчиках-гидрофонах, от которых идет сигнал, фиксирующий проплывающие объекты. Когда начинаются активные действия флота, «Лошарик» идет впереди остальных лодок и обрезает эти датчики, чтобы последующие суда могли пройти незамеченными, объясняет он, отмечая, что это лишь одна из функций манипуляторов на такой подлодке.


Доступа к материалам комиссии, возглавляемой главкомом ВМФ Николаем Евменовым, нет даже у врио главы Мурманской области Андрея Чибиса. Детали происшествия относятся к гостайне. С родственников погибших и пострадавших взяли подписки о неразглашении. Корреспонденты РБК побывали в Мурманской области и поговорила с представителями региональных властей, военнослужащими и со знакомыми о ходе расследования трагедии, чтобы восстановить хронологию инцидента в Баренцевом море. Взрыв в Мотовском заливе Атомная глубоководная станция проекта 10831 АС-31 («Лошарик») и ее базовая станция — атомная подлодка «Подмосковье» приписаны к 29-й дивизии, которая дислоцируется в населенном пункте Оленья Губа на западном берегу Кольского залива, рассказал источник, знакомый с деталями инцидента, и подтвердил второй собеседник, знакомый с ходом расследования. 1 июля около 21:00 атомная подлодка, состыкованная с базовой станцией, вышла из Оленьей Губы и, предположительно, пошла на северо-запад до Мотовского залива. В этом заливе располагается полигон, где российские подлодки опускаются на предельные глубины, до 600 м, объясняет бывший подводник, служивший в регионе. После выполнения задания, характер которого не уточняется, «Лошарик» поднялся наверх и состыковался с лодкой-носителем, тогда и произошло ЧП. Именно это обстоятельство позволило спасти часть экипажа и саму станцию. По предварительным данным, пожар и взрыв произошли в носовом отсеке, где находился аккумулятор, говорит еще один собеседник, знакомый с работой комиссии. Эту информацию подтвердил и собеседник, знакомый с ходом расследования. Авария случилась именно на глубоководной станции АС-31, а не на лодке-носителе. Точное количество людей на АС-31 в момент пожара не раскрывается. Официально объявлено о 14 погибших. «Спальных мест на подлодке 24», — отмечает собеседник, принимавший участие в подобных учениях. Помимо 14 погибших и пятерых пострадавших лодка могла вместить еще пятерых, предполагает он. Данных о них нет и не будет с учетом секретности операции, добавил собеседник. Все присутствующие на лодке, о которых известно, были офицерами. Из 14 погибших семеро — капитаны первого ранга. «Это нормальный состав для подобной подлодки. На таких глубинах работают специально подготовленные люди. Экипаж АС-31 не подразумевает срочников, должны быть только офицеры», — объясняет он. Глава Минобороны Сергей Шойгу заявил, что часть экипажа удалось спасти, однако не уточнил число выживших. Пятеро пострадавших находились в закрытом отделении североморского госпиталя, все они получили контузии, но к четвергу, 4 июля, все пришли в сознание, сообщил источник, знакомый с ходом расследования. По его словам, всех выписали в субботу, чтобы они смогли попасть на похороны сослуживцев. Единственный гражданский на борту, по всей вероятности, был представителем завода «Севмаш», который строит подлодки, и осуществлял наладку механизмов, отмечает знакомый с обстоятельствами ЧП моряк. Военнослужащие сами не выполняют настройку оборудования, они его только эксплуатируют, объясняет он, а регламентные работы выполняют специалисты предприятий-изготовителей. «Корабль вышел в море, они должны были отработать некоторые задачи. Я предполагаю, что это был учебный выход для проверки готовности корабля», — отмечает подводник. Спасение гражданского и неиспользованные противогазы «У комиссии вызывает вопросы причина взрыва в отсеке, где находился аккумулятор, а также тот факт, что моряки не воспользовались портативными дыхательными аппаратами, которыми по инструкции должны были воспользоваться в первую очередь», — говорит знакомый с расследованием обстоятельств инцидента собеседник. Речь, скорее всего, идет о литиевой аккумуляторной батарее, как считалось, абсолютно безопасной, уточняет еще один опытный подводник. «Ни одной серьезной аварии на этих батареях за все 45 лет существования таких подлодок», — подчеркивает он. Литиевая батарея является резервным источником питания на этой атомной подлодке, объясняет другой бывший подводник. У каждого подводника среди прочего есть портативный дыхательный аппарат (ПДА) — красная коробка, в которой находится противогазная маска и устройство для дыхания замкнутого цикла, подтверждает подводник, знакомый с погибшими членами экипажа. ПДА дает возможность до 20 минут бороться за живучесть лодки, несмотря на продукты горения, отмечает он. Кроме того, у моряков были изолирующие противогазы (ИП-6): когда заканчивается воздух в ПДА, они должны были переключиться на ИП-6, регенеративный патрон которых дает возможность продержаться еще 40 минут, объясняет он. Вероятно, моряки не успели воспользоваться средствами защиты из-за взрыва — кто-то сразу погиб, а кто-то потерял сознание и задохнулся, не успев надеть ПДА. Не исключено, что кто-то находился не на вахте и спал, предполагает собеседник. В подлодке такого типа достаточно двух-трех вздохов, чтобы отравиться продуктами горения и потерять сознание, объясняет подводник. Погибшие моряки находились в носовом отсеке подлодки, еще четверо были в центральном отсеке, они не были задействованы в стыковке и успели перебраться в лодку-носитель, отмечает собеседник, знакомый с обстоятельствами трагедии. Гражданский находился в носовом отсеке, его удалось эвакуировать оттуда, отмечает он. Как именно удалось эвакуировать гражданского специалиста и изолировать носовой отсек, неизвестно. В официальном сообщении Минобороны говорится, что гражданского вывел из отсека и задраил люк капитан второго ранга Дмитрий Соловьев. Если люк задраил кто-то из погибших впоследствии моряков, вероятно, у него на это были считаные секунды — и в таком случае можно предположить, что он решил не тратить время на подключение к ПДА, пожертвовав жизнью ради спасения остальных, рассуждают собеседники. Впрочем, не исключен и вариант, что люк задраили с другой стороны. Ядерный реактор на АС-31 — небольшой мощности, он находится в абсолютно герметичном отсеке и управляется дистанционно, объясняет подводник. «Поэтому ядерного взрыва быть не могло. Но если не задраить носовой отсек, пожар перекинулся бы на лодку-носитель, и мы бы столкнулись с гибелью гораздо большего количества людей и, возможно, гибелью обоих кораблей — «Лошарика» и «Подмосковья», — добавляет он. По данным одного из собеседников, носитель с АС-31 поднялся недалеко от Ура-Губы, после чего лодка добралась до Североморска. Короткое замыкание, столкновение или диверсия Обстоятельства инцидента расследует комиссия под руководством главкома ВМФ Николая Евменова. Официальную позицию Минобороны высказал глава ведомства Сергей Шойгу: трагедию спровоцировали пожар в аккумуляторном отсеке, который «получил некое распространение», и отравление моряков продуктами горения. Причины пожара он не назвал. Комиссия пока не пришла выводам о причинах произошедшего, однако удалось узнать, какие версии рассматриваются специалистами. Основные две. Первая — возгорание в электрическом щитке. «Короткое замыкание привело к пожару, тот — к взрыву», — рассказывает собеседник, знакомый с ходом расследования. Вторая версия, которую не исключает комиссия, — это диверсия, продолжает он, указывая, что результатов расследования пока нет и это только предварительные версии. У другого источника также две версии причин взрыва. Его могло спровоцировать либо короткое замыкание, либо «некое внешнее воздействие» — «столкновение с внешним объектом», которое повлекло за собой попадание воды в аккумуляторную батарею. «Если вода поступает в аккумуляторную батарею, она начинает выделять хлор, а это приводит к перегреву и взрыву», — говорит знакомый с работой подлодок собеседник. Возможно также, что к пожару привело короткое замыкание, говорит он. «Не исключено, что было превышение _


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
→