Почему Путина и Зеленского нет на праздновании во Франции - «Новости Дня» » «Новости Дня»

✔ Почему Путина и Зеленского нет на праздновании во Франции - «Новости Дня»


Почему Путина и Зеленского нет на праздновании во Франции - «Новости Дня»

Переговоры по мирному урегулированию на Украине начались ровно пять лет назад — в июне 2014-го года в Нормандии. Из участников той первой встречи «нормандской четверки» в большой политике остались только президент России Владимир Путин и канцлер Германии Ангела Меркель. Минские соглашения не выполняются, и перезагрузки нормандского формата пока не предвидится.


Отработали на «четверку»


Ровно пять лет назад в местечке Кольвиль-сюр-Мер, на пляж которого высадились союзнические войска, под палящим солнцем собрались ветераны Второй мировой войны. Им пришлось подождать: главы государств и члены королевских династий опаздывали из-за затянувшегося обеда в замке Бенувиль. Первым прибыл президент Франции Франсуа Олланд. За ним — украинский лидер Петр Порошенко. Этот порядок подъезда не преминули отметить комментаторы прямой трансляции. А режиссеры постоянно монтировали в одном кадре лица Владимира Путина и Барака Обамы. На самом деле они находились довольно далеко друг от друга и переглядываться во время церемонии не могли. Но кадры трансляции получались эффектные.


Там же, в кулуарах, и зародился нормандский формат: при посредничестве Меркель и Олланда российский и украинские президенты сели за стол переговоров. Обстоятельной беседы не получилось, но основные вопросы, связанные с урегулированием ситуации на юго-востоке Украины, обсудить все же удалось. Выйдя к журналистам, Путин отметил настрой Порошенко на немедленное прекращение конфликта. «Такую позицию нужно приветствовать», — одобрительно высказался российский лидер. Если план Порошенко начнет воплощаться в жизнь, Россия сможет развивать с Украиной экономические и другие двусторонние отношения, заметил тогда Путин. Но этого пока так и не случилось.


Нынешний юбилей высадки союзников в Нормандии пройдет не менее торжественно, чем предыдущий. Приветствовать ветеранов будет уже другой президент Франции — Эммануэль Макрон, место Обамы займет Дональд Трамп. А Россию и Украину на этот раз первые лица представлять не будут.


«Не самая лучшая ночь»


Во второй раз «нормандская четверка» встретилась в феврале 2015-го в Минске. Политикам понадобилось 17 часов, чтобы выработать комплекс мер, которые потом назовут Минскими соглашениями. Ангела Меркель и Франсуа Олланд опоздали на саммит Евросоюза, министр иностранных дел Германии не улетел в Бразилию, а его французский коллега перенес визит в Лондон. Часть запланированных мероприятий отложил и Путин. Переводчики не успевали за переговорщиками, в эти моменты участникам встречи приходилось переходить либо на немецкий, либо на русский. Журналисты, маявшиеся в ожидании конца переговоров, засыпали на полу белорусского Дворца независимости, одной из корреспонденток понадобилась неотложка.


«Игра нервов», как потом охарактеризовали дискуссию в команде Порошенко, растянулась до утра. «Это была не самая лучшая ночь в моей жизни, — признался журналистам Владимир Путин. — Но утро, на мой взгляд, — доброе!» Когда «четверка» смогла добиться определенного прогресса, в Минск подтянулись руководители самопровозглашенных ЛНР и ДНР Игорь Плотницкий и Александр Захарченко.


Никаких совместных заявлений не было. Каждый из лидеров общался с представителями прессы, находясь уже на родине. При этом Путин и Порошенко по-разному прокомментировали итоговое соглашение, переданное на подпись контактной группе. Российский президент сделал акцент на полном прекращении огня, отводе тяжелых вооружений и «долгосрочном политическом урегулировании», возможно, «конституционной реформе, в которой должны быть учтены законные права людей, проживающих на территории Донбасса». Порошенко же в качестве ключевых назвал пункты о выводе всех иностранных вооруженных формирований, военной техники и наемников, территориальной целостности Украины.


Париж, Берлин, далее — нигде


«Нормандская четверка» собиралась еще в Париже и Берлине, однажды вышла «тройка»: в мае 2018-го Ангела Меркель и Эммануэль Макрон встретились с Порошенко в немецком Аахене.


С середины 2017-го руководство Украины, отметив, что процесс урегулирования кризиса в нормандском формате зашел в тупик, сделало ставку на укрепление контактов с новой американской администрацией. Но пока «четверка» ни разу не расширялась до «пятерки».


В январе 2018-го Верховная рада приняла закон «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях», который фактически зафиксировал отказ Киева от Минских договоренностей.


В апреле 2019-го, отметив, что перспектив улучшения ситуации в зоне конфликта практически нет, президент России подписал указ, позволяющий жителям ДНР и ЛНР получить гражданство России в упрощенном порядке.


Уход с политической арены Петра Порошенко и победа на президентских выборах Владимира Зеленского мало повлияли на ситуацию в Донбассе. Перед вторым туром голосования Зеленский заявлял, что в случае победы на выборах выступит против предоставления Донбассу особого статуса. Но пообещал «действовать в нормандском формате, продолжать и перезагружать Минский процесс». Заверял, что к переговорам с Россией готов.


Но если переговоры состоятся, то первая тема, которую с ним намерен обсудить Путин, — конфликт на юго-востоке Украины. «Если уже с порога будущий президент заявляет о том, что он не собирается исполнять Минские соглашения, то как он собирается решать тогда эту проблему?» — удивлялся российский президент.


В Киеве говорят о том, что пора бы провести новую встречу в нормандском формате. И желательно расширить ее даже не до «пятерки», а до «шестерки» — включив США и Великобританию. Звучали даже примерные сроки нового саммита: июль. Впрочем, на Украине пока продолжается избирательная кампания — теперь в Раду. И до ее завершения договариваться с Зеленским бессмысленно. Даже если бы новый украинский лидер хотел выполнить Минские соглашения, он бы не мог сделать это только силой президентской власти — необходимо иметь коалицию в Раде. И только после этого процесс может сдвинуться с мертвой точки.


Или соглашения, или новая война


Несмотря на временный застой, нормандский формат себя не изжил и заменить его нечем. Попытки расширить круг переговорщиков, как предлагает украинская сторона, за счет США и Великобритании, — это тупиковый путь, считает ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров. «Берлин и Париж осознают, что Киев тормозит процесс выполнения Минских договоренностей, но занимают лицемерную позицию, не предъявляя никаких претензий Украине, — говорит собеседник РИА Новости. — Сложность в том, что Киев не хотел и не хочет выполнять Минские договоренности, рассматривая их лишь как временную передышку. Киев не хочет признавать самостоятельность Донбасса».


Надежды на то, что новый украинский президент более конструктивно и прагматично подойдет к решению сложной проблемы юго-востока, пока не оправдываются, продолжает эксперт. «Зеленский повторяет те же лозунги, что и его предшественник. Хочется надеяться, что это временное явление и молодой украинский лидер займет более реалистичную позицию. Но для этого необходимо дождаться выборов в Раду», — отмечает Федоров.


О неоправдавшихся надеждах, возложенных на нового украинского президента, говорит и руководитель Центра евроатлантических исследований и международной безопасности Дипломатической академии МИД России Татьяна Зверева. Она подчеркивает, что основная сложность в том, чтобы определиться со статусом республик ДНР и ЛНР, зафиксировать их права в составе Украины. Пока сдвигов в этом вопросе нет. Впрочем, сам переговорный процесс в минском формате необходим. Но нужен свежий импульс, который вряд ли дадут новые участники.


«Руководство ФРГ и Франции не очень заинтересовано в том, чтобы привлекать в нормандский формат США. Американцы и так активно пытаются участвовать во всех европейских делах, а сейчас лидеры ЕС стремятся показать, что они сами руководят своей внешней политикой», — отмечает собеседница РИА Новости.


Кроме того, в Вашингтоне открыто говорят, что хотят добиться восстановления контроля Киева над Донбассом без необходимых внутриполитических реформ на Украине, — участие подобного игрока окончательно похоронило бы переговорный процесс, считает заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов. На его взгляд, и европейцы не очень готовы оказывать серьезное давление на Киев, потому что действуют в парадигме «Украина — жертва, а Россия — агрессор».


«Есть некоторые позитивные предпосылки для продвижения нормандского формата. В первую очередь это политическое банкротство Порошенко. Выборы президента показали, что ни томос, ни евроинтеграция, ни безвизовый режим с ЕС не способны компенсировать отсутствие мира на Донбассе. Зеленский это прекрасно знает. Он будет предпринимать действия по прекращению конфликта, а прекратить его можно, только проведя внутриполитическую реформу, иначе Донбасс просто не вернется в украинское политическое поле», — отмечает собеседник РИА Новости.


Эксперт уверен: если нормандский формат развалится и произойдет формальный отказ сторон от выполнения Минских соглашений, начнется новая большая война.


Переговоры по мирному урегулированию на Украине начались ровно пять лет назад — в июне 2014-го года в Нормандии. Из участников той первой встречи «нормандской четверки» в большой политике остались только президент России Владимир Путин и канцлер Германии Ангела Меркель. Минские соглашения не выполняются, и перезагрузки нормандского формата пока не предвидится. Отработали на «четверку» Ровно пять лет назад в местечке Кольвиль-сюр-Мер, на пляж которого высадились союзнические войска, под палящим солнцем собрались ветераны Второй мировой войны. Им пришлось подождать: главы государств и члены королевских династий опаздывали из-за затянувшегося обеда в замке Бенувиль. Первым прибыл президент Франции Франсуа Олланд. За ним — украинский лидер Петр Порошенко. Этот порядок подъезда не преминули отметить комментаторы прямой трансляции. А режиссеры постоянно монтировали в одном кадре лица Владимира Путина и Барака Обамы. На самом деле они находились довольно далеко друг от друга и переглядываться во время церемонии не могли. Но кадры трансляции получались эффектные. Там же, в кулуарах, и зародился нормандский формат: при посредничестве Меркель и Олланда российский и украинские президенты сели за стол переговоров. Обстоятельной беседы не получилось, но основные вопросы, связанные с урегулированием ситуации на юго-востоке Украины, обсудить все же удалось. Выйдя к журналистам, Путин отметил настрой Порошенко на немедленное прекращение конфликта. «Такую позицию нужно приветствовать», — одобрительно высказался российский лидер. Если план Порошенко начнет воплощаться в жизнь, Россия сможет развивать с Украиной экономические и другие двусторонние отношения, заметил тогда Путин. Но этого пока так и не случилось. Нынешний юбилей высадки союзников в Нормандии пройдет не менее торжественно, чем предыдущий. Приветствовать ветеранов будет уже другой президент Франции — Эммануэль Макрон, место Обамы займет Дональд Трамп. А Россию и Украину на этот раз первые лица представлять не будут. «Не самая лучшая ночь» Во второй раз «нормандская четверка» встретилась в феврале 2015-го в Минске. Политикам понадобилось 17 часов, чтобы выработать комплекс мер, которые потом назовут Минскими соглашениями. Ангела Меркель и Франсуа Олланд опоздали на саммит Евросоюза, министр иностранных дел Германии не улетел в Бразилию, а его французский коллега перенес визит в Лондон. Часть запланированных мероприятий отложил и Путин. Переводчики не успевали за переговорщиками, в эти моменты участникам встречи приходилось переходить либо на немецкий, либо на русский. Журналисты, маявшиеся в ожидании конца переговоров, засыпали на полу белорусского Дворца независимости, одной из корреспонденток понадобилась неотложка. «Игра нервов», как потом охарактеризовали дискуссию в команде Порошенко, растянулась до утра. «Это была не самая лучшая ночь в моей жизни, — признался журналистам Владимир Путин. — Но утро, на мой взгляд, — доброе!» Когда «четверка» смогла добиться определенного прогресса, в Минск подтянулись руководители самопровозглашенных ЛНР и ДНР Игорь Плотницкий и Александр Захарченко. Никаких совместных заявлений не было. Каждый из лидеров общался с представителями прессы, находясь уже на родине. При этом Путин и Порошенко по-разному прокомментировали итоговое соглашение, переданное на подпись контактной группе. Российский президент сделал акцент на полном прекращении огня, отводе тяжелых вооружений и «долгосрочном политическом урегулировании», возможно, «конституционной реформе, в которой должны быть учтены законные права людей, проживающих на территории Донбасса». Порошенко же в качестве ключевых назвал пункты о выводе всех иностранных вооруженных формирований, военной техники и наемников, территориальной целостности Украины. Париж, Берлин, далее — нигде «Нормандская четверка» собиралась еще в Париже и Берлине, однажды вышла «тройка»: в мае 2018-го Ангела Меркель и Эммануэль Макрон встретились с Порошенко в немецком Аахене. С середины 2017-го руководство Украины, отметив, что процесс урегулирования кризиса в нормандском формате зашел в тупик, сделало ставку на укрепление контактов с новой американской администрацией. Но пока «четверка» ни разу не расширялась до «пятерки». В январе 2018-го Верховная рада приняла закон «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях», который фактически зафиксировал отказ Киева от Минских договоренностей. В апреле 2019-го, отметив, что перспектив улучшения ситуации в зоне конфликта практически нет, президент России подписал указ, позволяющий жителям ДНР и ЛНР получить гражданство России в упрощенном порядке. Уход с политической арены Петра Порошенко и победа на президентских выборах Владимира Зеленского мало повлияли на ситуацию в Донбассе. Перед вторым туром голосования Зеленский заявлял, что в случае победы на выборах выступит против предоставления Донбассу особого статуса. Но пообещал «действовать в нормандском формате, продолжать и перезагружать Минский процесс». Заверял, что к переговорам с Россией готов. Но если переговоры состоятся, то первая тема, которую с ним намерен обсудить Путин, — конфликт на юго-востоке Украины. «Если уже с порога будущий президент заявляет о том, что он не собирается исполнять Минские соглашения, то как он собирается решать тогда эту проблему?» — удивлялся российский президент. В Киеве говорят о том, что пора бы провести новую встречу в нормандском формате. И желательно расширить ее даже не до «пятерки», а до «шестерки» — включив США и Великобританию. Звучали даже примерные сроки нового саммита: июль. Впрочем, на Украине пока продолжается избирательная кампания — теперь в Раду. И до ее завершения договариваться с Зеленским бессмысленно. Даже если бы новый украинский лидер хотел выполнить Минские соглашения, он бы не мог сделать это только силой президентской власти — необходимо иметь коалицию в Раде. И только после этого процесс может сдвинуться с мертвой точки. Или соглашения, или новая война Несмотря на временный застой, нормандский формат себя не изжил и заменить его нечем. Попытки расширить круг переговорщиков, как предлагает украинская сторона, за счет США и Великобритании, — это тупиковый путь, считает ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров. «Берлин и Париж осознают, что Киев тормозит процесс выполнения Минских договоренностей, но занимают лицемерную позицию, не предъявляя никаких претензий Украине, — говорит собеседник РИА Новости. — Сложность в том, что Киев не хотел и не хочет выполнять Минские договоренности, рассматривая их лишь как временную передышку. Киев не хочет признавать самостоятельность Донбасса». Надежды на то, что новый украинский президент более конструктивно и прагматично подойдет к решению сложной проблемы юго-востока, пока не оправдываются, продолжает эксперт. «Зеленский повторяет те же лозунги, что и его предшественник. Хочется надеяться, что это временное явление и молодой украинский лидер займет более реалистичную позицию. Но для этого необходимо дождаться выборов в Раду», — отмечает Федоров. О неоправдавшихся надеждах, возложенных на нового украинского президента, говорит и руководитель Центра евроатлантических исследований и международной безопасности Дипломатической академии МИД России Татьяна Зверева. Она подчеркивает, что основная сложность в том, чтобы определиться со статусом республик ДНР и ЛНР, зафиксировать их права в составе Украины. Пока сдвигов в этом вопросе нет. Впрочем, сам переговорный процесс в минском формате необходим. Но нужен свежий импульс, который вряд ли дадут новые участники. «Руководство ФРГ и Франции не очень заинтересовано в том, чтобы привлекать в нормандский формат США. Американцы и так активно пытаются участвовать во всех европейских делах, а сейчас лидеры ЕС стремятся показать, что они сами руководят своей внешней политикой», — отмечает собеседница РИА Новости. Кроме того, в Вашингтоне открыто говорят, что хотят добиться восстановления контроля Киева над Донбассом без необходимых внутриполитических реформ на Украине, — участие подобного игрока окончательно похоронило бы переговорный процесс, считает заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов. На его взгляд, и европейцы не очень готовы оказывать серьезное давление на Киев, потому что действуют в парадигме «Украина — жертва, а Россия — агрессор». «Есть некоторые позитивные предпосылки для продвижения нормандского формата. В первую очередь это политическое банкротство Порошенко. Выборы президента показали, что ни томос, ни евроинтеграция, ни безвизовый режим с ЕС не способны компенсировать отсутствие мира на Донбассе. Зеленский это прекрасно знает. Он будет предпринимать действия по прекращению конфликта, а прекратить его можно, только проведя внутриполитическую реформу, иначе Донбасс просто не вернется в украинское политическое поле», — отмечает собеседник РИА Новости. Эксперт уверен: если нормандский формат развалится и произойдет формальный отказ сторон от выполнения Минских соглашений, начнется новая большая война.


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
→ 
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика