✔ ПАСЕ обвинила Россию в шантаже. Но пока не знает, как выжить без ее денег - «Новости Дня»
Turner 23-01-2019, 15:48 193 Новости дня / Военные действияОтказ России платить за членство в Совете Европы может вынудить организацию отменить ремонт здания, сократить зарплату генсека и перевести штатных сотрудников на временные контракты. Об этом говорили участники зимней сессии ПАСЕ, пытаясь найти способы выживания без российских денег. Если экономия средств негативно отразится на качестве работы, ответственность ляжет на Москву.
Несоразмерные критике взносы
В Совет Европы (СЕ) входят 47 государств, при этом ежегодные взносы в бюджет организации у всех разные. На размер выплат влияют численность населения и объем ВВП страны-участницы. Будучи членом СЕ с 1996 года, Россия ежегодно платила 33 миллиона евро.
Крупные взносы позволяли Москве самостоятельно определять численность делегаций на заседания Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) — главного консультативного органа СЕ. Дополнительным бонусом была возможность иметь большее число переводчиков с национальных языков на русский. Кроме того, размер финансирования влиял на штат сотрудников, представлявших российские интересы в структурах СЕ. Как значительный плательщик, наша страна имела право командировать в структуры организации до двухсот пятидесяти сотрудников.
Трения по поводу несоразмерности финансирования и возможностей для продвижения национальных интересов возникли давно. Российская делегация неоднократно предъявляла претензии другим членам организации за игнорирование ее мнения по вопросам текущей повестки.
Москва и ПАСЕ, например, по-разному смотрели на ситуацию в Чечне в ходе проводившихся там двух военных кампаний. Непросто складывался диалог и во время «оранжевых революций» в ряде постсоветских стран в 2000-х. Стороны не сходились во взглядах и на войну Грузии с Южной Осетией в 2008 году.
Но точки кипения отношения достигли в 2014-м, когда Крым вошел в состав России. В знак протеста ПАСЕ лишила российскую делегацию права голоса, но не стала исключать из организации.
Несмотря на ограничения в правах, Москва надеялась найти общий язык с членами межпарламентской структуры и еще два года исправно отправляла своих делегатов на заседания ПАСЕ. Однако критика в адрес российских властей только усиливалась. Помимо обвинений в незаконности присоединения Крыма, члены европейских делегаций возложили на Кремль ответственность за ситуацию в Донбассе. При этом действия украинских властей на юго-востоке страны практически не подвергались сомнению.
Игнорирование мнения российской делегации в итоге привело к тому, что в 2016 году Москва объявила бойкот и перестала направлять своих представителей на заседания ПАСЕ. Еще через год — отказалась вносить ежегодный членский взнос. Вначале это решение было воспринято спокойно. На заседаниях ассамблеи несколько раз поднимался вопрос о корректировке расходов, но европейцы не подозревали, насколько серьезной окажется проблема.
Два года невыплат Россией членских взносов лишили Совет Европы шестидесяти шести миллионов евро. Это 11 процентов бюджета организации. В результате дефицит в прошлом году составил 18 миллионов евро, и страны-члены вынуждены были прибегнуть к экономии.
Сократились инвестиции в несколько европейских инфраструктурных проектов, уменьшилось количество конференций и круглых слов. Чтобы залатать дыру в бюджете, некоторые страны даже согласились увеличить взносы. Среди них — Украина, несколько раз подряд внесшая по четыреста тысяч евро. Но это не сильно помогло выправить ситуацию.
Москва оставила СЕ без ремонта
На проходящей сейчас в Страсбурге сессии ПАСЕ проблема нехватки бюджетных средств снова оказалась в центре внимания. Делегаты обсудили, на какие еще меры экономии они могут пойти. Предлагалось сократить зарплаты не только сотрудников, но и генсека организации. Повременить делегаты решили и с ремонтом штаб-квартиры Совета Европы. Не исключили перевода технического персонала на временные контракты.
Дефицит бюджета уже и так привел к тому, что многие делегации сократили штат переводчиков, отказались от неактуальных проектов и сосредоточились на проблематике избирательных кампаний. Вину за это вынужденное сокращение расходов они единогласно возложили на Россию, назвав шантажом отказ Москвы платить членские взносы.
Попеняли России и на то, что не были оценены уступки, на которые пошли члены СЕ. Речь о том, что комитет ПАСЕ по регламенту в середине декабря не поддержал идею лишать национальные делегации права выбирать судей Европейского суда по правам человека, генсека и комиссара по правам человека СЕ. При этом глава Совета Европы Турбьёрн Ягланд призвал Москву возобновить финансирование до лета текущего года. Иначе члены организации поставят вопрос об исключении России из ее состава.
Российскую позицию в ходе нынешнего заседания поддержал лишь представитель турецкого парламента Мустафа Йенероглу.
Уйти, чтобы остаться
Депутаты Госдумы не раз заявляли, что готовы возобновить диалог с этой структурой после того, как регламент ПАСЕ будет приведен в соответствие с уставом Совета Европы. Но главное требование Москвы: чтобы все страны — члены СЕ обладали равными правами.
«Наша позиция проста и спокойна: мы не видим оснований делать взносы в ПАСЕ, а потом выслушивать различные оскорбительные выдержки из принимаемых этой структурой резолюций. Только после восстановления российской делегации в правах и возвращения нам полного объема полномочий мы вернемся в состав ассамблеи», — пояснил РИА Новости вице-спикер Госдумы Петр Толстой.
Российский парламентарий рассказал, что, несмотря на противоречия, Москва постоянно контактирует с депутатами и представителями политических групп ПАСЕ. По словам Толстого, многие из них с пониманием относятся к отказу России вносить ежегодные взносы.
«Любой европеец в жизни расчетлив. Он никогда не будет оплачивать в ресторане ужин, который не ел. Откажется он платить и за билет в кино, которое не смотрел. Тут наша логика понятна любому. Вопрос в другом — есть ли у ПАСЕ политическая воля и желание преодолеть внутренний кризис. Пока наличие и того и другого неочевидны», — добавил Толстой.
Разногласия между ПАСЕ и Россией — еще не повод выйти из организации, хлопнув дверью. В этом уверена завотделом европейских политических исследований ИМЭМО РАН Надежда Арбатова. В беседе с РИА Новости она напомнила, что Совет Европы стал одной из первых международных организаций, куда пригласили Россию после распада СССР.
«В свое время Россия использовала трибуну Совета Европы, чтобы привлечь внимание западной общественности к положению русскоязычного населения в странах Балтии. Это вызвало большой резонанс. И сегодня русскоговорящие во многих странах сталкиваются с проблемами. Поэтому для защиты их интересов Москве крайне важно сохранить членство в организации», — уверена Арбатова.
Еще одним преимуществом членства в СЕ стало присоединение России к единому европейскому политико-правовому пространству. «Парламент, будь то российский или европейский, — это место для дискуссий. Лишение делегации права голоса здесь — не лучший способ услышать позиции сторон. Только через компромиссы и рациональные решения возможен диалог», — считает политолог.
Отказ России платить за членство в Совете Европы может вынудить организацию отменить ремонт здания, сократить зарплату генсека и перевести штатных сотрудников на временные контракты. Об этом говорили участники зимней сессии ПАСЕ, пытаясь найти способы выживания без российских денег. Если экономия средств негативно отразится на качестве работы, ответственность ляжет на Москву. Несоразмерные критике взносы В Совет Европы (СЕ) входят 47 государств, при этом ежегодные взносы в бюджет организации у всех разные. На размер выплат влияют численность населения и объем ВВП страны-участницы. Будучи членом СЕ с 1996 года, Россия ежегодно платила 33 миллиона евро. Крупные взносы позволяли Москве самостоятельно определять численность делегаций на заседания Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) — главного консультативного органа СЕ. Дополнительным бонусом была возможность иметь большее число переводчиков с национальных языков на русский. Кроме того, размер финансирования влиял на штат сотрудников, представлявших российские интересы в структурах СЕ. Как значительный плательщик, наша страна имела право командировать в структуры организации до двухсот пятидесяти сотрудников. Трения по поводу несоразмерности финансирования и возможностей для продвижения национальных интересов возникли давно. Российская делегация неоднократно предъявляла претензии другим членам организации за игнорирование ее мнения по вопросам текущей повестки. Москва и ПАСЕ, например, по-разному смотрели на ситуацию в Чечне в ходе проводившихся там двух военных кампаний. Непросто складывался диалог и во время «оранжевых революций» в ряде постсоветских стран в 2000-х. Стороны не сходились во взглядах и на войну Грузии с Южной Осетией в 2008 году. Но точки кипения отношения достигли в 2014-м, когда Крым вошел в состав России. В знак протеста ПАСЕ лишила российскую делегацию права голоса, но не стала исключать из организации. Несмотря на ограничения в правах, Москва надеялась найти общий язык с членами межпарламентской структуры и еще два года исправно отправляла своих делегатов на заседания ПАСЕ. Однако критика в адрес российских властей только усиливалась. Помимо обвинений в незаконности присоединения Крыма, члены европейских делегаций возложили на Кремль ответственность за ситуацию в Донбассе. При этом действия украинских властей на юго-востоке страны практически не подвергались сомнению. Игнорирование мнения российской делегации в итоге привело к тому, что в 2016 году Москва объявила бойкот и перестала направлять своих представителей на заседания ПАСЕ. Еще через год — отказалась вносить ежегодный членский взнос. Вначале это решение было воспринято спокойно. На заседаниях ассамблеи несколько раз поднимался вопрос о корректировке расходов, но европейцы не подозревали, насколько серьезной окажется проблема. Два года невыплат Россией членских взносов лишили Совет Европы шестидесяти шести миллионов евро. Это 11 процентов бюджета организации. В результате дефицит в прошлом году составил 18 миллионов евро, и страны-члены вынуждены были прибегнуть к экономии. Сократились инвестиции в несколько европейских инфраструктурных проектов, уменьшилось количество конференций и круглых слов. Чтобы залатать дыру в бюджете, некоторые страны даже согласились увеличить взносы. Среди них — Украина, несколько раз подряд внесшая по четыреста тысяч евро. Но это не сильно помогло выправить ситуацию. Москва оставила СЕ без ремонта На проходящей сейчас в Страсбурге сессии ПАСЕ проблема нехватки бюджетных средств снова оказалась в центре внимания. Делегаты обсудили, на какие еще меры экономии они могут пойти. Предлагалось сократить зарплаты не только сотрудников, но и генсека организации. Повременить делегаты решили и с ремонтом штаб-квартиры Совета Европы. Не исключили перевода технического персонала на временные контракты. Дефицит бюджета уже и так привел к тому, что многие делегации сократили штат переводчиков, отказались от неактуальных проектов и сосредоточились на проблематике избирательных кампаний. Вину за это вынужденное сокращение расходов они единогласно возложили на Россию, назвав шантажом отказ Москвы платить членские взносы. Попеняли России и на то, что не были оценены уступки, на которые пошли члены СЕ. Речь о том, что комитет ПАСЕ по регламенту в середине декабря не поддержал идею лишать национальные делегации права выбирать судей Европейского суда по правам человека, генсека и комиссара по правам человека СЕ. При этом глава Совета Европы Турбьёрн Ягланд призвал Москву возобновить финансирование до лета текущего года. Иначе члены организации поставят вопрос об исключении России из ее состава. Российскую позицию в ходе нынешнего заседания поддержал лишь представитель турецкого парламента Мустафа Йенероглу. Уйти, чтобы остаться Депутаты Госдумы не раз заявляли, что готовы возобновить диалог с этой структурой после того, как регламент ПАСЕ будет приведен в соответствие с уставом Совета Европы. Но главное требование Москвы: чтобы все страны — члены СЕ обладали равными правами. «Наша позиция проста и спокойна: мы не видим оснований делать взносы в ПАСЕ, а потом выслушивать различные оскорбительные выдержки из принимаемых этой структурой резолюций. Только после восстановления российской делегации в правах и возвращения нам полного объема полномочий мы вернемся в состав ассамблеи», — пояснил РИА Новости вице-спикер Госдумы Петр Толстой. Российский парламентарий рассказал, что, несмотря на противоречия, Москва постоянно контактирует с депутатами и представителями политических групп ПАСЕ. По словам Толстого, многие из них с пониманием относятся к отказу России вносить ежегодные взносы. «Любой европеец в жизни расчетлив. Он никогда не будет оплачивать в ресторане ужин, который не ел. Откажется он платить и за билет в кино, которое не смотрел. Тут наша логика понятна любому. Вопрос в другом — есть ли у ПАСЕ политическая воля и желание преодолеть внутренний кризис. Пока наличие и того и другого неочевидны», — добавил Толстой. Разногласия между ПАСЕ и Россией — еще не повод выйти из организации, хлопнув дверью. В этом уверена завотделом европейских политических исследований ИМЭМО РАН Надежда Арбатова. В беседе с РИА Новости она напомнила, что Совет Европы стал одной из первых международных организаций, куда пригласили Россию после распада СССР. «В свое время Россия использовала трибуну Совета Европы, чтобы привлечь внимание западной общественности к положению русскоязычного населения в странах Балтии. Это вызвало большой резонанс. И сегодня русскоговорящие во многих странах сталкиваются с проблемами. Поэтому для защиты их интересов Москве крайне важно сохранить членство в организации», — уверена Арбатова. Еще одним преимуществом членства в СЕ стало присоединение России к единому европейскому политико-правовому пространству. «Парламент, будь то российский или европейский, — это место для дискуссий. Лишение делегации права голоса здесь — не лучший способ услышать позиции сторон. Только через компромиссы и рациональные решения возможен диалог», — считает политолог.