✔ Почему США не смогли ввести новые санкции против России - «Новости Дня»
Roberts 12-01-2019, 03:16 193 Новости дня / Военные действияВ конце 2018 года Минфин США смог с уверенностью заявить о своей победе над олигархом Олегом Дерипаской. Бизнесмен заключил с Соединёнными Штатами соглашение, которое лишает его контроля над холдингом En+ и российским алюминиевым гигантом «Русал». Документ также предполагает, что управлять этим и другими подконтрольными En+ предприятиями отныне будут ставленники Минфина США.
Вместе с тем американские законодатели подготовили новый законопроект о санкциях против России, Сирии и Ирана, который получил название «Укрепление безопасности Америки на Ближнем Востоке». Вашингтон уже приучил международное сообщество к тому, что санкции, если они были задуманы ранее, непременно будут введены. Если им и суждено измениться, то только в сторону расширения или усиления. Однако документ об этих новых рестрикциях неожиданно был заблокирован Сенатом.
Пример с компаниями Дерипаски, к сожалению, показывает, к чему могут привести нацеленные долгосрочные меры давления. В итоге олигарх вместо разворота в сторону России искал поддержки за океаном, а затем и вовсе согласился сдать свои активы Вашингтону. Однако и у этой идеи появились влиятельные противники в Палате представителей. Что пошло не так в обоих случаях и почему?
Санкционная лихорадка
8 декабря Сенат не смог провести голосование по законопроекту, который предусматривает введение санкций против всех, кто оказывает какую-либо поддержку правительству Сирии. Перспективный в рамках нынешней американской политики документ с треском провалился, так как не получил необходимой поддержки от сенаторов.
Процедура одобрения того или иного документа к голосованию предполагает, что он должен получить поддержку по крайней мере 60 сенаторов. Новый же законопроект поддержали лишь 56 сенаторов, а значит, что до голосования в ближайшее время он не доберётся.
Сенаторы-демократы объяснили своё решение тем, что ранее обещали не ставить на голосование любые законопроекты, которые не имеют отношения к прекращению шатдауна – приостановке работы ряда министерств и ведомств из-за отсутствия утверждённого проекта бюджета. Республиканцы уже вновь вынесли документ о санкциях на рассмотрение.
Между тем законопроект на самом деле выдержан, что называется, в лучших традициях американского санкционного жанра. Он призван покарать Россию и Иран за помощь правительству сирийского президента Башара Асада. При этом документ предлагает введение санкций на основе ранее изданных указов президента США. Это значит, что Дональд Трамп по собственной воле не сможет отменить эти санкции – для этого ему потребуется одобрение Конгресса, и если «республиканский» Сенат может поддержать решение Трампа, то «демократическая» Палата представителей – едва ли.
Карать санкциями в новом законопроекте предлагается по-американски – блокировкой счетов физических и юридических лиц, находящихся в американской юрисдикции, а также запретом выдачи американских виз подсанкционным лицам или аннулированием действующих виз. Подсанкционными лицами при этом должны были стать военные подрядчики, наёмные военнослужащие или воинские формирования, которые действуют в Сирии по приказу или от имени властей этой страны, а также властей России или Ирана.
Санкции должны затронуть всех лиц или организации, которые сотрудничают с правительством Сирии в сфере добычи нефти, а также поставок компонентов вооружений и авиационной техники.
Один из основных моментов законопроекта соответствует нынешней американской политической доктрине: Москва вместе с Дамаском и Тегераном обвиняется в нанесении с воздуха ударов по мирному населению и объектам гражданской инфраструктуры. Россия также якобы виновна в осаде ряда населённых пунктов и том, что туда не могла доставляться гуманитарная помощь.
Наконец, в законе есть и исключения. Санкции могут быть сняты с России и Ирана тогда, когда они перестанут оказывать поддержку Дамаску, а также в случае, если это будет отвечать интересам нацбезопасности США.
Несмотря на то, что законопроект даже не дошёл до голосования в Сенате, не исключено, что его примут тогда, когда у демократов больше не будет «шатдаун-заговора». Пока же налицо классическая для эпохи президентства Трампа ситуация, при которой его резкие действия вызывают неожиданные последствия. Они могут даже идти во вред самим США, а что идёт им во вред – автоматически оборачивается на пользу противникам нынешней американской политики.
Олигархи-марионетки
Совершенно иная ситуация сложилась с вопросом снятия санкций с «Русала». Напомним лишь, что из уст главы Минфина России и первого вице-премьера правительства Антона Силуанова, а также куратора ТЭК, вице-премьера Дмитрия Козака мы неоднократно слышали о том, что «Русал» будет спасён от санкций именно мерами со стороны кабинета министров. Обсуждались и преференции автомобилестроительным активам Дерипаски, и меры поддержки алюминиевой отрасли. Однако в итоге «помощь» пришла к олигарху из Вашингтона, и «Русал», а также «Евросибэнерго» вместе с ГЭС в Сибири и тот же нижегородский ГАЗ теперь станут де-факто не российскими, а американскими предприятиями. Захват увенчался успехом.
Однако разногласия между республиканцами и демократами уже привели к тому, что у Дерипаски даже не спросят, что и как теперь будет с его активами – это ведь решается уже не в России и даже не на острове Джерси, где изначально зарегистрирован холдинг En+, через который олигарх контролировал «Русал» и остальные предприятия.
Главы сразу семи комитетов Палаты представителей Конгресса США написали письмо главе Минфина Стивену Мнучину, в котором попросили его отложить снятие санкций с En+, «Русала» и «Евросибэнерго». Авторы письма при этом используют излюбленный аргумент об «агрессии России». Дескать, нельзя снимать санкции даже на таких выгодных условиях, так как Россия якобы является угрозой.
«Мы просим вас оставаться доступными для встречи со всеми заинтересованными членами Конгресса в подходящей обстановке для полного обсуждения всех сторон соглашения о прекращении санкций и влияния этих решений на усилия США по прекращению пагубной деятельности России против нашей страны», – говорится в письме.
Что это значит? Важный момент – авторы письма представляют Демократическую партию. И, очевидно, готовы действовать даже во вред Минфину США, лишь бы вставить палки в колёса республиканцам и Трампу лично. Демократы отметили, что у законодателей сейчас «нет времени» обсуждать снятие санкций с En+ и «Русала», так как уведомление было доставлено в Конгресс сразу перед пресловутым шатдауном. Это означает, что рассмотреть вопрос в отведённый законом CAATSA («О противодействии противникам Америки через санкции») 30-дневный срок просто нет возможности. Круг замкнулся.
Дерипаска же проявил максимум лояльности, согласившись номинировать в совете директоров En+ лишь четырёх из 12 членов, шесть членов должны быть исключительно гражданами США или Великобритании, а состав совета директоров в целом должен утверждаться американским Минфином.
Можно констатировать, что политика Трампа, таким образом, вносит сумятицу в вопрос введения новых санкций или снятия мер против «противников Америки» даже на очень выгодных для США условиях. Очевидно также и то, что российские олигархи могут сколько угодно пытаться проявлять лояльность Вашингтону, однако в итоге с ними просто будут делать всё, что захотят – унижать, выставлять на посмешище. Главное теперь – внутренняя борьба в США, шатдаун, вопросы бюджета и строительства стены на границе с Мексикой. В ход вновь идут аргументы о «российской агрессии», а в расход, очевидно, – российские олигархи.
В конце 2018 года Минфин США смог с уверенностью заявить о своей победе над олигархом Олегом Дерипаской. Бизнесмен заключил с Соединёнными Штатами соглашение, которое лишает его контроля над холдингом En и российским алюминиевым гигантом «Русал». Документ также предполагает, что управлять этим и другими подконтрольными En предприятиями отныне будут ставленники Минфина США. Вместе с тем американские законодатели подготовили новый законопроект о санкциях против России, Сирии и Ирана, который получил название «Укрепление безопасности Америки на Ближнем Востоке». Вашингтон уже приучил международное сообщество к тому, что санкции, если они были задуманы ранее, непременно будут введены. Если им и суждено измениться, то только в сторону расширения или усиления. Однако документ об этих новых рестрикциях неожиданно был заблокирован Сенатом. Пример с компаниями Дерипаски, к сожалению, показывает, к чему могут привести нацеленные долгосрочные меры давления. В итоге олигарх вместо разворота в сторону России искал поддержки за океаном, а затем и вовсе согласился сдать свои активы Вашингтону. Однако и у этой идеи появились влиятельные противники в Палате представителей. Что пошло не так в обоих случаях и почему? Санкционная лихорадка 8 декабря Сенат не смог провести голосование по законопроекту, который предусматривает введение санкций против всех, кто оказывает какую-либо поддержку правительству Сирии. Перспективный в рамках нынешней американской политики документ с треском провалился, так как не получил необходимой поддержки от сенаторов. Процедура одобрения того или иного документа к голосованию предполагает, что он должен получить поддержку по крайней мере 60 сенаторов. Новый же законопроект поддержали лишь 56 сенаторов, а значит, что до голосования в ближайшее время он не доберётся. Сенаторы-демократы объяснили своё решение тем, что ранее обещали не ставить на голосование любые законопроекты, которые не имеют отношения к прекращению шатдауна – приостановке работы ряда министерств и ведомств из-за отсутствия утверждённого проекта бюджета. Республиканцы уже вновь вынесли документ о санкциях на рассмотрение. Между тем законопроект на самом деле выдержан, что называется, в лучших традициях американского санкционного жанра. Он призван покарать Россию и Иран за помощь правительству сирийского президента Башара Асада. При этом документ предлагает введение санкций на основе ранее изданных указов президента США. Это значит, что Дональд Трамп по собственной воле не сможет отменить эти санкции – для этого ему потребуется одобрение Конгресса, и если «республиканский» Сенат может поддержать решение Трампа, то «демократическая» Палата представителей – едва ли. Карать санкциями в новом законопроекте предлагается по-американски – блокировкой счетов физических и юридических лиц, находящихся в американской юрисдикции, а также запретом выдачи американских виз подсанкционным лицам или аннулированием действующих виз. Подсанкционными лицами при этом должны были стать военные подрядчики, наёмные военнослужащие или воинские формирования, которые действуют в Сирии по приказу или от имени властей этой страны, а также властей России или Ирана. Санкции должны затронуть всех лиц или организации, которые сотрудничают с правительством Сирии в сфере добычи нефти, а также поставок компонентов вооружений и авиационной техники. Один из основных моментов законопроекта соответствует нынешней американской политической доктрине: Москва вместе с Дамаском и Тегераном обвиняется в нанесении с воздуха ударов по мирному населению и объектам гражданской инфраструктуры. Россия также якобы виновна в осаде ряда населённых пунктов и том, что туда не могла доставляться гуманитарная помощь. Наконец, в законе есть и исключения. Санкции могут быть сняты с России и Ирана тогда, когда они перестанут оказывать поддержку Дамаску, а также в случае, если это будет отвечать интересам нацбезопасности США. Несмотря на то, что законопроект даже не дошёл до голосования в Сенате, не исключено, что его примут тогда, когда у демократов больше не будет «шатдаун-заговора». Пока же налицо классическая для эпохи президентства Трампа ситуация, при которой его резкие действия вызывают неожиданные последствия. Они могут даже идти во вред самим США, а что идёт им во вред – автоматически оборачивается на пользу противникам нынешней американской политики. Олигархи-марионетки Совершенно иная ситуация сложилась с вопросом снятия санкций с «Русала». Напомним лишь, что из уст главы Минфина России и первого вице-премьера правительства Антона Силуанова, а также куратора ТЭК, вице-премьера Дмитрия Козака мы неоднократно слышали о том, что «Русал» будет спасён от санкций именно мерами со стороны кабинета министров. Обсуждались и преференции автомобилестроительным активам Дерипаски, и меры поддержки алюминиевой отрасли. Однако в итоге «помощь» пришла к олигарху из Вашингтона, и «Русал», а также «Евросибэнерго» вместе с ГЭС в Сибири и тот же нижегородский ГАЗ теперь станут де-факто не российскими, а американскими предприятиями. Захват увенчался успехом. Однако разногласия между республиканцами и демократами уже привели к тому, что у Дерипаски даже не спросят, что и как теперь будет с его активами – это ведь решается уже не в России и даже не на острове Джерси, где изначально зарегистрирован холдинг En , через который олигарх контролировал «Русал» и остальные предприятия. Главы сразу семи комитетов Палаты представителей Конгресса США написали письмо главе Минфина Стивену Мнучину, в котором попросили его отложить снятие санкций с En , «Русала» и «Евросибэнерго». Авторы письма при этом используют излюбленный аргумент об «агрессии России». Дескать, нельзя снимать санкции даже на таких выгодных условиях, так как Россия якобы является угрозой. «Мы просим вас оставаться доступными для встречи со всеми заинтересованными членами Конгресса в подходящей обстановке для полного обсуждения всех сторон соглашения о прекращении санкций и влияния этих решений на усилия США по прекращению пагубной деятельности России против нашей страны», – говорится в письме. Что это значит? Важный момент – авторы письма представляют Демократическую партию. И, очевидно, готовы действовать даже во вред Минфину США, лишь бы вставить палки в колёса республиканцам и Трампу лично. Демократы отметили, что у законодателей сейчас «нет времени» обсуждать снятие санкций с En и «Русала», так как уведомление было доставлено в Конгресс сразу перед пресловутым шатдауном. Это означает, что рассмотреть вопрос в отведённый законом CAATSA («О противодействии противникам Америки через санкции») 30-дневный срок просто нет возможности. Круг замкнулся. Дерипаска же проявил максимум лояльности, согласившись номинировать в совете директоров En лишь четырёх из 12 членов, шесть членов должны быть исключительно гражданами США или Великобритании, а состав совета директоров в целом должен утверждаться американским Минфином. Можно констатировать, что политика Трампа, таким образом, вносит сумятицу в вопрос введения новых санкций или снятия мер против «противников Америки» даже на очень выгодных для США условиях. Очевидно также и то, что российские олигархи могут сколько угодно пытаться проявлять лояльность Вашингтону, однако в итоге с ними просто будут делать всё, что захотят – унижать, выставлять на посмешище. Главное теперь – внутренняя борьба в США, шатдаун, вопросы бюджета и строительства стены на границе с Мексикой. В ход вновь идут аргументы о «российской агрессии», а в расход, очевидно, – российские олигархи.