Гибель летчика заставляет задуматься о качествах самолета Су-25 - «Новости Дня» » «Новости Дня»

✔ Гибель летчика заставляет задуматься о качествах самолета Су-25 - «Новости Дня»


Гибель летчика заставляет задуматься о качествах самолета Су-25 - «Новости Дня»

Штурмовик Су-25, взлетевший более сорока лет назад, стал поистине легендарной машиной, рабочей лошадкой ВВС в целой серии конфликтов по всему миру. Но насколько этот самолет отвечает требованиям современной войны? Вопрос не праздный – ведь в том числе от надежности этой машины зависит успех российских летчиков в Сирии. И их жизнь тоже.


Героическая гибель российского летчика Романа Филипова рикошетом вызвала дискуссии, насколько его машина – штурмовик Су-25 – отвечает современным требованиям. Может ли быть такое – будь у Филипова еще более современные средства радиоэлектронной борьбы на борту и двигатель помощнее, шансы его машины уцелеть были бы выше?


Например, китайское издание Sina.com назвало самолеты Су-25 устаревшими, добавив, что Россия по экономическим причинам не смогла модернизировать их до более продвинутого Су-39. Как пишет «Лента.ру», которая перевела материал китайских коллег, доработка прежде всего требуется электронному оборудованию и системам предупреждения о ракетном нападении, что делает их уязвимыми для атак ПЗРК.


Первый полет Су-25 (летчики называют его «Грачом») действительно состоялся больше сорока лет назад – в феврале 1975 года. Тогда самолет позиционировался как ответ американскому А-10 Warhog, в сравнении с которым наш имел большую тяговооруженность (отношение тяги к весу самолета) и большую максимальную скорость, но гораздо меньшие габариты.


В войсках Су-25 заслужил репутацию надежной машины и достойно проявил себя во время войны в Афганистане. Еще в 80-е годы была готова программа модернизации Су-25, по итогам которой он бы превращался в Су-39, модель с более современной начинкой. Однако в 90-е годы о программе модернизации по причинам всеобщего развала и отсутствия денег забыли. Когда же в отечественный ОПК вновь пошли средства, основная ставка была сделана на другую модель, Су-34. Это хорошая машина, но несколько другой специализации.


Правда, в 2001 году в КБ Сухого началась программа модернизации «Грачей» в усовершенствованную версию Су-25СМ. Весной 2002 года обновленный самолет совершил первый вылет. В результате почти в три раза выросла точность боевого применения и навигационных систем.


Может быть, пришло время вновь модернизировать проверенные и надежные штурмовики?


Нуждается в модернизации


Заместитель главного редактора журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко считает, что инцидент в Идлибе прямо не связан с несовершенством «Грача». По его словам, тепловой ракетой можно, например, сбить и самые современные американские F-22 или F-35. В случае самолета Филипова совпало сразу несколько факторов: низкая высота, несомкнутый строй, плюс не были включены тепловые ловушки. «Наша «сушка» очень живучая. То, что произошло в Сирии, – случайность. Машина бронированная и обычно выдерживает попадание такой ракеты», – пояснил эксперт.


Те, кто сам пилотировал Су-25, знают слабые места машины, но все равно вспоминают ее с уважением.


«В Чечне, помню, было сложновато пройти через огонь противника. Допустим, надо выйти в определенный район для выполнения задачи. Если облака прижимают, приходится идти на малых высотах. Если ушел за облака, в условиях гористой местности пробивать облачность вниз нельзя, это равносильно самоубийству», – рассказал экс-командующий 4-й воздушной армией ВВС и ПВО генерал-лейтенант Герой России Валерий Горбенко.


«Иногда боевики знали наши маршруты и встречали заградительным огнем, – продолжил генерал-лейтенант. – И ДШК там были, и доставали даже из подствольников нас, стреляя гранатами. Даже приспособили для стрельбы по авиации противолавинные пушки, которые остались с советских времен».


Машина, по словам генерала, доказала свою живучесть. И все же Дрозденко призывает поскорее модернизировать Су-25 и дальше – прежде всего прицелы и вооружения. Практику такой модернизации подсказывают нам, как ни странно, наши соседи. В Тбилиси со времен СССР сохранился завод, на котором «Грачи» проходили ремонт. В четверг стало известно о том, что собранные на этом «Тбилавиастроителе» модернизированные Су-25 под названием «Дже-31 Бора» Грузия намерена предлагать покупателям в Африке и Азии по 20–25 млн долларов за штуку, утверждая, что подобные машины там очень востребованы. Эти штурмовики оснащаются «новейшей авионикой». Сейчас им подбираются двигатели американского или европейского производства.


Генерал-майор, ветеран войны в Афганистане и бывший замкомандующего ВВС Прибалтийского военного округа СССР по армейской авиации Александр Цалко тоже считает, что возможности по модернизации Су-25 не исчерпаны. Однако это не значит, что штурмовик можно превратить в неприступную крепость: «Машин, которые вообще невозможно сбить, еще не бывало», – напомнил он.


Но у генерала есть вопросы по поводу самого инцидента с трагической гибелью майора Филипова. Он напомнил, что Су-25 – машина непосредственной огневой поддержки на поле боя, и она не должна выполнять разведывательные задачи. Между тем, как заявило Минобороны, в момент гибели самолет вел как раз разведку в провинции Идлиб.


«Я понимаю, если бы Су-25 был сбит при выполнении своей штатной боевой задачи. А в данном случае мне непонятно, почему была возложена такая задача на Су-25», – сказал Цалко. Генерал напомнил, что подобные ошибки допускались военными еще в Афганистане.


Путь к беспилотникам


Эксперт Центра анализа, стратегий и технологий («АСТ Центр») Сергей Денисенцев считает: те, кто называет Су-25 устаревшим, часто имеют в виду концепцию применения самолета, а не машину как таковую.


«Су-25 актуален в конфликтах низкой интенсивности, хотя использование штурмовиков сопряжено с рисками. Штурмовик летает на небольших высотах в зонах возможного огня ПЗРК и зениток. Некоторые специалисты считают подобную концепцию устаревшей и предлагают использовать высотные летательные аппараты с высокоточным оружием, современные многоцелевые истребители-бомбардировщики, – сказал Денисенцев. – А есть точка зрения, что в конфликтах с низкой интенсивностью, как в Сирии, нужно переходить к использованию разведывательно-ударных беспилотников, вроде американского Reaper».


У американцев, подчеркнул эксперт, для таких целей давно существуют целые беспилотные авиаэскадрильи, которые фактически заменяют полки штурмовиков.


И все же даже такая перспектива таит в себе некоторые угрозы.


«Но и беспилотники ошибаются, – говорит Денисенцев. – Были и перехваты, например, в Иране посадили сверхсекретный беспилотник компании Lockheed Martin. Чтобы обезопасить себя от современных средств радиоэлектронной борьбы, американцам приходится передавать компьютеру самолета какие-то права. Через какое-то время это шагнет дальше, и появятся беспилотные вооруженные машины с искусственным интеллектом на борту. Они будут сами решать, кто враг. Меня лично это пугает», – признался эксперт.


В таких условиях старый добрый Су-25, скорее всего, продолжит свою службу еще не один год.


Штурмовик Су-25, взлетевший более сорока лет назад, стал поистине легендарной машиной, рабочей лошадкой ВВС в целой серии конфликтов по всему миру. Но насколько этот самолет отвечает требованиям современной войны? Вопрос не праздный – ведь в том числе от надежности этой машины зависит успех российских летчиков в Сирии. И их жизнь тоже. Героическая гибель российского летчика Романа Филипова рикошетом вызвала дискуссии, насколько его машина – штурмовик Су-25 – отвечает современным требованиям. Может ли быть такое – будь у Филипова еще более современные средства радиоэлектронной борьбы на борту и двигатель помощнее, шансы его машины уцелеть были бы выше? Например, китайское издание Sina.com назвало самолеты Су-25 устаревшими, добавив, что Россия по экономическим причинам не смогла модернизировать их до более продвинутого Су-39. Как пишет «Лента.ру», которая перевела материал китайских коллег, доработка прежде всего требуется электронному оборудованию и системам предупреждения о ракетном нападении, что делает их уязвимыми для атак ПЗРК. Первый полет Су-25 (летчики называют его «Грачом») действительно состоялся больше сорока лет назад – в феврале 1975 года. Тогда самолет позиционировался как ответ американскому А-10 Warhog, в сравнении с которым наш имел большую тяговооруженность (отношение тяги к весу самолета) и большую максимальную скорость, но гораздо меньшие габариты. В войсках Су-25 заслужил репутацию надежной машины и достойно проявил себя во время войны в Афганистане. Еще в 80-е годы была готова программа модернизации Су-25, по итогам которой он бы превращался в Су-39, модель с более современной начинкой. Однако в 90-е годы о программе модернизации по причинам всеобщего развала и отсутствия денег забыли. Когда же в отечественный ОПК вновь пошли средства, основная ставка была сделана на другую модель, Су-34. Это хорошая машина, но несколько другой специализации. Правда, в 2001 году в КБ Сухого началась программа модернизации «Грачей» в усовершенствованную версию Су-25СМ. Весной 2002 года обновленный самолет совершил первый вылет. В результате почти в три раза выросла точность боевого применения и навигационных систем. Может быть, пришло время вновь модернизировать проверенные и надежные штурмовики? Нуждается в модернизации Заместитель главного редактора журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко считает, что инцидент в Идлибе прямо не связан с несовершенством «Грача». По его словам, тепловой ракетой можно, например, сбить и самые современные американские F-22 или F-35. В случае самолета Филипова совпало сразу несколько факторов: низкая высота, несомкнутый строй, плюс не были включены тепловые ловушки. «Наша «сушка» очень живучая. То, что произошло в Сирии, – случайность. Машина бронированная и обычно выдерживает попадание такой ракеты», – пояснил эксперт. Те, кто сам пилотировал Су-25, знают слабые места машины, но все равно вспоминают ее с уважением. «В Чечне, помню, было сложновато пройти через огонь противника. Допустим, надо выйти в определенный район для выполнения задачи. Если облака прижимают, приходится идти на малых высотах. Если ушел за облака, в условиях гористой местности пробивать облачность вниз нельзя, это равносильно самоубийству», – рассказал экс-командующий 4-й воздушной армией ВВС и ПВО генерал-лейтенант Герой России Валерий Горбенко. «Иногда боевики знали наши маршруты и встречали заградительным огнем, – продолжил генерал-лейтенант. – И ДШК там были, и доставали даже из подствольников нас, стреляя гранатами. Даже приспособили для стрельбы по авиации противолавинные пушки, которые остались с советских времен». Машина, по словам генерала, доказала свою живучесть. И все же Дрозденко призывает поскорее модернизировать Су-25 и дальше – прежде всего прицелы и вооружения. Практику такой модернизации подсказывают нам, как ни странно, наши соседи. В Тбилиси со времен СССР сохранился завод, на котором «Грачи» проходили ремонт. В четверг стало известно о том, что собранные на этом «Тбилавиастроителе» модернизированные Су-25 под названием «Дже-31 Бора» Грузия намерена предлагать покупателям в Африке и Азии по 20–25 млн долларов за штуку, утверждая, что подобные машины там очень востребованы. Эти штурмовики оснащаются «новейшей авионикой». Сейчас им подбираются двигатели американского или европейского производства. Генерал-майор, ветеран войны в Афганистане и бывший замкомандующего ВВС Прибалтийского военного округа СССР по армейской авиации Александр Цалко тоже считает, что возможности по модернизации Су-25 не исчерпаны. Однако это не значит, что штурмовик можно превратить в неприступную крепость: «Машин, которые вообще невозможно сбить, еще не бывало», – напомнил он. Но у генерала есть вопросы по поводу самого инцидента с трагической гибелью майора Филипова. Он напомнил, что Су-25 – машина непосредственной огневой поддержки на поле боя, и она не должна выполнять разведывательные задачи. Между тем, как заявило Минобороны, в момент гибели самолет вел как раз разведку в провинции Идлиб. «Я понимаю, если бы Су-25 был сбит при выполнении своей штатной боевой задачи. А в данном случае мне непонятно, почему была возложена такая задача на Су-25», – сказал Цалко. Генерал напомнил, что подобные ошибки допускались военными еще в Афганистане. Путь к беспилотникам Эксперт Центра анализа, стратегий и технологий («АСТ Центр») Сергей Денисенцев считает: те, кто называет Су-25 устаревшим, часто имеют в виду концепцию применения самолета, а не машину как таковую. «Су-25 актуален в конфликтах низкой интенсивности, хотя использование штурмовиков сопряжено с рисками. Штурмовик летает на небольших высотах в зонах возможного огня ПЗРК и зениток. Некоторые специалисты считают подобную концепцию устаревшей и предлагают использовать высотные летательные аппараты с высокоточным оружием, современные многоцелевые истребители-бомбардировщики, – сказал Денисенцев. – А есть точка зрения, что в конфликтах с низкой интенсивностью, как в Сирии, нужно переходить к использованию разведывательно-ударных беспилотников, вроде американского Reaper». У американцев, подчеркнул эксперт, для таких целей давно существуют целые беспилотные авиаэскадрильи, которые фактически заменяют полки штурмовиков. И все же даже такая перспектива таит в себе некоторые угрозы. «Но и беспилотники ошибаются, – говорит Денисенцев. – Были и перехваты, например, в Иране посадили сверхсекретный беспилотник компании Lockheed Martin. Чтобы обезопасить себя от современных средств радиоэлектронной борьбы, американцам приходится передавать компьютеру самолета какие-то права. Через какое-то время это шагнет дальше, и появятся беспилотные вооруженные машины с искусственным интеллектом на борту. Они будут сами решать, кто враг. Меня лично это пугает», – признался эксперт. В таких условиях старый добрый Су-25, скорее всего, продолжит свою службу еще не один год.


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
→