✔ Смертельный «укус» для авианосца. Чем опасны российские корветы «Каракурт» - «Новости Дня»
Ян 4-12-2017, 11:01 193 Новости дня / Военные действияСкорость эсминца, габариты корвета, огневая мощь крейсера и скрытность подводной лодки — в пятницу в Санкт-Петербурге состоится торжественная церемония спуска на воду новейшего малого ракетного корабля (МРК) «Тайфун», объединившего в себе, казалось бы, несочетаемые качества. В 2017-м он станет уже вторым «Каракуртом» (название проекта 22800), отправленным в первое мини-плавание, — в июле со стапелей Ленинградского судостроительного завода «Пелла» сошел «Ураган», головной МРК серии.
А всего к середине 2020-х в боевой состав ВМФ должны вступить 18 кораблей этого класса — свою небольшую «москитную» эскадру получит каждый из российских флотов.
Работа над ошибками
«Ураган» и «Тайфун» — прямые потомки малых ракетных кораблей проекта 21631 «Буян-М», которые несут службу на Балтике и в Каспийской флотилии. Официальное назначение этих МРК — охрана ближней морской зоны государства. Однако «Буяны» доказали, что способны и на большее. К примеру, каспийская тройка — корабли «Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг» — прямо из «домашней» акватории неоднократно обстреливали крылатыми ракетами «Калибр» базы террористов в Сирии. Громкий дебют МРК не остался незамеченным. В НАТО признали: флот российских ракетных «малюток» может представлять угрозу даже для крупных кораблей Запада.
Впрочем, в ходе эксплуатации «Буянов» выявлен ряд недостатков. Во-первых, лучше всего эти корабли подходят для прибрежной службы под прикрытием наземных комплексов ПВО: свой «противовоздушный зонтик» у них довольно слабый и представлен лишь ракетными и артиллерийскими комплексами малой дальности. Во-вторых, разработанные для относительно спокойного Каспия и рек, «Буяны» в открытом океане чувствуют себя некомфортно, особенно в шторм. В-третьих, автономность их плавания составляет всего 10 суток, что для дальних походов явно недостаточно.
«Каракурты» этих недостатков лишены. При меньшем водоизмещении (около 800 тонн) эти МРК могут находиться в автономном плавании в полтора раза дольше предшественников — до 15 суток. Разработчик проекта — Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» — уверяет, что новый корабль будет обладать и существенно лучшей мореходностью. Корпуса «Урагана» и «Тайфуна» выполнены с использованием стелс-технологий, что при небольших габаритах (65 метров в длину и 10 в ширину) превращает перспективные МРК в крайне сложные цели даже для самых современных западных противокорабельных ракет.
От угрозы с воздуха первые корабли проекта прикроют зенитные артиллерийские установки АК-630М, а, начиная с третьего «Каракурта», — универсальные комплексы «Панцирь-М». Это морские варианты «Панцирь-С1?, способные одновременно обстреливать до четырех целей. От сухопутной системы новинка отличается в первую очередь более мощным артиллерийским вооружением — сдвоенными шестиствольными пушками ГШ-6-30 с суммарной скорострельностью более 10 тысяч выстрелов в минуту. Кроме того, комплекс имеет возможность вести огонь по воздушным целям зенитными ракетами 57Э6Е на дистанциях до 20 километров. Они могут уничтожать, в том числе, и противокорабельные средства поражения.
Ударный потенциал
Основной «козырь» новых кораблей — их ударные комплексы. Каждый «Каракурт» несет по восемь установок вертикального пуска ЗС14 для противокорабельных ракет П-800 «Оникс» и универсальных «Калибр-НК» для атаки наземных целей («Буяны», напомним, могут бить только «Калибрами»). Таким образом, в 500-километровом радиусе от МРК ни один корабль противника не может чувствовать себя в безопасности — неважно, корвет это или авианосец. Сухопутную цель «Каракурт» достанет на дистанциях вплоть до 2500 километров.
Отстрелявшись ракетами, любой корабль моментально становится видимым на всех средствах слежения и наблюдения противника. Но «Каракурт» в этом случае не становится беззащитным. Эти достаточно «шустрые» МРК могут, развив скорость до 30 узлов, быстро покинуть район пуска. Примечательно, что новые корабли строят с учетом политики импортозамещения — двигатели для них собирают на машиностроительном заводе «Звезда». А для боя накоротке «Каракурты» оснащены башенными артиллерийскими установками калибра 76,2 миллиметра (возможен монтаж и 100-миллиметровых орудий).
По открытым данным, МРК проекта 22800 должны оснащаться боевой информационно-управляющей системой (БИУС) «Сигма-Э» и автоматизированным многофункциональным комплексом обмена информацией (АМКОИ) «Трасса-Э». Следить за обстановкой и находить воздушные либо надводные цели предполагается с помощью радиолокационных станций нескольких типов, в том числе «Минерал-М». Большая часть этого сложного оборудования будет размещаться на интегрированной мачте, имеющей места для монтажа четырех фазированных антенных решеток.
«Ударил — убежал»
Технические и конструктивные особенности «Каракуртов» предопределяют тактику их боевого применения. Небольшой «москитный флот» этих кораблей, пользуясь преимуществом компактных размеров и технологиями снижения заметности, способен скрытно подобраться к цели, атаковать ее ракетами и быстро скрыться от преследования. На Западе подобная тактика называется Hit and run — «Ударил — убежал». Причем ударить «Каракурты» могут как следует. Даже три МРК этого класса по своим боевым возможностям не уступают гораздо более крупным кораблям вероятного противника.
К примеру, американский крейсер типа «Тикондерога» (водоизмещение 9800 тонн) с типовой загрузкой несет на борту 26 крылатых ракет «Томагавк», способных поражать наземные и надводные цели на дистанциях до 2500 километров в зависимости от модификации. В свою очередь, три «Каракурта» могут дать общий залп 24 высокоточными «Калибрами» (каждый — с боевой частью весом до 400 килограммов) на сопоставимую дальность. При этом стоит один такой корабль миллиард долларов. Для сравнения: за эти же деньги можно построить около 30 МРК проекта 22800. Такая «стая» в состоянии «загрызть» даже авианосную ударную группу!
Стоит отметить, что многие западные аналитики уже по достоинству оценили тенденцию ВМФ России к «миниатюризации» корабельного состава. В частности, американский журнал The National Interest в 2015 году писал: «Корвет с восемью ракетами «Калибр-НК» на борту осуществляет более массивный удар, чем ныне выведенный из состава ВМС США фрегат типа «Оливер Хазард Перри», и уж точно обладает большей огневой мощью, чем любой из американских боевых кораблей прибрежной зоны».
С долей тревоги отозвались о российских МРК и обозреватели Forbes: «Возможности российского флота позволяют серьезно ограничить свободу действий США и НАТО и потребовать от американской оборонной промышленности внушительного повышения расходов. Даже малые патрульные российские корабли могут нанести более сильный удар, чем корабли других военно-морских сил, за счет использования новых крылатых ракет «Калибр» и боеприпасов точного наведения».
Ожидается, что «Ураган» и «Тайфун» вступят в состав Балтийского флота в 2018 году. В различных стадиях постройки находятся еще шесть МРК — «Шторм», «Шквал», «Буря», «Охотск», «Муссон» и «Пассат». Оставшиеся десять кораблей планируются к закладке. Строить их будут на санкт-петербургском заводе «Пелла», феодосийском «Море», Зеленодольском судостроительном заводе, керченском предприятии «Залив» и Амурском судостроительном заводе. Подобное распределение усилий, а также простота конструкции «Каракуртов» и их небольшие габариты позволяют надеяться, что свой новый «москитный флот» Россия создаст в рамках госпрограммы вооружений на 2018-2025 годы.
Скорость эсминца, габариты корвета, огневая мощь крейсера и скрытность подводной лодки — в пятницу в Санкт-Петербурге состоится торжественная церемония спуска на воду новейшего малого ракетного корабля (МРК) «Тайфун», объединившего в себе, казалось бы, несочетаемые качества. В 2017-м он станет уже вторым «Каракуртом» (название проекта 22800), отправленным в первое мини-плавание, — в июле со стапелей Ленинградского судостроительного завода «Пелла» сошел «Ураган», головной МРК серии. А всего к середине 2020-х в боевой состав ВМФ должны вступить 18 кораблей этого класса — свою небольшую «москитную» эскадру получит каждый из российских флотов. Работа над ошибками «Ураган» и «Тайфун» — прямые потомки малых ракетных кораблей проекта 21631 «Буян-М», которые несут службу на Балтике и в Каспийской флотилии. Официальное назначение этих МРК — охрана ближней морской зоны государства. Однако «Буяны» доказали, что способны и на большее. К примеру, каспийская тройка — корабли «Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг» — прямо из «домашней» акватории неоднократно обстреливали крылатыми ракетами «Калибр» базы террористов в Сирии. Громкий дебют МРК не остался незамеченным. В НАТО признали: флот российских ракетных «малюток» может представлять угрозу даже для крупных кораблей Запада. Впрочем, в ходе эксплуатации «Буянов» выявлен ряд недостатков. Во-первых, лучше всего эти корабли подходят для прибрежной службы под прикрытием наземных комплексов ПВО: свой «противовоздушный зонтик» у них довольно слабый и представлен лишь ракетными и артиллерийскими комплексами малой дальности. Во-вторых, разработанные для относительно спокойного Каспия и рек, «Буяны» в открытом океане чувствуют себя некомфортно, особенно в шторм. В-третьих, автономность их плавания составляет всего 10 суток, что для дальних походов явно недостаточно. «Каракурты» этих недостатков лишены. При меньшем водоизмещении (около 800 тонн) эти МРК могут находиться в автономном плавании в полтора раза дольше предшественников — до 15 суток. Разработчик проекта — Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» — уверяет, что новый корабль будет обладать и существенно лучшей мореходностью. Корпуса «Урагана» и «Тайфуна» выполнены с использованием стелс-технологий, что при небольших габаритах (65 метров в длину и 10 в ширину) превращает перспективные МРК в крайне сложные цели даже для самых современных западных противокорабельных ракет. От угрозы с воздуха первые корабли проекта прикроют зенитные артиллерийские установки АК-630М, а, начиная с третьего «Каракурта», — универсальные комплексы «Панцирь-М». Это морские варианты «Панцирь-С1?, способные одновременно обстреливать до четырех целей. От сухопутной системы новинка отличается в первую очередь более мощным артиллерийским вооружением — сдвоенными шестиствольными пушками ГШ-6-30 с суммарной скорострельностью более 10 тысяч выстрелов в минуту. Кроме того, комплекс имеет возможность вести огонь по воздушным целям зенитными ракетами 57Э6Е на дистанциях до 20 километров. Они могут уничтожать, в том числе, и противокорабельные средства поражения. Ударный потенциал Основной «козырь» новых кораблей — их ударные комплексы. Каждый «Каракурт» несет по восемь установок вертикального пуска ЗС14 для противокорабельных ракет П-800 «Оникс» и универсальных «Калибр-НК» для атаки наземных целей («Буяны», напомним, могут бить только «Калибрами»). Таким образом, в 500-километровом радиусе от МРК ни один корабль противника не может чувствовать себя в безопасности — неважно, корвет это или авианосец. Сухопутную цель «Каракурт» достанет на дистанциях вплоть до 2500 километров. Отстрелявшись ракетами, любой корабль моментально становится видимым на всех средствах слежения и наблюдения противника. Но «Каракурт» в этом случае не становится беззащитным. Эти достаточно «шустрые» МРК могут, развив скорость до 30 узлов, быстро покинуть район пуска. Примечательно, что новые корабли строят с учетом политики импортозамещения — двигатели для них собирают на машиностроительном заводе «Звезда». А для боя накоротке «Каракурты» оснащены башенными артиллерийскими установками калибра 76,2 миллиметра (возможен монтаж и 100-миллиметровых орудий). По открытым данным, МРК проекта 22800 должны оснащаться боевой информационно-управляющей системой (БИУС) «Сигма-Э» и автоматизированным многофункциональным комплексом обмена информацией (АМКОИ) «Трасса-Э». Следить за обстановкой и находить воздушные либо надводные цели предполагается с помощью радиолокационных станций нескольких типов, в том числе «Минерал-М». Большая часть этого сложного оборудования будет размещаться на интегрированной мачте, имеющей места для монтажа четырех фазированных антенных решеток. «Ударил — убежал» Технические и конструктивные особенности «Каракуртов» предопределяют тактику их боевого применения. Небольшой «москитный флот» этих кораблей, пользуясь преимуществом компактных размеров и технологиями снижения заметности, способен скрытно подобраться к цели, атаковать ее ракетами и быстро скрыться от преследования. На Западе подобная тактика называется Hit and run — «Ударил — убежал». Причем ударить «Каракурты» могут как следует. Даже три МРК этого класса по своим боевым возможностям не уступают гораздо более крупным кораблям вероятного противника. К примеру, американский крейсер типа «Тикондерога» (водоизмещение 9800 тонн) с типовой загрузкой несет на борту 26 крылатых ракет «Томагавк», способных поражать наземные и надводные цели на дистанциях до 2500 километров в зависимости от модификации. В свою очередь, три «Каракурта» могут дать общий залп 24 высокоточными «Калибрами» (каждый — с боевой частью весом до 400 килограммов) на сопоставимую дальность. При этом стоит один такой корабль миллиард долларов. Для сравнения: за эти же деньги можно построить около 30 МРК проекта 22800. Такая «стая» в состоянии «загрызть» даже авианосную ударную группу! Стоит отметить, что многие западные аналитики уже по достоинству оценили тенденцию ВМФ России к «миниатюризации» корабельного состава. В частности, американский журнал The National Interest в 2015 году писал: «Корвет с восемью ракетами «Калибр-НК» на борту осуществляет более массивный удар, чем ныне выведенный из состава ВМС США фрегат типа «Оливер Хазард Перри», и уж точно обладает большей огневой мощью, чем любой из американских боевых кораблей прибрежной зоны». С долей тревоги отозвались о российских МРК и обозреватели Forbes: «Возможности российского флота позволяют серьезно ограничить свободу действий США и НАТО и потребовать от американской оборонной промышленности внушительного повышения расходов. Даже малые патрульные российские корабли могут нанести более сильный удар, чем корабли других военно-морских сил, за счет использования новых крылатых ракет «Калибр» и боеприпасов точного наведения». Ожидается, что «Ураган» и «Тайфун» вступят в состав Балтийского флота в 2018 году. В различных стадиях постройки находятся еще шесть МРК — «Шторм», «Шквал», «Буря», «Охотск», «Муссон» и «Пассат». Оставшиеся десять кораблей планируются к закладке. Строить их будут на санкт-петербургском заводе «Пелла», феодосийском «Море», Зеленодольском судостроительном заводе, керченском предприятии «Залив» и Амурском судостроительном заводе. Подобное распределение усилий, а также простота конструкции «Каракуртов» и их небольшие габариты позволяют надеяться, что свой новый «москитный флот» Россия создаст в рамках госпрограммы вооружений на 2018-2025 годы.