✔ «Поток» и разграбление: США душат Европу российским газом - «Новости Дня»
Соломония 21-11-2017, 04:00 193 Новости дня / Военные действияАнтироссийская истерия, апофеозом которой стал июльский пакет драконовских санкций США против РФ, набирает обороты в европейских столицах. Глава Евросовета Дональд Туск выступил с открытым призывом к лидерам стран ЕС — принять скорейшие меры по блокировке строительства «Северного потока-2».
Еврокомиссия приняла поправки к Газовой директиве, в которых звучит недвусмысленный вердикт: новые трубопроводы не нужны, так как «к 2030 году из-за сокращения внутреннего производства и потребления топлива объем импорта газа в ЕС увеличиваться не будет».Более того, если даже «Северный поток-2» построят, Брюссель намерен лишить «Газпром» монопольного права на управление этой газовой магистралью: российский гигант не сможет одновременно транспортировать и продавать газ европейским потребителям.
Важная деталь. В ноябре 2016 года Еврокомиссия вывела газопровод «Северный поток-1» из-под действия Третьего энергопакета. Однако в случае с «Северным потоком-2» Брюссель хочет применить жесткие условия европейского энергетического законодательства. Вдобавок на него давит Вашингтон, пытаясь вообще заблокировать проект — в первую очередь, из-за намерения возить в Европу свой сжиженный природный газ (СПГ).
Закон о санкциях против России, принятый Конгрессом США, позволяет Дональду Трампу наказывать компании, которые инвестируют от 1 млн долларов в строительство российских экспортных газопроводов или предоставляют для этих целей оборудование, технологии и услуги. «Северному потоку-2» в законе посвящен отдельный параграф: в нем говорится, что США и дальше будут препятствовать строительству трубы.
В первую очередь действия США и ЕС объясняются стремлением спасти Украину от неминуемого энергетического краха. В случае запуска «Северного потока-2» незалежная лишится огромных доходов от транзита российского газа в Европу.Другая цель противников второго «Потока» — ослабить позиции «Газпрома» на европейском рынке и подготовить условия для выхода туда американского СПГ. Проблема, однако, в том, что пока СПГ-терминалы в Европе способны принять малые объемы газа, которых явно не хватит.
Эксперты связывают ужесточение позиции Еврокомиссии по «Северному потоку-2» с результатами сентябрьских выборов в бундестаг, ослабивших сторонников канцлера Ангелы Меркель в парламенте — а они как раз поддерживали идею строительства новой газовой магистрали. «Зеленые» же собираются блокировать проект. Депутат Европарламента от этой партии и ее представитель в новом коалиционном правительстве Райнхард Бютикофер пообещал бороться за отмену «Северного потока-2».
Даже Копенгаген также выступил с заявлением, которое может осложнить реализацию проекта: правительство Дании грозит запретить прокладку газопровода в своих территориальных водах. Если оно приведет эту угрозу в действие, придется менять маршрут прокладки труб, а это увеличит стоимость и сроки реализации проекта.
Своей оценкой шансов на реализацию «Северного потока-2» с поделился член комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК торгово-промышленной палаты России, ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев.
По его словам, в Европе распространено мнение о том, что американские санкции введены не против РФ, а против ЕС — чтобы понизить его конкурентоспособность на мировом рынке.
«Европейцы совершенно правильно говорят, что принятые санкции — это неправомерная конкуренция. Россия вполне успешно выходит на рынок Юго-Восточной Азии, и несильно пострадает от снижения экспорта на европейский рынок. Пострадает Европа. Тем более что уже достроена морская часть трубопровода «Турецкий поток», и туда перейдет значительная часть газа, которая должна была бы идти по украинской газотранспортной системе.
Через нее поставляется значительная часть газа на европейский рынок, но она разваливается. Украина не в состоянии поддерживать ее в рабочем состоянии, и последние три года они тратили 10% от необходимой суммы на ее поддержание, на ремонт и обслуживание.
Инженеры из газовых компаний Европы проводили инспекцию газотранспортной системы Украины многократно. Последний отчет свидетельствует, что система выйдет из строя к 2019 году. Это не значит, что Европа останется без газа: она сможет покупать сжиженный природный газ, но в два раза дороже российского. Себестоимость европейской продукции подскочит, и эта продукция станет неконкурентоспособной по отношению к американской. А главными конкурентами Европы, как известно, являются именно американцы», — напомнил наш собеседник.
- Способен ли Евросоюз противодействовать США?
— Центральная власть в ЕС несколько заигралась, почувствовала себя властью над всей Европой. А это, в общем-то, не так: европейские страны в значительной мере самостоятельны, их интересы часто не совпадают с интересами брюссельской еврокомиссии, которая действует в рамках скорее американских, чем европейских планов.
Первый удар был, когда американцы с участием Еврокомиссии потопили «Южный поток». Тогда недовольными остались восемь европейских государств, причем они никуда свое недовольство не девали — оно так и есть до сих пор. И это не только маленькая Болгария, но и вполне серьезный европейский игрок Австрия. То есть тут много проблем.
Второй удар был, когда Великобритания решила выйти из Евросоюза. И сейчас, если действительно произойдет такой удар по энергетическому рынку Европы благодаря санкциям США, то совсем не факт, что ЕС не распадется полностью. Еврокомиссары слабо понимают, где они получают зарплату и кто им платит деньги. Они политики, как они думают — а на самом деле нужно быть больше прагматиком в этой жизни.
- Смогут ли европейцы отстоять свои права на строительство «Северного потока-2» в международных структурах?
— Чтобы запретить строительство «Северного потока-2», необходимо собрать подписи всех членов ЕС. Даже в самом благоприятном случае, если все они единодушны и согласны, на это уходит от двух до трех лет. Франция и Германия категорически против запрета, они за «Северный поток-2». Так что они никаких этих бумаг никогда не подпишут.
Что касается остальных государств, среди них тоже хватает заинтересованных в том, чтобы проект состоялся. Есть такие страны, как Польша и Дания, которые выступают против «Северного потока-2», но подавляющее большинство стран, в том числе и Швеция, через территориальные воды которой проходит «Северный поток-2», поддерживают строительство.
В качестве акционеров в проекте участвуют много европейских компаний. Так что здесь есть достаточно серьезное поле для маневра. У нас тоже достаточно сильные позиции, лоббируемые в европейских структурах. Там есть группа прагматиков, главным из которых является Шредер, туда входит и президент Германии Штайнмайер (пусть он и номинальная в достаточной мере фигура, но его политический вес достаточно велик).
В общем, здесь игра такая — скорее всего, «Северный поток-2» будет построен, потому что процедура его согласования и подготовки строительства идет, и все сооружения, которые предполагалось построить на территории Германии, уже построены, деньги уже вложены. Но, конечно, можно сломать любой проект — и этот в том числе. Только вот результат может оказаться таким, что после этого Евросоюза как такового просто не будет.
Антироссийская истерия, апофеозом которой стал июльский пакет драконовских санкций США против РФ, набирает обороты в европейских столицах. Глава Евросовета Дональд Туск выступил с открытым призывом к лидерам стран ЕС — принять скорейшие меры по блокировке строительства «Северного потока-2». Еврокомиссия приняла поправки к Газовой директиве, в которых звучит недвусмысленный вердикт: новые трубопроводы не нужны, так как «к 2030 году из-за сокращения внутреннего производства и потребления топлива объем импорта газа в ЕС увеличиваться не будет».Более того, если даже «Северный поток-2» построят, Брюссель намерен лишить «Газпром» монопольного права на управление этой газовой магистралью: российский гигант не сможет одновременно транспортировать и продавать газ европейским потребителям. Важная деталь. В ноябре 2016 года Еврокомиссия вывела газопровод «Северный поток-1» из-под действия Третьего энергопакета. Однако в случае с «Северным потоком-2» Брюссель хочет применить жесткие условия европейского энергетического законодательства. Вдобавок на него давит Вашингтон, пытаясь вообще заблокировать проект — в первую очередь, из-за намерения возить в Европу свой сжиженный природный газ (СПГ). Закон о санкциях против России, принятый Конгрессом США, позволяет Дональду Трампу наказывать компании, которые инвестируют от 1 млн долларов в строительство российских экспортных газопроводов или предоставляют для этих целей оборудование, технологии и услуги. «Северному потоку-2» в законе посвящен отдельный параграф: в нем говорится, что США и дальше будут препятствовать строительству трубы. В первую очередь действия США и ЕС объясняются стремлением спасти Украину от неминуемого энергетического краха. В случае запуска «Северного потока-2» незалежная лишится огромных доходов от транзита российского газа в Европу.Другая цель противников второго «Потока» — ослабить позиции «Газпрома» на европейском рынке и подготовить условия для выхода туда американского СПГ. Проблема, однако, в том, что пока СПГ-терминалы в Европе способны принять малые объемы газа, которых явно не хватит. Эксперты связывают ужесточение позиции Еврокомиссии по «Северному потоку-2» с результатами сентябрьских выборов в бундестаг, ослабивших сторонников канцлера Ангелы Меркель в парламенте — а они как раз поддерживали идею строительства новой газовой магистрали. «Зеленые» же собираются блокировать проект. Депутат Европарламента от этой партии и ее представитель в новом коалиционном правительстве Райнхард Бютикофер пообещал бороться за отмену «Северного потока-2». Даже Копенгаген также выступил с заявлением, которое может осложнить реализацию проекта: правительство Дании грозит запретить прокладку газопровода в своих территориальных водах. Если оно приведет эту угрозу в действие, придется менять маршрут прокладки труб, а это увеличит стоимость и сроки реализации проекта. Своей оценкой шансов на реализацию «Северного потока-2» с поделился член комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК торгово-промышленной палаты России, ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. По его словам, в Европе распространено мнение о том, что американские санкции введены не против РФ, а против ЕС — чтобы понизить его конкурентоспособность на мировом рынке. «Европейцы совершенно правильно говорят, что принятые санкции — это неправомерная конкуренция. Россия вполне успешно выходит на рынок Юго-Восточной Азии, и несильно пострадает от снижения экспорта на европейский рынок. Пострадает Европа. Тем более что уже достроена морская часть трубопровода «Турецкий поток», и туда перейдет значительная часть газа, которая должна была бы идти по украинской газотранспортной системе. Через нее поставляется значительная часть газа на европейский рынок, но она разваливается. Украина не в состоянии поддерживать ее в рабочем состоянии, и последние три года они тратили 10% от необходимой суммы на ее поддержание, на ремонт и обслуживание. Инженеры из газовых компаний Европы проводили инспекцию газотранспортной системы Украины многократно. Последний отчет свидетельствует, что система выйдет из строя к 2019 году. Это не значит, что Европа останется без газа: она сможет покупать сжиженный природный газ, но в два раза дороже российского. Себестоимость европейской продукции подскочит, и эта продукция станет неконкурентоспособной по отношению к американской. А главными конкурентами Европы, как известно, являются именно американцы», — напомнил наш собеседник. - Способен ли Евросоюз противодействовать США? — Центральная власть в ЕС несколько заигралась, почувствовала себя властью над всей Европой. А это, в общем-то, не так: европейские страны в значительной мере самостоятельны, их интересы часто не совпадают с интересами брюссельской еврокомиссии, которая действует в рамках скорее американских, чем европейских планов. Первый удар был, когда американцы с участием Еврокомиссии потопили «Южный поток». Тогда недовольными остались восемь европейских государств, причем они никуда свое недовольство не девали — оно так и есть до сих пор. И это не только маленькая Болгария, но и вполне серьезный европейский игрок Австрия. То есть тут много проблем. Второй удар был, когда Великобритания решила выйти из Евросоюза. И сейчас, если действительно произойдет такой удар по энергетическому рынку Европы благодаря санкциям США, то совсем не факт, что ЕС не распадется полностью. Еврокомиссары слабо понимают, где они получают зарплату и кто им платит деньги. Они политики, как они думают — а на самом деле нужно быть больше прагматиком в этой жизни. - Смогут ли европейцы отстоять свои права на строительство «Северного потока-2» в международных структурах? — Чтобы запретить строительство «Северного потока-2», необходимо собрать подписи всех членов ЕС. Даже в самом благоприятном случае, если все они единодушны и согласны, на это уходит от двух до трех лет. Франция и Германия категорически против запрета, они за «Северный поток-2». Так что они никаких этих бумаг никогда не подпишут. Что касается остальных государств, среди них тоже хватает заинтересованных в том, чтобы проект состоялся. Есть такие страны, как Польша и Дания, которые выступают против «Северного потока-2», но подавляющее большинство стран, в том числе и Швеция, через территориальные воды которой проходит «Северный поток-2», поддерживают строительство. В качестве акционеров в проекте участвуют много европейских компаний. Так что здесь есть достаточно серьезное поле для маневра. У нас тоже достаточно сильные позиции, лоббируемые в европейских структурах. Там есть группа прагматиков, главным из которых является Шредер, туда входит и президент Германии Штайнмайер (пусть он и номинальная в достаточной мере фигура, но его политический вес достаточно велик). В общем, здесь игра такая — скорее всего, «Северный поток-2» будет построен, потому что процедура его согласования и подготовки строительства идет, и все сооружения, которые предполагалось построить на территории Германии, уже построены, деньги уже вложены. Но, конечно, можно сломать любой проект — и этот в том числе. Только вот результат может оказаться таким, что после этого Евросоюза как такового просто не будет.