✔ Прогиб Катара не засчитан - «Новости Дня»
Мстислав 28-06-2017, 07:00 193 Новости дня / Военные действияСудя по всему, многомиллиардная сделка по покупке Катаром американских самолетов не смягчила позицию Вашингтона. Он не дал команды своим арабским союзникам прекратить давление на Доху, и те выдвинули новый ультиматум маленькому, но гордому государству. От катарцев требуют — ни много ни мало — отказаться от самостоятельной внешней политики.
В пятницу стало известно, что страны антикатарской коалиции передали через кувейтских посредников 13 ультимативных требований, на исполнение которых Дохе дается 10 дней. Что произойдет, если условия не будут выполнены, не уточняется.
О чем идет речь? Главными пунктами ультиматума являются: разрыв дипломатических отношений с Ираном, прекращение военного сотрудничества с Турцией и закрытие турецкой военной базы, прекращение связей с террористическими организациями «Аль-Каида», «Исламское государство», «Братья-мусульмане» (все три организации запрещены в России) и с палестинской организацией ХАМАС, а также закрытие телеканала «Аль-Джазира». Сверх того, Катар должен заплатить некую компенсацию и выдать авторам ультиматума преступников.
Совершенно очевидно, что речь идет о том, чтобы независимое государство отказалось от суверенной внешней политики, полностью капитулировав перед своими соседями — братскими арабскими странами.
Какие выводы можно сделать из этой истории?
Во-первых, что в арабском мире начался глубокий раскол, инспирированный США. Все отметили, что кризис вокруг Катара начался сразу после визита американского президента Дональда Трампа в Саудовскую Аравию. И ни у кого не вызывает сомнений, что именно он дал отмашку на антикатарский демарш четырех арабских государств.
Не осталось незамеченным и то, что на этом фоне Доха демонстративно заявляла о нерушимости тесных связей с Вашингтоном, о том, что американская база в Эль-Удейде (крупнейшая в регионе) останется в неприкосновенности, а также о том, что сделка по закупке Катаром американских истребителей на 12 миллиардов долларов остается в силе. Но Белый дом остался глух к этим заверениям в дружбе. Охотно разглагольствуя о желательности скорейшего разрешения кризиса и о трудном положении, в которое попал Катар из-за блокады, организованной соседями, американцы не сделали ровным счетом ничего, чтобы выручить своего союзника.
Нынешний ультиматум является ярким доказательством этого. Невозможно себе представить, чтобы Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн и Египет позволили себе подобный шаг, не имея американской поддержки. Их не смущает тот факт, что США их же руками раскалывает арабский мир, что они берут на себя работу, которую приличнее было бы выполнять, например, Ирану или Израилю, то есть не арабским странам. К сожалению, мы вынуждены наблюдать, как сами арабы охотно и напористо превращают в миф такие понятия, как арабское единство и братская арабская солидарность.
Конечно, эти понятия никогда не были реальностью, но вряд ли даже специалисты смогут припомнить, чтобы некая группа арабских столиц требовала от недавнего ближайшего союзника полной и унизительной капитуляции и отказа от самостоятельной внешней политики. И до всего этого арабы дошли не сами, их направили США.
Поэтому второй вывод — это откровенно и исключительно деструктивная роль Америки на Ближнем Востоке. Манипулируя региональными игроками, умело разжигая существующие между ними конфликты, создавая проблемы там, где конфликты недостаточно горячи, США и Запад в целом в течение многих десятилетий не позволяли народам региона самим решать свою судьбу. И за сто лет, прошедших после печально известного соглашения «Сайкс-Пико», ничего не изменилось.
Дестабилизация ближневосточного региона, создание там обстановки управляемого хаоса — это оптимальный способ влиять на динамику ситуации в Европе и Африке, в Индийском океане и на Кавказе, манипулировать ценами на нефть и газ, угрожать блокадой глобальных транспортных артерий, потоками миллионов беженцев, а также сбывать горы оружия, выкачивая из арабских и сопредельных стран огромные ресурсы, необходимые для их развития.
Этот аспект вечного ближневосточного кризиса — недостаток средств для развития — можно считать одним из наиболее важных и наименее обсуждаемых. Хотя уже давно и практически всеми признано: причиной распространения радикализма, экстремизма и терроризма здесь является крайне неэффективная социально-экономическая политика, массовая безработица, отсутствие перспектив перед молодежью, представляющей большинство местных обществ. И тем не менее вместо программ реформ, нового строительства, создания рабочих мест, развития систем образования и тому подобного арабские правители продолжают наращивать расходы на приобретение всё больших объемов оружия, дают втягивать себя в новые войны, в конфликты с соседями.
Третий вывод: период нестабильности на Ближнем Востоке будет долгим, а последствия буду ощущаться во всем мире. Это означает, что России следует продолжать проводить активную стратегию в регионе с тем, чтобы предупреждать и предотвращать на дальних подступах те риски и угрозы, которые будут исходить отсюда.
Четвертый вывод: России и ее союзникам необходимо разработать и представить странам и народам арабского мира стратегию, альтернативную той, что навязывают им США. Речь должна идти о долгосрочных программах развития, нацеленных на реализацию многосторонних проектов.
Собственно, об этом Москва уже говорит. Именно таким проектом может и должно стать послевоенное восстановление Сирии. Таким проектом может и должно стать развитие Палестины. Перспективными являются и такие направления как мирное использование атомной энергии, строительство ряда АЭС в арабских странах, использование их потенциала для формирования межгосударственных интегрированных энергосистем.
На этом пути Россия отнюдь не одинока. Потенциал ближневосточного региона может быть востребован и в ходе реализации евразийских проектов. В частности, Китай предлагает воспользоваться возможностями сотрудничества в рамках стратегии «Один пояс — один путь». Буквально одновременно с появлением ультиматума Катару Пекин выдвинул идею многостороннего экономического взаимодействия ближневосточных стран, которые могли бы присоединиться к евразийским программам.
Эти заявления Китая, равно как и активная ближневосточная политика России, резко контрастируют с деструктивными действиями США. И можно утверждать: несмотря на всю сложность, ситуация еще не вышла из-под контроля. Более того, существуют некоторые основания для оптимизма: есть признаки прогресса в палестино-израильском урегулировании, трудно, но неуклонно развивается наступление на позиции террористов в Сирии и Ираке. Эта положительная динамика может быть развита, усилия можно и нужно направить на решение других проблем — в Йемене и Ливии.
Но для успеха нужно единство воли и отказ от выдумывания предлогов для новых конфликтов, будь то «иранская угроза», «катарское упорство» или что-то еще.
Судя по всему, многомиллиардная сделка по покупке Катаром американских самолетов не смягчила позицию Вашингтона. Он не дал команды своим арабским союзникам прекратить давление на Доху, и те выдвинули новый ультиматум маленькому, но гордому государству. От катарцев требуют — ни много ни мало — отказаться от самостоятельной внешней политики. В пятницу стало известно, что страны антикатарской коалиции передали через кувейтских посредников 13 ультимативных требований, на исполнение которых Дохе дается 10 дней. Что произойдет, если условия не будут выполнены, не уточняется. О чем идет речь? Главными пунктами ультиматума являются: разрыв дипломатических отношений с Ираном, прекращение военного сотрудничества с Турцией и закрытие турецкой военной базы, прекращение связей с террористическими организациями «Аль-Каида», «Исламское государство», «Братья-мусульмане» (все три организации запрещены в России) и с палестинской организацией ХАМАС, а также закрытие телеканала «Аль-Джазира». Сверх того, Катар должен заплатить некую компенсацию и выдать авторам ультиматума преступников. Совершенно очевидно, что речь идет о том, чтобы независимое государство отказалось от суверенной внешней политики, полностью капитулировав перед своими соседями — братскими арабскими странами. Какие выводы можно сделать из этой истории? Во-первых, что в арабском мире начался глубокий раскол, инспирированный США. Все отметили, что кризис вокруг Катара начался сразу после визита американского президента Дональда Трампа в Саудовскую Аравию. И ни у кого не вызывает сомнений, что именно он дал отмашку на антикатарский демарш четырех арабских государств. Не осталось незамеченным и то, что на этом фоне Доха демонстративно заявляла о нерушимости тесных связей с Вашингтоном, о том, что американская база в Эль-Удейде (крупнейшая в регионе) останется в неприкосновенности, а также о том, что сделка по закупке Катаром американских истребителей на 12 миллиардов долларов остается в силе. Но Белый дом остался глух к этим заверениям в дружбе. Охотно разглагольствуя о желательности скорейшего разрешения кризиса и о трудном положении, в которое попал Катар из-за блокады, организованной соседями, американцы не сделали ровным счетом ничего, чтобы выручить своего союзника. Нынешний ультиматум является ярким доказательством этого. Невозможно себе представить, чтобы Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн и Египет позволили себе подобный шаг, не имея американской поддержки. Их не смущает тот факт, что США их же руками раскалывает арабский мир, что они берут на себя работу, которую приличнее было бы выполнять, например, Ирану или Израилю, то есть не арабским странам. К сожалению, мы вынуждены наблюдать, как сами арабы охотно и напористо превращают в миф такие понятия, как арабское единство и братская арабская солидарность. Конечно, эти понятия никогда не были реальностью, но вряд ли даже специалисты смогут припомнить, чтобы некая группа арабских столиц требовала от недавнего ближайшего союзника полной и унизительной капитуляции и отказа от самостоятельной внешней политики. И до всего этого арабы дошли не сами, их направили США. Поэтому второй вывод — это откровенно и исключительно деструктивная роль Америки на Ближнем Востоке. Манипулируя региональными игроками, умело разжигая существующие между ними конфликты, создавая проблемы там, где конфликты недостаточно горячи, США и Запад в целом в течение многих десятилетий не позволяли народам региона самим решать свою судьбу. И за сто лет, прошедших после печально известного соглашения «Сайкс-Пико», ничего не изменилось. Дестабилизация ближневосточного региона, создание там обстановки управляемого хаоса — это оптимальный способ влиять на динамику ситуации в Европе и Африке, в Индийском океане и на Кавказе, манипулировать ценами на нефть и газ, угрожать блокадой глобальных транспортных артерий, потоками миллионов беженцев, а также сбывать горы оружия, выкачивая из арабских и сопредельных стран огромные ресурсы, необходимые для их развития. Этот аспект вечного ближневосточного кризиса — недостаток средств для развития — можно считать одним из наиболее важных и наименее обсуждаемых. Хотя уже давно и практически всеми признано: причиной распространения радикализма, экстремизма и терроризма здесь является крайне неэффективная социально-экономическая политика, массовая безработица, отсутствие перспектив перед молодежью, представляющей большинство местных обществ. И тем не менее вместо программ реформ, нового строительства, создания рабочих мест, развития систем образования и тому подобного арабские правители продолжают наращивать расходы на приобретение всё больших объемов оружия, дают втягивать себя в новые войны, в конфликты с соседями. Третий вывод: период нестабильности на Ближнем Востоке будет долгим, а последствия буду ощущаться во всем мире. Это означает, что России следует продолжать проводить активную стратегию в регионе с тем, чтобы предупреждать и предотвращать на дальних подступах те риски и угрозы, которые будут исходить отсюда. Четвертый вывод: России и ее союзникам необходимо разработать и представить странам и народам арабского мира стратегию, альтернативную той, что навязывают им США. Речь должна идти о долгосрочных программах развития, нацеленных на реализацию многосторонних проектов. Собственно, об этом Москва уже говорит. Именно таким проектом может и должно стать послевоенное восстановление Сирии. Таким проектом может и должно стать развитие Палестины. Перспективными являются и такие направления как мирное использование атомной энергии, строительство ряда АЭС в арабских странах, использование их потенциала для формирования межгосударственных интегрированных энергосистем. На этом пути Россия отнюдь не одинока. Потенциал ближневосточного региона может быть востребован и в ходе реализации евразийских проектов. В частности, Китай предлагает воспользоваться возможностями сотрудничества в рамках стратегии «Один пояс — один путь». Буквально одновременно с появлением ультиматума Катару Пекин выдвинул идею многостороннего экономического взаимодействия ближневосточных стран, которые могли бы присоединиться к евразийским программам. Эти заявления Китая, равно как и активная ближневосточная политика России, резко контрастируют с деструктивными действиями США. И можно утверждать: несмотря на всю сложность, ситуация еще не вышла из-под контроля. Более того, существуют некоторые основания для оптимизма: есть признаки прогресса в палестино-израильском урегулировании, трудно, но неуклонно развивается наступление на позиции террористов в Сирии и Ираке. Эта положительная динамика может быть развита, усилия можно и нужно направить на решение других проблем — в Йемене и Ливии. Но для успеха нужно единство воли и отказ от выдумывания предлогов для новых конфликтов, будь то «иранская угроза», «катарское упорство» или что-то еще.