✔ Самоходная артиллерийская установка M44 (США) - «Военные действия»
Neal 2-03-2017, 23:02 193 Новости дня / Военные действия
ПОХОЖИЕ
Самой мощной самоходной артиллерийской системой, использовавшейся американскими войсками во время Корейской войны, была боевая машина 155 mm Howitzer Motor Carriage M41. Эта самоходка отличалась высокой огневой мощью и хорошей боевой эффективностью, но все же не была лишена недостатков. Одной из главных проблем существующей конструкции считалось недостаточно защищенное боевое отделение. Артиллеристы должны были работать в невысокой рубке, лишенной крыши, из-за чего подвергались повышенному риску. Кроме того, машина M41 была построена на базе легкого танка M24, который уже нельзя было назвать новой техникой.
Серийная самоходка M44 после переработки по обновленному проекту. Фото Wikimedia Commons
В самом начале пятидесятых годов, еще до окончания боев на Корейском полуострове, американское военное ведомство сформировало требования к перспективной гаубичной САУ, призванной в ближайшем будущем заменить существующие машины M41 HMC. В новом проекте следовало использовать уже проверенные временем идеи и решения, но при этом перспективная самоходка должна была основываться на ином шасси и отличаться наличием полноценной защиты экипажа. Таким образом, главные нововведения проекта заключались в использовании полностью закрытой рубки и шасси, основанного на агрегатах легкого танка M41 Walker Bulldog.
Проект новой самоходки с 155-мм гаубицей получил рабочее название T94. В дальнейшем, по мере развития проекта, было введено обозначение T94E1. В определенный момент было принято решение о кардинальной переработке корпуса машины, вследствие чего появилось название T194E1. В 1954 году новая техника, соответствовавшая последней версии проекта, была принята на вооружение под официальным названием M44 Self-Propelled Howitzer.
В проекте T99 предлагалось использовать ряд уже освоенных идей и решений, прежде всего, компоновочного характера. Перспективная самоходка должна была иметь переднее моторно-трансмиссионное отделение и единый крупный обитаемый отсек в корме, вмещающий экипаж, вооружение и боекомплект. Предложенный для использования в качестве базы танк M41 имел классическую компоновку, из-за чего его агрегаты пришлось подвергнуть заметной переработке.
Легкий танк M41 Walker Bulldog. Фото Wikimedia Commons
Имеющееся танковое шасси буквально развернули задом наперед и перестроили требуемым образом. Лобовая часть корпуса САУ, ранее бывшая кормой танка, состояла из двух наклонных листов толщиной по 12,7 мм. Такую же толщину имели вертикальные борта корпуса, располагавшиеся рядом с ходовой частью. Около трети длины корпуса занимала вертикальная крыша моторного отсека, позади которой разместили крупную рубку. Экипаж и орудие должны были находиться под защитой коробчатого многоугольного агрегата, собранного из 12,7-мм броневых листов. Лоб рубки состоял из двух боковых агрегатов, между которых находилась качающаяся маска пушки. Слева от нее предусматривался вертикальный лист с небольшим наклонным участком вверху, а справа расположили деталь с L-образной выемкой и креплениями для перевозки различного имущества. Борта и корма рубки были выполнены вертикальными. Сверху экипаж защищался горизонтальной крышей, оснащенной несколькими люками.
В кормовом листе рубки предусмотрели откидную аппарель. На ней закреплялся сошник, необходимый для удержания боевой машины на месте во время стрельбы. При опускании сошника откидной кормовой лист занимал горизонтальное положение. В походном положении аппарель размещалась вертикально, а сошник поднимался над грунтом.
В носовом отсеке корпуса помещался шестицилиндровый бензиновый двигатель оппозитной компоновки типа Continental AOS-895-3, развивавший до 500 л.с. С двигателем соединялась механическая трансмиссия Allison CD-500-3 с двумя скоростями переднего хода и одной заднего. Имелась топливная система с баками емкостью 570 л. С точки зрения конструкции силовой блок новой САУ T99 должен был представлять собой незначительно переделанное моторно-трансмиссионное отделение базового танка «Уокер Бульдог». Различия двух машин были связаны с «разворотом» шасси и необходимостью изменения направления перемотки гусениц.
105-мм гаубица M114 в исходном буксируемом варианте. Фото US Army
Ходовая часть новой САУ должна была основываться на существующих агрегатах, но при этом получила измененный состав. На каждом борту предлагалось монтировать не пять, как у базового танка, а шесть опорных катков. Катки имели индивидуальную торсионную подвеску, а первая, вторая и пятая пары также комплектовались дополнительными амортизаторами. Задний каток каждого борта был опущен на грунт, но при этом выполнял функции направляющего колеса. Ведущие колеса размещались в передней части корпуса. Использовалось по четыре поддерживающих ролика на борт. Гусеница имела ширину 530 мм и обеспечивала опору на поверхность длиной 3,8 м.
В передней части обитаемой рубки находилась установка для монтажа качающейся части основного орудия САУ. В качестве «главного калибра» была выбрана полевая гаубица M114, доработанная в соответствии с необходимостью монтажа на самоходном шасси. Орудие этого типа имело нарезной ствол калибра 155 мм длиной 3,79 м. Гаубица имела поршневой затвор и оснащалась гидропневматическими противооткатными устройствами. Цилиндры последних находились под стволом и над ним. По имеющимся данным, при адаптации к использованию на самоходках гаубица M114 лишалась штатного лафета, вместо которого теперь использовался станок типа M80.
Орудийная установка САУ T94 позволяла выполнять горизонтальную наводку в пределах сектора шириной 30°. Углы возвышения изменялись в пределах от -5° до +65°. Имеющиеся прицельные приспособления позволяли вести огонь как прямой наводкой, так и с закрытых позиций.
Лобовая часть корпуса и рубки САУ M44. Фото Afvdb.50megs.com
Орудие M114 использовало раздельное заряжание с подачей метательного заряда в гильзе. Существовало пять вариантов заряда массой от 2,69 кг до 6,31 кг, предназначенных для стрельбы на разную дальность. Орудие могло использовать всю существующую номенклатуру 155-мм снарядов различного назначения. Расчет мог использовать осколочно-фугасные, дымовые, химические, осветительные и практические боеприпасы нескольких типов. В зависимости от типа, начальная скорость снаряда могла достигать 550-565 м/с. Максимальная дальность стрельбы составляла 14,6 км. В ходе дальнейшего развития гаубицы и путем создания новых снарядов дальность огня удалось увеличить на несколько сотен метров.
В боевом отделении, на кормовых листах рубки, поместили вертикальные стеллажи для перевозки боеприпасов. Ограниченный доступный объем в сочетании с габаритами снарядов и гильз сказался на размерах боеприпасов. На стеллажах удалось разместить только 24 выстрела. Для ведения огня в течение длительного времени требовались помощь других транспортных средств и подача выстрелов с грунта.
В качестве дополнительного вооружения для самообороны самоходка должна была использовать «традиционный» для американской бронетехники того времени крупнокалиберный пулемет M2HB. Турель этого оружия находилась на крыше рубки, у левого ее борта. Пулемет наводился вручную с круговой наводкой по горизонтали. Боекомплект пулемета – 900 патронов.
В экипаж самоходки были включены пять человек. Сразу позади лобового листа рубки располагались механик-водитель (слева от орудия) и наводчик (справа). Командир самоходки находился за наводчиком и должен был вести наблюдение при помощи оптических приборов на своем люке. Остальные объемы боевого отделения отдавались двум заряжающим. Один из них также выполнял функции стрелка, управляющего крупнокалиберным пулеметом. Экипаж из пяти человек мог делать до четырех выстрелов из гаубицы в минуту. При необходимости длительной стрельбы скорострельность падала до одного выстрела в минуту.
Моторный отсек и передние элементы ходовой части. Фото Afvdb.50megs.com
Перспективная САУ T99 получилась не слишком крупной, однако использование сравнительно тяжелого орудия привело к соответствующим результатам. Длина машины составляла 6,16 м, ширина – 3,24 м, высота – 3,11 м. Высота линии огня – 2,1 м. Боевая масса – 29 т. Удельная мощность более 17 л.с. на тонну позволяла самоходке развивать скорость 56 км/ч при запасе хода 120 км. Пересекался ров шириной 1,8 м, обеспечивался подъем на 76-см стенку. Водоемы глубиной до 1,1 м пересекались вброд.
Использование готовых шасси и орудия, не потребовавших серьезной переработки, позволило ускорить разработку проекта. Через несколько месяцев после начала проектных работ на испытания вышел опытный образец с опытным обозначением T99E1. Эта машина неплохо показала себя на полигоне, после чего было принято решение о запуске серийного производства. Заказ на строительство серийных гаубичных самоходок получила компания Massey Harris. Вскоре после этого армия получила первые машины нового типа и начала осваивать их.
Уже после начала эксплуатации серийной техники были выявлены серьезные проблемы, заставившие разработать новый вариант проекта. Во время учебных стрельб выяснилось, что имеющееся боевое отделение, выполненное в виде крупной закрытой рубки, не имеет достаточных средств вентиляции. Пороховые газы достаточно быстро скапливались внутри рубки и, как минимум, затрудняли работу экипажа. Дальнейшая эксплуатация техники с подобными проблемами не представлялась возможной. Серийный выпуск машин был приостановлен до избавления от недостатков. К этому времени компания-подрядчик успела построить и передать армии 250 самоходок.
Рубка самоходки: сошник и кормовой лист опущены, видны стеллажи для боеприпасов. Фото Afvdb.50megs.com
В ходе работ по оптимизации вентиляции проект успел получить новое обозначение T194E1. Изучение имеющейся проблемы показало, что для ее решения потребуется отказаться от одной из основных идей проекта. Организация правильной вентиляции полностью закрытого боевого отделения не представлялась возможной. Избавляться от пороховых газов предложили при помощи атмосферного воздуха и ветра. Для этого с рубки удалили имеющуюся крышу. Как следствие, машина осталась без верхних люков. Пулеметную турель на кольцевом основании пришлось закрепить на левом борту корпуса. Наблюдать за обстановкой предлагалось без использования специального оснащения. При этом, для большего удобства вождения, над постом управления на лобовом листе закреплялось небольшое ветровое стекло.
Разработка проекта T194E1 и необходимость перестройки уже изготовленных бронемашин привели к переносу сроков начала полноценной эксплуатации техники. Две с половиной сотни самоходок переделывали до 1954 года. После этого все новые машины изначально строились с открытой рубкой. В том же 1954 году новую гаубичную самоходку в последней версии приняли на вооружение под названием M44.
Ввиду отказа от крыши экипажам M44 предлагалось защищаться от осадков при помощи брезентового тента. Интересно, что в некоторых частях армии местные умельцы самостоятельно оснащали открытый корпус опорными дугами, позволявшими поднять тент на более удобную высоту. Тем не менее, такую «модернизацию» прошли далеко не все САУ.
Самоходки (слева направо) M110A2, M108 и M44 в музее Texas Military Forces Museum. Фото Wikimedia Commons
Полноценная эксплуатация новейшей бронетехники началась только в 1954 году, из-за чего она попросту опоздала на Корейскую войну. После выявления недостатков боевого отделения производство техники было остановлено. Уже готовые 250 машин прошли модернизацию, после чего строительство новой техники не возобновлялось.
Во второй половине пятидесятых годов новые самоходки прошли модернизацию, заключавшуюся в установке двигателя AOS-895-6. Прочие агрегаты машины не заменялись. Проект подобной модернизации носил обозначение M44A1. К концу десятилетия весь парк из 250 САУ получил новые двигатели.
Служба гаубичных САУ M44 / M44A1 в американской армии продолжалась до первой половины шестидесятых, когда было принято решение о снятии такой техники с вооружения. Имеющиеся машины не отличались высокими характеристиками, а кроме того, появились более новые и удачные образцы техники. В 1963 году было принято решение о списании имеющихся M44 с заменой на самоходные установки M109. Такая техника имела схожий калибр орудия, но отличалась более высокими техническими и боевыми характеристиками.
В 1956 году самоходки M44 впервые пополнили парк техники зарубежной страны. В соответствии с имеющимися соглашениями о военной помощи, Соединенные Штаты передали Великобритании некоторое количество боевых машин, в том числе 58 единиц M44. В британской армии американская техника получила имя Cardinal; большая часть машин отправилась служить в континентальную Европу. В середине 1968 года английские военные смогли обновить парк самоходной артиллерии, благодаря чему надобность в «Кардиналах» пропала. Все остававшиеся в эксплуатации машины были возвращены прежним хозяевам.
САУ M44T, прошедшая модернизацию по совместному турецко-немецкому проекту. Фото Aw.my.com
После снятия с вооружения в США и Великобритании списанные самоходки не утилизировались. Их ремонтировали и продавали третьим странам. Новыми эксплуатантами M44 / M44A1 стали Италия, Иордания, Греция, Турция и Япония. В большинстве случаев речь шла о поставке нескольких десятков машин. Эта техника использовалась до конца семидесятых годов, после чего от нее отказались в связи с моральным и физическим устареванием.
Особый интерес представляет передача бронемашин турецким военным. Они получили более 220 САУ M44 и достаточно активно использовали их. В середине восьмидесятых годов Турция инициировала модернизацию этой техники. Силами нескольких компаний из ФРГ был создан проект M44T, подразумевавший глубокую модернизацию существующей техники. Самоходка должна была получить новую силовую установку, новое оружие и т.д. До 1992 года все имевшиеся в наличии машины прошли модернизацию по этому проекту и продолжили службу. Ранее сообщалось, что турецкая армия позже все же отказалась от такой техники из-за окончательного устаревания. Тем не менее, в 2015 году в Северной Сирии была замечена САУ M44T, что говорит о, как минимум, ограниченной эксплуатации устаревших машин.
По имеющимся данным, на данный момент существует несколько сотен самоходных гаубиц M44. Около четырех десятков машин ранее эксплуатировались армиями нескольких стран, и после списания стали музейными экспонатами. В это число, однако, не входят машины, предположительно остающиеся на вооружении и в резервах турецкой армии. Таким образом, с точки зрения сохранности САУ M44 может считаться одним из самых удачных образцов бронетехники последних десятилетий.
История американской самоходки T99 / T194E1 / M44 весьма интересна. Она создавалась для замены существующей техники устаревшего типа и должна была помочь войскам вести бои в Корее. Тем не менее, в проекте были допущены серьезные ошибки, из-за которых техника буквально опоздала на войну. Сочетание не самого нового шасси с орудием достаточно старой модели, а также сравнительно малые объемы производства, не позволили технике оказать заметное влияние на развитие артиллерийских войск. Однако 250 САУ оставались в войсках в течение десятилетия, а затем почти все подобные машины были проданы третьим странам. Именно армии других государств смогли реализовать потенциал техники, как минимум, в плане сроков эксплуатации. Отдельные образцы этой техники могут использоваться войсками до сих пор.
По материалам сайтов:
http://militaryfactory.com/
http://afvdb.50megs.com/
http://army-guide.com/
http://the.shadock.free.fr/
Список сохранившихся самоходок M44:
http://massimocorner.com/afv/Surviving_M44.pdf
Артиллерийские части армии США встретили начало пятидесятых годов, имея на вооружении несколько самоходных установок достаточно старых моделей. Эта техника в основном была создана или начинала разрабатываться еще в годы Второй мировой войны. Эксплуатация существующих машин продолжалась, но сухопутным войскам требовались новые образцы с повышенными характеристиками. Одной из первых послевоенных попыток обновить парк САУ стал проект M44 SPH. Самой мощной самоходной артиллерийской системой, использовавшейся американскими войсками во время Корейской войны, была боевая машина 155 mm Howitzer Motor Carriage M41. Эта самоходка отличалась высокой огневой мощью и хорошей боевой эффективностью, но все же не была лишена недостатков. Одной из главных проблем существующей конструкции считалось недостаточно защищенное боевое отделение. Артиллеристы должны были работать в невысокой рубке, лишенной крыши, из-за чего подвергались повышенному риску. Кроме того, машина M41 была построена на базе легкого танка M24, который уже нельзя было назвать новой техникой. Серийная самоходка M44 после переработки по обновленному проекту. Фото Wikimedia Commons В самом начале пятидесятых годов, еще до окончания боев на Корейском полуострове, американское военное ведомство сформировало требования к перспективной гаубичной САУ, призванной в ближайшем будущем заменить существующие машины M41 HMC. В новом проекте следовало использовать уже проверенные временем идеи и решения, но при этом перспективная самоходка должна была основываться на ином шасси и отличаться наличием полноценной защиты экипажа. Таким образом, главные нововведения проекта заключались в использовании полностью закрытой рубки и шасси, основанного на агрегатах легкого танка M41 Walker Bulldog. Проект новой самоходки с 155-мм гаубицей получил рабочее название T94. В дальнейшем, по мере развития проекта, было введено обозначение T94E1. В определенный момент было принято решение о кардинальной переработке корпуса машины, вследствие чего появилось название T194E1. В 1954 году новая техника, соответствовавшая последней версии проекта, была принята на вооружение под официальным названием M44 Self-Propelled Howitzer. В проекте T99 предлагалось использовать ряд уже освоенных идей и решений, прежде всего, компоновочного характера. Перспективная самоходка должна была иметь переднее моторно-трансмиссионное отделение и единый крупный обитаемый отсек в корме, вмещающий экипаж, вооружение и боекомплект. Предложенный для использования в качестве базы танк M41 имел классическую компоновку, из-за чего его агрегаты пришлось подвергнуть заметной переработке. Легкий танк M41 Walker Bulldog. Фото Wikimedia Commons Имеющееся танковое шасси буквально развернули задом наперед и перестроили требуемым образом. Лобовая часть корпуса САУ, ранее бывшая кормой танка, состояла из двух наклонных листов толщиной по 12,7 мм. Такую же толщину имели вертикальные борта корпуса, располагавшиеся рядом с ходовой частью. Около трети длины корпуса занимала вертикальная крыша моторного отсека, позади которой разместили крупную рубку. Экипаж и орудие должны были находиться под защитой коробчатого многоугольного агрегата, собранного из 12,7-мм броневых листов. Лоб рубки состоял из двух боковых агрегатов, между которых находилась качающаяся маска пушки. Слева от нее предусматривался вертикальный лист с небольшим наклонным участком вверху, а справа расположили деталь с L-образной выемкой и креплениями для перевозки различного имущества. Борта и корма рубки были выполнены вертикальными. Сверху экипаж защищался горизонтальной крышей, оснащенной несколькими люками. В кормовом листе рубки предусмотрели откидную аппарель. На ней закреплялся сошник, необходимый для удержания боевой машины на месте во время стрельбы. При опускании сошника откидной кормовой лист занимал горизонтальное положение. В походном положении аппарель размещалась вертикально, а сошник поднимался над грунтом. В носовом отсеке корпуса помещался шестицилиндровый бензиновый двигатель оппозитной компоновки типа Continental AOS-895-3, развивавший до 500 л.с. С двигателем соединялась механическая трансмиссия Allison CD-500-3 с двумя скоростями переднего хода и одной заднего. Имелась топливная система с баками емкостью 570 л. С точки зрения конструкции силовой блок новой САУ T99 должен был представлять собой незначительно переделанное моторно-трансмиссионное отделение базового танка «Уокер Бульдог». Различия двух машин были связаны с «разворотом» шасси и необходимостью изменения направления перемотки гусениц. 105-мм гаубица M114 в исходном буксируемом варианте. Фото US Army Ходовая часть новой САУ должна была основываться на существующих агрегатах, но при этом получила измененный состав. На каждом борту предлагалось монтировать не пять, как у базового танка, а шесть опорных катков. Катки имели индивидуальную торсионную подвеску, а первая, вторая и пятая пары также комплектовались дополнительными амортизаторами. Задний каток каждого борта был опущен на грунт, но при этом выполнял функции направляющего колеса. Ведущие колеса размещались в передней части корпуса. Использовалось по четыре поддерживающих ролика на борт. Гусеница имела ширину 530 мм и обеспечивала опору на поверхность длиной 3,8 м. В передней части обитаемой рубки находилась установка для монтажа качающейся части основного орудия САУ. В качестве «главного калибра» была выбрана полевая гаубица M114, доработанная в соответствии с необходимостью монтажа на самоходном шасси. Орудие этого типа имело нарезной ствол калибра 155 мм длиной 3,79 м. Гаубица имела поршневой затвор и оснащалась гидропневматическими противооткатными устройствами. Цилиндры последних находились под стволом и над ним. По имеющимся данным, при адаптации к использованию на самоходках гаубица M114 лишалась штатного лафета, вместо которого теперь использовался станок типа M80. Орудийная установка САУ T94 позволяла выполнять горизонтальную наводку в пределах сектора шириной 30°. Углы возвышения изменялись в пределах от -5° до 65°. Имеющиеся прицельные приспособления позволяли вести огонь как прямой наводкой, так и с закрытых позиций. Лобовая часть корпуса и рубки САУ M44. Фото Afvdb.50megs.com Орудие M114 использовало раздельное заряжание с подачей метательного заряда в гильзе. Существовало пять вариантов заряда массой от 2,69 кг до 6,31 кг, предназначенных для стрельбы на разную дальность. Орудие могло использовать всю существующую номенклатуру 155-мм снарядов различного назначения. Расчет мог использовать осколочно-фугасные, дымовые, химические, осветительные и практические боеприпасы нескольких типов. В зависимости от типа, начальная скорость снаряда могла достигать 550-565 м/с. Максимальная дальность стрельбы составляла 14,6 км. В ходе дальнейшего развития гаубицы и путем создания новых снарядов дальность огня удалось увеличить на несколько сотен метров. В боевом отделении, на кормовых листах рубки, поместили вертикальные стеллажи для перевозки боеприпасов. Ограниченный доступный объем в сочетании с габаритами снарядов и гильз сказался на размерах боеприпасов. На стеллажах удалось разместить только 24 выстрела. Для ведения огня в течение длительного времени требовались помощь других транспортных средств и подача выстрелов с грунта. В качестве дополнительного вооружения для самообороны самоходка должна была использовать «традиционный» для американской бронетехники того времени крупнокалиберный пулемет M2HB. Турель этого оружия находилась на крыше рубки, у левого ее борта. Пулемет наводился вручную с круговой наводкой по горизонтали. Боекомплект пулемета – 900 патронов. В экипаж самоходки были включены пять человек. Сразу позади лобового листа рубки располагались механик-водитель (слева от орудия) и наводчик (справа). Командир самоходки находился за наводчиком и должен был вести наблюдение при помощи оптических приборов на своем люке. Остальные объемы боевого отделения отдавались двум заряжающим. Один из них также выполнял функции стрелка, управляющего крупнокалиберным пулеметом. Экипаж из пяти человек мог делать до четырех выстрелов из гаубицы в минуту. При необходимости длительной стрельбы скорострельность падала до одного выстрела в минуту. Моторный отсек и передние элементы ходовой части. Фото Afvdb.50megs.com Перспективная САУ T99 получилась не слишком крупной, однако использование сравнительно тяжелого орудия привело к соответствующим результатам. Длина машины составляла 6,16 м, ширина – 3,24 м, высота – 3,11 м. Высота линии огня – 2,1 м. Боевая масса – 29 т. Удельная мощность более 17 л.с. на тонну позволяла самоходке развивать скорость 56 км/ч при запасе хода 120 км. Пересекался ров шириной 1,8 м, обеспечивался подъем на 76-см стенку. Водоемы глубиной до 1,1 м пересекались вброд. Использование готовых шасси и орудия, не потребовавших серьезной переработки, позволило ускорить разработку проекта. Через несколько месяцев после начала проектных работ на испытания вышел опытный образец с опытным обозначением T99E1. Эта машина неплохо показала себя на полигоне, после чего было принято решение о запуске серийного производства. Заказ на строительство серийных гаубичных самоходок получила компания Massey Harris. Вскоре после этого армия получила первые машины нового типа и начала осваивать их. Уже после начала эксплуатации серийной техники были выявлены серьезные проблемы, заставившие разработать новый вариант проекта. Во время учебных стрельб выяснилось, что имеющееся боевое отделение, выполненное в виде крупной закрытой рубки, не имеет достаточных средств вентиляции. Пороховые газы достаточно быстро скапливались внутри рубки и, как минимум, затрудняли работу экипажа. Дальнейшая эксплуатация техники с подобными проблемами не представлялась возможной. Серийный выпуск машин был приостановлен до избавления от недостатков. К этому времени компания-подрядчик успела построить и передать армии 250 самоходок. Рубка самоходки: сошник и кормовой лист опущены, видны стеллажи для боеприпасов. Фото Afvdb.50megs.com В ходе работ по оптимизации