✔ Первым делом вертолеты: как Украина помешает совместному проекту России и Китая - «Новости Дня»
Валерий 13-02-2017, 23:00 193 Новости дня / Военные действияУкраинское предприятие «Мотор Сич», базирующееся в Запорожье, может начать поставки двигателей для тяжелого вертолета AHL. Над которым вообще-то изначально работали два государства — Россия и Китай. Как отразится на производственном процессе включение туда третьей стороны, не очень дружественно настроенной по отношению к Москве?
Ситуация в целом простая: украинское предприятие работает напрямую с китайской компанией Avicopter и вроде как уже заключила контракт на поставку нового турбовального двигателя АИ-136Т. В Москве, судя по реакции «Вертолетов России», к этому отнеслись философски: мол, свое мнение быть у нас может, но «решение по двигателю — за заказчиком, то есть за китайской стороной».
Для тех, кто забыл: соглашение о работе над тяжелым вертолетом AHL было подписано в середине 2015 года. Китай в итоге занимается разработкой, испытаниями, сертификацией и серийным производством вертолета. В то же время Россия передаст технологии и разработает отдельные системы модели.
«Изначально возникали сложности из-за того, что стороны не могли договориться, в какой пропорции делить работу над новые проектом. В прошлом году с нашей стороны была достигнута принципиальная договоренность: Россия помогает китайцам сделать авионику — электронные системы, которые определяют возможности этой машины, ведет работы по созданию фюзеляжа. Все остальное Китай делает сам. Так как двигателестроение у Пекина слабенькое, то понятно, почему он обратился к Украине: это единственная страна, которая может предложить работоспособный двигатель для подобной машины. Это же Украина выпускала у нас двигатели для Ми-26», — комментирует военный эксперт Дмитрий Литовкин.
Известно, что вертолет разрабатывается только для китайского рынка, поскольку России он толком не нужен: универсальных вертолетов семейства Ми-17 достаточно, а для сверхтяжелых грузов применяется усовершенствованный Ми-26. Но производство AHL всерьез осложнял как раз выбор двигателя. Еще в мае 2015 года бывший глава «Вертолетов России» Александр Михеев говорил журналистам: может быть выбран украинский двигатель Д-136. Тогда в это сообщение не поверили. АИ-136Т как раз является его улучшенной версией.
«К тому же в России пока идет процесс импортозамещения. Скоро появится двигатель ТВ-7, разработанный в ОАО «Климов», уже начато его серийное производство. Но все это больше работа на перспективу. В бизнесе нет политики, только партнерство, Китай имеет право закупать двигатели, где он хочет и считает необходимым», — уверен эксперт.
Как сообщалось ранее, максимальная масса вертолета AHL составит 38,2 тонны. Кроме того, он сможет перевозить до 15 тонн грузов, развивать скорость до 300 км в час, а дальность его полета может быть равна 630 км.
«Не совсем понятно, как теперь будет проходить процесс. Если говорить о том, что у Украины есть текущий двигатель, то да, на текущий момент это удобно: заказать поставку и нет проблем. Но Китаю, возможно, стоит уже работать на будущее. Три стороны в производственном процессе, лишняя сторона в договоре, учитывая не самые простые отношения двух из них, существенно удлинит этот процесс. Риск того, что что-то пойдет не так и зависнет во времени, тоже высок. Китай мог бы приобрести готовые двигатели где-то еще или смотреть в будущее. С учетом того, что Россия будет делать подобные двигатели у себя, дождаться чуть более отдаленного срока», — выражает свое мнение эксперт Центра стратегической конъюнктуры Олег Пономаренко.
На этом фоне слова премьера РФ Дмитрия Медведева о том, что процесс производства тяжелого вертолета «открывает новую главу в авиастроении двух стран», выглядит немного странно.
Говоря об импортозамещении, добавим, что не так давно было решено оснащать тяжелые транспортные вертолеты класса Ми-26 российскими двигателями взамен украинских Д-136. При этом самого двигателя еще нет, но прототип силовой установки нового поколения поздней осенью уже прошел испытания.
Почему именно Ми-26? Он многоцелевой, крупнейший в мире транспортный вертолет, выпускается серийно. Его грузоподъемность составляет до 20 тонн, его можно использовать как для военных, так и для мирных задач. Даже для проведения поисково-спасательных операций, включая эвакуацию транспортных средств.
Украинское предприятие «Мотор Сич», базирующееся в Запорожье, может начать поставки двигателей для тяжелого вертолета AHL. Над которым вообще-то изначально работали два государства — Россия и Китай. Как отразится на производственном процессе включение туда третьей стороны, не очень дружественно настроенной по отношению к Москве? Ситуация в целом простая: украинское предприятие работает напрямую с китайской компанией Avicopter и вроде как уже заключила контракт на поставку нового турбовального двигателя АИ-136Т. В Москве, судя по реакции «Вертолетов России», к этому отнеслись философски: мол, свое мнение быть у нас может, но «решение по двигателю — за заказчиком, то есть за китайской стороной». Для тех, кто забыл: соглашение о работе над тяжелым вертолетом AHL было подписано в середине 2015 года. Китай в итоге занимается разработкой, испытаниями, сертификацией и серийным производством вертолета. В то же время Россия передаст технологии и разработает отдельные системы модели. «Изначально возникали сложности из-за того, что стороны не могли договориться, в какой пропорции делить работу над новые проектом. В прошлом году с нашей стороны была достигнута принципиальная договоренность: Россия помогает китайцам сделать авионику — электронные системы, которые определяют возможности этой машины, ведет работы по созданию фюзеляжа. Все остальное Китай делает сам. Так как двигателестроение у Пекина слабенькое, то понятно, почему он обратился к Украине: это единственная страна, которая может предложить работоспособный двигатель для подобной машины. Это же Украина выпускала у нас двигатели для Ми-26», — комментирует военный эксперт Дмитрий Литовкин. Известно, что вертолет разрабатывается только для китайского рынка, поскольку России он толком не нужен: универсальных вертолетов семейства Ми-17 достаточно, а для сверхтяжелых грузов применяется усовершенствованный Ми-26. Но производство AHL всерьез осложнял как раз выбор двигателя. Еще в мае 2015 года бывший глава «Вертолетов России» Александр Михеев говорил журналистам: может быть выбран украинский двигатель Д-136. Тогда в это сообщение не поверили. АИ-136Т как раз является его улучшенной версией. «К тому же в России пока идет процесс импортозамещения. Скоро появится двигатель ТВ-7, разработанный в ОАО «Климов», уже начато его серийное производство. Но все это больше работа на перспективу. В бизнесе нет политики, только партнерство, Китай имеет право закупать двигатели, где он хочет и считает необходимым», — уверен эксперт. Как сообщалось ранее, максимальная масса вертолета AHL составит 38,2 тонны. Кроме того, он сможет перевозить до 15 тонн грузов, развивать скорость до 300 км в час, а дальность его полета может быть равна 630 км. «Не совсем понятно, как теперь будет проходить процесс. Если говорить о том, что у Украины есть текущий двигатель, то да, на текущий момент это удобно: заказать поставку и нет проблем. Но Китаю, возможно, стоит уже работать на будущее. Три стороны в производственном процессе, лишняя сторона в договоре, учитывая не самые простые отношения двух из них, существенно удлинит этот процесс. Риск того, что что-то пойдет не так и зависнет во времени, тоже высок. Китай мог бы приобрести готовые двигатели где-то еще или смотреть в будущее. С учетом того, что Россия будет делать подобные двигатели у себя, дождаться чуть более отдаленного срока», — выражает свое мнение эксперт Центра стратегической конъюнктуры Олег Пономаренко. На этом фоне слова премьера РФ Дмитрия Медведева о том, что процесс производства тяжелого вертолета «открывает новую главу в авиастроении двух стран», выглядит немного странно. Говоря об импортозамещении, добавим, что не так давно было решено оснащать тяжелые транспортные вертолеты класса Ми-26 российскими двигателями взамен украинских Д-136. При этом самого двигателя еще нет, но прототип силовой установки нового поколения поздней осенью уже прошел испытания. Почему именно Ми-26? Он многоцелевой, крупнейший в мире транспортный вертолет, выпускается серийно. Его грузоподъемность составляет до 20 тонн, его можно использовать как для военных, так и для мирных задач. Даже для проведения поисково-спасательных операций, включая эвакуацию транспортных средств.