«Потеряли миллиарды»: во что обошлась Украине блокада Крыма - «Транспорт» » «Новости Дня»

✔ «Потеряли миллиарды»: во что обошлась Украине блокада Крыма - «Транспорт»


24 сентября 2019
16:32
«Потеряли миллиарды»: во что обошлась Украине блокада Крыма - «Транспорт»
На Украине продолжается оживленная дискуссия относительно целесообразности сохранения блокады Крыма. Эксперты утверждают, что политика, которую официальный Киев проводит в отношении российского полуострова, наносит вред в первую очередь ему самому. В то же самое время новые киевские власти не демонстрируют намерений что-либо менять в своей «крымской позиции». О том, что теряет Украина, блокируя Крым, — в материале «NOVOSTI-DNY.Ru».
Процесс введения блокады Крыма Украиной носил затяжной характер, растянувшись почти на два года. Уже вскоре после воссоединения Крыма с Россией, официальный Киев перекрыл поставки воды на полуостров по Северо-Крымскому каналу, из-за чего был нанесен ощутимый ущерб сельскому хозяйству в северных районах Крыма.
В декабре 2014-го Киев разорвал железнодорожное и автобусное пассажирское сообщение с полуостровом.
В 2014 — 2015 годах украинская таможня работала с Крымом в режиме иностранного государства. Согласно законодательству Незалежной, финансовые контакты с полуостровом проводились как со «свободной экономической зоной». Резкий рост покупательной способности населения Крыма после вхождения полуострова в состав РФ на фоне тяжелого кризиса на Украине, вызвал у украинского бизнеса острый интерес к местному рынку. По информации СМИ, только в первом квартале 2015 года Украина экспортировала на территорию Крыма товаров на сумму около $ 235 млн — примерно столько же, сколько в «среднестатистические» европейские государства вроде Испании или Нидерландов.
Однако экономическое сотрудничество с российским полуостровом вызвало критику со стороны радикально настроенных украинских общественно-политических деятелей. На границе при попустительстве украинских силовиков начали проводиться акции, сопряженные с самовольным блокированием и досмотром «активистами» транспортных средств.
В середине 2015 года киевские власти запретили поставить в Крым стройматериалы. А осенью, на фоне активизации незаконных массовых мероприятий, было полностью заблокировано грузовое движение через границу. В октябре-ноябре 2015-го в результате серии подрывов ведущих в Крым с Украины линий электропередач произошло практически полное отключение населенных пунктов полуострова от электроснабжения. В некоторых районах света не было по нескольку недель. Ситуативно проблема была решена за счет массового завоза на полуостров аварийных средств энергогенерации. А окончательно — путем прокладки через Керченский пролив «энергомоста» и строительства в Крыму двух теплоэлектростанций. Прямой экономический ущерб Крыму от блэкаута составил порядка 4 млрд. рублей.
16 декабря 2015 года правительство Украины приняло решение о полном запрете поставки товаров и услуг в Крым, а также — выполнения на полуострове работ. Еще ранее было прекращено авиационное, морское и почтовое сообщение, а также — разорвана телефонная связь. Украинские финансовые структуры стали блокировать направляемые в Крым денежные переводы. Официальный Киев даже планировал отключить полуостров от интернет-соединения, но, к счастью, российские власти предусмотрели данный ход событий заранее и обеспечили полуостров автономными сетевыми мощностями. Отдельный «подарок» Киев сделал крымским автомобилистам, запретив пересекать границу машинам с местными российскими номерами (82-ой и 92-ой регионы).
В общем, уже в начале 2016 года экономическая блокада Крыма со стороны Украины стала тотальной. Правда, все основные неудобства для жителей Крыма российские власти смогли устранить. Украинские товары были замещены местным производством и поставками с «материковой» части России (в первую очередь, с Кубани и Северного Кавказа). Летать в любом направлении крымчане могут с пересадкой на материке. Потребности населения в воде удовлетворяются за счет рек и скважин (правда, аграриям и промышленникам этой воды все-таки не хватает). Широкое использование в Крыму «материковых» номеров мобильных телефонов сделало бессмысленной «телефонную блокаду». Финансовые транзакции, совершаемые в Крыму, обрабатываются в общероссийских процессинговых центрах, и поэтому с Украины установить место совершения той или иной операции физически невозможно.
Транспортные коммуникации с территорией Незалежной обеспечивают «серые» перевозчики, которые на украинских номерах возят пассажиров в легковых автомобилях или микроавтобусах под видом «попутчиков». Однако такие поездки обычно сопровождаются «выходом» во время пересечения границы и длительным ожиданием. Поэтому тем, кто совершает трансграничные переезды, лучше рассчитывать на то, что путешествие может занять почти целый день.
Пока при власти на Украине находился Петр Порошенко, сделавший ставку на сотрудничество с националистическим электоратом, шанс на снятие украинской блокады с Крыма равнялся нулю. Однако в ходе президентской кампании 2019 года и сразу после нее у многих общественников и политиков появились надежды на здравомыслие Владимира Зеленского.
Так, снять блокаду с Крыма и Донбасса призвал Зеленского украинский политик (на тот момент — народный депутат) Евгений Мураев. «Это наша задача, мы будем настаивать, чтобы Зеленский, который отвечает за внешнеполитический курс и внутреннюю политику, нас услышал и сделал это немедленно», — заявил он.
С подобными предложениями обратился к Зеленскому и экс-президент Украины Леонид Кравчук.
«Украина ни при каких обстоятельствах не согласится признать, что Крым — не украинский. Но нужно делать так, чтобы наши отношения с живущими в Крыму людьми были человеческими. Необходимо снимать все блокады. Вопросы, связанные с водой, электроэнергией и так далее, должны решаться цивилизованным рыночным путем. Если мы наладим нормальные отношения с жителями Крыма, думаю, постепенно мы эти отношения будем углублять, развивать, и придем к каким-то правильным выводам» — поделился политик своими мыслями в эфире телеканала «NEWSONE».

Впрочем, у подобных предложений сразу появились и критики. Заместитель главы так называемого «министерства по вопросам временно оккупированных территорий и делам временно перемещенных граждан Украины» Юрий Грымчак в эфире телеканала «Перший» заявил, что снятие блокады стало бы автоматическим признанием российского статуса Крыма.
И, похоже, пока что взгляды национал-радикалов импонируют Владимиру Зеленскому больше. Он, как некогда Петр Порошенко, практически в каждом публичном выступлении заявляет о своих планах «вернуть Крым» и не демонстрирует никакого желания налаживать конструктивный диалог с Россией по данному вопросу, несмотря на мнение экспертов и собственных избирателей.
На днях ожесточенной критике блокаду Крыма подверг в эфире телеканала «112» министр экономики Украины в 1997 — 1998 годах и глава Госфинсуслуг Украины в 2009 — 2010 годах Виктор Суслов. По его подсчетам, Украина ежегодно теряет порядка миллиарда долларов от экономических санкций, направленных против полуострова. Самые большие потери (порядка 600 млн. долларов в год) несут аграрии Южной Украины, продававшие ранние на полуостров свою продукцию.
«NOVOSTI-DNY.Ru» поинтересовалось у крымских экспертов, кто и какие убытки несет, по их мнению, от блокады полуострова и существуют ли в обозримом будущем перспективы ее снятия.
«Всегда от любой блокады так или иначе что-то теряют обе стороны» — рассказал в интервью нашему агентству председатель Севастопольской региональной общественной организации по экологическому и архитектурно-градостроительному общественному контролю «Золотое сечение» Иван Комелов.

По его словам, пик экономической составляющей связанных с блокадой проблем пришелся на 2014 — 2015 годы. Но сегодня в Крыму негатив от политики официального Киева ощущается в несколько другом ключе. «Это вопрос человеческих взаимоотношений. Многие семьи разделены, и не имеют возможности нормально общаться. В целом из потенциального партнера Украина превратила себя… сами видите во что», — заметил эксперт.
«Если бы официальный Киев не повел себя так, как повел, выиграли бы от этого обе стороны. Украинские производители имели бы возможность доступа на наш рынок, и хотя бы пытались конкурировать на нем, например, с товарами из Краснодара. Но этой возможности они лишили себя сами», — продолжил общественник.

По поводу того, прошел Киев уже «точку невозврата» в экономических отношениях с Крымом, или нет, мнение экспертов звучит по-разному.
«На данном этапе Украина уже почти ничего и не теряет. Все, что могла и не могла, она потеряла ранее" — утверждает президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко.
«Она довела ситуацию до такого состояния, что, даже если захочет, вряд ли сможет что-то предпринять. Рынок Крыма уже плотно занят. Даже если блокада гипотетически была бы снята, чтобы зайти на него, нужно чем-то привлечь потенциальных покупателей, например, резко снизить цены. А украинские аграрии и так работают на грани рентабельности, у них просто нет такой возможности», — предполагает эксперт.

«Конечно, Украина могла бы заработать что-то, например, на продаже воды из Днепра, но на фоне общей ситуации, ее эти деньги уже не спасают», — подчеркнул Ищенко.
Доцент кафедры управления филиала МГУ в Севастополе Евгений Балашов полагает, что гипотетически возвращение к конструктивному сотрудничеству все-таки возможно.
«Из-за блокады Крыма украинские производители, конечно, потеряли миллиарды. И их им никто не возместил. Украина утратила деньги за воду, электроэнергию и товары, которые все это время могла продавать в Крыму», — заявил ученый.

Самые большие проблемы, по его мнению, возникли у украинских сельхозпроизводителей. Ведь их потенциальными покупателями были не только 2,5 млн. жителей полуострова, но и миллионы туристов. А никакого альтернативного рынка для сбыта помидоров, арбузов и черешни у фермеров из-под Херсона и Мелитополя так и не появилось.
«Некоторую выгоду из сохранения торговли с Украиной получили бы и жители Крыма. Российские материковые и украинские производители конкурировали бы друг с другом. А любая конкурентная среда приводит к снижению цен, которые сейчас в Крыму достаточно высокие» — предположил эксперт.

Определенный позитив Украина, по его словам, могла бы извлечь и из сохранения «легального» турпотока в Крым. Сегодня «белые» пассажирские перевозчики и турагенства, которые платят налоги в украинский бюджет, средств от организации отдыха в Крыму своих сограждан не получают. При этом украинцы продолжают массово ездить отдыхать на полуостров (по данным министерства туризма и курортов РК, состоянием на 23 августа республику посетили порядка 560 тыс. отдыхающих с Украины).
Перспективы снятия в обозримом будущем с Крыма украинской блокады эксперт не видит.
«Блокаду снимать украинская сторона не желает. Сегодня для киевских властей политические амбиции значат больше, чем здравый смысл и благосостояние сограждан», — резюмировал Евгений Балашов.
Святослав Князев, Севастополь

24 сентября 2019 16:32 На Украине продолжается оживленная дискуссия относительно целесообразности сохранения блокады Крыма. Эксперты утверждают, что политика, которую официальный Киев проводит в отношении российского полуострова, наносит вред в первую очередь ему самому. В то же самое время новые киевские власти не демонстрируют намерений что-либо менять в своей «крымской позиции». О том, что теряет Украина, блокируя Крым, — в материале «NOVOSTI-DNY.Ru». Процесс введения блокады Крыма Украиной носил затяжной характер, растянувшись почти на два года. Уже вскоре после воссоединения Крыма с Россией, официальный Киев перекрыл поставки воды на полуостров по Северо-Крымскому каналу, из-за чего был нанесен ощутимый ущерб сельскому хозяйству в северных районах Крыма. В декабре 2014-го Киев разорвал железнодорожное и автобусное пассажирское сообщение с полуостровом. В 2014 — 2015 годах украинская таможня работала с Крымом в режиме иностранного государства. Согласно законодательству Незалежной, финансовые контакты с полуостровом проводились как со «свободной экономической зоной». Резкий рост покупательной способности населения Крыма после вхождения полуострова в состав РФ на фоне тяжелого кризиса на Украине, вызвал у украинского бизнеса острый интерес к местному рынку. По информации СМИ, только в первом квартале 2015 года Украина экспортировала на территорию Крыма товаров на сумму около $ 235 млн — примерно столько же, сколько в «среднестатистические» европейские государства вроде Испании или Нидерландов. Однако экономическое сотрудничество с российским полуостровом вызвало критику со стороны радикально настроенных украинских общественно-политических деятелей. На границе при попустительстве украинских силовиков начали проводиться акции, сопряженные с самовольным блокированием и досмотром «активистами» транспортных средств. В середине 2015 года киевские власти запретили поставить в Крым стройматериалы. А осенью, на фоне активизации незаконных массовых мероприятий, было полностью заблокировано грузовое движение через границу. В октябре-ноябре 2015-го в результате серии подрывов ведущих в Крым с Украины линий электропередач произошло практически полное отключение населенных пунктов полуострова от электроснабжения. В некоторых районах света не было по нескольку недель. Ситуативно проблема была решена за счет массового завоза на полуостров аварийных средств энергогенерации. А окончательно — путем прокладки через Керченский пролив «энергомоста» и строительства в Крыму двух теплоэлектростанций. Прямой экономический ущерб Крыму от блэкаута составил порядка 4 млрд. рублей. 16 декабря 2015 года правительство Украины приняло решение о полном запрете поставки товаров и услуг в Крым, а также — выполнения на полуострове работ. Еще ранее было прекращено авиационное, морское и почтовое сообщение, а также — разорвана телефонная связь. Украинские финансовые структуры стали блокировать направляемые в Крым денежные переводы. Официальный Киев даже планировал отключить полуостров от интернет-соединения, но, к счастью, российские власти предусмотрели данный ход событий заранее и обеспечили полуостров автономными сетевыми мощностями. Отдельный «подарок» Киев сделал крымским автомобилистам, запретив пересекать границу машинам с местными российскими номерами (82-ой и 92-ой регионы). В общем, уже в начале 2016 года экономическая блокада Крыма со стороны Украины стала тотальной. Правда, все основные неудобства для жителей Крыма российские власти смогли устранить. Украинские товары были замещены местным производством и поставками с «материковой» части России (в первую очередь, с Кубани и Северного Кавказа). Летать в любом направлении крымчане могут с пересадкой на материке. Потребности населения в воде удовлетворяются за счет рек и скважин (правда, аграриям и промышленникам этой воды все-таки не хватает). Широкое использование в Крыму «материковых» номеров мобильных телефонов сделало бессмысленной «телефонную блокаду». Финансовые транзакции, совершаемые в Крыму, обрабатываются в общероссийских процессинговых центрах, и поэтому с Украины установить место совершения той или иной операции физически невозможно. Транспортные коммуникации с территорией Незалежной обеспечивают «серые» перевозчики, которые на украинских номерах возят пассажиров в легковых автомобилях или микроавтобусах под видом «попутчиков». Однако такие поездки обычно сопровождаются «выходом» во время пересечения границы и длительным ожиданием. Поэтому тем, кто совершает трансграничные переезды, лучше рассчитывать на то, что путешествие может занять почти целый день. Пока при власти на Украине находился Петр Порошенко, сделавший ставку на сотрудничество с националистическим электоратом, шанс на снятие украинской блокады с Крыма равнялся нулю. Однако в ходе президентской кампании 2019 года и сразу после нее у многих общественников и политиков появились надежды на здравомыслие Владимира Зеленского. Так, снять блокаду с Крыма и Донбасса призвал Зеленского украинский политик (на тот момент — народный депутат) Евгений Мураев. «Это наша задача, мы будем настаивать, чтобы Зеленский, который отвечает за внешнеполитический курс и внутреннюю политику, нас услышал и сделал это немедленно», — заявил он. С подобными предложениями обратился к Зеленскому и экс-президент Украины Леонид Кравчук. «Украина ни при каких обстоятельствах не согласится признать, что Крым — не украинский. Но нужно делать так, чтобы наши отношения с живущими в Крыму людьми были человеческими. Необходимо снимать все блокады. Вопросы, связанные с водой, электроэнергией и так далее, должны решаться цивилизованным рыночным путем. Если мы наладим нормальные отношения с жителями Крыма, думаю, постепенно мы эти отношения будем углублять, развивать, и придем к каким-то правильным выводам» — поделился политик своими мыслями в эфире телеканала «NEWSONE». Впрочем, у подобных предложений сразу появились и критики. Заместитель главы так называемого «министерства по вопросам временно оккупированных территорий и делам временно перемещенных граждан Украины» Юрий Грымчак в эфире телеканала «Перший» заявил, что снятие блокады стало бы автоматическим признанием российского статуса Крыма. И, похоже, пока что взгляды национал-радикалов импонируют Владимиру Зеленскому больше. Он, как некогда Петр Порошенко, практически в каждом публичном выступлении заявляет о своих планах «вернуть Крым» и не демонстрирует никакого желания налаживать конструктивный диалог с Россией по данному вопросу, несмотря на мнение экспертов и собственных избирателей. На днях ожесточенной критике блокаду Крыма подверг в эфире телеканала «112» министр экономики Украины в 1997 — 1998 годах и глава Госфинсуслуг Украины в 2009 — 2010 годах Виктор Суслов. По его подсчетам, Украина ежегодно теряет порядка миллиарда долларов от экономических санкций, направленных против полуострова. Самые большие потери (порядка 600 млн. долларов в год) несут аграрии Южной Украины, продававшие ранние на полуостров свою продукцию. «NOVOSTI-DNY.Ru» поинтересовалось у крымских экспертов, кто и какие убытки несет, по их мнению, от блокады полуострова и существуют ли в обозримом будущем перспективы ее снятия. «Всегда от любой блокады так или иначе что-то теряют обе стороны» — рассказал в интервью нашему агентству председатель Севастопольской региональной общественной организации по экологическому и архитектурно-градостроительному общественному контролю «Золотое сечение» Иван Комелов. По его словам, пик экономической составляющей связанных с блокадой проблем пришелся на 2014 — 2015 годы. Но сегодня в Крыму негатив от политики официального Киева ощущается в несколько другом ключе. «Это вопрос человеческих взаимоотношений. Многие семьи разделены, и не имеют возможности нормально общаться. В целом из потенциального партнера Украина превратила себя… сами видите во что», — заметил эксперт. «Если бы официальный Киев не повел себя так, как повел, выиграли бы от этого обе стороны. Украинские производители имели бы возможность доступа на наш рынок, и хотя бы пытались конкурировать на нем, например, с товарами из Краснодара. Но этой возможности они лишили себя сами», — продолжил общественник. По поводу того, прошел Киев уже «точку невозврата» в экономических отношениях с Крымом, или нет, мнение экспертов звучит по-разному. «На данном этапе Украина уже почти ничего и не теряет. Все, что могла и не могла, она потеряла ранее" — утверждает президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко. «Она довела ситуацию до такого состояния, что, даже если захочет, вряд ли сможет что-то предпринять. Рынок Крыма уже плотно занят. Даже если блокада гипотетически была бы снята, чтобы зайти на него, нужно чем-то привлечь потенциальных покупателей, например, резко снизить цены. А украинские аграрии и так работают на грани рентабельности, у них просто нет такой возможности», — предполагает эксперт. «Конечно, Украина могла бы заработать что-то, например, на продаже воды из Днепра, но на фоне общей ситуации, ее эти деньги уже не спасают», — подчеркнул Ищенко. Доцент кафедры управления филиала МГУ в Севастополе Евгений Балашов полагает, что гипотетически возвращение к конструктивному сотрудничеству все-таки возможно. «Из-за блокады Крыма украинские производители, конечно, потеряли миллиарды. И их им никто не возместил. Украина утратила деньги за воду, электроэнергию и товары, которые все это время могла продавать в Крыму», — заявил ученый. Самые большие проблемы, по его мнению, возникли у украинских сельхозпроизводителей. Ведь их потенциальными покупателями были не только 2,5 млн. жителей полуострова, но и миллионы туристов. А никакого альтернативного рынка для сбыта помидоров, арбузов и черешни у фермеров из-под Херсона и Мелитополя так и не появилось. «Некоторую выгоду из сохранения торговли с Украиной получили бы и жители Крыма. Российские материковые и украинские производители конкурировали бы друг с другом. А любая конкурентная среда приводит к снижению цен, которые сейчас в Крыму достаточно высокие» — предположил


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
→