✔ Трамваи под арестом: системный транспортный кризис в Ростове-на-Дону - «Происшествия»
Инга 24-02-2017, 01:01 193 Новости дня / Происшествия и криминал
ПОХОЖИЕ
По сообщению Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области, решение об аресте трамвайных составов было принято в рамках исполнительного производства по взысканию долга в размере 10,5 млн рублей, включая 7,5 млн рублей в доход бюджета. В настоящий момент трамваи переданы на ответственное хранение должнику, но в случае неисполнения требований исполнительного документа их ожидает принудительная реализация.
Эта скандальная для миллионного города история стала не первым за последнее время случаем, когда трамвайное сообщение в Ростове оказывается под угрозой. В середине декабря прошлого года из-за накопления долгов МУП «Ростовская транспортная компания» (РТК) перед энергосбытовой компанией «ТНС Энерго» для городского электротранспорта уже ограничивали подачу электроэнергии, а в январе было получено еще одно подобное предупреждение. Правда, после вмешательства в дело главы администрации города Виталия Кушнарева транспортникам с энергетиками удалось заключить мировое соглашение о реструктуризации и погашении долга к середине апреля. К аресту трамваев «ТНС Энерго» отношения не имеет, сообщили «NOVOSTI-DNY.Ru» в компании.
В действительности проблемы ростовского общественного транспорта гораздо глубже, чем долги муниципальной транспортной компании, причем контексте приближающегося мирового футбольного чемпионата эти проблемы выглядят почти неразрешимыми за короткий срок. Главная из этих проблем — упущенное время: на протяжении почти двух десятилетий городские власти кормили ростовчан обещаниями создать современную систему скоростного общественного транспорта — в виде то монорельса, то «бесшумного трамвая», то метро, но в итоге все эти варианты так и не были реализованы. Не пошли дальше разговоров и планы по строительству подземного тоннеля под вертолетным заводом, для того чтобы облегчить сообщение между разными частями города.
В ноябре 2015 года, в разгар экономического кризиса, было закрыто ростовское управление метро, которое после девальвации рубля оказалось окончательно обречено остаться на бумаге, хотя даже в то время, когда под этот проект можно было привлечь деньги, необходимость строительства метро в Ростове была отнюдь не очевидной. Куда более адекватным решением транспортной проблемы для самого компактного российского миллионника было бы развитие сети скоростного трамвая, но в данном случае мэрия действовала в прямо противоположном направлении. Еще в первой половине прошлого десятилетия большинство трамвайных линий, которые связывали центр города со спальными районами, были демонтированы, и основным видом транспорта в Ростове стало маршрутное такси.
В конце 2014 года мэр Михаил Чернышев, который возглавлял Ростов на протяжении более чем двух десятилетий, ушел в отставку, оставив своему преемнику Сергею Горбаню ворох хронических проблем. В транспортной сфере Горбань, в свою очередь, сложивший полномочия прошлой осенью, попытался переломить ситуацию, убрав маршрутки с главной улицы города и организовав закупку нового подвижного состава. Однако сити-менеджеру, похоже, так и не удалось установить полный контроль над муниципальной транспортной компанией, поскольку в ее автобусах по-прежнему продолжает действовать система наличного расчета, а попытка внедрения транспортных карт фактически провалилась. Полумерой оказалось и приобретение новых трамвайных вагонов, поскольку денег на капитальный ремонт трамвайного полотна в городском бюджете не нашлось — равно как и на восстановление уничтоженной при Михаиле Чернышеве (ныне заседающем в Госдуме) большей части рельсовой сети. Так что арест ростовских трамваев судебными приставами — это лишь новое свидетельство того, в насколько критическом состоянии находится транспортное хозяйство города.
По мнению руководителя ростовского городского отделения межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Александра Семенова, этот сюжет далеко не сводится к чистой экономике. Помимо этого, арест трамваев — это признак очень низкого уровня менеджмента в городском транспорте, а равно и отсутствия политической воли властей в развитии этого вида транспорта, без которого непредставим ни один крупный современный город. «То, что власти с пренебрежением относятся к трамваю, очень печально. Без трамвая Ростов откатывается на уровень городов третьего мира», — считает Семенов.
Еще один собеседник «NOVOSTI-DNY.Ru», пожелавший сохранить анонимность, полагает, что за арестом ростовских трамваев может скрываться попытка банкротства через создание финансовых тупиков. Здесь, по мнению источника, сразу просматривается два пути. Первый — полное закрытие трамвайного сообщения и окончательный снос трамвайных путей с перспективой очередного конфликта с городским сообществом. Второй же вариант — перевод электротранспорта в новую структуру — все же оставляет некую возможность роста и развития трамвая в Ростове, но едва ли это произойдет к ЧМ-2018. В начале этого года по заказу муниципалитета специалистами Донского государственного технического университета была разработана новая схема городского общественного транспорта, но на ее внедрение потребуется, как минимум, несколько лет, к тому же сам документ сразу вызвал критику экспертов и горожан.
«К проведению чемпионата мира город в транспортном отношении абсолютно не готов», — констатирует Александр Семенов, добавляя, впрочем, что в дни проведения матчей транспортная ситуация, скорее всего, будет под контролем, но лишь благодаря знакомым административным мерам — перекрытию центра города для въезда частного транспорта и т. д. «Но город при этом вряд ли будет жить полноценной жизнью», — резюмирует эксперт.
Николай Проценко
Закупка новых вагонов в Ростове не сопровождалась восстановлением трамвайной сети. Фото: livejournal.comВ Ростове-на-Дону судебные приставы арестовали городские трамваи в связи с долгами их собственника. Этот инцидент стал очередным напоминанием о том, насколько глубоко запущенной является ситуация в общественном транспорте крупнейшего города юга России, которому уже в 2018 году предстоит принимать матчи Чемпионата мира по футболу. По сообщению Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области, решение об аресте трамвайных составов было принято в рамках исполнительного производства по взысканию долга в размере 10,5 млн рублей, включая 7,5 млн рублей в доход бюджета. В настоящий момент трамваи переданы на ответственное хранение должнику, но в случае неисполнения требований исполнительного документа их ожидает принудительная реализация. Эта скандальная для миллионного города история стала не первым за последнее время случаем, когда трамвайное сообщение в Ростове оказывается под угрозой. В середине декабря прошлого года из-за накопления долгов МУП «Ростовская транспортная компания» (РТК) перед энергосбытовой компанией «ТНС Энерго» для городского электротранспорта уже ограничивали подачу электроэнергии, а в январе было получено еще одно подобное предупреждение. Правда, после вмешательства в дело главы администрации города Виталия Кушнарева транспортникам с энергетиками удалось заключить мировое соглашение о реструктуризации и погашении долга к середине апреля. К аресту трамваев «ТНС Энерго» отношения не имеет, сообщили «NOVOSTI-DNY.Ru» в компании. В действительности проблемы ростовского общественного транспорта гораздо глубже, чем долги муниципальной транспортной компании, причем контексте приближающегося мирового футбольного чемпионата эти проблемы выглядят почти неразрешимыми за короткий срок. Главная из этих проблем — упущенное время: на протяжении почти двух десятилетий городские власти кормили ростовчан обещаниями создать современную систему скоростного общественного транспорта — в виде то монорельса, то «бесшумного трамвая», то метро, но в итоге все эти варианты так и не были реализованы. Не пошли дальше разговоров и планы по строительству подземного тоннеля под вертолетным заводом, для того чтобы облегчить сообщение между разными частями города. В ноябре 2015 года, в разгар экономического кризиса, было закрыто ростовское управление метро, которое после девальвации рубля оказалось окончательно обречено остаться на бумаге, хотя даже в то время, когда под этот проект можно было привлечь деньги, необходимость строительства метро в Ростове была отнюдь не очевидной. Куда более адекватным решением транспортной проблемы для самого компактного российского миллионника было бы развитие сети скоростного трамвая, но в данном случае мэрия действовала в прямо противоположном направлении. Еще в первой половине прошлого десятилетия большинство трамвайных линий, которые связывали центр города со спальными районами, были демонтированы, и основным видом транспорта в Ростове стало маршрутное такси. В конце 2014 года мэр Михаил Чернышев, который возглавлял Ростов на протяжении более чем двух десятилетий, ушел в отставку, оставив своему преемнику Сергею Горбаню ворох хронических проблем. В транспортной сфере Горбань, в свою очередь, сложивший полномочия прошлой осенью, попытался переломить ситуацию, убрав маршрутки с главной улицы города и организовав закупку нового подвижного состава. Однако сити-менеджеру, похоже, так и не удалось установить полный контроль над муниципальной транспортной компанией, поскольку в ее автобусах по-прежнему продолжает действовать система наличного расчета, а попытка внедрения транспортных карт фактически провалилась. Полумерой оказалось и приобретение новых трамвайных вагонов, поскольку денег на капитальный ремонт трамвайного полотна в городском бюджете не нашлось — равно как и на восстановление уничтоженной при Михаиле Чернышеве (ныне заседающем в Госдуме) большей части рельсовой сети. Так что арест ростовских трамваев судебными приставами — это лишь новое свидетельство того, в насколько критическом состоянии находится транспортное хозяйство города. По мнению руководителя ростовского городского отделения межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Александра Семенова, этот сюжет далеко не сводится к чистой экономике. Помимо этого, арест трамваев — это признак очень низкого уровня менеджмента в городском транспорте, а равно и отсутствия политической воли властей в развитии этого вида транспорта, без которого непредставим ни один крупный современный город. «То, что власти с пренебрежением относятся к трамваю, очень печально. Без трамвая Ростов откатывается на уровень городов третьего мира», — считает Семенов. Еще один собеседник «NOVOSTI-DNY.Ru», пожелавший сохранить анонимность, полагает, что за арестом ростовских трамваев может скрываться попытка банкротства через создание финансовых тупиков. Здесь, по мнению источника, сразу просматривается два пути. Первый — полное закрытие трамвайного сообщения и окончательный снос трамвайных путей с перспективой очередного конфликта с городским сообществом. Второй же вариант — перевод электротранспорта в новую структуру — все же оставляет некую возможность роста и развития трамвая в Ростове, но едва ли это произойдет к ЧМ-2018. В начале этого года по заказу муниципалитета специалистами Донского государственного технического университета была разработана новая схема городского общественного транспорта, но на ее внедрение потребуется, как минимум, несколько лет, к тому же сам документ сразу вызвал критику экспертов и горожан. «К проведению чемпионата мира город в транспортном отношении абсолютно не готов», — констатирует Александр Семенов, добавляя, впрочем, что в дни проведения матчей транспортная ситуация, скорее всего, будет под контролем, но лишь благодаря знакомым административным мерам — перекрытию центра города для въезда частного транспорта и т. д. «Но город при этом вряд ли будет жить полноценной жизнью», — резюмирует эксперт. Николай Проценко