✔ Про квартиру в Москве - «Общество»
WifKinson 23-10-2019, 16:11 193 Новости дня / Политика / ОбществоТак уж воспитывали советских людей, что они всю жизнь витали в облаках и ждали "светлого будущего". А потом сроки наступления всеобщего счастья как-то незаметно для трудящихся (раз за разом, поколение за поколением) отодвигались.
Чтобы у граждан не было сомнений, что страна (точнее - наш народ) сможет поднять разрушенную войной экономику, им твердо обещали, что коммунизм должен начаться где-то через двадцать лет.
Тем временем самой номенклатуре (партийным и советским руководителям, высокопоставленным бюрократам) становилось жить лучше. Но они не стремились это афишировать.
Затем началось широкое строительство "цековских", "совминовских" и подобных им ведомственных домов. Это были прекрасные кирпичные дома улучшенной планировки с квартирами большой площади, расположенные в тихих переулках Центра Москвы.
В общем номенклатура и "слуги народа" со всех трибун обещали "раньше думать о Родине", но и о себе, любимых, не забывали. И очень просили народ поднапрячься и потерпеть.
Но потом партократы вдруг вспомнили, что до коммунизма сначала надо построить развитой социализм. И "под звуки оркестра" и пламенные речи с трибун начали заниматься этим.
Кстати, здесь нужно отметить, что массовое строительство панельных пятиэтажек в годы правления Н.С. Хрущёва имело свою специфику. Специалисты буквально по сантиметрам высчитывали потребности людей в площади кухни, ванной комнаты, совмещенной с туалетом, высоты потолков и т.д. Поэтому многие квартиры получились "лилипутскими".
Однако в пропагандистских целях при этом учитывали только стоимость израсходованных на дом материалов и зарплату строителей. А вот для бюджета страны строительство "дешёвых хрущёвок" обходилось очень дорого, поскольку многие затраты при этом просто не учитывались, выносились за скобки. Тем не менее, трудящиеся с огромной радостью переезжали из коммуналок в отдельные малагабаритные квартиры в "хрущёвках".
Надо честно признать, что и в годы правления Л.И. Брежнева масштабы строительства жилья резко увеличились. Но строили уже не пятиэтажки, а девятиэтажные панельные дома. Поэтому обеспечение трудящихся жильем, которое в наши дни стали пренебрежительно называть "брежневки", ускорилось. Но для своего времени это было очень и очень хорошее жилье.
Через некоторое время вдруг выяснилось, что были какие-то недочеты и недопонимания на местах и нам теперь надо начать строить не "развитой социализм", а "социализм с человеческим лицом". А для этого решили использовать старый трюк и пообещали обеспечить каждую советскую семью отдельной квартирой.
Правда, потом бюрократы из Госстроя, Госплана и Минфина подсчитали, что "социализм с человеческим лицом" обойдется государству слишком дорого, поэтому через некоторое время стали обещать трудящимся обеспечить их благоустроенной квартирой.
Вероятно, это надо понимать так, что "благоустроенные квартиры" должны были обходиться бюджету гораздо дешевле "отдельных квартир" для трудящихся. Надеюсь, вы обратили внимание, что я упомянул здесь именно трудящихся, потому что номенклатура никогда не забывала о себе и своих растущих потребностях.
Например, когда Л.И. Брежнев был еще первым секретарем ЦК компартии Казахстана его переезд в специально построенный цековский дом повышенной комфортабельности был преподнесен трудящимся, как героический поступок. Дескать, он хочет на себе испытать все тяготы жизни в "экспериментальном" доме.
Если вы считаете, что это было давно, то вот другой случай, из 90-х годов. В одном доме дореволюционной постройки в уютном районе старой Москвы (через дорогу от нынешней "золотой мили") затеяли реконструкцию. Разумеется, его жильцов на это время разместили на "подселение", в "обменный фонд", а кому повезло, тем сразу предоставили отдельную квартиру в панельном доме на окраине столицы.
Так вот, после капитального ремонта с перепланировкой в тот дом смог вернуться только один прежний жилец - инвалид Великой Отечественной войны. Ему была предоставлена квартирка на первом этаже. А остальными жильцами стали совсем не рядовые сотрудники престижных ведомств и "сливки общества" районного масштаба.
Как бы не забыть упомянуть еще и о домах для "народных прянников". Поскольку в Москве таких всегда было предостаточно тут наладили для них масштабное строительство домов, отнюдь, не типовых проектов.
То-то радости у них было. Ведь многие "народные прянники" имели в региональных центрах прекрасное жилье либо уже владели квартирой в самой Златоглавой.
Говорят, что получив служебное жилье (порой с бесплатной обстановкой) некоторые "народные прянники", даже сложив свои полномочия, долго не хотели освобождать служебные квартиры. Однако им не особенно докучали, поскольку их услужливое одобрение решений коррупционеров могло еще понадобиться.
Значительным прорывом в обеспечении трудящихся современным жильем были МЖК - молодежные жилищные комплексы. Социально активные молодые люди с предприятий, имеющие строительную специальность или готовые такую получить, по комсомольским путевкам (или специальному оргнабору местных властей) шли на строительство молодежных домов и микрорайонов, где получали бесплатную квартиру для своей семьи.
Однако этот эксперимент начался в годы "застоя", поэтому не всегда встречал понимание со стороны партократов и местных бюрократов, которые считали, что все блага трудящиеся должны получать только из их рук.
А те трудящиеся, которые остались на своём основном производстве, своим ударным трудом приближали и свое, и наше общее светлое будущее. То есть своим ударным трудом они давали стране больше металла, цемента, бетона, панелей, домов и жилых кварталов. И в эти новые дома с огромной радостью люди переселялись из коммуналок, в которых жили порой по три-четыре человека в комнате.
Кстати, кому повезло попасть работать на крупное предприятие, тот мог получить жилье даже через пять-семь лет - от завода, в качестве поощрения за свой ударный труд. А еще бесплатное жилье на предприятиях предоставляли (по закону) молодым специалистам. Но это всё уже в далёком и невозвратном прошлом.
К сожалению, в последние годы, пожалуй, единственной возможностью для трудящихся получить квартиру является взять ипотечный кредит. Однако многие годы такой кредит предоставлялся банками на кабальных условиях.
Более того, учитывая, что наиболее "продвинутые" заёмщики брали валютный кредит, а за несколько лет произошло значительное падение курса рубля (теперь при покупке долларов для возврата кредита им приходилось платить в 2-2,5 раза больше рублей, чем прежде) многие из этих людей попадали просто в безвыходное положение.
Доходило до того, что валютные заёмщики перекрывали движение на дорогах, чтобы власти обратили внимание на эту проблему.
Наверное, единственной реальной возможностью для простых москвичей улучшить свои жилищные условия было попасть в программу расселения коммуналок и переселения из ветхого жилья.
Но здесь следует честно признать, что уже 10-15 лет назад получить квартиру в новостройке в пределах МКАДа мало кому удавалось. Обычно москвичи могли получить жилье в новостройке в заМКАДье или вовсе в "Новой Москве", то есть в тех районах Московской области, которые были цинично присоединены к столице.
Впрочем, была еще возможность, что ваш дом или место, на котором он стоит в Москве, приглянулось какому-то инвестору и он решил построить на этом месте деловой или торговый центр, чтобы сдавать в аренду офисы и торговые площади, или построить 5-ти звездную гостиницу для иностранцев.
К сожалению, учитывая падение курса рубля, системный банковский и затяжной экономический кризис в России, усугубленные введением иностранных санкций, спад деловой активности и падение покупательной способности населения надеяться на покупку квартиры приходится всё меньше и меньше.
Сейчас жителям московских панельных пятиэтажек, а в скором будущем и девятиэтажек, остаётся надеяться на реализацию властями города программы реновации жилья.
Но и тут всё не просто. Дело в том, что новые квартиры теперь выделяют не так, как раньше, учитывая необходимую жилплощадь для всех жильцов квартиры.
Теперь выселяемым из центральных и обжитых районов жильцам предоставляют равнозначную (!) квартиру. То есть за "двушку" дают "двушку", а за "однушку" переселяемые получают только однокомнатную квартиру, независимо от количества прописанных в ней граждан.
А необходимую для комфортного проживания людей дополнительную жилплощадь предлагают докупить за свои трудовые сбережения. Но есть ли они у людей - это уже отдельный разговор.
(Не квартира красит человека, а количество комнат в ней)
Сергей Палий.
Так уж воспитывали советских людей, что они всю жизнь витали в облаках и ждали "светлого будущего". А потом сроки наступления всеобщего счастья как-то незаметно для трудящихся (раз за разом, поколение за поколением) отодвигались. Чтобы у граждан не было сомнений, что страна (точнее - наш народ) сможет поднять разрушенную войной экономику, им твердо обещали, что коммунизм должен начаться где-то через двадцать лет. Тем временем самой номенклатуре (партийным и советским руководителям, высокопоставленным бюрократам) становилось жить лучше. Но они не стремились это афишировать. Затем началось широкое строительство "цековских", "совминовских" и подобных им ведомственных домов. Это были прекрасные кирпичные дома улучшенной планировки с квартирами большой площади, расположенные в тихих переулках Центра Москвы. В общем номенклатура и "слуги народа" со всех трибун обещали "раньше думать о Родине", но и о себе, любимых, не забывали. И очень просили народ поднапрячься и потерпеть. Но потом партократы вдруг вспомнили, что до коммунизма сначала надо построить развитой социализм. И "под звуки оркестра" и пламенные речи с трибун начали заниматься этим. Кстати, здесь нужно отметить, что массовое строительство панельных пятиэтажек в годы правления Н.С. Хрущёва имело свою специфику. Специалисты буквально по сантиметрам высчитывали потребности людей в площади кухни, ванной комнаты, совмещенной с туалетом, высоты потолков и т.д. Поэтому многие квартиры получились "лилипутскими". Однако в пропагандистских целях при этом учитывали только стоимость израсходованных на дом материалов и зарплату строителей. А вот для бюджета страны строительство "дешёвых хрущёвок" обходилось очень дорого, поскольку многие затраты при этом просто не учитывались, выносились за скобки. Тем не менее, трудящиеся с огромной радостью переезжали из коммуналок в отдельные малагабаритные квартиры в "хрущёвках". Надо честно признать, что и в годы правления Л.И. Брежнева масштабы строительства жилья резко увеличились. Но строили уже не пятиэтажки, а девятиэтажные панельные дома. Поэтому обеспечение трудящихся жильем, которое в наши дни стали пренебрежительно называть "брежневки", ускорилось. Но для своего времени это было очень и очень хорошее жилье. Через некоторое время вдруг выяснилось, что были какие-то недочеты и недопонимания на местах и нам теперь надо начать строить не "развитой социализм", а "социализм с человеческим лицом". А для этого решили использовать старый трюк и пообещали обеспечить каждую советскую семью отдельной квартирой. Правда, потом бюрократы из Госстроя, Госплана и Минфина подсчитали, что "социализм с человеческим лицом" обойдется государству слишком дорого, поэтому через некоторое время стали обещать трудящимся обеспечить их благоустроенной квартирой. Вероятно, это надо понимать так, что "благоустроенные квартиры" должны были обходиться бюджету гораздо дешевле "отдельных квартир" для трудящихся. Надеюсь, вы обратили внимание, что я упомянул здесь именно трудящихся, потому что номенклатура никогда не забывала о себе и своих растущих потребностях. Например, когда Л.И. Брежнев был еще первым секретарем ЦК компартии Казахстана его переезд в специально построенный цековский дом повышенной комфортабельности был преподнесен трудящимся, как героический поступок. Дескать, он хочет на себе испытать все тяготы жизни в "экспериментальном" доме. Если вы считаете, что это было давно, то вот другой случай, из 90-х годов. В одном доме дореволюционной постройки в уютном районе старой Москвы (через дорогу от нынешней "золотой мили") затеяли реконструкцию. Разумеется, его жильцов на это время разместили на "подселение", в "обменный фонд", а кому повезло, тем сразу предоставили отдельную квартиру в панельном доме на окраине столицы. Так вот, после капитального ремонта с перепланировкой в тот дом смог вернуться только один прежний жилец - инвалид Великой Отечественной войны. Ему была предоставлена квартирка на первом этаже. А остальными жильцами стали совсем не рядовые сотрудники престижных ведомств и "сливки общества" районного масштаба. Как бы не забыть упомянуть еще и о домах для "народных прянников". Поскольку в Москве таких всегда было предостаточно тут наладили для них масштабное строительство домов, отнюдь, не типовых проектов. То-то радости у них было. Ведь многие "народные прянники" имели в региональных центрах прекрасное жилье либо уже владели квартирой в самой Златоглавой. Говорят, что получив служебное жилье (порой с бесплатной обстановкой) некоторые "народные прянники", даже сложив свои полномочия, долго не хотели освобождать служебные квартиры. Однако им не особенно докучали, поскольку их услужливое одобрение решений коррупционеров могло еще понадобиться. Значительным прорывом в обеспечении трудящихся современным жильем были МЖК - молодежные жилищные комплексы. Социально активные молодые люди с предприятий, имеющие строительную специальность или готовые такую получить, по комсомольским путевкам (или специальному оргнабору местных властей) шли на строительство молодежных домов и микрорайонов, где получали бесплатную квартиру для своей семьи. Однако этот эксперимент начался в годы "застоя", поэтому не всегда встречал понимание со стороны партократов и местных бюрократов, которые считали, что все блага трудящиеся должны получать только из их рук. А те трудящиеся, которые остались на своём основном производстве, своим ударным трудом приближали и свое, и наше общее светлое будущее. То есть своим ударным трудом они давали стране больше металла, цемента, бетона, панелей, домов и жилых кварталов. И в эти новые дома с огромной радостью люди переселялись из коммуналок, в которых жили порой по три-четыре человека в комнате. Кстати, кому повезло попасть работать на крупное предприятие, тот мог получить жилье даже через пять-семь лет - от завода, в качестве поощрения за свой ударный труд. А еще бесплатное жилье на предприятиях предоставляли (по закону) молодым специалистам. Но это всё уже в далёком и невозвратном прошлом. К сожалению, в последние годы, пожалуй, единственной возможностью для трудящихся получить квартиру является взять ипотечный кредит. Однако многие годы такой кредит предоставлялся банками на кабальных условиях. Более того, учитывая, что наиболее "продвинутые" заёмщики брали валютный кредит, а за несколько лет произошло значительное падение курса рубля (теперь при покупке долларов для возврата кредита им приходилось платить в 2-2,5 раза больше рублей, чем прежде) многие из этих людей попадали просто в безвыходное положение. Доходило до того, что валютные заёмщики перекрывали движение на дорогах, чтобы власти обратили внимание на эту проблему. Наверное, единственной реальной возможностью для простых москвичей улучшить свои жилищные условия было попасть в программу расселения коммуналок и переселения из ветхого жилья. Но здесь следует честно признать, что уже 10-15 лет назад получить квартиру в новостройке в пределах МКАДа мало кому удавалось. Обычно москвичи могли получить жилье в новостройке в заМКАДье или вовсе в "Новой Москве", то есть в тех районах Московской области, которые были цинично присоединены к столице. Впрочем, была еще возможность, что ваш дом или место, на котором он стоит в Москве, приглянулось какому-то инвестору и он решил построить на этом месте деловой или торговый центр, чтобы сдавать в аренду офисы и торговые площади, или построить 5-ти звездную гостиницу для иностранцев. К сожалению, учитывая падение курса рубля, системный банковский и затяжной экономический кризис в России, усугубленные введением иностранных санкций, спад деловой активности и падение покупательной способности населения надеяться на покупку квартиры приходится всё меньше и меньше. Сейчас жителям московских панельных пятиэтажек, а в скором будущем и девятиэтажек, остаётся надеяться на реализацию властями города программы реновации жилья. Но и тут всё не просто. Дело в том, что новые квартиры теперь выделяют не так, как раньше, учитывая необходимую жилплощадь для всех жильцов квартиры. Теперь выселяемым из центральных и обжитых районов жильцам предоставляют равнозначную (!) квартиру. То есть за "двушку" дают "двушку", а за "однушку" переселяемые получают только однокомнатную квартиру, независимо от количества прописанных в ней граждан. А необходимую для комфортного проживания людей дополнительную жилплощадь предлагают докупить за свои трудовые сбережения. Но есть ли они у людей - это уже отдельный разговор. (Не квартира красит человека, а количество комнат в ней) Сергей Палий.